Конституция и шуты

Конституция и шуты.
  Первая  русская конституция  называлась «кондицией».Мы  к ней «подойдем», а пока-«общая обстановка»..
    Анна Иоанновна, племянница Петра 1, «запрыгнула на трон»  случайно. «Царствовал» Петр 11-внук  Петра,по  сути,- мальчик. Но  после того, как Екатерина Первая( бывшая Марта Скавронская)  вскоре после смерти мужа через два скончалась от неумеренных «наслаждений»,и Меньшикову, который тогда «вершил власть» , надо было кого-то «посадить на трон»,то в  законной  фигуре подростка Петра 11 он видел «хорошую кандидатуру», при которой  ему будет позволено и далее управлять Россией и потому  он способствовал  «воцарению» Петра  11.
   Как известно, Петр Первый написал перед смертью слова: «Отдайте все…», а вот кому?  Не дописал. Но вряд ли он имел в виду  свою супругу, которая изменяла ему с  лакеем Монсом, и он казни ее спасло только то, что  Петр «короновал» ее недавно и «перед Европой» было все же неудобно «отрубить голову  императрице»..Знаковые фигуры после смерти Петра были, естественно, Меньшиков, адмирал Апраксин и генерал-прокурор Ягужинский,но  «силенок» у Меньшикова  оказалось больше, и он «посадил сначала на трон Екатерину свою старую возлюбленную, а потом -подростка Петра 11…
    У Меньшикова был план женить царя на своей дочери и образовалась бы тогда «СЕМЬЯ»,но не  вышло. Как  говорят в народе «жадность фраера сгубила».У молодого царя кончилось терпение, когда 12 тысяч золотых дукатов, которые  преподнесли молодому царю «мастеровые люди», Меньшиков «прикарманил». Молодой царь  «взбрыкнул»: «Царь я или не царь?!!! И «снял Меньшикова со всех постов «за утрату  доверия»и…отправил в ссылку.
      «Мальчик-царь»  «сдружился»  с князьями Долгорукими-«охота, вино, девушки…» и «подсунули они ему « свою»невесту- будущую императрицу  молоденькую  княжну Долгорукую, я говорю подсунули потому, что мальчика сначала напоили, а потом  «подложили» ему невесту, которая к тому  времени  уже не была девственницей, а когда он «проснулся», то «друзья» его сказали: «Ваше Величество! Вы же мужчина…». А «маленький Петр» был влюблен в свою тетку Елизавету, но, попав «  в ситуацию» и стремясь доказать, что он «мужчина»,Петр  согласился… Но   перед самой свадьбой он долго стоял на холодном  ветру, простудился и умер в день «свадьбы» 19 января.
  К этому времени всемогущий Меньшиков   «рубил самолично  себе избу» в  далеком Тобольске, в ссылке, а страной управляло «политбюро», то бишь «Верховный Тайный Совет»,   вот этот Совет  и составил первую русскую конституцию-«кондиции», которые  ограничивали самодержавную власть. Кандидатура Анны Иоанновны казалась им подходящей.Ей уже стукнуло 37 лет, жила она , можно сказать, в бедности, не то, что «пустые  щи ела»,но «разносолов и деликатесов»  в ее меню не было , на что она жаловалась дяде Петру Первому, который отдал ее за курляндского  князя, а тот возьми и помри и с  молодых лет она «вдовствовала» и жила  скромно .А тут  такой «фарт»-зовут на царство. Да, с «ограничениями», но все же царица! Она   с радостью подписала все «кондиции» и «прикатила» в столицу на коронование. В это время как раз в Петербурге было много представителей из провинции, как бы «делегаты» что ли…Приехали они «не на съезд» , а на свадьбу Петра 11 с княжной Долгорукой, но  вместо  свадьбы «похороны» и вскоре сразу же «венчание на  царство».Это я к тому говорю, что в «кондициях» тоже были «прописаны» блага и для провинциальных дворян. Например, чтобы «ни у кого  из дворян живота, имения, чести без суда не отнимать»-прямо скажем  требования, похожие на те, что сегодня выдвигает Болотная  площадь: за «честные выборы и честный суд». Анна  Иоанновна ВСЕ подписала… с такими словами: «Посему обещаю безо всякого изъятия содержать»
   В «Верховном Тайном Совете» из двенадцати ей принадлежало только два голоса, поэтому  без «Совета» она не могла ни начинать войну, ни принимать каких-либо важных законов…Была она лишена и должности «Верховного Главнокомандущего»-все «взял на себя» «Верховный Совет». Вообще, когда  вчитываешься в этот документ, то кажется что нынешние наши «Верховники» писали нашу  конституцию с тех «кондиций».Наряду с Сенатом, власть  которого была сильна урезана, создавались ДВЕ ПАЛАТЫ- Верхняя из 200 избранных дворян, и Нижняя- из купеческого сословия и представителей городов.
