Ода собору

               
                “Ода” собору.

«Тяжёлый, как слон, и лёгкий, как насекомое», - сказал про собор Нотр-Дам Анатоль Франс.

На острове Сите, впрочем, как и во всем Париже, было пасмурно и прохладно. Осенние дожди прочно окутали в свои сети столицу Франции. Париж был сер. В такие дни особенно  выгодно  смотрелась  готическая сторона города. Я сидела в кафе на площади Сен - Мишель  и терпеливо ждала, когда закончится дождь.  Здесь недалеко, на первом перекрёстке повернуть на право, пройтись вдоль набережной Сены, перейти мост и я на месте. Он стоит величаво, возвышаясь, как бы пересекая небо своими башнями-близнецами. И это только фасад. Здесь, только здесь он может находиться. Здесь, и нигде больше. Вышеупомянутый остров Сите считался “колыбелью” Парижа. Там  и  господствует  Собор Парижской Богоматери. За последние столетия Париж многократно украсили многими памятниками, но по-прежнему Нотр Дам  главенствует в городе.  Светлый, ажурный собор с невероятными красоты готическими витражами манил и завораживал меня. По кожи проносятся миллионы мурашек.  Каждый визит как первый. Он словно поглощает всю меня. Накрывает своими арочными  сводами и заставляет по-другому дышать. Он слышит, чувствует, проникает в моё сердце.  В нем все ясно и размеренно. В нем спокойно. Он горд, но его главный фасад очень мягок и тянется вверх своим шпилем, к небу, к Богу. Я поняла Гюго. Нельзя, нельзя не восхититься,  и очароваться этой базиликой.
Я   приходила к нему каждый день. Он словно не отпускал меня. Звал  и ждал новой встречи. Я подошла к уже знакомым, обрамленным резными арками, дверям.  Вот  они  “Три портала западного фасада собора”. Как гласит история  центральный западный портал символизирует – Страшный суд, северный, то что  слева  -  портал Девы Марии и южный (справа) -  портал Св. Анны, матери Марии. Посетителей впускали через дверь правого портала, то есть портала Св. Анны. Вполне логично. Внутри пахло воском и ладаном. Много людей, но они не мешают. Каждый сам по себе. У каждого рандеву с собором.  Я прохожу неф, направляясь к главному алтарю. Сажусь в первых рядах и замираю. Не слышно толпы, разговоров, посторонних шумов, только слышно тишину собора. Он, словно глушит посторонние звуки. Поворачиваю голову в сторону центрального витража Нотр Дама. Снаружи он кажется огромным, а на деле самый маленький из тех. Витраж плохо виден из-за органа, но можно  хорошо рассмотреть  южное окно-розу.
На улице мрачно, поэтому всей красоты витража не поймать. Как же он прекрасен, когда лёгкие солнечные лучи пронизывают его, проникая внутрь! Я встаю и медленно прохожу дальше вглубь базилики. Это странно и жутковато, но я чувствую себя здесь абсолютно защищённой  Закрываю глаза и, передо мной возникают, как диафильмы, отрывки из прошлого. Вот, слева от меня стоит женщина.  Она пришла рано утром на мессу. На ней мешковатое одеяние с серым, накинутым на голову  капюшоном. Становится понятно, что она бедна. Молится. Возле неё кружится мальчуган в лохмотьях. Он босой и грязный. Убежище. Может, он ищет здесь убежище. Как и тысячи отчаявшихся, он пытается найти своё место под сводами собора.  Сейчас это его собор, его кров, его страна, его гнездо.
Мои фантазии покинули меня, давая право насладится явью. Послышался запах свежих лилий, и я послушно пошла за ним. Он и привёл меня к статуе Богоматери с младенца. Она скромна и не напыщенна. В ней есть загадка, некая мистерия.  А свежие лилии, которые так послушно обрамляют  статую, придают ей живость и шарм. Иду дальше, минуя южную часть преграды, подхожу к капелле Девы Марии.  Моё внимание привлекла молодая женщина,  спустившаяся на колени и сложившая руки в молитве перед изображением святой. Она плачет. По молодому, милому лицу текут слезы. Приглядевшись, замечаю, что она в “положении”. Видно ей доставляет немалый дискомфорт так стоять. Живот достаточно большой. Я не могла оторвать от неё глаз. О чем она молится? Что просит у Божьей матери? Может, лёгких родов, здоровья себе и малышу?  Тогда я ещё не знала, да и не могла знать, что через несколько лет я вернусь сюда и также как и она сложу руки в молитве перед тем же образом. Точно также как и в ней, во мне будет биться два сердца, но в тот момент я точно знала ответ на вопрос, что я вымаливала. Нет, я не католичка, я  православная, но здесь, в Нотр Даме молишься Богу, как научили, как чувствуешь, и кажется что через всю призму веков, что стоит собор, твои молитвы доносятся  громче.

Чтобы достичь обители  химер и горгульи я преодолела 387 ступеней витой лестнице северной башни.  Перед тобой расстилается Париж. Ты видишь его глазами этих мифических существ, невольно всплывает в памяти образ Квазимодо – звонаря собора из легендарного романа В. Гюго. Мифические существа, насмехаясь, следят за суетливым городом. Кажется, что их забавляет вид вечно спешащих  людей. А вот и Стрикс, одна из самых известных химер Нотр Дама. Легенды об этой полуженщине-полуптице, якобы  похищающей младенцев для утоления  голода, ужасают. Между тем, она так чинно и по- хозяйски восседает на своём месте, что создаёт впечатления скорее стражи собора, нежели  бессмысленного, уродливого существа. Для меня Нотр Дам прежде всего кладезь абсолютно не сопоставимых идей, существ, чувств. Здесь так близко ощущение Бога и между тем так противоречиво оно, благодаря вышеупомянутым уродцам и некоторым противоречащим друг другу, фигурам  на фасаде. Однако, назначение горгульи было весьма объяснимо. Это не то же самое, что химеры, их часто путают. Эти чудовища служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Всего на всего, зато сколько фантазий они вызывают, если задуматься об их предназначении.  Мне вспомнились слова Фульканелли . Он писал: "Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днём вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора - пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он - Алхимик Нотор Дама" - пишет Фульканелли.
Не смотря ни на какие легенды, присказки, а может это были и реальные события, здесь, в соборе,  пахнет Богом и людьми, и лилиями. Здесь холод пробегает по коже, а сердце “кипит” от жара непередаваемых эмоций. Мой собор стоит и ждёт Он проводник между Богом и людьми, между мифом и реальностью, между сказкой и былью. Он и сейчас со мной: в моих воспоминаниях,  в кулоне на моей шеи. Сбылось или нет, то о чем я молила, опустившись на коленях под его сводами – это мой секрет.  “Секрет”, который сладко  сопит лежа возле меня на подушке.




.


Рецензии
Сакральное умиротворяюще

Андрий Шабалин 2   08.12.2016 12:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.