Золото Яниса Хулианиса

Начало этой истории я запомнил навсегда. Она случилась в ночь с 25 на 26 декабря 2000 года. Утром я проснулся раньше обычного. Сразу обратил внимание на тёмное пятно на люстре. Им оказался предмет, похожий на мешочек. Это становилось интересным, так как вечером там ничего не было. Получается, что его кто-то повесил ночью. Не понятно только, как туда добрались. Дом, где я живу, в давние годы построил мой прадед. Потолки в нём высокие, и до него не дотянуться даже, если стать на стол. Пошёл в кладовку за стремянкой. Судя по тому, что на ней был слой пыли, в ближайшее время нею никто не пользовался. С большим трудом я отвязал кожаный мешочек от светильника и спустился вниз. Внутри него что-то позвякивало. С нетерпением я достал содержимое и замер от неожиданности. В мешочке оказались двенадцать золотых монет, каждая по десять рублей. С обратной стороны монеты поблёскивал двуглавый орёл. Несомненно, это были золотые червонцы царской чеканки. От радости моё сердце бешено заколотилось. Ещё бы! Каким-то чудом ко мне попал настоящий клад. Если перевести его на нынешние рубли, то получится огромная сумма!

Остаётся выяснить самую малость – кому я обязан таким щедрым подарком, поднесённым столь необычным способом? Довольно странно! Дверь и окна закрыты, потому и войти в мою комнату некому. Разве что племяннице Рае или её мужу Аркадию. Если они захотели что-либо подарить мне, то могли это сделать значительно проще. Впрочем, гадать не буду – сами расскажут, если это дело их рук.

Я живу вместе с семьёй племянницы. И это при том, что у меня имеется сын, взрослый и достаточно обеспеченный. Он живёт очень далеко – в американском штате Калифорния. Ездил я к сыну, но не понравилось мне там. Вот и вернулся в родной дом.

Дорожки во дворе слегка запорошены снегом, но никаких следов на них не видно. Я поймал себя на том, что непроизвольно ищу разгадку ночного сюрприза. Надо дождаться, когда Рая и Аркаша перед уходом на работу будут пить утренний кофе.

Сохраняя полное молчание, я положил к ним на стол таинственный мешочек, из которого на всякий случай изъял монеты. Племянники с любопытством стали его разглядывать.

- Дядя Жора, вы можете объяснить – что это такое? – поинтересовалась Рая.
- А вы сами не знаете?
- Откуда нам знать, если эту вещь видим первый раз?
- В таком случае, утром я нашёл этот мешочек, привязанный к люстре.
- И что в нём было? – спросил Аркаша.
- Ничего. Мне только интересно, как он туда попал. У вас есть какие-нибудь соображения на этот счёт?
- Трудно сказать, - произнёс Аркаша после некоторого раздумья. – Хотя есть мысль. Сегодня же католическое Рождество! Дядя, вы не стали католиком?
- Нет. Пока не успел, - поддержал я шутку.
- Мне всё ясно, - присоединилась к нам Рая. – Это подарок от Санта Клауса, но в пути мешок развязался и просыпался, и это всё, что от него осталось.
- Ладно, ребятки, не буду больше вас задерживать, не то опоздаете на работу.

Вот и не верь после этого в чудеса! Рано или поздно всё раскроется. Найденные монеты, кроме одной, я припрятал в тайник.

С тем золотым империалом я пошёл к известному в городе ювелиру Соломону Гольдману.

- Зачем вы пожаловали, молодой человек? – таким вопросом встретил меня ювелир.
- Хочу попросить вас определить монету – она настоящая или подделка?
Старик долго колдовал с червонцем, травил его, взвешивал и рассматривал сквозь оптику. Наконец он поднял голову.
- Ваша десятка самая настоящая, без всякого сомнения. У вас много таких?
- Только одна.
- Хотите её продать?
- Нет. Это семейная реликвия.
- Если надумаете продать, то приходите ко мне. Я дам хорошую цену.
- Соломон, запишите меня в список возможных клиентов.

С тех пор минул год. Я уже забыл думать о том нечаянном, ниспосланным мне, подарке. Когда он вновь напомнил о себе. И случилось это точно как в прошлый раз 26 декабря ночью. И снова в мешочке помещалась дюжина золотых червонцев, что меня приятно удивило, хотя не так сильно как в первый раз. Определённо, кто-то забавляется. Скорее всего, за этим скрывается добрый Святой Николай или Санта Клаус, которого обожают дети и недолюбливают взрослые. А всё потому, что дети верят в сказки, а взрослые давно уже перестали. По-любому, такие визиты с подарками приятны и можно только их приветствовать.

