Новый папа - бой-френд

Драма из семейной жизни

Действующие лица:

Кристина – красивая женщина, 38 лет, выглядит моложе.
Олег – её молодой жених, 29 лет.
Алла – её старшая дочь, 16 лет.
Ира – её младшая дочь, 14 лет.
Егор – одноклассник Аллы.

Д е й с т в и е  1.
Сцена 1.
Большая кухня городской квартиры, выполняющая функцию и кухни, и гостиной.
Входят Кристина и Олег. Она явно нервничает.
Кристина. Зря. Зря. Зря мы это сделали…
Олег. Кри! Прекрати психовать.
Кристина. Ира… Алла… Ещё в школе… Скоро придут…
Олег порывисто обнимает её.
Олег. Мы с тобой сделали это. И теперь ты от меня никуда не денешься.
Кристина. За три месяца многое может измениться.
Олег. Только к лучшему!
Кристина (вырывается из объятий). Откуда столько оптимизма?
Олег. Не пси***!
Кристина. Я чувствую себя преступницей.
Олег. В этом чувстве есть не только минусы.
Кристина. Ты чудовище!
Олег. Проведи меня лучше экскурсией по квартире, я у тебя, между прочим, впервые. Урбанистический пейзаж за окном очень даже ничего, могло быть и хуже.
Кристина (подходит к окну, тут же отшатывается). Всё. Идет.
Олег. Не паникуй.
Кристина. Давай сбежим. А? Она на лифте, а мы по лестнице.
Олег. Так, хватит.
Кристина. Да что ж я так волнуюсь-то?..
Олег. Вот что, быстро иди в магазин. По лестнице.
Кристина. Зачем?
Олег. За чем угодно, придумаешь по дороге.
Кристина. Не повод, а причина… Почему я должна уходить?
Олег. Чтобы своим волнением не испортить мне знакомство с этой… супергёрл.
Кристина. Она хорошая, но… слишком впечатли-тельная.
Олег. Вся в мать.
Кристина. Я могла бы тебя официально предста-вить…
Олег. Вот этого как раз не надо. Иди уже.
Кристина (неожиданно смеётся). Ну вот, меня уже выгоняют из собственной квартиры.
Олег. И смотри, быстро не возвращайся. (Целует её.) Всё, катись… по лестнице.
Выпроваживает её. Только успевает дойти из ко-ридора до кухни, как слышится звук входной двери.

Голос Иры. Ма-а, что за мужские лапти в наших пенатах? (Входит на кухню. Пауза.) Вы кто? Слесарь? Вор? Или…
Олег. Или.
Ира. А без загадок.
Олег. Олег. Кри… То есть, мама тебе обо мне гово-рила.
Ира (совершенно другим тоном). А-а-а… (Достаёт из кармана жвачку, начинает жевать.) Так ты, значит, того, мой будущий… х-ха… новый папа? Ага…
Олег. Вроде того.
Ира. В качестве папаши тебя как-то трудновато представить.
Олег. А ты бы хотела видеть меня в качестве … своего бойфренда?
Ира. Шутку оценила, только с бойфрендами у меня полный завал. В очередь стоят.
Олег. У меня тоже девчонки в очередь стояли. А я твою маму выбрал. Как ты думаешь, почему?
Ира. Потому что дурак.
Олег. Красивая версия. Но не пройдёт.
Ира. А чо так?
Олег. Кри никогда бы не полюбила дурака.
Ира. По-лю-би-ла?.. Ух ты! Я-то думала, моя маман уже старая вешалка. А она – вон какого… пацана себе отхватила.
Олег. Сменим тему!
Ира. Ладно, пошутила. Я и без тебя знаю, что моя мать – классная тётка.
Олег. Ты на нее похожа.
Ира. Только моложе. Но со временем, говорят, это проходит.
Олег. Со временем всё проходит. И жизнь в том числе.
Ира. Вот именно. А у некоторых из-за таких, как ты, она ломается.

Звук входной двери.
Олег. Мы ещё поговорим.
Ира. Воспитывать собираешься?
Голос Аллы. Ирка! Опять куртку бросила! Что, трудно повесить? Руки отвалятся?
Заходит Алла.
Ира. Дефицита в воспитателях не наблюдается.
Олег. Здравствуйте. Я – Олег. А вы, наверное, Алла.
Алла. Наверное…
Ира. Нашу мать он называет Кри. Прикольно.
Алла. Это тот Олег, который мамин знакомый?..
Ира. Мамин любовник.
Алла. Женщина в разводе имеет право на личную жизнь.
Ира. Да я чо, против, что ли? Пусть имеет всех, кому не лень. А в дом зачем вести?
Алла. Ира!
Ира. Пошла уроки учить. Нам много задали. (Олегу, ёрничая.) Контрольную по этике семейных отношений поможешь сделать?
Уходит в свою комнату. Оттуда раздаются звуки современной музыки.
Алла. Вы, Олег, не сердитесь. У неё сейчас переходный возраст и всё такое….
Олег. Да уж… Меня Кри предупреждала.
Алла. Ира ещё очень папу любила. Ну а папа – маму. Очень.
Олег. Я знаю.
Алла. Всё-то вы знаете…
Олег. Почти.
Ира (кричит из комнаты). Алка! Когда этот мамин бойфренд уйдёт, стукни мне в дверь.
Олег (пытается пошутить). Условным стуком. Вот так…
Алла (неожиданно горячо). А знаете, что, когда мама впервые от папы хотела уйти, он повесился.
Олег. Что?
Алла. Вот не знаете.
Олег. Как это?.. Повесился…
Алла. Мама в тот день раньше освободилась, меня из садика забрала… Входим в комнату, мы тогда ещё не здесь жили, в коммуналке… а он… Висит… на галстуке… Мама сразу табуретку… ножницы большие такие, портновские, она шила тогда… А я так кричала, все соседи сбежались… Дядя Толя на «скорой» много лет отработал… Короче, сплошная везуха: откачали… Случайность или чудо… скорее, чудо. А я голос тогда потеряла, два месяца сипела.
Пауза.
Олег. Она мне не рассказывала.
Алла. Да и я не должна была. Простите.
Олег. Я не скажу Кри, что знаю.
Алла. Да, так будет лучше.
Олег. А она знает? (Кивает в сторону Ириной комнаты.)
Алла. Она тогда у бабушки была… но папа потом сам по пьяни рассказал. Вообще-то он не сильно пил, не запойный он. Но если подозревал, что у мамы новый роман… Ревновал, бесился, ну и…
Олег. Спасибо вам, Алла.
Алла. А я вовсе не на вашей стороне, не думайте.
Олег. Вы со мной разговариваете. Уже кое-что.
Алла. Обычная вежливость.
Олег. Но почему? Ваши родители уже год в официальном разводе. А сколько до этого…
Алла. Мама имеет право завести себе личную жизнь, но вы… вы слишком для неё молоды.
Олег. Заводятся вши и тараканы, а личная жизнь…
Алла. Я не хотела вас обидеть.
Олег. В Дании и Голландии, например, 90 % семей, в которых жёны старше мужей.
Алла. Кое-где и однополые браки разрешены офи-циально. Гип-гип, ура! Равнение на запад.
Олег. Для своих лет вы слишком… благоразумны.
Алла. Когда мамуля вечно влюблена, а сестрёнка в сплошных закидонах, кому-то в семье приходится быть благоразумной.
Олег. В таком случае, предлагаю вам держать нейтралитет. Ни за, ни против. А со временем…
Алла. Со временем? (Смеётся.) Вы собираетесь задержаться в жизни моей матери?
Олег. Собираюсь.
Алла. Ой, как серьёзно.
Олег. Серьёзнее не бывает. Сегодня мы подали заявление. Через три месяца поженимся. И… Я не слишком разделяю эту идею, но Кри хочет, чтобы мы жили здесь, все вместе.
Из своей комнаты вбегает взбешённая Ира, которая подслушивала под дверью.
Ира. Жить? Здесь?.. А… Н-не… Она что, охренела совсем?.. Ну, мать!
Алла. Ира!
Ира. Что ты мне рот затыкаешь? Я против, чтобы этот, блин, пацан, жил со мной в одной квартире! Я, может, голая привыкла в туалет ходить! На фиг он мне тут сдался?!.

Звук открывающейся входной двери.
Алла. Ира! Прошу тебя!
Олег. Учту твою любовь к нудизму. Давай не пор-тить Кри настроение. А? Спорные моменты решаемы.
Голос Кристины. По завалу в прихожей вижу – мои девчонки дома.

