Международный конкурс

О детском и юношеском хоровом конкурсе в Санкт-Петербурге.

Часть I. Разговор по скайпу с питерским коллегой.

     – Объясни мне, пожалуйста, как такое могло случиться, что замечательный хор не получил на конкурсе никакого места?

     – Понимаешь, они не знают современных правил – это главная причина. Сейчас Европа «помешана» на строжайшем соблюдении авторских прав. А они пели хоровое переложение романса Чайковского. Это, по современным законам, недопустимо. На одном из международных конкурсов, кстати, известный тебе хор тоже лишили места за то, что был исполнен «левый» аккомпанемент к песне Соловьева-Седова. За этим очень строго следят.

     – Ладно, это понятно, хотя в чем-то спорно. Пусть бы занизили баллы, но не так жестко. Почему не получило высокой оценки самое главное в исполнении – музыкальная тонкость?

    – Музыкальность исполнения, конечно, очевидна, многие хоры проигрывали в этом, хотя, тем не менее, получили высокую оценку. Возможно, негативную роль сыграл репертуар. Они пели классику, а в Европе сейчас классику не поют, совсем не поют, только современные произведения.

     – Но ведь твой хор пел духовные произведения и стал лауреатом?

     – Мы пели духовные произведения, сочиненные совсем недавно. Современной музыки – море разливанное, можно выбирать по вкусу: и «навороченные» вещи, и душевно мелодичные, и духовные. Классика «не катит».

     – К звуку тоже были претензии?

      – Да. Если бы они поехали на конкурс в Москву, а не в Питер, то тембрально богатое звучание было бы принято. Там другое отношение к звуку. Думаю, что различные стили хорового исполнения сложились под влиянием церковной музыки. В Европе было пение под орган, поэтому тембральное богатство выдавал орган, а хор пел фальцетным звуком, можно сказать «выхолощенным». В России церковные хоры пели без сопровождения органа, поэтому звучали тембрально более насыщенно.

                ***

Часть II. Размышления.

  Вот такая получилась история на конкурсе, престижном, надо сказать, конкурсе. Получается, что выразительность исполнения не главное! У меня это не укладывается в голове. Одухотворенность, которая всегда ценилась в искусстве превыше всего, отодвинута на задний план! Для чего же тогда нужна музыка? Пусть слова о том, что сила музыки в потрясении, возвышении, очищении человеческих душ покажутся банальными, но банальность оттого и банальность, что многократно повторяет истину. Потрясти душу может только мастер высокого класса. И имена этих мастеров входят в историю, записи с их исполнением не увядают, не забываются. Но, как видим, в хоровом исполнительстве ориентация на художественное мастерство «сильно прихрамывает». Правда, проводятся «мастер-классы», но на них вам будут говорить не о художественных задачах, а, к примеру, о дыхании: как лучше дышать – низом или верхом живота. То есть технология мастерства оказывается важнее, чем духовность. Оно и понятно – на лицо явное снижение общего культурного уровня. Одаренные музыканты есть и будут, это несомненно, но общий культурный уровень снизился настолько, что происходит замена искусства на ремесличанье.

    В этом я убедилась  окончательно, прослушав запись конкурса. Ну, ладно, я понимаю, что с маленькими детками можно «поиграть в игрушки» – они ведь детки. Хотя дирижер, с которым я разговаривала по скайпу, выставил на этот конкурс младший хор с очень серьезной и хорошо выполненной программой, доказав, что дети многое могут, если не относиться к ним как к простеньким и пустеньким игрушкам. Но молодежные хоры ведь вполне готовы к высокому творчеству! Однако создалось впечатление, что и с ними «играют в игрушки». Настоящее «художественное колдовство», от которого щемит сердце, я услышала только в исполнении того хора, о котором выспрашивала у коллеги из Питера, и которому, оказывается, было сказано одним из членов жюри: «Поменьше бы надо выразительности». Это как? Не понимаю. Много на конкурсе пело хоров, много звучало прекрасной музыки, но она не волновала, превращаясь из прекрасной в посредственную. Так надо? Наверное, так. Чтобы было скучновато, чтобы разные хоры сливались в одноликую массу. Можно, конечно, возразить, что выдающихся музыкантов мало. Конечно, звезды есть звезды, и до их сияния не дотянуться. Но и у каждого, даже посредственного человека, есть свое неповторимое лицо. А тут – полная усредненность.

