В боевых порядках. Часть 1

 Авиация всё активнее входит в повседневную жизнь человека. Профессия лётчика стала привычна в нашей жизни и не отличается от обычной работы. Но есть среди этой категории лётчики, которые не только перевозят людей и грузы из одной точки в другую, но и умеют многое, что выделяет их в особую категорию - лётчиков военно - транспортной авиации.
Эти лётчики должны уметь тушить пожары, искать затерявшиеся на земле объекты, летать большими группами в едином строю, производить воздушное десантирование людей и грузов с высокой точностью, разгонять облака и вызывать дожди. Квалификация "Военный лётчик 1 класса" свидетельствует, что человек подготовлен в полном объёме подготовки и способен выполнять все задачи по предназначению военно-транспортной авиации.

 Из всех задач, наибольшей сложностью отличаются групповые полёты в боевых порядках.
В этом рассказе, я и хочу рассказать о выполнении полётов экипажами ВТА в боевых порядках.
 
 После просмотра фильма про десантирование воздушного десанта из самолёта Ил-76, со всей ясностью, вновь, вспоминаются события из собственной жизни.
 
Десантирование людей и военной техники ВДВ, для военно-транспортной авиации, являлось прямым боевым предназначением. Огромной ответственностью ложилась эта задача на каждый экипаж при выполнении вылетов. Требовалось не только выдержать строго установленный режим полёта для безопасного отделения парашютистов и грузов из самолёта, но и обеспечить точный расчёт по месту выброски, чтобы исключить приземление парашютистов на неподготовленную местность.
Нормативы по точности приземления были жёсткие.

 В видео сюжетах о военно-транспортной авиации часто можно увидеть захватывающие кадры воздушного десантирования. Но какими усилиями готовятся такие полёты, редко показывают на экранах.
 
                *********

     Десантирование воздушного десанта, для экипажей военно-транспортной авиации(ВТА), всегда было одной из главных задач. К таким задачам экипажи постоянно  готовились, изо дня в день, отрабатывая разные приёмы в простых и сложных метеоусловиях.
 Особой подготовки требовали полёты в больших группах самолётов. Такие полёты выполнялись в разных "боевых порядках". Основными были два: "поток одиночных самолётов" и "поток пар". В первом случае, полёты выполнялись на 2-х минутной дистанции друг за другом. Во втором, "боевой порядок" собирался в районе аэродрома в пары. Пары следовали друг за другом на временной дистанции 1 мин. 30 сек.
 В каждом случае, от экипажей требовалась такая слаженность, которая позволяла бы действовать всем в едином ритме. Расстояния между самолётами измерялись метрами, а в условиях полётов в облаках, ошибки могли дорого стоить.
 
 Вот тем и отличались военные пилоты ВТА от гражданских. Они должны были уметь летать в больших группах, в непосредственной близости друг от друга, при этом, маневрировать по направлению и высоте, точно производить выброску воздушного десанта и возвращаться на свои аэродромы в строго последовательном порядке, на заданных временных дистанциях.
Часто, такие полёты выполнялись в сложных метеоусловиях и ночью, когда визуальная видимость была невозможна.  Инструментальное наблюдение по радиолокаторным системам было основным способом контроля дистанций, которые измерялись в секундах полётного времени.
 Не простыми были эти полёты.
                ********************
 Показательными были учения, проводимые Министром Обороны СССР, из серии под названием "Щит".   
  Такие учения, в 80-е годы проводились на полях Белоруссии.
Они состояли, как правило, из серии наземных операций и заключительного воздушного десантирования войск и боевой техники.
 Действия наземных войск проходили несколько дней.
 На завершающем этапе "сражений", для развития наступления, на главном направлении, в бой должны были вступить десантники.
 Доставить эти подразделения в зону "решающих сражений"  было поручено нашему авиационному полку, который располагался под В.Новгородом.
 
 К такой задаче в авиационных частях готовились со всей атрибутикой войсковой подготовки.
 
 Сапоги и полевая форма были приготовлены заранее. По мнению руководства учениями, такая форма придавала мобилизационную готовность частей к боевым действиям.
Попробовало бы это начальство надеть на войсковую амуницию парашют, пристегнуться ремнями и выполнить многочасовой полёт.

 Сигнал  "Тревога!",- не стал для нас неожиданным.
 
  Сирены завыли в городке рано утром. Все воинские части пришли в движение.
 Автомобильная техника перемещалась в районы  рассредоточения, штабы занимали специальные командные пункты, а экипажи приступали к подготовке к вылету.

 Лётному составу, приказом командира полка, ставилась задача на выполнение очередного десантирования воздушного десанта.
Несколько часов отводилось на изучение маршрута, подготовку карт и схем полёта. Работа шла в интенсивном и напряжённом ритме. Сложенные гармошкой карты заполняли портфели лётчиков, схемы маневрирования боевого порядка в воздухе, план радиосвязи, схемы аэродромов, - записывались в рабочих тетрадях и составляли главный документ в последовательности действий каждого экипажа на всех участках полёта. Особое внимание уделялось изучению района выброски десанта и способу прицеливания. От этого зависел успех всего полёта.
 
