Коктебель мое раз-очарование

  фото автора               
                1. Вступление

Уже двенадцать дней, как я в Коктебеле. Первичный восторг вновь прибившего от прогулок у моря и созерцания, особенно с наступлением темноты, благ цивилизации на набережной, атакующих со всех сторон, пошел на спад. Постепенно начал сознавать, что все эти блага «только для вас» – просто бизнес, хорошо и массово организованный.

Неприятной неожиданностью было отсутствие качественной питьевой воды. Ее следует покупать в магазине. Так я почувствовал себя дважды ближе к Европе, чем когда был в Мытищах. Дважды ближе, потому что Крым ближе к Европе географически и потому, что в Европе давно уже потребляют покупную воду, в отличие от Мытищ, отстающем  в этом вопросе.

Вода – это серьезный бизнес.

На тринадцатый день на три дня прекратили подачу воды по всему поселку. И тут я окончательно осознал чувство исключительного и полного разочарования. Сразу вспомнились обшарпанные улицы, отсутствие тротуаров, отсутствие уличного освещения, толпы людей у места, именуемый Автовокзал, представляющего собой часть улицы с интенсивным автомобильным движением, прижатым к обочине автобусами и зазывающими «осталось два места» таксистами.

Интересно, почему в Мытищах все наоборот? Вплоть до отсутствия моря!
Но этот курортный поселок, именуемый Коктебель, словно Мекка для поэтов, которым нет дела до изнанки...

                2. Вина Крыма

Вина Крыма – предмет особого разговора. Товарооборот того, что называют вином, довольно значителен.

Крымские вина славятся издавна. Они неоднократно завоевывали золотые медали на престижных международных выставках. Вина экспортируются, приносят евро и доллары.
А что продают здесь в магазинах, ларьках, на рынках и в частном порядке?
Это не вино, а ноу-хау.

Как только по приезду в Коктебель нашел себе пристанище, вышел знакомиться со знаменитым по фильмам и книгам поселком. Взору были открыты заведения, в которых в несколько рядов расположились десятилитровые винные бутыли, снабженные  краниками. Яркий солнечный свет щедро освещал место действия – пожалуйста, пробуйте прославленное вино и с собой возьмите!

Бутыли опорожнялись медленно, но заметно для глаз. Через 10-15 дней пустую бутыль заменяли на полную. 

Что это за вино, которое на солнцепеке, в течение недель не теряет своих качеств?
Его я не рискнул пробовать. Мне хватило одной пробы вина из фирменной бутылки и еще раз – на рынке. На этом эксперименты над сухим, полусладким и крепленным (сделаем какое желаете) закончились.

Но люди покупают и потребляют этот напиток, даже не задумываясь – благодаря  крепко сидящему в подсознании стереотипу, что всякое вино в Крыму – это натуральный продукт, имеющий международное признание.

                ...и коньяки Коктебеля

В Коктебеле есть коньячный завод. Но это не означает, что тот коньяк, который предлагают чуть ли не на каждом шагу, является настоящим продуктом прославленного завода. В лучшем случае это чача, так сказать, «табуретовка», подкрашенная дубовой корой из аптеки или перегородочками от ореховой скорлупы. А в иных случаях...
Извините, не имею права выдать ноу-хау того, что предлагают в иных случаях.

                3. «Шаланды, полные печали»...

Когда в Коктебеле я вознамерился купить свежую рыбу, помимо своей воли вспомнил строки известной песни о том, что «Шаланды, полные кефали, Костя в Одессу приводил». 
Жаль, что только в Одессу, потому что свежей рыбы здесь не найдешь. Жил бы Костя в Коктебеле, глядишь и здесь в продаже была бы хваленая рыба. Кефаль в Коктебеле можно достать найти. Наиболее доступные места приобретения рыбы –  это кафе, рестораны и прочие объекты питания. В Москве кефаль можно попросту купить на рынке.
 
Помню, еще несколько лет назад в подмосковном Болшеве около станции, существовал рыбный рынок, где полно было кефали по сто, сто десять рублей. Бойкие торговки прямо на месте с удивительным проворством разделывали купленную рыбу. Неужели Костя свои шаланды приводил также в Болшево?

В Испании в одном небольшом поселке я посетил рыбный рынок. Поразили меня изобилие и разнообразие морепродуктов. Такого я и в кино не видел. Но не менее поразила культура торговли.

Рынок там открывается очень рано – в четыре-пять утра. Оптовые покупатели уже ждут живой товар. Столешницы прилавок из мрамора, но рыбу на мрамор не кладут. Сначала стелят слой зеленой листвы. Затем на него насыпают толстый слой колотого льда и только потом на лед кладут товар.

В два часа дня рынок уже закрыт, прилавки и вся площадь рынка вымыты и вычищены до блеска. Мраморные прилавки отмываются без проблем.

– Выпендриваются, показуха,– скажет завистник. Нет, не показуха. Берегут природное добро, уважают покупателя, себя и труд всех, причастных к этому важнейшему промыслу. И зарабатывают честно.

                4. В Коктебеле ночи белые?

Возвращался я из дома культуры «Юбилейный», где шло мероприятие по программе литературного фестиваля. Было уже темно – в южных широтах темнеет рано. Идти в темноте пришлось довольно долго. На всем пути следования насчитал уличных фонарей... всего один. Этот единственный осветитель висит на пересечении улиц Стамова и Победы.
Впереди шла девушка. Разговорились. Чувствовалось, что появление немолодого попутчика она восприняла с облегчением – темно ведь, а вдвоем не так страшно.
Изобилие рекламного освещения на набережной делает излишним присутствие там уличных фонарей. Но Коктебель не состоит из одной набережной.
Неужели надеются, что, по примеру севера, в Коктебеле ночи также станут белыми? Тогда и фонарей не нужно. Хорошо бы...