Входит Кристина с тортом.
Олег. О самом главном я уже рассказал, и твои за-мечательные дочери очень рады за тебя.
Пауза.
Кристина. Правда, рады?.. Нет, честно, рады?.. Ну… Господи, а я так боялась… Спасибо, девочки, спа-сибо вам…
Алла. Мам, ну что ты… Ну… Мы тоже женщины, мы все понимаем. (Ира молчит.) Конечно, надо ещё обмозговать детали, но… если это серьёзное решение…
Олег. Они у тебя очень красивые девушки, и, если бы я не знал тебя, я бы наверняка влюбился в одну из них.
Ира уходит к себе в комнату, хлопнув дверью.
Алла (Олегу тихо). Это было лишнее.
Кристина. Иришка расстроилась.
Олег. Мне не удалось ей понравиться, прости.
Алла. Переходный возраст, мам. Ей сейчас никто не нравится.
Кристина. Вот именно, возраст у неё сейчас опас-ный. (Олегу.) Надо было нам подождать.
Олег. Кри! Мы уже достаточно ждали. Я люблю тебя.
Кристина. Да, но…
Алла. Счастье может быть или сейчас, или никогда. Это не счет в банке, проценты не вырастут.
Олег благодарно смотрит на Аллу.
Кристина. Алка! Как ты хорошо сказала! Запиши, я потом выучу.
Олег. Только жить нам всё-таки лучше у меня.
Кристина. Ну вот, опять двадцать пять. Ну как я их брошу. Они же ещё дети! (Алла усмехается.) Во всяком случае, Иришка. Как я смогу быть счастливой без них? А у нас тут места много. А твою комнату будем сдавать. Девочкам в институты скоро, сейчас всё платное… мы же уже всё обговорили.
Олег. Обговаривали. Но не решили.
Алла. Насчёт института папа обещал помочь с деньгами.
Кристина. Папа… он сейчас снова без работы… Ты бы заехала к нему как-нибудь. У него, кажется, опять кризис. По телефону непонятно.
Алла. Я заеду. Завтра же.
Кристина. А что, мы так и не сядем за стол? За чаем и проблемы слаще. Торт Иришкин любимый, «Чародейка». Надо её позвать.
Алла. Попробую уговорить. (Выходит.)
Кристина быстро накрывает на стол, ставит чайник.
Кристина. Может, ещё не поздно, заберём заявление из ЗАГСа, будем встречаться у тебя, как и раньше. Я вовсе не стремлюсь снова замуж. Была уже, хватило.
Олег. Ты не Кристинка. Ты – кретинка. Она – была! А я ещё нет.
Кристина (смеется). Откуда ты такой взялся, по-ложительный герой нашего времени? Таких не бывает!
Олег. А меня и нет… я твой материализовавшийся сон.
Входят сёстры. Ира старается держать себя в руках. Садятся за стол. Неловкое молчание.
Алла. «Чародейка» – наш любимый. Мы с Ириной его с детства любим.
Олег. Да? Совпадение. Я – тоже.
Кристина. И я!
Ира. А в твоём детстве «Чародейки» не было. Это ведь были, кажется, пятидесятые прошлого века.
Кристина. Семидесятые.
Ира. А, ну да, расцвет застоя, брежневская эпоха. Мы по истории проходили.
Алла. А чай с бергамотом? Я совсем недавно узнала, что бергамот – это типа лимона. А я думала – трава.
Ира. По такому случаю не мешало бы и шампанского. Ах, ну да, мы же дети. Нам нельзя. В подъезде водку из одноразовых стаканчиков можно, фигня… а за семейным столом бокал шампанского – криминал, что вы, только чай.
Кристина. Какую водку? Ир, о чём ты?
Ира. Шучу. Расслабься. Присутствие молодого че-ловека за столом обостряет моё извращённое чувство юмора.
Пауза.
Кристина. Шампанское есть, в холодильнике…
Олег. По такому случаю, думаю, и «детям» немного можно. По бокалу.
Ира. Ой! Какой у нас добрый новый папенька! А может, он и покурить предложит, а может, и ещё чего… (Наслаждаясь общей неловкостью.) Шучу.
Неловкая пауза.
Алла. Олег, нам мама очень много о вас рассказы-вала.
Олег. А мне о вас.
Алла. Получается, что заочно мы давно знакомы.
Ира. Еще как! Да мы в подробностях знаем бурную молодость героя! Альпинизм. Горные лыжи, журналистика, экспедиция в Тибет, философия, теперь вот художественная фотография… Какой богатый жизненный опыт!!! Мама каждый вечер рассказывала очередную главу героической биографии. Просто тысяча и одна ночь… Нам, рядовым школьницам, рядом с таким человеком за одним столом…
Олег. Ну, рядовыми таких девушек назвать трудно.
Кристина. О вас я тоже очень много рассказывала.
Ира. Во время интимных свиданий? Пикантно…
Алла. Ира!
Кристина. Ну, ладно. (Резко встаёт из-за стола.) Я думаю, для первого знакомства на сегодня достаточно. (Олегу.) Пойдём прогуляемся. (Выходит.)
Олег идёт за ней. В дверях останавливается.
Олег (угрожающе). Советую меня не злить! (Воз-вращаясь к вежливому тону.) Приятно было познакомиться.
Алла. Мне тоже.
Ира. А мне нет.
Олег. Над этим будем работать. (Выходит.)