   Тогдашняя  либеральная интеллигенция была в восторге. Им уже «грезилась» конституционная монархия, как в Англии, другие предлагали «шведские образцы демократии», были и «якобинцы», которые в своих «снах  видели Республику!...
Но были и противники. В то время «ходила по рукам»  такая бумага: «Слышно, что делается у нас республика,. Я  в этом зело сомневаюсь. Боже сохрани, чтобы вместо одного самодержца правили нами ДВЕНАДЦАТЬ  фамилий, так мы  совсем  пропадем и принуждены будем идолопоклонничать и просить милости у всех двенадцати.» Но «Тайный Совет»  стоял на своем: «Делается это  для блага государства Российского и  его  верных подданных».Но свободы всегда бывает мало .К правам, данным уже дворянам «Кондициями» потребовали они еще выборности губернаторов  и местной  администрации…Анна Иоанновна была «на все согласна»…
   Но мы забыли еще об одной очень влиятельной силе- гвардии. По сути дела она «впервые» так решительно себя проявила, но лиха беда начало, потом уже эта  гвардия сначала «стащить с трона» -приемницу Анны Иоанновны -Анну Леопольдовну и посадит на трон Елизавету, о которой мы тут  упоминали», а позже- Екатерину Вторую. Но вернемся к «кондициям», к первой русской конституции.
    Анна Иоанновна была женщиной не очень умной, но ее любовник Бирон был не дурак. И с его «подачи» Анна Иоанновна первый «визит» наносит в гвардейские полки, которые стоят в подмосковном селе Всехсвятском.  «Вино  льется рекой». К восторгу преображенцев Анна Иоанновна объявляет себя подполковником Преображенского полка и капитаном кавалергардов. Как пишет историк, она была не очень умна, но актрисой оказалась отменной. Четыре дня «веселились» гвардейцы, а на четвертый уже  все громче  стали раздаваться «выкрики»: «Долой кондиции, да  здравствует Самодержавие!»Это же «правильно» сказано в ТОЙ бумаге: лучше подчиняться ОДНОМУ ( царю или царице), а не ДВЕНАДЦАТИ….И вот уже  составлена новая ПЕТИЦИЯ: «»Да здравствует самодержавие». «Как!?  Мне говорили, что требования «кондиций»-это воля всего народа. Вы «обманули» меня князь Долгоруки!!»,- с пафосом настоящей  актрисы восклицает она. Так первая «конституция- кондиции» просуществовали всего 10 дней.
   О «вольностях» дворянству императрица тоже «забыла» и наступил один из самых  мрачных периодов в русской истории-«БИРОНОВЩИНА.»Был он хотя бы ОДИН, а то приехал с  «СЕМЬЕЙ», и эта «семья» стала и «семьей императрицы».
    В стране все важные должности были отданы  немцам .Немец из Прибалтики Бирон русского человека  считал за «смерда»,русские- люди даже не «второго,  а третьего сорта,»
   А что же императрица? Главное занятие она находит « в шутах».Шуты были при русских царях давно, но такого  количества шутов при дворе Россия еще не знала. Шуты при Анне Иоанновне  становятся «государственными деятелями». Так желая заполучить редкий тосканский  алмаз  в 180  каратов, императрица  посылает к герцогу Тосканскому
придворного шута Педрилло. Нет, конечно, она желает получить алмаз « не даром».За алмаз она обещает Тосканскому герцогу  для решения своих «военных проблем»55- тысячное русское войско, из них 40 тысяч- казаков.
    Литературные вкусы Анны Иоанновна тоже своеобразные. Узнав, что  у  «пиита» Тредиаковского есть нецензурные  любовные стихотворения, приказывает доставить во дворец поэта и заставляет его читать их ей  вслух. Тредиаковский читает…После чего она «награждает» поэта -бьет его по щекам. Нет, это не возмущает поэта, он принимает пощечины как «поощрение». Вот его слова: «Имел счастье читать императрице, стоя на коленях перед ее императорским величеством, и по окончании оного чтения  удостоился получить из собственных императорского величества рук всемилостивейшую оплеушину».
    В таких «забавах» Анна Иоанновна  проводит время. Шут Балакирев, сосланный Петром, возвращается ко двору, из Неаполя «выписывают» шута  Пъетро  Мира. Все шуты должны были постоянно находиться возле царицы и «веселить ее».Обычного  веселья мало. По предложения Бирона шута Педрилло «женят» на козе…Укладывают их в брачную постель и к  ним является на «прием» сама  императрица с  сонмом шутов и придворных…
Так веселится Анна Иоанновна десять лет…, пока Господь не призвал ее к себе.
За эти десять лет Россия пришла в полное  запустение, и только «восшествие на трон» дочери Петра Елизаветы возвращают России ее достойное место среди европейских  государств.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.