С недобрым утром, господа!

На недавно прошедшей Военно-промышленной конференции были озвучены такие цифры дефицита: 22% - по инженерам-конструкторам, 27% - по инженерам-технологам. Поэтому специалистов предполагается привлекать в том числе и из других стран - сообщают «Вести ФМ» на странице http://www.radiovesti.ru/articles/2013-03-21/fm/86114

А вот что пишет на этот счет http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1553325/
«Дефицит инженерных кадров начал формироваться в 90-е годы, когда диплом о высшем инженерном образовании потерял свою ценность – инженеры не нужны были вовсе.

 Появились новые и, как казалось, более интересные и нужные профессии, и подавляющее большинство вчерашних инженеров, технологов и конструкторов стали «менеджерами по продажам», специалистами по логистике, по маркетингу и связям с общественностью.

Те же, кто остался верен профессии, на себе испытали многомесячные, а иногда и многолетние задержки зарплат и пережили явное падение престижа технических специальностей. Высшее техническое образование перестало быть почетным и престижным, и на долгие годы снизился приток абитуриентов в соответствующие университеты.
 
Явные примеры халатного отношения к производству говорят сами за себя: «Флагман отечественного станкостроения» завод им. Орджоникидзе теперь наполовину рынок, наполовину выставочный центр; завод «Москвич» ; руины, завод «ЗИЛ» ; будущий офисный центр, Ярославский ХолодМаш ; бездействует.

В результате проведенного мною опроса студентов московских технических вузов выяснилось, что у них просто нет возможности практически приложить полученные знания.

По большому счету, у нас столько предприятий и не функционирует сейчас, чтобы ежегодно принимать на работу такое количество кадров, и, соответственно, ни у кого нет столько денег, чтобы обеспечить всем выпускникам заработную плату. А преподаватели только разводят руками – не в их силах вытянуть из кармана распределение для всех ежегодно выпускающихся студентов. И здесь речь идет только о послевузовском распределении, а про период подготовки к диплому, который тоже нужно обязательно проходить на предприятии, я не говорю. Здесь доходит до смешного: студентов авиационного института на практику посылают на колбасный завод!

Если отбросить возникающие все реже и реже патриотические порывы трудиться во благо Отечества, то первый и наиболее очевидный путь – переехать за рубеж, где отношение к инженерам более трепетное и инженерно-промышленный комплекс развит и оснащен на несколько порядков лучше. А потом наши ученые получают Нобелевские премии, но за достижения, сделанные за океаном и во славу Запада.
 
Но эмигрируют в страны Европы, Азию и Америку единицы по сравнению с тем количеством ценных инженерных кадров, которые в поисках реальных живых денег на скорую руку переучиваются на менеджеров по продажам, операторов call-центров, продавцов страховых полисов и книг. Подбирая людей без специальной подготовки на должность «переплетчик архивных документов», я заметила, что каждый третий соискатель имеет высшее техническое образование. И на мой вопрос «а почему не работаете по специальности?» отвечают просто «А нет работы для меня. КБ наше не финансируется, разогнали всех. А есть-то хочется».

Привожу слова Андрея Гейма, русского ученого, а ныне гражданина Нидерландов, покинувшего советский союз в 1990-м году: «Я работал в течение шести месяцев в Ноттингеме и понял, что за эти шесть месяцев я смог сделать больше интересной работы, чем в течение двадцати-тридцати лет в бывшем Советском Союзе, учитывая количество оборудования и поддержки, которые я мог там получить».

Вот такой антураж. Выпускников ВУЗов полно, но их на работу не берут, а в то же время инженеров на заводах не хватает. Противоречия тут нет, хотя, конечно, и заводов осталось маловато. Но на оставшихся в живых заводах инженерные вакансии не заполнены. Парадокс в том, что и полно, и не хватает. Не хватает настоящих работоспособных инженеров, а выпускникам ВУЗов нет мест.

Дело в том, что инженер и выпускник ВУЗа - не одно и то же. Выпускника еще надо доучивать непосредственно на производстве. А учить-то как раз некому, инженеров на производстве не хватает. Раньше выпускники за пару лет работы в инженерном коллективе становились полноценными специалистами, а сейчас этот полупродукт так и остается полуфабрикатом. Производству их брать невыгодно и бессмысленно, поэтому с удовольствием примут опытного инженера-иностранца, который и учился в современном учебном заведении, и стажировался на современном предприятии. Но иностранцы сюда не ломятся. А своих отправлять учиться на Запад - сбегут.

