Серая шейка по Д. Н. Мамину-Сибиряку

Жил дед в хате со старухой,
Это вам не с молодухой,
На печи мужик сидел,
Да порой в окно глядел.
Должен тут сказать для складу
С ними жил внучок в отраду,
А старик его любил,
Сказки – были говорил.
Говорил он сказки складно,
Внучек слушал их изрядно,
Вот одну из них сейчас
Рассказать хочу при вас.

*   *   *
Дни к зиме уже склонялись,
Птицы к югу собирались,
Лес замолк от звонких песен,
Небосвод от стай стал тесен.
Гуси-лебеди – важнее,
Собирают клин позднее
И на мелких птах отряд
С высоты голов глядят.
Селезень тут важно крякнул,
«Кря-кря-кря» другой поддакнул,
Посмеялись, хохоча:
Ишь, сорвались сгоряча!
Тут стыдить их стала Утка:
- Стыд и срам та прибаутка,
Ты, муж Селезень, лентяй,
А для пташек – негодяй.
Посмотри, как Гусь скликает,
Как детей он защищает,
За гусят стоит горой,
Героически порой.
Для тебя ж то не приспело,
До детей твоих нет дела,
Ты живешь на свете чтоб
Пополней набить свой зоб.
- Не ворчи ты Утка зря,
Вот уж теплится заря,
Дай вздремнуть средь камышей,
Покорми ты малышей.
А как только отдохну,
Я вас в стаю соберу,
Полетим мы в теплый край,
Путь-дорогу примечай.
Возмутил жену вконец:
- Ну какой ты впрямь отец?
Как же с Серой Шейкой быть,
Чтоб злодеями не слыть?
Селезень тут не рядил
И серьезно рассудил:
- Я ли, Утка, виноватый?
А коришь меня все зря ты,
Ведь лисица сладко пела,
Повредить крыло успела,
Чему быть – не миновать,
Верно Шейке замерзать.
Распрощались утки с дочкой,
Не сомкнули глаз той ночкой,
А с рассветом собрались,
В путь – дорогу поднялись.
Посмотрела вслед им Шейка,
Такова судьба – злодейка,
Будет бедная страдать
И весну с надеждой ждать.

*    *   *
Быстро дни тут полетели,
Вот березки пожелтели,
Потемнела вмиг вода –
Наступали холода.
Ветер выл и завывал,
Улетать всех угонял,
А когда он вдруг стихал,
Дождик холодом стегал.
Поднялись с болота птицы –
Не осталось в нем водицы,
По утрам ледок являлся,
Уж стеклом не разбивался.
Над пожухлыми полями
Улетал клин с журавлями,
Стал он Шейку к югу звать,
Поскорее улетать.
Помахал вожак крылами,
Дескать, следуй ты за нами,
Мы тебя здесь приютим
И в обиду не дадим.
Тут надежда к ней вернулась,
Изо всех сил встрепенулась,
Горечь ту не передать, -
Не смогла крыло поднять.
Над водою ночь спустилась,
Снегом к утру застелилось,
Стала Шейка слезы лить,
Что же делать, как тут быть?
Лед сковал почти всю воду,
Не оставил зверю броду,
Кружит Шейка в полынье
Все с собой наедине.
В лес пошла она гулять, -
Вдруг случится поклевать,
Ведь на дно трава упала
И кормить в раз перестала.
В том лесу все ж веселей,
Может встретится кто ей,
Вместе бы построить хатку,
Чтобы жизнь была с достатку.
Тут и рябчики свистели,
И дрозды мал – мало пели,
Белки прыгали по соснам,
За рекой выл волк несносно.
Из кустов на Шейку вдруг,
Пробежав по лесу круг,
Выбегает сам косой,
Был испуган он Лисой.
- Фу, ты, ну, ты, - отдувал,
Успокоившись, сказал:
- Напугала ты сестрица,
Показалась мне лисицей,
Почему же ты притом
Бродишь по лесу пешком?
- Милый, славный заяц мой,
Как же выжить мне зимой?
Полынья уж застывает,
Ждет Лисица, наблюдает.
- Берегись, - Косой сказал,
По тропе он поскакал,
Ну, а Шейка похромала –
В полынье закат встречала.

*    *    *
Звезды на небе зажглись,
Зайцы в ямки улеглись,
Вышел месяц, встал в дозор,
Освещает кругозор.

Видит Шейка: снег искрится,
Ведь не может же присниться –
Крадче к ней ползет лисица,
Краснобока огневица.
Подошла кума ко краю,
Говорит, слова лаская:
- Не простыла ли ты душка?
Выходи на лед, подружка!
Я тебя согрею шубой,
Стань поближе, будь голубой.
Но не вняла ласкам Шейка:
- Уходила б прочь злодейка!
Осерчала огневица:
- Я вернусь к тебе, сестрица!
Дед-Мороз не ходит зря,
Скоро выгонит тебя!
То-то буду пировать,
Сытно лето вспоминать!
*    *    *
Дождалась Лиса морозу
И пошла вершить угрозу.
Тихо к Шейке подобралась,
Всласть поесть уже собралась,
Все бы так и получилось,
Но судьба распорядилась:
В это время, в этот час
Случай выдался у нас, -
С ружьецом бродил старик,
Мех искал на воротник.
Вот прицелился стрелок,
Нажимает на курок,
Дым рассеялся, но нет,
Пропадает лисий след.
Промахнулся наш старик –
Стал стрелок он невелик,
А на месте той лисицы
На него глядит утица,
Испугалась, вся дрожит,
Тут она и говорит:
- Отпусти меня ты с Богом,
Видишь стог? За этим стогом
Заяц, мой дружок живет,
Он меня, наверно, ждет.
Почесал старик за ухом:
- Не поймет меня старуха,
Целил я в куму лисицу, -
Предо мной стоит утица.
Почесал за ухом снова:
- Вот уж хитрая обнова!
Бабка примется ругать,
Ну, да мне не привыкать,
Взял за пазуху он утку
И промолвил ей:-А нут-ко,
Отнесу тебя внучонку –
Пусть играется мальчонка.

*     *     *
Шейка весело жила,
По весне яйцо снесла,
Посидела на гнезде –
То-то радости в избе!
А сейчас растет утенок,
Не утенок – постреленок,
Ваня с утками играет,
Добрым быть не забывает,
Ведь известно, что добро –
Это вам не серебро,
Нет цены того добра-
Не набраться серебра!


Рецензии