 В завершающей стадии подготовки проводился контроль готовности.
 Практиковался такой приём, который назывался «пеший по лётному».
 Лётный состав выстраивался в спортивном зале, в последовательности положений самолётов в воздухе, и, в пешем порядке, по нарисованной схеме, выполнял все предписанные действия от взлёта до посадки.
               
                *********************
   
  К назначенному времени для вылета, весь личный состав полка собирался у самолётов.
Расчехлены кабины самолётов, проверены двигатели и все системы авиационного оборудования.
Короткие предполётные указания завершались подъёмом флага ВВС.
Под звуки авиационного марша, лётчики направлялись к своим воздушным кораблям.
 Впереди был длинный день настоящей работы.
 
   В утренней прохладной дымке, линейка самолётов Ил-76 готовилась к прыжку в небо.
  В начальной стадии учений, предстояло перелететь на обозначенный аэродром для загрузки десанта. Перелёт выполнялся в боевом порядке "поток одиночных самолётов".

               ***********************************************
 Осмотрев свой воздушный корабль, заглядывая в его отдельные узлы, я привычно дал команду:
- Экипаж! Занять рабочие места!
 Помощник командира корабля ст. лейтенант Федосеев В. и штурман ст. лейтенант Марченко С., подхватив свои разбухшие от документации портфели, скрылись в проёме боковой двери. Штурман направился в свою кабину в носовой части самолёта, помощник поднялся в кабину пилотов. Техники быстро сняли заглушки с двигателей, подготовив их к запуску. 
 Я привычно, занял своё место за штурвалом самолёта. Кресло командира корабля Ил-76 уже давно стало знакомым. Экипажи нашего полка, среди первых в ВТА, освоили этот самолёт и успешно летали по всей стране и за рубежом. 
Белый бязевый подшлемник и шевретовые кожаные перчатки всегда с собой. Это необходимые элементы для напряжённого полёта. Подшлемник гигиенически защищает голову от потёртых гарнитур с наушниками, а перчатки - авиационная и необходимая традиция, унаследованная с войны нашими наставниками. (при пожаре, сохраняется работоспособность рук).
 Манипулируя переключателями, привел органы управления в рабочее состояние.
 В наушниках звучит голос командира полка полковника Черкасова Ю.Т.:
 ...Группе -Запуск!   
 В небо взмывает зелёная ракета.
- Приготовиться к запуску!
Аэродром наполняется звуком турбин множества воздушных кораблей.
Ведущий запросил разрешение на выруливание:
  - Тройка!...810-му Исполнительный!
  - Я Тройка! Ветер у земли 230 гр, 5 м/сек...810-му Исполнительный разрешаю!
 Все самолёты полка приходят в движение. Вслед, за командиром полка, тянется вся цепочка воздушных кораблей.
Через несколько минут, самолёт полковника Черкасова разбегается и взлетает. Почти сразу, он скрывается в низкой осенней облачности. Погода, сегодня, сложная. Авиаторы говорят: "Стоит минимум". 
 В строгом порядке, друг за другом, самолёты выруливают на старт и взлетают с интервалом в 2 минуты. Постепенно очередь доходит до нас. Впереди меня рулит экипаж командира эскадрильи подполковника Аброськина Н. Он занимает взлётную полосу и начинает разбег.
 -Пуск секундомера!
  Плавно разворачиваю свой лайнер на полосе для взлёта. Быстро проверяю органы управления и все системы по карте обязательных проверок.
 Секундомер отсчитывает время.
 - Взлётный режим!
Штурман отсчитывает секунды до взлёта:
 - 30 сек, 20, 10, 5.4,3,2
 -Взлёт!
Отпустил тормоза. Ил-76, как атлет с низкого старта, приподнялся от земли и, под действием всей мощи двигателей, начал разбег.
 
   Привычные команды на взлёте идут обычным порядком.
 -Шасси убрать!
 - Закрылки убрать!
  -Предкрылки убрать!
   - Разворот на курс...,- штурман вывел наш корабль на заданный маршрут.

 В облачность вошли после взлёта. Самолёт повис в белесом мареве воздушного пространства.
 Развернув корабль на заданный курс, включил автопилот.
Помощник, В Федосеев, докладывает:
 -Командир! Аброськина не наблюдаю. Вижу всех впереди, а его не видно.
  Смотрю на экран радиолокатора. Отметки от впереди летящего самолёта нет.
 Колонна самолётов в 20 бортов несётся на скорости 450 км/час на дистанциях друг от друга в 12 км, а я не вижу борт, за которым следую.
 - Ну, вот, - подумал я,  «покой нам только снится».
 Техника редко подводила меня, но, сегодня, отсутствует главный элемент безопасности – мы не наблюдаем впереди летящий самолёт.
 Вместе с помощником пытаемся «заставить» локатор работать. Изменяя масштабы экрана, обнаруживаем воздушные корабли впереди нашего ведущего. Они ровной цепочкой расположились по нашему курсу.
 Пробуем дублирующий  способ "пассивной локации", находим пропавшего. Такой вид радиолокации, который не связан с ответным сигналом запрашиваемого самолёта, возможен в резервном варианте. В этом случае, отметка на экране слабая, неустойчивая и требует постоянного ориентирования антенны радиолокатора.
  Придётся лететь с повышенным вниманием за положением самолётов всей группы.
  Сохранять своё место в строю, в этом случае, возможно только при точном выдерживании режима полёта боевого порядка.
Особого внимания требуют развороты. Отметка от ведущего постоянно пропадает. После каждого разворота вся работа по поиску отметки начинается заново. Дремать нам некогда. Поочерёдно с помощником работаем с пультом радиолокатора.
 Полёт длится около часа.
    