А теперь «поговорим что ли поконкретнее», как говорит сладкоголосый актер в навязшей в зубах рекламе «чудо-очков» от компании «Ветер». Как это получилось, что Россия, славная своим лучшим в мире инженерством, вдруг оказалась у разбитого корыта? Кто виноват? И что делать?

Я уже неоднократно писал на эту тему: http://www.proza.ru/2011/12/16/1717  http://www.proza.ru/2011/12/15/1699   http://www.proza.ru/2011/12/08/691   http://www.proza.ru/2011/12/02/1164   http://www.proza.ru/2011/12/02/1076   http://www.proza.ru/2011/11/29/470

И вот, наконец, чиновный люд проснулся, сладко потянулся, и изрек: «Будем инженеров импортировать!». С недобрым вас утром, господа, сладко ли спалось? Да что там, так бы и спали, если бы «лидеру» не захотелось мускулами поиграть.

Беспрецедентная военная истерия, начавшаяся в «суверенной демократии» где-то год назад, когда неожиданно осчастливевшему майору дали оклад в 25 раз выше средней трудовой пенсии, а в ВПК выкинули практически весь бюджет, - стоила тогдашнему министру обороны Сердюкову должности.

Министр, видящий проблему, в отличие от «незаменимо-безальтернативного» самодержца, несколько более приближенно к телу, при попытке претворить в жизнь амбициозные планы шефа, обнаружил, что претворять-то, собственно, и некому. Нет инженеров, и ВПК, хоть ты осыпь его бриллиантами, способен производить только металлолом.

До импорта инженеров вельможа тогда не додумался, а вот корабли импортировать начал. А жирным котам из военной промышленности сказал грубо: «Хлам у вас покупать не буду, я деньги не на помойке нашел, буду покупать только лучшее, независимо от того, отечественное или импортное!». За что его и «ушли».

Конечно, ни секунды не сомневаюсь, что такое заявлять без одобрения, и даже без прямого указания, вышестоящего начальства, никакой Сердюков бы не стал даже под угрозой расстрела, - чиновники в России веками тёртые, охулки на руку не положат, - но взял вину на себя. Не «безальтернативному» же по допросам таскаться. Отсидит – сочтутся, преданность у них ценится куда выше правдивости.

Новый душка-Шойгу было рьяно взялся за «расчистку авгиевых конюшен» незадачливого предшественника, и расточил слова любви к неконкурентоспособному ВПК, но сразу же налетел на ту же дилемму, что сразила Сердюкова: если вооружать армию по принципу «жри, падла, что дают», об обороноспособности придется забыть. Армия будет годна только для патриотических парадов.

Тут показывали наисекретнейшую лабораторию, где навигационное оборудование делают. Корреспондент держит в руках печатную плату, и говорит с гордостью: «Вот эта плата будет стоять в истребителе!».  И мне стало понятно, почему российские самолеты врезаются в горы: такие печатные платы мы, радиолюбители, делали на коленке аж в 80-е годы прошлого века!

Отставание чудовищное. Нет разработчиков, инженерство приказало долго жить. Даже более того, оно не просто умерло, - оно ушло безвозвратно.

Прямо после «криминальной революции» прекратилось финансирование отраслевых НИИ, создававших тот самый слой инженерной элиты, которую и именуют разработчиками. Их перестали финансировать по прямому указанию покойного Гайдера, лежащего сейчас в Национальном пантеоне в Новодевичьем монастыре, и ныне шикарно здравствующего «Нанотолия» Чубайса.

Финансирование оборонных НИИ и КБ урезали не до нуля, и они выжили, но поскольку гражданские разработчики вымерли, исчезла одна из важнейших частей ноосферы -  инженерная среда, а с нею и взаимная подпитка отраслей, - и оборонные учреждения начали бурно деградировать. Сейчас это больше фигура речи, чем промышленность.

«Человечество, взятое в целом – писал Вернадский – становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера… [Человек] может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше».

Перестал перестраивать. Старания всех русских инженеров от Ломоносова до Королёва пошли коту под хвост. Я говорил и говорить буду, что это была не «ошибка», а тщательно спланированная диверсия. Человек, отдавший распоряжение прекратить финансирование отраслевых НИИ, нанес России удар, о каком ни Гитлер, ни Батый не могли и мечтать.