Сцена 2.
Комната Кристины. Спальня, она же кабинет. На столе фотографии Аллы и Иры маленьких. Рядом – Олега. Кристина за компьютером. Заглядывает Алла.
Алла. Ну как?
Кристина. Сейчас… Чуть-чуть осталось… Почти ничего не правила. Так, несколько запятых и кое-где стилистику. Ты молодец. Тебе на флэшку сбросить?
Алла. Не. На бумагу. (Закладывает в принтер листы бумаги.)
Кристина. Если они не поставят тебе пятерку…
Алла. Мам, Ирка опять сказала, что уйдет из дома, если Олег останется на ночь.
Кристина. Опять?.. О-о-о… Почему, почему! Почему она его так невзлюбила?
Алла. Наверное, из-за папы.
Кристина. Ты меня тоже обвиняешь?
Алла (неуверенно). Да нет, почему… То есть… Сна-чала было…
Кристина. Ну почему детям кажется, что родители не люди! Так, служебное приложение к их счастливому детству!
Алла. Запусти печать, а то мне уходить скоро.
Кристина. А мать – тоже человек! Че-ло-век!!!
Запускает файл в печать. Принтер начинает печатать.
Алла. Никто не спорит, мам, успокойся, вы тоже люди, и ты, и папа.
Кристина. Папу им жалко! Жалостливые девочки, сердобольные! А маму кто пожалел, когда папа, потеряв работу, на диване в потолок плевал, в депрессии, видите ли… А мама, с недописанной диссертацией, утром уборщицей, днём продавщицей, а вечером в ночном баре стриптиз… семья-то из четырёх человек… А цены росли не по дням, а по часам…
Алла. Стриптиз? Ты же говорила, что частные уро-ки где-то за городом?
Кристина. А на какие деньги мы Ирку по санато-риям таскали, из астмы вытаскивали?.. Ревновать твой папа умел! А вот решения принимать…
Алла. Но он любил тебя очень. Ты же помнишь, как однажды….
Кристина. Инсценировал самоубийство.
Алла. Инсценировал?
Кристина. Он в тот день мне три раза звонил, уточнял, во сколько я буду дома. И табуретку-то отбро-сил, когда голоса наши в коридоре услышал.
Алла. Нет, мам, не может быть.
Кристина. Я столько лет была мужчиной в доме! Я устала, Алка, я больше не хочу!
Алла. Ты врешь про папу. Ты сейчас это придумала, да?
Кристина. У меня впервые в жизни появился человек, который не просто влюблен, таких было немало, ты знаешь, но… тут… впервые мужчина обо мне заботится! Хочет решать мои проблемы! Не свои за мой счет, а мои… Да, да, да! Я впервые себя женщиной почувствовала по-настоящему, понимаешь?
Алла. Ладно, мам, не волнуйся так…
Кристина. У меня и свадьба-то настоящая впервые будет. Мы с папой твоим расписались, когда я на 8-ом месяце была, да и родители его сильно против были, не до праздника всем…. Как же, профессорский сынок, а у меня мать портниха, отец вообще неизвестно кто. Невыгодная партия… Не комильфо…
Принтер допечатал стопку бумаг и замолк.
Алла. Я поговорю с Ирой… Попробую.
Кристина. Спасибо.
Алла. Если что, поживёте пока у него, я присмотрю за Иркой. А на учебу… В Макдональдс пойду работать, или… а может, ещё на бесплатное удастся поступить… Выкрутимся.
Кристина. Дуй на свои курсы, опоздаешь.
Алла. Ты успокоилась?
Кристина. Да.
Звук входной двери
Алла. Так я пойду.
Кристина. Если они не поставят тебе пятёрку… Реферат классный, ты молодец.
В дверях Алла сталкивается с Олегом.
Алла. Привет.
Олег. Как дела?
Алла. Позитивно.
Как только дверь за Аллой захлопывается, Олег и Кристина жадно бросаются друг к другу. Целуются.
Голос Аллы. Я пошла, пока.
Звук входной двери.
Кристина. Представляешь, у нас с тобой, оказывается, одна карта судьбы?
Олег. Это что за штуковина?
Кристина. Ну, типа гороскопа, по дню рождения.
Звук входной двери.
Голос Иры. Я пришла, и не одна. Прошу внима-ния!
Олег и Кристина с трудом отрываются друг от друга. В дверях Ира с тортом. Рядом с ней Егор.
Кристина. Привет, по какому поводу торт?
Ира. О! И новый папан здесь! Как удачно! Егор, познакомься, это Кристина Анатольевна, можно просто Кри, она женщина без возраста, очень современная маман. Это – Олег, её бойфренд… Ах, простите, её будущий муж. А это (представляет Егора) – мой будущий муж.
Егор (смущенно). Здравствуйте.
Олег (протягивает по-мужски руку). Олег.
Егор. Егор. (Прячет глаза)
Кристина. Будущий – в смысле, потенциально?
Ира. Нет, реально. Через 3 месяца. Мы сегодня подали заявление. Вот тортик по случаю. (Олегу, ёрничая.) Твой любимый.
Кристина. Ира, тебе – четырнадцать…
Ира. Джульетте было, кажется, тринадцать.
Олег. С 14 не расписывают.
Ира. А мы справку достали, что я беременна.
Кристина. Ирочка…
Ира. А если кто будет против, то я и по настоящему забеременею. Это запросто. Да ведь?
Кристина. Зачем так спешить?
Ира. А любовь? У нас перед глазами пример стар-шего поколения.
Олег. Кри, тебе плохо?
Егор. Может, действительно, подождать?
Ира (Егору). Заткнись! (Всем.) Яблочко от яблони недалеко-с… Вот у Светки мама в монастырь подалась, так и Светка все по храмам. У Насти мать артистка, и она – в фотомодели. (Олегу.) Кстати, могу познакомить, классная фигура. (Кри.) А у меня мать замуж. И я туда же.
Кристина. Это ты в знак протеста?
Ира. Любовь – злодейка. Куда от неё денешься?
Олег. Идите-ка, женщины, на кухню, приготовьте всё к чаю… Нам по-мужски надо поговорить. (Пауза.) Идите.
Ира выразительно смотрит на Егора. Затем вместе с матерью уходит на кухню. Пауза.
Олег. Ну, и что это значит?
Егор. Да ничего. Просто двое молодых людей…
Олег неожиданно борцовским приёмом заламывает Егору руку, пригибает его к столу.
Олег. Это ты им свисти, а мне как на духу, и без запинки. Ну!
Егор. Больно…
Олег. Зачем весь цирк? Ну!
Егор. Да мне вообще Алка нравится, мы с ней в параллельных классах. А она меня не замечает. Ирка сказала, если я на время её женихом прикинусь, то она меня с сестрой сведет, а с этой малолеткой у меня ничего. Совсем ничего. Да больно же.
Олег (ослабляет хватку). Так, а откуда Ира знает, что тебе Алла нравится?
Егор. Подрался тут из-за неё, а эта видела.
Олег. Чтобы в дом войти, можно и просто другом. Зачем же сразу женихом? Глупо.
Егор. Не знаю я, у Ирки свои резоны. Пристала: помоги да помоги.
Олег (отпускает Егора). Свои резоны… Ах, ма-ленькая стерва!
Егор. Сам знаю, что глупо. Только вы ей не говорите, что я … того, раскололся.
Входит Кристина.
Кристина. Чай готов, прошу на кухню.
Олег. Молодому человеку нужно вымыть руки. По коридору налево.
Егор выходит.
Кристина. Ну что?
Олег. Провокация. Надо подыграть.
Входит Ира.
Ира. Может, за шампанским сходить по случаю?.. А где Егор? (Нервно.) Ушёл?
Олег. Руки моет.
Ира (снова в своей игриво-вызывающей манере). Как папулечке мой выбор? Егор, конечно, не такой супергерой, как некоторые. Но…
Олег. Серьёзные чувства достойны уважения.
Кристина. А где вы будете жить после свадьбы?
Ира. Здесь, конечно, в тесноте, да не в обиде.
Олег. Весело будет.
Кристина. Мне всегда хотелось, чтобы в доме было много мужчин.
Олег. Будем в преферанс по вечерам играть.
Кристина. Или в бридж.
Олег. Или в винт.
Кристина. Или в дурака…
Олег. …парами.
Появляется Егор.
Егор. Я руки вымыл.
Кристина. Тогда все к столу.
Все уходят на кухню.

Сцена 3.
Спустя некоторое время та же комната. На стене висит красивое свадебное платье в прозрачном чехле. Работающий принтер печатает фотографии.  На столе большая фотография Кристины с календарем. Явно работа в Фотошопе. В комнате то там, то здесь вещи, выдающие присутствие мужчины. Входит Олег с чашкой кофе, рассматривает напечатанные фотографии, садится к компьютеру. Через некоторое время заглядывает Ира, она в соблазнительном халатике с распущенными волосами, бросает ревнивый взгляд на белое платье.
Олег (не отрываясь от работы). Заходи, падчерица. Чем могу?
Ира. Падчерица… Хм… Если это мой новый «ник», то он мне не нравится.
Олег. Когда ты зовешь меня «папенька» или «папа № 2», мне тоже как-то не катит.
Ира. Тогда я буду звать тебя «отчим № 1». Годится?
Олег. Ну, зачем же так сложно, можно просто Олег Александрович.
Ира. Идёт. А ты меня Ирина Сергеевна.
Олег. Так что же, Ирина Сергеевна, привело вас ко мне с визитом?
Ира. Зашла полюбоваться на свадебный саван.
Олег. Только при ней не брякни.
Ира. Чего в шкаф не уберёт? Вывесила, как икону.
Олег. Помять боится. Ты ведь не за этим пришла?
Ира. Не за этим.
Олег. А за чем?
Ира. А вот фотографии посмотреть.
Олег. Смотри.
Ира (разглядывает только что отпечатанные фотографии). Красиво. А ты обнажёнку снимаешь?
Олег. Если заказывают.
Ира. А меня снимешь?
Олег. Нет.
Ира. А я закажу. Сколько стоят три вида? Стоя, лё-жа и крупный план особо ценных частей тела.
Олег (отрывается от работы, пристально смотрит на Иру). Мы полтора месяца уже знакомы. А ты меня всё на дешёвые понты разводишь. Не надоело?
Ира. Да какие понты, я к тебе с серьёзной просьбой! Ну что мне – к постороннему фотографу идти?
Олег. Зачем тебе такие фото?
Ира. Для портфолио. Хочу в стрипбаре подрабаты-вать. Как мама когда-то. А что? Мне дополнительные по английскому нужны, а у тебя с мамой я денег брать не хочу.
Олег. Сейчас есть много способов заработать.
Ира (раскрывает халат). У меня такая фигура пропадает! Не хочешь для портфолио, просто так сфо-тографируй, для эстетики.
Олег набирает номер мобильного.
Олег (в телефон). Кри, слушай, не заезжай сегодня к Тане. Давай прямо домой… Да ничего не случилось, просто соскучился… Перезвони Тане… ну, я прошу тебя… Жду. Целую.
Ира. Жаловаться будешь? Ябедничать? Хвалиться, как героически не поддался?
Олег. Иди к себе.
Ира. А что? Боишься – не устоишь? А? Ведь я хороша? Ведь нравлюсь, да?
Олег. Ирка. Уйди от греха.
Ира. От греха?! Значит, нравлюсь!!! (Звонок в дверь.) Повезло… (Запахивает халатик, идёт открывать.)
Олег пытается сосредоточиться на работе. Звук входной двери. Голоса Иры и Егора в прихожей всё более на повышенных тонах.
- Ты обещала!
- Да катись. Не до тебя…
- А за базар надо отвечать.
- Вот Славке скажу – он за меня ответит.
- Не пугай пуганых.
Олег открывает дверь, выходит в коридор. Голоса стихают.
Олег. Жениху привет.
Ира. Да ладно, комедь окончена.
Егор. Продолжение следует.
Ира. Ладно, иди, я с ней поговорю.
Егор. Дудки. Я теперь сам с ней поговорю. И вообще я не к тебе пришел. Пусти.
Ира. Алки нет дома, на курсах она. Иди к метро встречай.
Егор. А я вот к Олегу.
Ира. Ну, знаешь!..
Олег. Проходи.
Ира вынуждена ретироваться. Егор проходит в комнату.
Егор. Спасибо.
Олег. Нужна помощь?
Егор. Ладно, она меня тут дураком выставляла. А по школе-то зачем трещать?..
Олег. Ира?
Егор. Ну. И Алла тут ещё на перемене подходит. Привет, говорит, родственничек, не ожидала…
Олег. Тебе с Аллой надо поговорить.
Егор. Да я, блин, как её вижу… Язык к нёбу прилипает, колени дрожат, руки потеют… какой уж тут разговор.
Олег. Давай я с ней поговорю.
Егор. А это удобно?
Олег. Почему нет?
Егор. Только как-нибудь… поаккуратнее…
Олег (смеется). Я, конечно, не Сирано де Бержерак. Но… попробую.
Егор. Ага… Тогда я пошёл, что ли?
Олег. Телефон оставь. Сообщу о результатах.
Егор. Да. Конечно. (Диктует или набирает но-мер.)
Проводив Егора, Олег садится за компьютер. Входит Ира.
Ира. Я думала, ты его подольше задержишь, для безопасности.
Олег. Замок мне, что ли, в дверь врезать?
Ира. Расхозяйничался! Ты тут пока никто. Гость! Не более чем. А знаешь, что будет, если я матери скажу, что у меня из-за тебя на нервной почве приступ астмы возобновился?
Олег. Ну, ты монстр…
Ира. Симпатичный такой монстрик.
Олег. У тебя ухажёры сутками в «аське» кукарека-ют. Чего тебе от нас надо? А? Может, серьёзно погово-рим?
Ира. А что будет, если я ей скажу, что ты пытался меня изнасиловать?
Олег. Она тебе не поверит. М-да, серьёзно не получится. (Хочет выйти из комнаты.)
Ира. Шучу! Шучу! Ты что, шуток не понимаешь? Проверяла тебя на вшивость. Я же должна знать, в какие руки мать отдаю.
Олег. И как, экзамен сдал?
Ира. На «отлично». На всех этапах.
Олег (недоверчиво). Что, полтора месяца меня проверяла?
Ира. Больше не буду. Давай дружить. Расскажи, как ты с мамой познакомился.
Олег (всё ещё не веря неожиданной перемене). Она, небось, рассказывала.
Ира. А я хочу твою версию этого исторического события.
Олег. Да всё было очень прозаически. Никакой романтики.
Ира. И всё же? Ну, пожалуйста!
Олег. Я приехал в издательство. Привез фотогра-фии для какого-то журнала. Она в тот день заменяла главного, мы всё обсудили, а потом… от работы оторвались, друг на друга посмотрели…
Ира. И типа любовь с первого взгляда? Угу?
Олег. Тогда я и не думал, что всё серьёзно. Понра-вилась женщина, пригласил поужинать.
Ира. А потом? Как потом всё было?
Олег. Есть вещи, которые должны оставаться…
Ира. Диван вам надо новый купить, этот скрипит больно. Я всю ночь заснуть не могу.
Олег. Ир, слушай, мне коллаж надо доделать. Зав-тра сдавать.
Ира. Прогоняешь?
Олег. Мы с тобой потом ещё поговорим, правда.
Шум входной двери. Олег срывается с места, по-чти бежит.
Ира. Опять повезло.
Берёт на столе ножницы. Вырезает кусок из подола свадебного платья. Уходит.
Голос Иры. Ма, привет. Уроки сделала. Ела. Вы-мыла. Убрала. Иду гулять.
В комнату входят Кристина и Олег.
Кристина. Что случилось? У тебя был такой голос…
Олег. Да ничего, всё нормально, но… Давай пере-едем ко мне. Там, конечно, комната крошечная и сосед, но он тихий…
Кристина. А мои девочки?
Олег. Кри! Они – не девочки, они уже молодые девушки, в том-то и дело.
Кристина. Это они внешне девушки. А мозги-то совсем детские.
Олег. Сосед – тихий алкоголик. Когда пьет, никогда не буянит. Если ты там не сможешь, можно снять квартиру где-нибудь подальше от центра. По деньгам будет не слишком...
Кристина. Но мы же хотели Алле помочь с институтом.
Олег. Я найду другую работу, где больше платят.
Кристина. Ты же говорил, что не умеешь от звонка до звонка.
Олег. Научусь. Семейному человеку быть свобод-ным художником неприлично.
Кристина. Это из-за Иры?
Олег. Ты голодная. Пойдем, накормлю тебя ужи-ном, я кое-что приготовил.
Олег тянет Кристину к выходу, натыкается взглядом на свадебное платье с дырой на подоле. Кристина следит за его удивлённым взглядом и тоже видит испорченное платье. Пауза.
Олег. Ну, это уже слишком… (Кричит.) Ира! Иди сюда!
Кристина. Не надо.
Олег. Была б моя дочь, выпорол бы.
Кристина. Поздно.
Заглядывает Ира в уличной одежде.
Ира. Мобильник взяла. Шарф надела. Звали?.. (Пауза.) Показалось.
Олег. Твоя взяла. Я уезжаю.
Ира уходит.
Кристина (сквозь слезы). Какая бы она ни была, она – моя дочь.
Олег обнимает её, молча гладит по голове, как маленькую.