Декабрь 2002 года был на исходе и неуклонно приближался к Новому году. С нетерпением я ждал наступления ночи 26 декабря. Внутренний голос нашёптывал мне, что и на этот раз подарка не миновать. Но главным было разгадать тайну, которая продолжала меня мучить. Захотелось воочию понаблюдать момент появления нового мешочка, а если повезёт, то и того, кто его принесёт. Чтобы не спугнуть то чудо, решил не делать никаких перестановок, не включать свет, и притвориться спящим. Началась моя титаническая борьба со сном. Вначале это давалось мне легко. Я непрерывно строил предположения насчёт дароносца. Он мне рисовался по-разному: седобородым старцем, прелестной девушкой, белоснежным длинношеим лебедем или крылатым ангелом. Постепенно сон набрасывал на меня свои пленительные сети. Я не заметил, как провалился в сон в сонме своих фантастических видений…

Едва я пробудился от сна, как глянул на люстру. Меня охватили два чувства: что опять упустил возможность докопаться до истины, и что я снова буду богаче на двенадцать блестящих монет. Эх, потерян ещё один год!

Как-то незаметно подкралась знаменательная дата – 26 декабря, на этот раз 2003 года. Пришла пора получить очередной стодвадцатирублёвый золотой взнос от неизвестного дарителя. В советское время тоже была прибавка к зарплате в конце года, именуемая тринадцатой, но она не идёт ни в какое сравнение с нынешней.

Пора, наконец, поставить точку в поисках источника рождественских подарков. Это может иметь и обратную сторону, так как находка источника может привести и к тому, что он заглохнет, и тогда прощай халявное золотишко. Однако любопытство почти всегда одолевает риск, и поэтому я твёрдо решил в этот раз раскрыть тайну, во что бы ни стало.
К ночному бдению я подготовился основательно. Днём выспался наперёд с запасом, а поздним вечером выпил три чашки крепкого кофе. Раскрытие волнующей тайны вполне стоит бессонной ночи. Потянулись медленные ночные часы.

Когда до рассвета оставалось совсем немного, на наружной стене на мгновение появилось сияющее пятно. Оно превратилось в подобие человеческой фигуры и полетело к люстре. При этом всё происходило в полной тишине. На светильнике повис тёмный предмет. Увиденное настолько поразило меня, что я не мог произнести ни звука. Наконец я овладел собой.

- Доброй ночи, кто бы ты ни был! – спокойно и громко сказал я.

Фигура моментально исчезла, словно её никогда не было. Я уже стал думать – не померещилось ли мне? Всё же явно чувствовал чьё-то присутствие в комнате.

- Не надо меня пугаться. Покажитесь! Хочу поблагодарить вас за доброту.
- А я и не пугаюсь, - произнесла фигура, обретшая вид старика в старомодном сюртуке. Фигура довольно странная, излучающая тусклый свет, полупрозрачная, через которую можно было смотреть насквозь.
- Скажите - кто вы и как вас зовут? – произнёс я.
- Я – дух. Надеюсь, тебе знакомо такое понятие? Прежде меня звали Янисом Хулианисом. Я – друг твоего деда Исайи.

Вот это – действительно чудо! До сих пор мне не приходилось встречаться с духами. Голос его звучал убедительно, так что, несомненно, он не шутил. Если существует Святой Дух, то почему бы не быть и другим духам. Надо успокоиться и повести с ним беседу.

- Очень приятно! Думаю, мне представляться не надо. А с дедом я тоже хотел бы встретиться.
- Нет ничего проще. Сейчас он гуляет во дворе дома.
- Так зовите его побыстрей. Чего же он там мёрзнет?!
- Он стесняется…
- В первый раз слышу, чтобы духи стеснялись.

Также как и первый дух, второй беспрепятственно проник сквозь стену. Он являл собой старика с окладистой бородой и в круглой шапочке.

- Дедушка Исай, это вы? Рад вас видеть!
- И я тоже. Жаль, что мне не довелось увидеть тебя при моей земной жизни…
- Скажите, уважаемые, как к вам правильно обращаться, - поинтересовался я.
- Называй нас просто по именам. У духов нет иных званий и титулов кроме имени, - ответил Янис.
- А теперь, господа духи, расскажите, что вас привело ко мне, и что это за подарки, которыми вы меня осыпаете. Но, прежде чем вы начнёте, предлагаю выпить по чуть-чуть за встречу.

Духи весело переглянулись между собой, а потом прыснули от смеха.

- Жорик, ты, верно, не знаком с тем, что духи бестелесны, а потому употреблять что-либо у нас нет ни возможности, ни желания, - просветил меня Янис.

Первым, по старшинству, начал речь дед, простите, дух Исай.