      В каждой программе действовал принцип контраста. Контрасты присутствовали: где-то притопнут, где-то прихлопнут, где-то дудочка просвистит, или баян робко изобразит орган. (Я не против движений при исполнении, я – за. Но только в том случае, когда, во-первых, движения не являются прикрытием плохого хорового звучания, во-вторых, когда пластика поставлена профессионалами, а не представляет собой любительские подергивания). Если же говорить о собственно музыкальных контрастах, то они проявились только в сменах темпа и динамики. Звуковая  палитра не менялась ни на йоту. У питерских и европейских хоров – культурно прибранный фальцет «на все случаи жизни»: на исполнение песен разных (разных!) народов, на джазовые композиции, на духовные произведения. Все одной краской. Ну почему, почему? О, Господи, опять говорю – не понимаю. Не питерские хоры звучали мягче, богаче тембрально, но… красили все так же «из одного ведра». Кстати сказать, исполнение духовной музыки было выделено в отдельную категорию, то есть заняло в конкурсе весомое место. Исполнялись произведения, написанные современными композиторами. Это было крайне интересно слушать –  я имею в виду сами произведения, абстрагируясь от их исполнителей. Дело в том, что кем бы и когда бы не была написана музыка, обращенная к Богу, она обращена к Богу и требует понимания этого. Про все, что звучало на конкурсе в этой номинации, можно сказать только одно – суета сует.

    Теперь поговорим об авторских правах. У нас, в России, много десятилетий существовала практика делать многоголосные обработки одноголосных песен и романсов. И исполняли эти обработки все и с превеликим удовольствием. Любимые мелодии приобретали новые краски и новую жизнь. Это наша традиция. Ее вполне можно оправдать законодательным путем. Просто никто этим не занимается. Европейцы сказали – нельзя! –  россияне ответили – как пожелаете! И послушно отказались от целого пласта прекрасных хоровых произведений.

   Тенденция «повертывания задом» к классике тоже вызывает желание тихонько завыть. Сокровищница красоты свезена за ненадобностью на свалку. Традиция исполнять на конкурсе народное, классическое и современное произведения устарела, продержавшись на плаву меньше века. А вот детское пение «выхолощенными» фальцетными голосами упрямо держится, ни много, ни мало, несколько веков. И это не потому, что дети только так и могут петь – ни Боже мой, просто европейских музыкантов это устраивает. Все, что нарушает привычное звукоизвлечение – ату его! Европейцы пусть себе делают, что хотят, но Россия-то чего прогибается? Опять ясна, как день, причина – нет у нас влиятельного хорового центра, способного отстаивать российские интересы, поддерживать традиции, завоевывать себе достойное место в европейской «тусовке». Да, у старушки Европы, властно стучащей ревматическими пальчиками по нашему податливому темечку, мягко говоря, не все в порядке. А мы от этих постукиваний ниже ростом становимся – головушка в плечи втягивается.

                ***


Рецензии
Твоя статья, Оля, - крик души за ТВОРЧЕСТВО в полном смысле! Вот она старуха-Европа в полной красе! Неужели все страны Европы за такой механистический подход к хоровому пению?!
Я не поняла или это опечатка:
"НЕ питерские хоры звучали мягче, богаче тембрально, но… красили все так же «из одного ведра»."
Специалист есть специалист - и на пенсии болеет душой за любимое дело!

Лада Пихта   26.03.2013 21:29     Заявить о нарушении
Спасибо большое за то, что поняла меня, мою боль. По поводу "одного ведра" не опечатка - я просто, по-видимому, неясно выразила свою мысль: однообразие красок при исполнении разных произведений, хотя и отличным от фальцета голосом

Ольга Косарева   27.03.2013 06:08   Заявить о нарушении
Поняла: "не питерские", то есть из других мест нашей же страны!

Лада Пихта   27.03.2013 16:23   Заявить о нарушении