Сцена 4.
Та же квартира. Комната Аллы. На письменном столе компьютер. На полках книги, вазочки. Мягкие игрушки. Типичная девичья в современном варианте. На диване Алла и Егор с учебниками и тетрадями.
Егор. Ну, теперь поняла?
Алла. Почти.
Егор. Я же уже три раза объяснил.
Алла. Задача сложная.
Егор. Да простая задача.
Алла. А может, мне просто нравится, как ты объясняешь?
Егор. Давай я тебе что-нибудь ещё объясню. По химии, например.
Алла. В следующий раз. Ты на курсы опаздываешь.
Егор. А ты?
Алла. А мне сегодня на час позже.
Егор. А заканчиваешь?
Алла. Как обычно.
Егор. Тогда, как всегда, в метро.
Алла. Если что, созвонимся.
Алла выходит провожать Егора. В комнату про-шмыгивает Ира, что-то ищет. Возвращается Алла.
Алла. Чего потеряла?
Ира. Помнишь, вы с мамой к Олегу на день рождения ездили. У тебя где-то адрес его был записан.
Алла. Тебе зачем?
Ира. Письмо хочу написать покаянное. Типа того, что дура была. Всё поняла. Больше так не буду.
Алла. Я тебе его е-мэйл дам, хоть роман в письмах пиши.
Ира. Ну, не письмо. Я сама хочу с ним поговорить. Я, правда, теперь хочу, чтобы он здесь жил. Чего мама мучается, на два дома живёт?
Алла. Говоришь, вроде, как взрослая.
Ира. Дай адрес. Я ведь всё равно достану, если я чего задумала… ты меня знаешь.
Алла. Даже слишком.
Ира. Ну что мне сделать, чтобы ты поверила? (Ви-дит на полке фарфоровую куклу.) А, вот! (Достает куклу, прижимает к груди, говорит торжественно и проникновенно.) Клянусь здоровьем папы и мамы, это правда: я хочу, чтобы Олег жил в этой квартире. Ну, теперь веришь?
Алла (улыбается). Теперь верю. (Вырывает ли-сток из ежедневника, дает Ире.) Пойду чаю глотну. Мне на курсы скоро. (Выходит.)
Ира жадно читает адрес. Потом обращается к кукле.
Ира. Я ведь не обманывала. Я и правда хочу, чтобы он жил в этой квартире. Ты – свидетель.
Звонок телефона.
Ира бережно ставит куклу на место. Берёт трубку.
Ира. Привет, ма… Да… Я дома… Когда?.. (Меняется в лице.) Хорошо… Алка… Алка на курсах… Да, я дам ему диски, не волнуйся… Всё поняла… Конечно, найду. Пока.
Достаёт из ящика стола компьютерные диски, ищет, куда бы спрятать. Прячет подальше от того места, где они были. Затем бросается к зеркалу.
Звонок в дверь. Голоса Аллы и Олега. Ира бросается к компьютеру, делает вид, что читает что-то в интернете. В комнату заходит Алла. Ищет в ящике стола.
Алла. Ничего не понимаю, они же здесь были… Ир, не видела диски Олега? Один со шрифтами и ещё два. Там еще бумажка с подписью «Запасное»?
Ира. Наверное, у Кристины.
Алла. Да нет, я брала, они здесь лежали. Точно.
Ира. Синенький такой диск?
Алла. Ну да.
Ира (тихо). Ты иди. Я сама найду. Пожалуйста! Ну, пожалуйста! (Громко.) Я сейчас поищу. Я видела где-то.
В дверях появляется Олег. Пауза.
Алла. Иришка найдет. А я опаздываю, ты прости. (Незаметно многозначительно переглядывается с сестрой.) А мама сегодня к тебе или сюда?
Олег. Смотря, во сколько освободится. А как Егор? Захаживает?
Алла (смеется). Да можно сказать, не уходит…
Ира. Значит, три диска. На одном надпись «Запас-ное»… (Начинает имитировать активные поиски).
Алла (Олегу). Рада была тебя увидеть. Всё, помча-лась. Пока. (Уходит).
Ира продолжает поиски везде, кроме того места, куда их спрятала. Олег стоит в дверях. Через некоторое время Голос Аллы «Я пошла. Всем удачи.» Звук хлопнувшей входной двери. Пауза.
Ира. Ну, привет.
Олег. Привет.
Ира. Садись. В ногах правды нет. Я найду, не вол-нуйся.
Олег присаживается на край дивана, всем видом показывая, что не намерен задерживаться.
Ира. А что там было, на том диске, где «Запасное»?
Олег. По работе.
Ира. А-а… понятно. Я их точно в этой комнате ви-дела, куда они могли деться?
Олег. Я на кухне подожду.
Ира. Нет! Пожалуйста! Подожди здесь. Я так быстрее найду. Я ведь… Я тоже рада тебя видеть. Правда. Чессс слово.
Олег. Ладно. Жду здесь.
Ира. Спасибо. А знаешь, я иногда мечтаю, что у нас большая-большая семья. Много всяких дядюшек, тётушек, братья, сёстры там двоюродные, троюродные. И все тебя любят. И к каждому можно завалиться в любое время суток. Если что, они ведь – родственники! Не прогонят… И можно не звонить месяцами, а потом, как ни в чем не бывало и не извиняясь, взять и приехать в гости. Ведь это не дружки-знакомые, с которыми разругаешься и разбежишься, нет… это люди, с которыми у тебя… кровная связь. Ты – один из них. И не важно, плохой ты или хороший – они будут за тебя всегда… Прости, что я тебе всё это говорю…
Олег. Да, большая семья – это здорово.
Ира. А у нас только мы да мама. Ну, папа ещё, да бабушка, папина мама, жива. Но она нас не сильно жалует. Мы музыкальную школу не кончили и на трех языках не говорим. Не соответствуем её стандартам.
Олег. Да, про эту бабушку я кое-что знаю, мадам с претензией…
Ира. А тебе мама рассказывала, как нас к ней в гости, как на бал, собирали? Наряжали. Волосы укладывали… И чтобы, не дай Бог, конфету при ней без спроса…
Олег. Мне диски очень нужны. Давай в следующий раз про бабушку.
Ира. В следующий раз? Обещаешь?.. Значит, ты будешь приходить почаще?
Олег. Буду. Если ты не против.
Ира. Я очень-очень не против!
Олег. С чего такие перемены?
Ира. Весь последний месяц я много думала и кое-что поняла.
Олег. Что же?
Ира. Ну-у… То, что ты очень нужен… здесь. (Пауза.) Удивлён?
Олег. Кри говорила, что ты в последнее время из-менилась. Мне не особо верилось.
Ира. Она видит то, что видит, и никогда не увидит больше того. Как и все матери.
Олег. Откуда ты знаешь? Ты что, была матерью?
Ира. Иногда я вижу себя её глазами.
Олег. И как?
Ира. Омерзительно.
Олег. Ты как будто искренна. Но… что-то недоговариваешь…
Ира. Мне часто снится один сон, будто я хочу есть, лезу в холодильник, а там одно мороженое – и никакой еды. Мороженое – это здорово, но я хочу есть, хочу хлеба, мяса, чего-нибудь серьёзного, только не мороженого. И я не знаю, что делать. А потом вдруг понимаю, что полный холодильник – так не бывает… Значит… значит, это не настоящий холодильник. А… во сне. И мне так любопытно! Я смотрю на этот холодильник совсем новыми глазами, ведь он, ну, как бы сказать, из другого измерения… и я начинаю оглядывать кухню и вообще всё и замечаю отличия этого всего от настоящего, как в детской игре, когда надо сравнить две картинки и найти десять отличий... А потом… (Пауза.)
Олег. А потом?
Ира. А потом… чаще всего я просыпаюсь. Иногда удаётся посмотреть за окно...
Олег. Надо же, Кри тоже снятся такие сны.
Ира (искренне удивлена.). Про мороженое?
Олег. Нет, про то, что она понимает, что спит и изучает тот мир, только она не просто смотрит в окно, она еще через него выходит и летит…
Ира. А точно, если это во сне, то можно выйти в окно и полететь, как же я не догадалась?
Олег. Она почти каждый день что-нибудь интерес-ное из своих снов рассказывает. А вот мне вообще сны не снятся.
Ира. Просто не помнишь. Сны снятся всем и всегда. Но я самого главного сна не рассказала. Слушай. Однажды я посмотрела за окно, там, во сне, в котором понимала, что сплю… А вместо окна было зеркало, а в зеркале не я, а… ты.
Олег. И что же я сказал тебе во сне?
Ира. Я смотрела в зеркало на себя, а видела тебя! Понимаешь? И я знала, что я сплю. Но я точно знала, это был не сон... Во всяком случае, не обычный сон. (Ира многозначительно, гипнотизирующе смотрит на Олега.)
Олег. Я, пожалуй, за дисками в другой раз зайду. Мне пора. (Собирается уходить.)
Ира. Вспомнила! Вспомнила, где я их видела… Твои диски… Сейчас… (Достаёт спрятанные диски, отдаёт их Олегу.) Вот. Прости, что не сразу нашла.
Олег. Спасибо.
Ира. Пожалуйста, переезжай сюда. Совсем.
Олег. Может быть. Посмотрим.
Ира. Только не женись на ней. Пожалуйста!
Олег. Что?
Ира. Живите так. Только… пусть свадьбы не будет. (С нарастающим волнением.) Это очень важно. Так надо. Так будет лучше. Я умоляю!
Олег. Не понимаю…
Ира (еле сдерживает слезы). Потом… ты потом всё поймешь! Ты должен быть здесь, но не должен быть её мужем. Пожалуйста! Пожалуйста!!!
Олег. Спасибо за диски. (Уходит.)
Ира одна. Никак не может успокоиться. Повторяет, как в горячке «Пожалуйста! Пожалуйста!».
Звонок телефона.
Ира. Да… Заходил. Отдала… Хорошо… Не волнуйся, справимся… Конечно, езжай к нему… Не волнуйся, ма, всё отлично.
Кладёт трубку.
Натыкается взглядом на фарфоровую куклу. Хватает её с полки, бросает на пол. Плачет. Кукла с отколовшейся головой валяется на полу.