- О нас, духах, столько легенд насочиняли и сказок придумали, что окончательно запутали человечество. И только тебе, Жорик, как близкому человеку, я раскрою истину. Все люди после смерти попадают в Макрокосм и остаются там навечно. И только такие неприкаянные души, как моя и Яниса, периодически возвращаются на Землю. Тогда они и становятся духами. Многие считают, что дух отца Гамлета выдумал Шекспир. А он существует, этот милейший человек. Мы с ним иногда встречаемся, чтобы покалякать. Некоторые из духов подрабатывают привидениями в старых английских замках.

В нашей семье было пятеро детей. Мой отец занимался торговлей и со временем приобрёл усадьбу и построил дом, в части которого ты живёшь. Когда я вырос и женился, отец дал мне денег на мельницу. Через десять лет их у меня было несколько. Жена подарила мне пятеро чудесных детей, в том числе и твоего отца. Незадолго до Первой мировой войны, которую мы называли Германской, я надумал переехать в Америку. Для этого продал свои мельницы. Я не доверял ни банкам, ни ассигнациям, и все деньги обратил в золотые монеты.

Мой друг Янис также собрался эмигрировать в Америку. Но, на беду, в это время обанкротился. Я одолжил ему тысячу рублей золотом с условием, что он возвратит долг, когда прибуду в эту страну. Он уехал, а я остался, чтобы уладить некоторые дела.

И тут грянула большая война, а за ней сразу революция и Гражданская. В начале Германской войны меня призвали в армию. Воевать пришлось в Галиции. Там же и попал в австрийский плен. По возвращении с войны я узнал, что дом, который достался мне от родителей, конфискован новыми властями. Моей семье из семи человек оставили две комнаты. Отобрали все ценные вещи. Почти всё своё золото я добровольно-принудительно отдал чекистам. Но они мне не поверили и посадили в тюрьму. Потом ходили слухи, что меня расстреляли, но это гнусная клевета на органы ЧК. На самом деле меня посадили в камеру-одиночку и забыли там на две недели без еды и воды. Естественно, я не выдержал такого невежливого обращения.

- Да-а-а, дедушка, нелегко вам досталось, - посочувствовал я.
- Тем не менее, Жорик, я был счастлив.
- А теперь, позвольте мне рассказать свою историю, - вступил в разговор Янис.

- Мой отец был грек с испанскими корнями. С самого детства у меня была тяга к механике. Уже в юности меня приглашали на починку различных машин и механизмов. Свою мастерскую мне не удалось открыть. На жизнь я зарабатывал продажей дров и керосина. В одну ночь на складе случился пожар, всё сгорело, и я стал банкротом. Тогда и надумал эмигрировать в Америку. Исай, мой давний друг, поддержал меня и одолжил деньги на дорогу.
В новой стране поначалу мне пришлось нелегко, но со временем всё утряслось. Я изобрёл зажигалку, ещё несовершенную, но она пользовалась хорошим спросом. Вскоре я разбогател. Давно мог вернуть долг Исаю, но он всё не приезжал. Он не приехал никогда.

В канун нового тысячелетия мы встретились и решили, что я верну долг внуку моего друга, как единственному наследнику. С учётом процентов сумма составит три тысячи шестьсот царских рублей золотом.

- А теперь скажи, Янис, почему ты приносишь монеты на Рождество?
- Потому что на моей новой родине в этот день принято дарить подарки, а чаще одного раза в год я прилетать не могу.
- А почему именно двенадцать монет?
- Не забывай, что я всего лишь дух, и больше ста грамм мне не поднять.
- Получается, что ты будешь прилетать ко мне тридцать лет.
- Какой умненький мальчик! Ты подсчитал верно.
- А если я не доживу до конца срока?
- Ничего страшного. Получат твои наследники. Скоро начнёт светать. Исай, нам пора улетать.
- Прощай, дорогой внучек! Рад был видеть тебя.
- Я тоже был рад видеть вас, добрые духи Исай и Янис. Прилетайте. Буду ждать. Я вас люблю совершенно бескорыстно. Не вешайте больше монеты на люстру, а кладите на журнальный столик.

Духи взялись за руки и просочились через стену. Вначале они летели вдоль деревьев, а затем скрылись в предрассветном тумане.


Рецензии
Чудесная история. И даже верится во всё это.
А тебе - браво, как автору таких милых фантазий.
И пусть и у тебя где-нибудь в доме найдется дедушкин клад. Вот уж повеселишься!

Галина Кириллова   31.03.2013 22:30     Заявить о нарушении
В давние годы мой дед был состоятельным человеком, но это осталось только в воспоминаниях моих дядей, а теперь и в моих. А повеселиться можно, особенно сегодня, в День Дурака.
Спасибо, Галюня! Счастья, здоровья и успехов!
Олежка.
☺♥☼

Олег Маляренко   01.04.2013 14:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.