Малоизвестные татарские разности - 67

***
Компиляции
***


…’’Эльдар Гасымов родился 4 июня 1989 года в Баку. По отцовской линии является потомком известных азербайджанских советских актёров: его прабабушка — татарка по происхождению, Марзия Давудова, народная артистка СССР…’’

***

Победитель “Евровидения” споет на татарском
Эльдар Гасымов

***

Не прошло и нескольких часов после окончания финала конкурса “Евровидение-2011”, как татарский Интернет буквально взорвала новость о том, что у солиста дуэта “Ell & Nikki” Эльдара Гасымова – татарские корни. Корреспондент “еТатар” встретился с победителем конкурса в Турции, где сейчас проходит III Международный фестиваль турецкой песни “Trkevizyon”.
Оказалось, что у 22-летнего парня, который теперь считается чуть ли не национальным героем Азербайджана, даже нет высшего музыкального образования.
- Я только 5 лет проучился в музыкальной школе. Но попасть на конкурс – это мечта детства. Помню, как я смотрел “Евровидение” по телевизору и думал: “Боже, как это всё далеко от меня!”.
Не такой уж далекой оказалась заветная сцена конкурса. Азербайджан начал принимать участие в “Евровидении” в 2008 году. Эльдар решил попробовать свои силы и в прошлом году записался на национальный отбор, который длился семь недель. Каждую неделю соревновались 11 претендентов. Эльдар оказался лучшим на шестой неделе конкурса. Затем попал в десятку. Затем в пятерку, куда также прошла и Нигяр Джамал.
- Жюри решило сделать дуэт. Так и родился “Ell & Nikki”.
Любой, кто хоть раз смотрел “Евровидение”, тут же скажет, что песни, звучащие в конкурсе, очень точно и строго выстроены. За 3 минуты нужно выдать хит, который завоюет сначала уши, а потом и сердца миллионов европейцев.
- Да, у песни-победительницы безусловно есть свои слагаемые. С другой стороны, музыка – такая вещь, где нельзя думать головой. Когда пишешь песню, ты должен думать сердцем. “Running scared” написана шведской поэтессой Сандрой Бьюмен. Музыку сочинил шведский композитор Стефан Ёрн.
- Как изменилась твоя жизнь после “Евровидения”?
- Ну, она изменилась еще до него. 14 февраля стало известно, что наш дуэт будет представлять Азербайджан на конкурсе. Мы готовились целыми днями: хореография, вокал, тренировки, снова вокал… А когда после конкурса мы прилетели из Дюссельдорфа в Баку, в аэропорту нас встречали три тысячи человек. Еще тысяча стояла непосредственно у трапа самолета. Аж дышать трудно было! Но люди искренне за нас радовались – вот, что самое главное. Ведь сейчас так мало искренности. После “Евровидения” мы спим 2-3 часа в сутки. Вчера вот репетиция выступления закончилась полтретьего ночи. Полшестого мы уже были на ногах: интервью в прямом эфире турецкого ТВ. Главное, что мы остались такими же простыми (улыбается).
Знакомая журналистка, работающая в Баку, рассказала, что творилось в городе в ту ночь, когда Азербайджан выиграл конкурс. “Тысячи людей вышли на улицы с национальными флагами. Многие плакали. На центральную площадь столицы съехались ведущие звезды Азербайджана. Без макияжа. Без причесок. В простых джинсах. Тут же организовали концерт.”
- Я верю, что “Евровидение-2012” будет лучшим за всю историю конкурса, – с гордостью говорит Эльдар. – Потому что оно пройдет в Баку.
- Ты знаешь, что Татарстан, наверное, радовался вашей победе даже больше, чем Азербайджан, когда мы узнали, что твоя прабабушка была татаркой?
- Спасибо! Мне очень приятно. Я ведь всегда поддерживал тесные отношения с татарской общиной Баку. Каждый год стараюсь бывать на Сабантуе, – улыбается Эльдар и тут же добавляет: “Мин сине яратам. Кил монда!”. Я улыбаюсь в ответ. – Это мне бабушка всё время говорила.
- Ну, ты, вообще-то, похож на татарина.
- Знаю! На меня достаточно взглянуть, чтобы понять, что я всё-таки не типичный азербайджанец. Я светлый. Разрез глаз у меня другой. Да и цветом волос я отличаюсь.
- Что ты знаешь о своих предках?
- Моя прабабушка – татарка. Марзия Даутова работала учительницей русского языка и литературы в татарской школе в Астрахани. Она увлекалась театром и занималась в татарском драмкружке. Мой прадед – народный артист Азербайджана Аббас Мирза Шарифзадэ – приехал с гастролями в Астрахань, увидел её и забрал к себе в Баку. Она стала народной артисткой Азербайджана и СССР. А её дочка, моя бабушка, лет десять назад ездила в Казань. Помню, как она восторженно отзывалась об архитектуре города.
- Есть желание спеть на татарском?
- Непременно!
В этот момент к нашему разговору присоединяется Альбина Апанаева, которая в этом году представляет Татарстан на конкурсе “Trkevizyon”: “Ты не против спеть со мной дуэтом?”.
Разговор заходит о музыке. Эльдар говорит, что в Азербайджане всё же популярны восточные песни.
- Вообще, конечно, наша страна – это место пересечения востока и запада. Старый Баку просто кричит о том, что ты находишься на востоке. А за пределами старого города – самая настоящая Европа.
- Ты решил полностью посвятить себя музыке?
- Я учусь в магистратуре на факультете международных отношений. Я – будущий дипломат. И мои знания уже пригождаются мне, т.к. будучи певцом, мне приходится очень часто общаться с медиа. Каждое мое слово – на вес золота: я должен уметь говорить, должен уметь вести себя подобающе.  Но, знаете, моя мечта сбылась: я попал на “Евровидение”, и я хочу идти музыкальной дорогой.
В этот момент менеджер певца дает нам понять, что наше время истекло. Эльдар тронут, увидев наши подарки. Альбина вручила свой альбом и сувенир с изображением мечети Кул Шариф. Ну, а я подарил Эльдару книгу, в которую вошли три сказки Габдуллы Тукая: “Шурале”, “Сенной базар, или новый Кисекбаш” и “Сказка про козу и барана”. Каждая из этих сказок переведена с татарского на русский, турецкий и английский языки.