Д е й с т в и е  2.
Сцена 1.
Два месяца спустя. Комната Олега. Раннее утро. Олег спит. На столе рабочий беспорядок. Кое-где среди вещей Олега вещи Кристины, но са-мой её нет. Звонит его мобильный. Он, не совсем проснувшись, отвечает.
Олег. Да… Кто… Что?.. Не понял… Зачем… а сколько времени?... А что случилось?... Да, сейчас.
С трудом встаёт, надевает джинсы. Выходит. Звук входной двери. Возвращается с Ирой. Она немного пьяна.
Ира. В дверь звонить не стала. Соседа твоего чтобы не разбудить. (Ёжится.) Замёрзла. С трудом тебя нашла. В это время и спросить не у кого.
Олег. Что-то с Кри?
Ира. Нет, с ней всё в порядке. Сладко спит в пред-вкушении брачной церемонии.
Олег. А что тогда?
Ира (достаёт из сумки две бутылки пива.) Садись. Разговор будет серьёзный.
Олег. Я только заснул.
Ира. А я и вовсе не ложилась.
Олег. Что случилось?
Ира (достает сигареты). Принеси стаканы или бокалы. Не люблю из горла пить.
Олег. Ты же не куришь.
Ира. Угу. При маме. Ну, так что со стаканами?
Олег. Зачем ты приехала?
Ира. Ладно, будем из горла. (Закуривает.)
Олег. Кри знает, что ты здесь?
Ира. И никогда не узнает, потому что ты ей ничего не скажешь. (Открывает пиво.)
Олег. Если ты сейчас же уйдешь.
Ира. Я должна предотвратить большую беду.
Олег. Не понял.
Ира. Я должна спасти свою мать… от тебя. Пей.
Олег. Бред.
Ира. Я ведь вижу, как ты на меня смотришь, когда мамы рядом нет.
Олег. Ты просто очень похожа на неё.
Ира. В том-то и дело. Я – это она, только молодая! Через два-три года она начнёт стареть, а я расцвету. И с каждым днём тебя будет всё больше тянуть не к ней, а ко мне. И рано или поздно…
Олег. Замолчи.
Ира. А уж как меня к тебе тянет… Я вот этим пивом пожар в себе заливаю… Чтобы не спалить всё вокруг. Ну, выпей со мной. Хоть что-то сделай со мной вместе. Пожалуйста!
Олег (отпивает из протянутой бутылки.). Ничего, ты сильная. Ты справишься.
Ира. Я – да. А ты вряд ли… Поэтому…
Олег. Да. Да. Пусть. Ты отчасти права. Как женщина ты мне нравишься. Но только как её копия. А копия всегда хуже, чем оригинал. Хуже! Слышишь?
Ира. …Поэтому я решила: свадьба отменяется.
Олег. Ты пьяна. Ложись спать. Я пойду на диван к дяде Васе.
Ира. Заявление уже составлено в двух экземплярах.
Олег. Какое заявление?
Ира. О том, что ты, пользуясь положением жениха матери, пытался меня изнасиловать. Потом к делу до-бавят мою предсмертную записку.
Олег. Ты с ума сошла...
Ира. Чтобы этого всего не случилось, я предлагаю тебе прямо сейчас собрать вещи – и на вокзал. Я посажу тебя на поезд. Куда ехать, ты выберешь сам. А я отправлюсь утешать несостоявшуюся невесту. Мы ведь хорошо жили, пока тебя не было. И снова будем жить хорошо, когда ты исчезнешь.
Олег. Плохо же ты знаешь свою мать.
Ира. Не хуже, чем она меня.
Олег. А она тебя совсем не знает.
Ира. А хочешь, уедем вместе? Я с тобой хоть куда! Увези меня! А? Увези! (Она уже совсем пьяная.)
Олег. Мне надо поговорить с Кристиной.
Ира. Ну уж нет, при первой же попытке с ней встретиться или связаться заявление пойдёт, куда следует. Кстати, всю её почту я проверяю раньше, чем она её получает.
Олег. Что ты творишь, Ирка! Что ты творишь…
Ира. Спасаю. Мать. Тебя. И себя. Спа-а-аса-а-аю-ю-ю…
Олег. Да губишь ты нас всех, дура!
Ира. Дура не дура, а маму я тебе не отдам!
Олег. Знаешь, что сделаем? Давай немного поспим, ты здесь, я у дяди Васи. Я ничего сейчас не соображаю, и у тебя глаза вон слипаются. Ставим будильник на 9.00. За Кри я, по идее, должен заехать к 2-ум. У нас будет время принять решение.
Ира. Но свадьбы не будет?!
Олег. Не будет, не будет. Давай укладывайся. (Прямо в одежде укладывает её на кровать.) Давай-давай… Баю-баюшки-баю. (Идет к двери.)
Ира. Ты куда?
Олег. В туалет, сейчас вернусь.
Ира. Если сбежишь, ты знаешь, что будет?
Олег. Знаю, ты предупредила. (Выходит.)
Ира одна, обнимает его подушку, натягивает одеяло. Видит на стуле его рубашку, вскакивает, надевает на себя, залезает снова под одеяло. Возвращается Олег со станом воды.
Ира. Я в твоей постели… или мне это снится…
Олег. Что-то мне от твоего пива хреново… А ты как? Против похмелья не глотнешь?
Ира. Полежи со мной. Просто полежи, больше ни-чего.
Олег. На, выпей, а то от тебя пивом пахнет.
Ира. Тогда ляжешь? Да? Да?
Олег. Да.
Ира (с готовностью пьёт). Теперь ложись!
Олег. Я посижу, пока ты заснёшь.
Ира. Ну вот, обманул… обещал полежать…
Олег. Баю-бай… Да мужчины все обманщики, им верить нельзя. Тебя что, мама не научила?
Гладит её по голове то ли как ребёнка, то ли как женщину.
Ира. Я и без мамы всё про мужчин знаю…

