Лягуха взрывоопасная - штрихи из советской жизни

 Как-то в 1976 году, будучи счастливым обладателем "Москвича 412", поднимался на нём по крутой улице Курской, ведущей к Воздухофлотскому проспекту.

 До перекрестка оставалось метров сто, как вдруг из-под капота по всему его периметру полыхнуло пламя и раздался оглушительный взрыв.

 Для проверки нажал легонько педаль тормоза – провалилась без всякого сопротивления до самого пола.

 Рванул ручник, выключил зажигание – машина медленно, слишком медленно, начала терять скорость.

 А перекресток Курской с широким и загруженным проспектом уже совсем рядом!

 На светофоре красный свет, на переходе пешеходы, на проспекте мощной колонной машины, автобусы, троллейбусы!

 К счастью, слева тротуар был почти пуст.

 Круто повернул на него.

 Передние колеса легко преодолели бордюр, но заторможенные ручником и двигателем задние уперлись в него и машина замерла.

 Открыл капот, ожидая увидеть развороченные взрывом внутренности.

 Но все было цело, только густо покрыто какой-то обгоревшей жидкостью.

 Наконец заметил, что у так называемой  "лягухи", или  "лягушки", или "жабки", оторвана головка с контактами.

"Лягуха" в  тогдашних машинах  включала стоп-сигнал при нажатии на педаль тормоза.

 Это  устройство ввинчивалось в гидравлическую тормозную систему, в "лягухе" был поршень, который под давлением тормозной жидкости перемещался и замыкал контакты электрической цепи стоп-сигнала.

 Вместо кнопки, подобной выключателю освещения в холодильнике – простой и надежной.

 Какой же извращенной фантазией обладали изобретатели этого чуда!

 Если тормозная жидкость начинала чуть-чуть сочиться под поршнем "лягухи", через её контакты пробивал ток, нагревавший и испарявший жидкость.

 Иногда, как в этом случае, ток ещё и поджигал образовавшиеся пары: тот же, по сути принцип, который сегодня используется в так называемых вакуумных бомбах.

 Многие считают, что и название "лягуха" эта деталь получила по аналогии с  "минами-лягушками", как прозвали фронтовики противопехотные прыгающие мины.

 Конечно, в тот раз мне очень повезло.

 После этого купил несколько "лягух", стоили они копейки.

 Как оказалось, во всех смыслах - в первую очередь, в смысле "жизнь копейка".

 Автолюбители хорошо знали, что в продажу поступали, как правило, детали, не прошедшие входной контроль на сборке, попросту говоря, брак.

 Поэтому, после замены взорвавшейся "лягухи"  на новую, проехал пару сот метров, остановился и вышел проверить "лягуху" и посмотреть на стоп-сигнал.

 Хорошо, что остановился!

 Новенькая "лягуха" уже разогрелась градусов до семидесяти, а нити лампочек стоп-сигнала светились "сами собой"!   

 Заменил – опять то же самое.

 И так вся купленная партия...
 
 Заглушил я пробкой штуцер для "лягухи", а под педалью тормоза установил выключатель для дверцы холодильника. Больше проблем не было.

 На современных машинах стоят подобные кнопки.

 Сколько аварий произошло из-за  симбиоза глупости, разгильдяйства и безответственности изготовителей тех "лягух", никому не известно.


Рецензии
Я не автолюбитель, но любопытно.
Дури у нас много было.
Впрочем, и сейчас
не меньше.

Василий Овчинников   25.06.2021 20:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий! Сейчас, к сожалению, дури достаточно везде...С уважением,

Борис Готман   26.06.2021 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.