Роберт Болгарский
http://etatar.ru/top/40259



Известная балерина Диана Вишнева наполовину татарка
12 Апреля 2012,17:15
Фото: Регина Хабибуллина
Ее прадед был муллой из Татарстана.

***

(Казань, 12 апреля, «Татар-информ», Люция Камалова). Всемирно известная балерина Диана Вишнева является наполовину татаркой. Об этом сегодня сообщил ее отец, президент Фонда содействия развитию балетного искусства Дианы Вишневой Виктор Вишнев на пресс-конференции, которая прошла в Татарском театре оперы и балета им.М.Джалиля.

Напомним, в Казани с 13 по 15 апреля в Казани, на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля, пройдет фестиваль всемирно известной балерины Дианы Вишневой. Народная артистка России, солистка Мариинского театра (Санкт-Петербург) и Американского балетного театра (Нью-Йорк) представит в столице Татарстана Гала-концерт современной хореографии «Диана Вишнева и звезды мирового балета» (15 апреля), а также выступит в классическом спектакле «Жизель» (13 апреля). Мероприятие проводится при поддержке Президента Татарстана.

Как рассказал Виктор Вишнев, в сталинские времена было непринято афишировать свою национальность. «Часто в семьях из-за этого терялась какая-то связующая цепочка. Так было и с нашей семьей», - отметил он. Выяснилось, что прадедушка Дианы Вишневой Лотфулла Афлятунов был потомственным муллой, который родился в Апастовском районе Татарстана. В 1930-м году он был раскулачен и репрессирован в Сибирь, после чего уехал в Киргизию, где и родилась мама Дианы Гузаль Афлетунова (Вишнева). После встречи с Виктором Вишневым у них родились две дочери – старшая Оксана и младшая Диана.

«У Дианы папа русский, а мама татарка. Всю необходимую информацию мы получили на запрос из администрации Президента Татарстана, выяснилось, что в республике есть такая программа, проект, как Книга памяти, благодаря которой восстановилась татарская веточка в биографии Дианы», - сообщил Виктор Вишнев.

Диана Вишнева рассказала, что ее мама, когда дочка была еще в животе, очень хотела, чтобы ее ребенок в будущем был связан с балетом. «Она хотела, чтобы имя у меня было интернациональным. Не думаю, что она думала о мировой звезде балета, но интуитивно что-то ее повело», - поделилась она. Диана Вишнева также рассказала, что часто проводила время со своей бабушкой, которая прекрасно знала татарский и арабский языки, была верующей.

http://www.tatar-inform.ru/news/2012/04/12/312120/


Рецензии