Сцена 2.
Пролёт лестничной клетки в доме Кри. Олег и Кристина сидят на ступеньках. Кри в халате, та-почках, сверху наброшено пальто. Вид не выспавшийся и растерянный.
Олег. Вот, собственно, всё. В ближайшие часа два она не проснётся, но… снотворное слабое, так что… Я не знаю, что делать. Идиотское чувство… абсолютной беспомощности.
Кристина. Дай мне сигарету.
Олег. Ты же не куришь.
Кристина. При детях.
Олег даёт ей закурить. Закуривает сам. Какое-то время молчат.
Олег. Что будем делать?
Кристина. А разве у меня есть выбор, если моя дочь говорит о предсмертной записке?
Олег. Это же шантаж. Вряд ли она на самом деле…
Кристина. Я не могу рисковать жизнью дочери.
Олег. А моей жизнью?..
Кри (то ли напевает, то ли стонет). В комнате с белым потолком… Старая песня, как она мне нравится… С правом на надежду…
Олег. Прости.
Кри (продолжает из той же песни). Я хочу быть с тобой,
я хочу быть с тобой,
я так хочу быть с тобой…
И я буду…
Олег. Я сделаю, как ты скажешь.
Кристина. Мне сегодня снилось, что я танцевала для тебя на столе. Ты смеялся, хвалил мой танец и наливал красное вино, но вдруг столешница проломи-лась посередине, я провалилась, но и пол под столом тоже проломился, и я полетела вниз… Как Алиса в стране чудес. Только вокруг меня были осколки, куски кирпича, дерева, и я обо всё это царапалась, билась… и падала, падала…
Олег. В комнате с белым потолком…
С правом на надежу.
Кристина. А ведь Ирка права: я скоро начну ста-реть, а она расцветать… И ты неизбежно…
Олег. Это штамп.
Кристина. Стандартное мышление основано на опыте поколений.
Олег. А тебя я люблю за нестандартное.
Кристина. Но она тебя волнует.
Олег. Да.
Пауза.
Кристина. Кофе так хочется…
Олег. Сходи выпей кофе, я подожду здесь.
Кристина. Спасибо, что не соврал… Может, пойдем вместе?
Олег. А если она проснулась и мчится сюда? Не будем рисковать жизнью твоей дочери. Если с ней что-то случится, я потеряю тебя навсегда. Ведь так?
Кристина. Так.
Олег. Она меня волнует. Но люблю я другую жен-щину. (Обнимает Кри.)
Кристина (неожиданно лукаво смеется). Я поня-ла, судьба бережёт нас от будней. Теперь мы можем встречаться только тайком, в подъездах, подворотнях, в общественных местах…
Олег. А как же свадьба?
Кристина. Я буду твоей тайной женой. Слушай внимательно. Сейчас ты возвращаешься к себе. Если она уже не спит, скажешь, что был на вокзале, изучал расписание. Дальше едете с ней вместе на вокзал. Купи билет, как можно дальше, куда-нибудь в Красноярск, Новосибирск…  Пусть она тебя посадит в поезд и дождётся, когда поезд тронется. Она должна быть уверена, что ты уехал. На первой станции ты выходишь и едешь обратно. Но мобильник отключи, путь будет недоступен. Домой не возвращайся… у тебя есть кто-нибудь, у кого можно пожить?
Олег. Пара холостых приятелей найдётся. Но мне ведь тогда нельзя будет показываться на работе. Только устроился…
Кристина. Да-а… На работе она тебя вычислит, наверняка проверять будет. Дай подумать…
Олег. Большую часть работы я, в принципе, могу делать в любом месте… буду пересылать, если шеф…
Кристина. Я берусь объяснить ситуацию твоему начальнику. Мне это будет несложно, потому что я ему, кажется, нравлюсь.
Олег. Так, может, и он тебе тоже?
Кристина. Да. Нравится. (Пауза.) Но люблю я другого мужчину.
Олег. А я уже собрался ревновать.
Кристина (переходя на деловой тон). Теперь о связи. Я сделаю новый почтовый ящик, выходить на связь буду не из дома, только через Интернет-кафе. Переходим на нелегальное положение.
Олег. Тебе бы детективы писать.
Кристина. Я к двум часам буду тебя ждать при полном параде. Затем разыграю обманутую невесту. Главное, чтобы она была уверена, что она победила. Может быть, этого окажется достаточно.
Олег. А если нет?
Кристина. Назначь мне свидание на завтра, и в это завтра я умещу вечность.
Олег. Зачем завтра? Лучше прямо сейчас.
Кристина. Тебе надо идти, она может проснуться.
Олег (смотрит на часы). Минут двадцать у меня есть.
Жадно целуются.

