Двадцать шестой трамвай

Несмотря на позднее время, в трамвай вошло довольно много народу: несколько мужчин и женщин, компания молодых девушек села сзади, а на переднее сиденье уселись двое молодых людей в подпитии. Зашли они со значительным шумовым эффектом и руками, занятыми несколькими банками алкоголя. Усевшись на переднее сиденье, они сложили напротив себя на отдельное кресло банки с газированной водкой и заорали во все горло «юрфак-юрфак!!!».  Один из них обладал на удивление низким мощным голосом, от которого просто стёкла дрожали. Он в основном и орал, хотя второй, поменьше ростом,  тоже не отставал. Мне стало ужасно противно от их хамского поведения. Я была довольно близко, через ряд, а передо мной  и сразу за ними сидела женщина с маленькой девочкой.

Рыжий гигант с квадратной стрижкой «площадка» и огромными навыкате белесо-серыми глазами орал что-то в телефон, матерился и опять орал. Из-за грохота полупустого трамвая не все было понятно, но мне показалось, что он кричит какие-то угрозы, и я удивилась, когда до меня дошло «обожаю, я тебя обожаю и все, точка». Они матерились с новой силой, намеренно громко, и было противно оттого, что в вагоне дети, которые все это слышат, и мужчины, которые боятся остановить их намеренное хамство, страшно и противно оттого, что казалось понятным и обоснованным это невмешательство. Рыжий был просто гигант, под два метра ростом с огромной головой, крупными чертами и голосом, внушающим просто животный ужас. Я просто чувствовала все это, и мне было очень плохо…

Народ выходил тихо и незаметно, парни бушевали, пустые банки одна за одной летели в форточку… Они то обнимались, то колотили по окнам кулаком, хлопали форточкой, пинали кресла, и все это намеренно громко. Меньший орал: «я хочу с тобой отдыхать, раньше мы всегда вместе отдыхали, а теперь ты все один да один, почему  ты не хочешь отдохнуть вместе???»… Потом куда-то звонил, кричал, что это мы во всем виноваты…, рыжий орал – Зачем ты так??? – А как иначе, брат??? Шёл сплошной мат, и я не улавливала смысла проблемы… А они с новой силой орали на вагоновожатого, тоже женщину, довольно молодую, требуя, чтобы трамвай шел без остановок, и крича, что «надо разобраться, выходим!!!» каждый раз, когда вагон вставал на светофоре…

У Черемушек я осталось в вагоне вдвоем с еще одной женщиной, сидящей поодаль. Я поняла это спиной, эту тишину и пустоту. И в ту же секунду это поняли и парни, оглянулись, повернулись на сиденьях, пристально разглядывая сначала меня, потом сидящую поодаль женщину, потом опять меня… Думаю, на моем лице отразилось страдание, мучительность момента, когда и страшно, и противно, и стыдно, и ты не можешь пошевелиться как во сне, или в лесу перед диким зверем – пошевелишься, и он броситься на тебя…

Рыжий гигант встал и медленно подошел ко мне. Присел на корточки, его лицо оказалось напротив моего, смотрел внимательно… я не пошевелилась, мельком взглянув ему в глаза… Он встал и пошел к другой женщине, я не повернула головы, но видела, что он присев, тут же встал, почти не задержавшись, снова оказался возле меня. Опять присел на корточки и стал меня разглядывать. Наши взгляды встретились. В серых навыкате глазах я не увидела грубого хамства и бесцеремонности, о которой свидетельствовало все поведение, - только заинтересованное любопытство…
- Вот вы девушка в возрасте, - произнес гигант низким басом.
- Класс!- засмеялась я; фраза показалось мне столь несуразной, что я не смогла сдержаться.
- Класс!? – восторженно-вопросительно заорал второй.
- Вы знаете, вы шикарно выглядите, - продолжал гигант на корточках.
- Случается - ответила я, грустно улыбаясь.
- Случается!!?? – опять восторженно заорал второй.
Трамвай грохотал на повороте, и я не расслышала, что сказал мне гигант, но тихо спросила:
- Что случилось-то? Что ж так переживать-то? –
- Вот поссорились с девушками, он с девушкой, а я с женой, - грустно заключил гигант и пошел на свое место. Минуты две они что-то обсуждали и Рыжий опять двинулся ко мне.
- Вы знаете, что вы единственная?- вопросил он громогласно. Я молчала, тихо посматривая на него.
- Вы не подумайте, что пьяные, тут, вот…, за грохотом было не разобрать, низкое смущенное бормотание сливалось по тембру со звуками трамвая.
- Да не переживайте, случается - напились, всех обидели. Девушек не надо в это втягивать, отдельно гуляйте, пейте без девушек, не надо им этого видеть…
- Вы единственная! - заорал он опять громко и протянул мне руку, как это делают мужики, когда ударяют по рукам в знак согласия. – Я не шучу, единственная на свете, вы знаете это?!…
Я подала затянутую в перчатку руку с чуть согнутыми пальцами, и он коснулся ее губами, с тем изумлением, которое возникает на лице непроизвольно, когда человек впервые делает что-то и сам не знает, как это у него получилось и зачем он это делает?…

Он больше не подходил и не вставал со своего сиденья, что-то тихо обсуждая с товарищем и лишь однажды закричал: «А у меня – жена! А у меня есть жена!!!»

Страх все еще шевелился в моей душе. Я поняла, что они будут выходить на той же остановке, где и я обычно выхожу. «Может выйти на следующей, идти недалеко», - пришла трусливая спасительная мысль, и стало опять противно. «Ну уж, нет! - закричала я на себя, - нечего тут, это моя остановка и никто мне не помешает выходить там, где надо!»
Парни стояли в проходе перед дверью, я тоже встала.
«О, вы  с нами, да?!! – заорали они восторженно и тут же тихо добавили – нет, не с нами…» Перейдя к следующей двери, я стояла молча, не глядя на них. Двери открылись, Рыжий гигант успел подбежать к моей двери даже раньше, чем вышла женщина, стоящая передо мной. Он подал мне руку, а я заметила, что мог бы и первой даме подать, раз такой любезный. Да я просто не успел бы, оправдательно сказал гигант, и стал кричать мне вслед какие-то пожелания. Подняв в знак прощания и приветствия руку и, не оборачиваясь, я поспешила через дорогу  к дому.

Шла и думала: что это было? Что? Почему люди такие? Почему так молниеносно плохое оборачивается хорошим и наоборот, хорошее плохим? Неужели это правда – все зависит от нашего отношения к миру? – абсолютно? Все абсолютно? Как мы относимся – так и будет? Как мы думаем – так и случается? Плохая мысль равнозначна плохому деянию, греховность внутри нас, а не снаружи, не в действиях, а в помыслах…

Чистые помыслы и чистые намерения есть высшая ценность?

04.05.07. 24:00 – 05.05.07. 00:50


Рецензии