Колхозные страдания

Я  поднимаюсь  в  пять  часов  утра.  Выпиваю  кружку  густого  козьего  молока,  одеваю  резиновые  сапоги, беру  «литовку»  и  брусок  для  правки,  и  выхожу  в  огород. Июльское  солнце   поднялось  над  горизонтом  и  предвещает  жаркий  денек.  Иду  огородами  до  ближайшего  лужка,  где  мы  обычно  заготовляем  сено  для  коз,  которых  держит  бабушка. Сапоги  мне  явно  не  помешают  сегодня,  потому  что  на  траве лежит  обильная  роса.  А   вот  и лужок,  на  который  еще  не  ступала  нога  человека   с  косой.  Я  достаю   из  кармана  штанов  брусок-«правилку»  и  начинаю  усердно   править  «литовку».  Затем  делаю  первый  взмах  и  все - сенокос начался.
Солнце  потихонечку  забирается  все  выше,  а  у меня  за  спиной  рождаются  все  новые  валки  свежескошенной  травы.  Начинает   просыпаться  деревня.  Вот  появилась   идущая  огородами  на  ферму  молодая  доярка.  Мне  приятно  встречать  ее   каждое  утро  около  своего  сенокоса.  Вот  раздалось  тарахтенье  мотоцикла – это  механизаторы  проехали  к  своим  мастерским,  где  они  оставляют  на  ночь  трактора.  Трактора  начинают  усердно чихать,  пока  не  раздастся  равномерное  гудение  их  моторов.  К  восьми  часам,  когда  я  заканчиваю свою  утреннюю  косьбу,  дорога,  ведущая  от  деревни  к  мастерским  и  ферме,  оживает.  С фермы  по  ней  потянулись  молоковозы,  на  ферму - машины  с  измельченным  при  уборке   подсолнечником.   Вот  включилась  КЗС,  которая  находится  сразу  за  огородом  бабушки – она  занимается подсушкой  прошлогоднего  зерна.
Сенокос  мой  длится  недолго,    всего  неделю,  но   эта  неделя  приятных  воспоминаний.  Я  уже  давно  городской  житель,  но  эта  неделя  позволяет  мне  не  забывать,  что  есть  где-то  деревня  со   своими  жителями,  у  этих  жителей  идет  своя   трудовая  жизнь,  и  в этом  есть  какой-то  смысл,  и  я  был  рад,  что у  них  все  хорошо. 
Так  было  десять  лет  назад.  Десять  лет  вроде  срок    не  большой,  но  как  меняется  жизнь.  Бабушки  моей  нет  в  живых,  и  я  больше  не  езжу на сенокос,  но  деревню  и  ее жителей  я  не  забыл.  У  жителей  тоже  большие  перемены.  Благополучный  колхоз  вдруг  стал  банкротом,  вместо   колхоза  родилось  ОАО,  учредителем  которого  является  ООО,  а  кто  стоит  за  тем  ООО – неизвестно.  В  результате  - мастерские  стоят  с провалившейся крышей,  у  мастерских  нет  ни  одного  трактора.  КЗС  сдана  в  металлолом, потому  что  сушить  нечего,  в  полях  ничего  не  посеяно  и не  собрано.  В  прошлом  году  стадо  коров  на  ферме  начало  умирать  от  недокорма,  оставшихся   коров  перевели  на  другую  ферму,  не прошло  и месяца,  ферма  в  бабушкиной  деревне  сгорела. Войны   вроде  бы  не  было,  но  здания  фермы  и  мастерских  выглядят  как  после  бомбежки.   Зато   интернет   пестрит  объявлениями  о  продаже земельных  участков от  нескольких  соток  до  десятков  гектаров.  Поневоле  задумаешься,  а  все  ли  правильно  в нашем  государстве российском? Зачем  нужны  реформы,  которые,  как  катком  войны,  катятся  по  нашей  деревне!   


Рецензии