Сцена 3.
Днём того же дня. Кристина в белом платье в своей комнате. Алла делает ей прическу.
Алла. Какая ты сегодня красивая, мама.
Кристина. Невесты все красивые.
Алла. А ты особенно!
Кристина. А где Ира?
Алла. За компьютером у себя.
Кристина. А что она не собирается?
Алла. Да ну её. (Кричит.) Ирка! Подойди, тебя мама зовёт.
Ира заглядывает в дверь.
Ира. Ну, чо?
Кристина. Ириш, ты чего такая грустная?
Ира. Да так, с парнем одним поругалась.
Кристина. Что за парень? Я его знаю? Он из класса?
Ира. Нет, неважно. Он уехал.
Кристина. Ты такая бледная, ты не заболела?
Ира. Нет.
Кристина. Смотри, как Алка здорово вышивку сделала на месте дыры. Совсем незаметно, правда?
Алла. Это не вышивка, это аппликация, ма.
Кристина  (Ире). И ты ещё не одета. Сейчас Олег подъедет.
Ира. А я не невеста, чего мне наряжаться.
Звук входной двери, Ира дёргается, входит Егор.
Егор. Машина у подъезда. А ленты и шарики дол-жен Олег привезти.
Алла. Ну что он в такой день опаздывает?
Егор. Я набирал – недоступен. В метро, наверное.
Кристина. Ребята! Я такая счастливая!
Алла. Причёска готова.
Кристина. Ирка! Не грызи ногти! Егор! Сфотографируй меня с девочками. Фотоаппарат на комоде.
Егор. Так против света. Лучше пересесть. (Все пересаживаются.) Нет, тут тоже плохо. Фон пёстрый… Давайте сюда.
Все снова пересаживаются. Кристина и Алла с энтузиазмом позируют для фото. Ира вяло подчиняется.
Алла. Надо же, сегодня и погода радостная… Смотрите, какое солнце!
Кристина. Наберите ещё раз Олега. Что-то я тоже начинаю волноваться.
Алла. Волнуйся на здоровье, только макияж не ис-порть! (Егору.) Я всё утро делала из неё картинку, а она руками в лицо. Мама! Ты сейчас произведение искусства, относись к себе соответственно.
Егор. Мобильный недоступен. Я позвоню на до-машний.
Алла. Мама! Не трогай свои губы! Ну, я второй раз так не сделаю… Ирке ногти запрещает грызть, а сама…
Егор. Алло… Дядя Вася? Олега позовите! Олега!.. Что?... Кого бомбить?.. Партизаны?.. Ладно, удачи. (Кладёт трубку.) Пьян вдробадан. Но Олега там нет, он бы подошёл.
Кристина. Пойдёмте ждать к подъезду. Мы уже опаздываем.
Алла. В белом платье без жениха…
Егор. Может, к нему съездить?
Ира. Я не хотела говорить, думала, что показалось… Но…
Пауза.
Кристина. Ты что-то знаешь?
Ира. Да не то чтобы, просто… Я была на вокзале, провожала своего знакомого, ну, с которым поругалась. В соседний поезд сел молодой человек, очень похожий на Олега… Я подумала – показалось.
Алла. Конечно, показалось!
Ира. Поезд куда-то в Сибирь.
Егор. Зачем Олегу Сибирь?
Пауза.
Кристина. Жених, сбегающий из-под венца, – тема не новая.
Алла. Что ты говоришь, мама!
Кристина. Скорее всего, он просто передумал.
Егор. Давайте подождем ещё, он просто опаздывает, сейчас будет.
Кристина. Платье вот жалко… Может, Алке потом пригодится. Хорошо, что гостей не много. Ирочка, позвони тёте Лене, она уже наверняка нас ждёт, у ЗАГСА... Скажи, что… что у меня… приступ стенокардии.
Ира. Почему я?
Кристина. И накапай мне валерьянки.
Алла. Я позвоню. (Выходит в коридор.)
Егор. Я накапаю. (Уходит на кухню за лекар-ством.)
Пауза.
Ира. Что ты на меня так смотришь? Я просто слу-чайно оказалась на вокзале.
Кристина. Конечно. Да нет, всё нормально, всё ничего, вот только… ребёнок без отца будет.
Ира. Какой ребёнок?
Кристина. Наш. Мой. Я беременна.
Ира. Как?.. Ты же… Тебе же скоро сорок…

Сцена 4.
Комнатка охранников в городском музее. Поздний вечер. Телефон, телевизор, электрочайник. В красном углу икона ангела-хранителя. Звонит телефон. В комнатку вбегает Олег.
Олег. Алло… А, привет… Заступил… Нет, не смотрю. А чего смотреть, всё же заранее понятно, кого назначили, того и выберут… я не пессимист – я реалист… Да я не против! Просто мне не нравится, когда это называют выборами… Нет, ну ты представь, что ты хочешь есть, голодный ты, а перед тобой на стол ставят тарелку супа, банку гвоздей, старый лотерейный билет и… ну, скажем, упаковку презервативов, и говорят: выбирайте…  За суп спасибо, но разве это выбор?.. Ладно-ладно. Не горячись! Сейчас включу.
Включает телевизор. Комнату заполняют звуки новостных передач с избирательных участков. Олег какое-то время скептически смотрит на экран. За-тем делает тише, и телевизор превращается в зву-ковой фон. Олег достаёт из сумки ноутбук, подклю-чает его, садится работать. В окно стучат услов-ным стуком. Олег идёт открывать. Возвращается с Кристиной. Она очень взволнована.
Кристина. Я три раза стучала. Ты не слышал!
Олег. Сменщик заставил включить. (Кивает на телевизор.) У него ящик сломался. А политическая активность – наследство комсомольского прошлого… Да мы сегодня и не договаривались… На тебе лица нет. Что-нибудь случилось?
Кристина. Случилось.
Олег. Садись. Я поставлю чайник. Есть глоток коньяка.
Кристина (смотрит на икону в углу). Сколько раз у тебя тут была, а икону не замечала.
Олег. А его вчера только повесили. Ангел-хранитель. Попал в музей как древность. А экспертизу не прошёл, оказалось – подделка. Вот его к нам и со-слали. Мы – охранники, он – хранитель. Коллеги, вы-ходит.
Кристина (шёпотом к иконе). Ангеле Божий, хранителю мой святый… Спаси!
Олег. Так что случилось?
Кристина. Наркотики.
Олег. Что?
Кристина. Ира.
Олег. Чёрт! Ненавижу эту девку!
Кристина. Помоги! Только ты… (плачет) помоги!
Олег. Я не женился на любимой женщине! Я бросил интересную работу! Я исчез из родного города! Что ещё от меня потребует эта тварь?
Кристина. Это я виновата. Я…
Олег. Мы не должны были поддаваться на её шан-таж.
Кристина. В тот день… мне так хотелось. Чтобы она раскаялась! Я всё смотрела и ждала. Ну когда же, когда! Когда она поймёт, что натворила, и пожалеет об этом… Но в её глазах не было ничего! Ни радости победы, ни жалости к матери… Я никак не могла понять, что она чувствует. Это было тяжелее, чем сама отмена свадьбы. И я тогда сказала… я обманула её. Сказала, что беременна. Но я так хотела, чтобы она раскаялась! Мы бы порыдали хором, попричитали по-бабьи, и вся боль со слезами вышла бы! И её, и моя…
Звонит телефон.
Олег. Да… Твои. Твои побеждают. С большим отрывом. Не знаю, сколько процентов. Кажется, 67-68… Позвони позже. Мне сейчас некогда. (Бросает трубку.)
Кристина. Она тогда только удивилась, что такая старуха может забеременеть. А потом… я думаю, что её все же мучает совесть. Только она в этом никогда не признается. Я думала, она пьяная, а потом вижу, не пахнет совсем. Плохо ей, я чувствую, плохо.
Олег. Если ей и плохо, то вовсе не от угрызений совести.
Кристина. Сейчас не важно, от чего. Её надо спа-сать. Наркотики – это… пропасть.
Олег. Ну и как я буду её спасать, если меня по её воле, между прочим, вообще нет в городе? Почему ты не обратишься к её отцу?
Кристина. Чем он может помочь?
Звонит телефон.
Олег. Алло… Сам слушай.
Олег делает громче телевизор. Кладёт трубку напротив экрана.
Кристина (перекрикивая телевизор). Чем он мо-жет помочь, он в запое!
Олег. А я в Красноярске.
Кристина. Возвращайся! Скажешь, что понял, что не можешь без нас.
Олег делает тише телевизор.
Олег. Она решит, что я вернулся из-за неё, и всё начнется сначала.
Кристина. Пусть. Мне всё равно. Спаси её! Пожа-луйста! Пожалуйста!!!
Олег. Ты… ты что мне предлагаешь? Ты что, с ума сошла?
Кристина. Мой ребёнок в беде, понимаешь?! Остальное сейчас не имеет значения! Я на всё согласна. Только спаси её!
Олег. Она на всё согласна! А я? Меня вообще никто не спрашивает.
Кристина. Только не наркотики! Мне страшно… Страшно…
Олег. У тебя жар. Выпей вот… (Наливает ей коньяку. Бросает лежащую телефонную трубку на рычаг.)
Кристина. Когда в детстве у неё были приступы астмы, я молилась и обещала Богу, что отдам всё… всё, что угодно, только бы он её исцелил… Она была такая слабенькая… Она моргала огромными ресницами, задыхалась и шептала: «Мама… помоги… мама…»
Олег. И я тот самый агнец, которого нужно бросить на жертвенник… Весело…
Кристина. Если бы у тебя были дети, ты бы понял.
Олег. Ладно, завтра к вечеру сменюсь, приду. А там будет видно…
Кристина. Завтра может быть поздно! Утром она уходит якобы в школу. Но до школы не доходит. И мне страшно, что я больше никогда её не увижу! А сегодня она сказала, что и вечером пойдет… на всю ночь.
Олег. Но я на дежурстве, я не могу сейчас никуда идти.
Звонит телефон.
Да… Чёрт! Как ты мне надоел со своими выборами. Приезжай сюда и смотри свой долбаный телевизор. (Бросает трубку.)
У Кристины звонит мобильный.
Кристина. Алло?.. Что?.. Не пускай её никуда! Алла! Заклинаю… Позови Егора, заприте дверь! Дай ей трубку!.. Тогда передай, что сегодня приедет Олег. Да. Олег! Из Красноярска! Пусть обязательно будет дома. Да, ждите.
Пауза. Олег звонит по городскому.
Олег. Слушай, приезжай! На пару часов. Мне отлучиться надо позарез. Я потом за тебя отдежурю… Телевизор не долбаный, выборы справедливые… все свои слова беру назад… Ты во всём прав, а я кретин… Согласен… Ну, у меня тут личное. Выручи… я должник, да. (Кладёт трубку.) Он из-за города. Часа через два будет, не раньше.
Кристина подходит к иконе, опускается на колени.
Кристина. Только бы она дождалась… Сердце ко-лет… Здесь есть что-нибудь сердечное?
Олег. Сейчас в аптеку сгоняю. Что нужно? (Пауза. Кристина тяжело дышит.)
Кристина. Не знаю, у меня так не было никогда…
Олег (к иконе). Хранитель, два часа поохраняй, будь другом. Я тебе завтра свечку поставлю. Договорились? (Кристине.) Поехали.