 Постепенно приближаемся к рубежу снижения.
 -Экипаж! Снижение!
 - РУД на малый газ!

 Сложности наступают при заходе на посадку.
 Все корабли, в предпосадочном режиме значительно уменьшают скорость. Дистанции между воздушными судами уменьшаются до 6 км. Любая неточность одного экипажа приводит к изменению дистанции до другого, а, значит, может осложнить посадку или вынудить этот борт уйти на второй круг.
Вот и мы, уменьшая скорость на заданных рубежах, постоянно следим за дистанцией до впереди летящего самолёта. Его отметка часто расплывается, заставляя помощника безотрывно манипулировать настройками радиолокатора. В моих руках штурвал нашего корабля. Точное соблюдение заданного режима полёта - моя задача.
 
 -Удаление до полосы 20 км -доложил штурман.
 -Скорость 370!
 -Выпустить шасси!
 Выполняем все изменения режима строго по расчётным параметрам.
Диспетчер аэродрома наблюдает за положением самолётов при заходе на посадку. Он подсказывает удаление до полосы приземления.
 Сплошная облачность создаёт ощущение виртуального полёта. Умеренная болтанка возвращает в реальность. За стеклами кабины серая муть.
 Заход на посадку выполняю в ручном режиме. В случае опасности, можно быстро выполнить безопасный маневр. Впереди и позади  от нас в 6 км другие самолёты. Кажется, своими внутренними ощущениями чувствую их близость.
 Всё внимание сосредоточено на стрелочки курсо-глиссадного прибора. По ним я веду свой корабль к посадочной полосе. Вот курсовая стрелочка чуть наклонилась вправо. Небольшим кренчиком вправо вернул стрелку в центр и сразу, обратным движением, выровнял самолёт по крену. Стрелка глиссады стала уходить вверх - уменьшил снижение,- стрелка легла в центральный кружок.
 - Держать скорость 230!
 На высоте 200 метров вышли из облачности, посадочная полоса  перед нами.
 - Полосу вижу! доложил помощник.
 - Выполняем посадку! 
 Впереди летящий самолёт уже на земле. Немного раскачиваясь от воздушной струи севшего самолёта, подходим к полосе.
  - Малый газ!, -  мой корабль, чиркнув по бетону основными тележками шасси, взревел реверсом, замедлил свой бег.
 Медленно движемся по рулёжной дорожке к длинной линейке прилетевших самолётов.
 Под руководством наземного персонала занимаем своё место стоянки.
 -Двигатели выключить!
 
 Лётный состав собирается у командирского самолёта для дальнейших указаний, делимся своими впечатлениями.
 Моя озабоченность в работе радиолокатора высказана дежурному инженеру. Вскоре выясняется, что у моего ведущего экипажа, подполковника Аброськина Н., отказал радио ответчик. Следовательно, я и не мог наблюдать его.
 Инженеры обещают устранить неисправность до вылета на десантирование.
 
 К открытым люкам самолётов прибывает техника десанта. Моему экипажу предстоит загрузить 3 БМД и приготовиться к их десантированию.
Боевые машины десанта расположены на специальных платформах с парашютными системами. С осторожностью оперируя грузоподъёмными тельферами, бортовые техники загружают платформы в грузовой люк. Каждая платформа занимает своё место и закрепляется специальными приспособлениями. К замкам системы сброса подвешиваются вытяжные парашюты. 
 Вместе со штурманом проверяем системы сброса. При нажатии на "боевую кнопку" замки вытяжных парашютов срабатывают надёжно.
 Закрываем грузолюк.
 Уточняем взлётные параметры для нашего взлётного веса.
 Вес нашего корабля приближается к максимальному. По графикам, определяем рубеж "V1". Это скорость, до достижения которой возможно прекращение взлёта при отказе двигателя. Определяем и длину разбега. Она чуть меньше нашей бетонной полосы аэродрома. Значит, воздушный корабль сможет покинуть взлётную полосу, почти, у её обреза.
По опыту знаю, как не просто ожидать этого отделения с последних плит аэродрома.
 
 В назначенное время, экипажи занимают свои рабочие места.
 Аэродром, постепенно, освобождается от техники и людей. Все радиостанции воздушных кораблей работают на прием, в ожидании команды:
 ...Группе "Запуск!" 
 
 
 
Продолжение. Часть 2.

  http://www.proza.ru/2013/03/31/626
 http://www.proza.ru/2013/03/31/626


Рецензии