Сергей Засухин Поздеев. Страницы истории выйской з

             «Первое  упоминание  о Вые и Пинежке».
 
     Чем дальше в глубь веков, тем меньше находим документов о нашем крае. Об одном из них – про Выю и Пинежку – было рассказано в газете «Заря» от 21.05. 1993 г. По административному делению 19 века, Выя – это бывшая Гавриловская волость, ныне Выйский сельсовет; Пинежка – Горковская волость, ныне Горковский сельсовет.
   Первое  упоминание о Вые и Пинежке относится к 1471 году.  Это следует из книги «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси», т. 3 (М. «Наука», 1964 г). В ней ксть подборка так называемых двинских грамот. Одна из них под довольно длинным названием -  « Краткий список Двинских волостей, принадлежащих великому князю Московскому, с указанием управляющих ими московских кормленщиков и обид, причинённых новгородцами».  Документ датирован 25 марта 1471 года. В списке названо пять судебных исков, среди которых один – о землях Выи и Пинежки. Текст невелик, поэтому приведу дословно:  « А се выписаны волости великого князи Двинские…На Пинези Кегрола да Чакола, да Пермьские, да Мезень, да Выя, да Пинежка, да Немьюга да Пилии  горы .А те волости отдали новгородцы великому князю Василью своими приставы Фёдором Малым да Заецом Василью Замытскому, да Григорию Заболотскому. А после тех о том же ездил князь Володимер да Василий же Замытской…
   А на Вые и на Пинежке седел Петрушка Коробьин семь лет и после Петрушки седел Ярец; а после Ярьца седел Фёдор Перфушков, а после Фёдора седел Федюня, брат его. И новгородцы пришед нынеча, тивуна Федюнина и людей его збили и волости привели за собя; да взяли с них окупа пятнадцать тысяч бел».
   Для читателя, не историка, поясним. В документе прямо сказано, что названные волости новгородцы отдали великому князю  Василию. Это московский князь Василий Васильевич (Тёмный), который княжил в 1425 – 1462 гг. Передачу сделали приставленные новгородские бояре Фёдор Малый да «Заец» ( прозвище было такое). От них принимали кормленщики великого князя из знатных боярских родов – Василий Замытский из рода Акинфеевых и Григорий Заболотский.  Их сменили ростовский князь Владимир Андреевич и снова Замытский. Это были кормленщики – бояре над всеми волостями. Кроме них в каждую волость для управления посылались волостели и их помощники – тиуны. В волости Вые и Пинежке семь лет сидел на кормлении  Петрушка Коробьин, его сменил Ярец ( назван прозвищем Ярый), затем шли Фёдор Перфушков и брат его Федюня. Новгородцы, пользуясь временной слабостью Москвы, совершили настоящий грабёж: тиуна и его людей избили, «волость привели за себя», да взяли  «окупа 15 тысяч бел» ( окуп – это выкуп; бел, белка – мелкая денежная единица в старой купной денежной системе).
   Как долго Выя и Пинежка после передачи Москве были под её началом, в документе не сказано, но примерно можно определить. Волостели для управления посылались, как правило, на два-три года. Если Петрушка Коробьин просидел семь лет, то это было исключением. В общей сложности получается около 15 лет. Значит передача произошла в конце 40-х – начале 50-х годов 15-го  века, а новый захват новгородцами совершён в начале 60-х годов, видимо при жизни Василия Тёмного. В частности, про Немьюгу и Пильи горы сказано прямо: «Ещё при великом князе при Василии новгородцы отняли».
   В бассейне Ваги и среднем течении Двины между Новгородом – с одной стороны и Московским княжеством и его подручным Ростовским княжеством – с другой шла упорная борьба за захват земель. Здесь чередовались владения Новгорода, Ростова и Москвы. В 30-50-е годы 15-го века Московское княжество ослабло из-за междоусобной борьбы за обладание великокняжеским престолом. Борьбу вели Василий Васильевич Тёмный – с одной стороны и его дядя Юрий Галицкий с сыновьями
Василием  Косым и Дмитрием Шемякой – с другой. В грязную борьбу, когда члены родственной семьи ослепляли друг друга, были втянуты почти все русские князья и татары. Постоянный противник Москвы не преминул воспользоваться ослаблением её. Новгород захватил многие владения  Ростовские и великих князей.
   В 70-е годы картина резко изменилась. Москва окрепла и Новгород за грабежи и несправедливости должен быть наказан. В 1470 году великий московский князь Иван-III, готовясь к походу на Новгород, дал задание сделать подборку документов, которые бы обосновали историческую закономерность притязаний Москвы на Двинские земли и показали бы несправедливости, которые  чинили новгородские бояре. Так появились на свет судебные иски – Двинские грамоты.
   Исход борьбы между Москвой и Новгородом был предрешён. В 1471 году в битвах при Шелони под Новгородом и на Северной Двине, новгородцы потерпели сокрушительное поражение. Хотя на сей раз Новгород не лишился ещё самостоятельности, но подготовленные судебные иски были удовлетворены. В « Новгородской вечевой грамоте на Пинегу и Мезень, о сложении с тамошних волостей присяги в верности Новгороду…», датированная концом 1471 года, перечисляются волости, которые Новгород передаёт великому князю, т.е. Москве: «На Пинегу, и на Кегролу, и на Чаколу, и на Пермьские, и на Мезень, и на Пилии горы, и на Немьюгу, и на Пинежку, и на Выю, и на Суру Поганую к старостам и ко всем христианам. Что тые земли…поимали за себя наши братья ноугородцы…ино то земли…великого князя Ивана Васильевича всея Руси. А то крестное целование ноугородское с вас доловь» ( долой, т.е. снимается).
Краеведение не все любят, и напрасно. Оно позволяет воскресить забытые страницы истории, сохранит память о них. Хорошо, что есть отдельные энтузиасты. Но история района так обширна и богата, что всем дел хватит. Изучайте историю своей местности, не дайте ей уйти в небытие.
      
       С. Тупицын. Краевед. 1993 год.
Районная газета «Заря». С. Верхняя Тойма. Арх. Обл.

http://www.stihi.ru/2013/03/11/7596


Рецензии