На моих глазах умирал уникальнейший институт НИЭКМИ, производивший ежегодно до сотни изобретений. Инженеры высочайшей квалификации уходили кто куда, а молодые не пришли, - и порвалась эстафета поколений, без которой невозможно инженерство в принципе.

Высшее образование, лишенное промышленной базы, сразу же подхватило бациллу коррупции и превратилось в «кузницу бабла» (http://www.proza.ru/2012/10/31/8) , оно производит продукт, который спутать с инженерами можно только с большого перепоя.

Сами профессора, видевшие завод только в фильмах лауреатов Сталинской премии, ничему научить не могут. Тут сошлись два обстоятельства: и невостребованность профессии, и деградация образования. Да и для чего первоклассный преподаватель того же сопромата, если его ученик все равно пойдет в продавцы-консультанты, и будет вспоминать тот сопромат только когда по пьяни разобьет стакан?

Вот ректор Государственного университета управления (ГУУ) Виктор Кобзаненко, взял намедни взятку в 7 миллионов рублей, - это нормально. Нормально и то, что студенту нужно от того ректора с его ареопагом только ксива-корочка и откосить от армии. С дипломом его уж точно продавцом обуви возьмут, у нас ведь во всех объявлениях пишут непременно: «требуется продавец в обувной отдел, в/о и м/р». Нет, русское инженерство умерло, и что толку пить боржом, когда почки отвалились.

Абсолютно правильно говорят господа Путин и Рогозин: ничего не остается, кроме как приглашать инженеров иностранных. Тут как в анекдоте про Ленина: «Феикс Эдмундович, я в Женеве, начинаем всё с начала!». В смысле мы в результате диверсии 90-х годов оказались отброшены во времена юного Ломоносова, и этот путь России придется пройти снова, потеряв еще лет 300.

Но другого выхода нет. Как в те давние времена - немцы в лабораториях, а мы будем старательными учениками. Авось, наши пра-пра-правнуки снова удивят мир изобретениями, равными творениям Менделеева и Шухова.

И нечего распускать фанаберию про то, что-де нельзя иностранцев пускать в «секретные» производства. Вот выпускников того ректора пускать уж точно нельзя, иначе так с той допотопной печатной платой и останемся.

Валентин Спицин.


Рецензии
Как-то не совсем понятно:

"...цифры дефицита: 22% - по инженерам-конструкторам, 27% - по инженерам-технологам. Поэтому специалистов предполагается привлекать в том числе и из других стран...",

а далее:

"...столько предприятий и не функционирует сейчас, чтобы ежегодно принимать на работу такое количество кадров, и, соответственно, ни у кого нет столько денег, чтобы обеспечить всем выпускникам заработную плату..."

- так слишком мало у нас кадров, или слишком много?

Мария Гринберг   26.03.2013 09:03     Заявить о нарушении
Противоречия тут нет, хотя, конечно, и заводов осталось маловато. Но на оставшихся в живых заводах инженерные вакансии не заполнены. Парадокс в том, что и так, и так. Не хватает настоящих работоспособных инженеров, а выпускникам ВУЗов нет мест. Дело в том, что инженер и выпускник ВУЗа - не одно и то же. Выпускника еще надо доучивать непосредственно на производстве. А учить-то как раз некому, инженеров на производстве не хватает. Раньше выпускники за пару лет работы в инженерном коллективе становились полноценными специалистами, а сейчас этот полупродукт так и остается полуфабрикатом. Производству их брать невыгодно и бессмысленно, поэтому с удовольствием примут опытного инженера-иностранца, который и учился в современном учебном заведении, и стажировался на современном предприятии. Но иностранцы сюда не ломятся. А своих отправлять учиться на Запад - сбегут. Выход один - тот, что предложил наш монарх - приглашать иноземцев и платить им настоящую зарплату. Но наш бизнес бедноват, зарплату в 5000 евро, боюсь, не потянет. Сейчас немецкие специалисты, я знаю, едут на заработки в Швейцарию. В Россию я не слышал, чтобы кто-то ехал. Даже из русской диаспоры. Не надо было истреблять свое инженерство. Потерявши голову, по волосам не плачут.
Спасибо Вам, Маша, сейчас я это допишу в статью.

Валентин Спицин   26.03.2013 09:24   Заявить о нарушении