Продолжение.
Часов в пять утра проснулся. Спать больше не хотелось, и я взялся за перо – простите, за нетбук. Написав первую часть этих заметок, прилег.

Днем на мастер-классе в рамках волошинского фестиваля озвучил написанное о несветящих фонарях. Ходили слухи, что фестиваль посетил мэр Коктебеля со своей командой, но днем посмотреть на мэра мне не удалось. Надежда увидеть его была на вечер, на мероприятии в доме культуры.

 Вечером, еще до наступления темноты пошел на концерт в том же «Юбилейном». Даже предположить не мог, какой по окончании концерта ожидает сюрприз.
Выйдя из ДК, был изумлен: весь Коктебель был ярко освещен!

О, чудо! Неужто я к этому причастен?

                5. От шестого перрона...

– От шестого перрона отправляется автобус в Симферополь...
Доведется ли когда-нибудь услышать подобные слова в Коктебеле?
Пока здесь нет перронов и диктора. Опять все не так, как в Мытищах.

... Из автобуса «Феодосия-Биостанция» я вышел на остановке «автостанция». Это рядовая остановка на улице Ленина в центре поселка, то есть, Коктебеля. Началось мое знакомство с местом, название которого еще в детстве будило мою фантазию.

«Наверное, автостанция где-то за углом»,– мельком подумал я и пошел искать себе жилье.
Я много раз проходил по улице Ленина мимо места, где толпятся люди, но не догадывался, что именно это место и есть автостанция.

Так бы и не узнал, если бы случайно не заметил окошечко, где продавали билеты на автобус. Благодаря этому наследию времен битвы за космос я вспомнил дорогие сердцу годы молодости.

О «перроне №6» и голосе из динамика забыл начисто.

Не автобусы сделали Коктебель знаменитым, а море, планеры и Максимилиан Волошин. Может, еще и потухший вулкан Кара-даг с профилем Волошина, ныне заповедный, а также мистика, связанная с этими местами.

               6. В Коктебеле чистый воздух и здоровый климат

Да, конечно, стереотип диктует, что так должно быть. Но не верьте.

Когда я слегка приболел, посчитал, что это моя проблема. Когда закашляли многие из моих соседей, я подумал, что дом расположен в неудачном месте. Но болели также знакомые, живущие в другом конце поселка.

Я никого и ни в чем убеждать не намерен. Люди приехали дышать морским воздухом. Но запахи канализации, временами доносящиеся невесть откуда, являются не только фактом, но и аргументом.

 На открытии фестиваля днем у дома Волошина присутствовало много представителей из разных городов, специально приехавших для участия в этом замечательном литературно-художественном форуме. 

Все были приглашены на вечернее мероприятие в доме культуры «Юбилейный». Однако явились не все. Многие не пришли по банальной причине – заболели.

Акклиматизация? Почему-то в Хургаде мне акклиматизироваться не пришлось, хотя ночи там также довольно прохладны.

В Коктебеле чистый воздух и здоровый климат. Так должно быть, но так ли на самом деле?

                7. Приметы поселковой жизни

Внешние приметы Коктебеля известны в мире. В первую очередь, это Кара-даг (Черная гора), потухший вулкан, который объявлен заповедным и действительно охраняется.

Заметной приметой поселковой жизни являются снующие по улочкам-переулкам автоцистерны. Они в основном двух типов: цистерны для воды и цистерны ассенизаторов. Последних заметно больше. Цистерн для молока не видел ни разу.

Поселок действительно нуждается и в тех, и в других. Водопроводная вода невысокого качества: пить и потреблять в пищу не рекомендуют. А существуют ли очистные сооружения? Своими глазами видел недостроенные строения. Завершить строительство, говорили, не удается из-за нехватки средств. 

Но морская вода у берегов довольно чистая.

                8. Цены

Поскольку курортный сезон короток, как лето на Севере, то аборигены стремятся выжить из кошельков приезжих максимум, чтобы спокойно пережить межсезонье.

Цены не низки даже на местные овощи и фрукты. На многие товары они на уровне и выше московских. Исключение составляют арбузы по 1,5 гривни (6 рублей) и сало по 10 гривней (однажды мне удалось купить сало по этой цене). Теперь образцом высоких цен для меня будет служить Коктебель. Его – богатого приятными событиями, фестивалями и разочарованиями я уже не забуду. 

                9. Не только нажива

Как я заметил, в той же Испании пляжи являются объектом особого внимания. Конечно, туристы приезжают смотреть на творения Гауди и Дали, но в первую очередь, отдыхать на море. В Салоу и многих других поселках пляжи песчаные, ровные и широкие. Это не природные пляжи, а насыпные. Песок везут издалека. Пляжи суть пример истинной заботы о людях и о своей экономике.

«Там» давно уже усвоили простую мудрость: море начинается с пляжа, как театр – с вешалки. Но, скорее, пляж следовало бы сравнить не с вешалкой, а с партером!
В Коктебеле пляжи в основном галечные, зачастую с камнями при входе в воду. Немало женщин с пляжа возвращается с синяками. Некоторые мужья поначалу устраивают сцены ревности. Затем привыкают – Коктебель.

Зато амбиции поселчан и цены на жилье не ниже европейских. И это тоже характерная примета.

Как бы там ни было, здравствуй, Коктебель!

15/24 сентября 2010


Рецензии