Сцена 5.
Та же квартира, что в начале спектакля. Кухня-гостиная. На всём следы беспорядка. У окна на стуле сидит растрепанная Ира, страшно бледная, глаза навыкате. Раскачивается из стороны в сторону, дышит неровно. В дверях появляются Кристина, Алла и Егор. У Егора в руках пустая ампула. Олега пока не видно. Он в глубине коридора.
Егор. Вот. Я бабушке часто этот укол делал. Он аб-солютно безвредный. Слабое снотворное. Я не думал, что такая реакция.
Алла. Ты же сказала – не выпускать. А иначе  мы бы её не удержали.
Кристина. Ира! Ирочка!!! (Ира не реагирует.) К тебе Олег приехал. Слышишь? Из Красноярска.
Олег появляется из глубины коридора, проходит на кухню. Садится напротив Иры.
Егор. Ну, я, наверное, пойду.
Алла. И меня с собой забери. Здесь сегодня не до нас.
Егор. Идём.
Алла. Меня не ждите. Я приду утром. (Пауза.) Ну, конечно, я же не Ира, что за меня волноваться…
Олег. Мы потом поговорим. Спасибо тебе за всё.
Алла. А с вами мне вообще не о чем.
Егор и Алла уходят.
Кристина. Ирочка! Как ты себя чувствуешь? Мо-жет, врача?
Олег. Давай давление померим. Где аппарат?
Кристина. Сейчас. (Достает прибор из шкафчи-ка.)
Ира (с трудом фокусируя взгляд на Олеге). А ведь вы меня обманули.
Кристина. Ну, слава Богу, заговорила.
Ира. Об-ма-ну-ли.
Олег. Что ты с утра себе колола?
Кристина. Да, я обманула тебя. Про ребенка. Прости.
Ира (не слыша её, глядя только на Олега). Никуда ты не уезжал. И всё это время вы встречались. А я-то, дурочка, поверила… А потом… по глазам её счастливым поняла…
Олег. Ты что-нибудь себе колола? Пила? Курила? Ты понимаешь, о чем я?
Кристина. Может, «скорую» вызвать?
Олег. Чтоб её на учёт поставили? Как наркоманку?
Кристина. Давление… Вот… (Ире.) Дай руку, Ирочка.
Ира. Пусть она уйдет!
Олег и Кристина переглядываются, Кристина выходит.
Олег. Я измерю тебе давление. Так нужно.
Ира. Зачем? Я… хо-чу… у-ме-реть… Хочу… уме-реть… Хочу умереть... Хочу умереть. Хочу умереть!  Хочу умереть!!!
Олег подходит к дверям, закрывает их плотнее. Затем возвращается и несколько раз бьет Иру по щекам. Ира замолкает.
Олег. Ещё? Или хватит? Умереть успеешь. А сейчас дай руку. Я измерю тебе давление, и ты заснёшь. Поняла?
Ира подчиняется. Олег мерит ей давление.
Ира (напевает). В комнате с белым потолком… С правом на надежду…
Олег. Ты знаешь эту песню?
Ира. Мне её вместо колыбельной мама пела.
Олег. Колыбельная – это то, что нам нужно. Сейчас ты должна заснуть.
Ира (поёт). Я хочу быть с тобой! Я хочу быть с то-бой! Я так хочу быть с тобой… И я буду…
Олег. Тебе хочется спать. Веки тяжелеют. Глаза слипаются.
Ира. Гипнотизёр, блин.
Олег. Ты засыпаешь. Утром ты проснёшься отдох-нувшей, полной сил.
Ира. Я хочу быть с тобой, и я буду с тобой…
Олег. Засыпаешь.
Ира. А… вот, из вредности… не засну. (Засыпает.)
В дверь заглядывает Кристина.
Олег. Давление в пределах нормы. Утром в школу не буди, пусть отоспится.
Кристина. Что бы я без тебя делала?
Олег (зло). Жила бы с дочерью в мире.
Кристина. Зачем ты так?
Олег. У тебя выпить есть?
Кристина. Да, сейчас… (Достаёт из холодильника бутылку водки. Наливает.)
Олег. Завтра она проснётся и потребует меня, как любимую игрушку! И мы ничего с этим не можем поделать! Бред какой-то… Чувствую себя заложником… (Выпивает. Наливает себе ещё.)  Это же надо было так разбаловать девицу, распустить… Нормальная девушка постыдилась бы даже шёпотом признаться в симпатии к отчиму, а эта… Не будешь моим – покончу с собой! Выпороть её хорошенько, да в психлечебницу мозги вправить!
Кристина (плачет). Она «Русалочку» очень любила, я ей много раз перечитывала, и, когда русалочка в пену морскую превращалась, Ирочка всегда так плакала… И когда маленький принц с розой прощался, тоже…
Олег. Ну да, и Колобка ей было жалко, и курочку Рябу, и семерых козлят… Да пойми же, Кри, того ребёнка больше нет, она выросла, и сейчас это совсем другое существо!
Кристина. Не кричи, разбудишь.
Олег. А может, мне и вправду махнуть в Красно-ярск?..
Кристина. Куда?
Олег. А может, ещё дальше –  во Владивосток. Только бы от этого дома подальше.
Кристина. А кто вообще на свадьбе настаивал? Я, что ли? Меня всё и так устраивало.
Олег. Захотелось быть принцем из сказки… В положительного героя решил поиграть… Доигрался!
Кристина. Я тебя об этом не просила!
Олег. Только во сне меня ещё до встречи видела… Угу… Купился на такую туфту… Романтик хренов…
Кристина. Но ты действительно мне снился.
Ира во сне вздыхает и стонет.
Олег. Давай её перенесём, что ли…
Кристина. Давай. А потом сядем, спокойно поговорим.
Олег. О чём?.. Мне на работу. Я на дежурстве, между прочим. Узнают, что пост покинул, по головке не погладят. Там ещё и выставка эта американская, а у этих сигнализация сломалась, бардак, короче, как обычно.
Олег берёт Иру на руки, Кристина помогает унести её в комнату. Через некоторое время возвращаются. Олег берёт бутылку водки.
Кристина. Ты сегодня совсем другой. Я тебя таким не знала…
Олег. Это возьму. Выпить надо… (Усмехается.) За выборы! За свободный выбор свободного человека. Не провожай. (Уходит.)

Сцена 6.
Кристина одна на кухне. Машинально наводит порядок. Звонит по городскому.
Кристина. Егор?.. Доброй ночи. Я хотела с Аллой поговорить… В ванной?.. Ах, так… Да нет, пусть не перезванивает. Ира спит. Олег ушёл, всё нормально… А завтра… На спектакль идете? По Булгакову?.. Ну, хорошо, я тоже Булгакова люблю… Передай Алле, пусть на меня не обижается. Спокойной ночи.
Кладёт трубку. Снова принимается за наведение порядка, но всё валится у неё из рук. Машинально включает телевизор. В новостной программе – ин-формация о выборах. После нескольких фраз Кристина делает тише, затем пробует что-то съесть, кусок не лезет ей в горло. Ставит чайник, но забывает включить под ним газ. Достаёт из холодильника бутылку водки. Наливает себе, выпивает без закуски. Хочет выключить телевизор – и застывает перед ним. Делает громче.
Голос диктора. …Преступники вынесли ценностей приблизительно на 850 миллионов рублей. Более точную сумму сможет сообщить комиссия, которая будет создана уже завтра. Петр…
Голос 2-го диктора. Как могло случиться, что не сработала сигнализация? Вадим…
Голос диктора. В музее ведутся ремонтные рабо-ты, и сейчас здесь работает охранная фирма. Один из охранников и вызвал милицию. Но он сегодня выход-ной и приехал в музей подменить своего товарища, у которого якобы что-то случилось. Местонахождение дежурного в настоящее время неизвестно. Петр…
Голос 2-го диктора. Его обвиняют в соучастии в преступлении? Вадим…
Голос диктора. Есть все основания думать, что это так. На месте преступления обнаружено несколько серьезных улик. Думаю, к утреннему выпуску у нас по-явятся новые сведения.
Голос 2-го диктора. Это был Вадим Кирюшин со специальным репортажем с места происшествия. А теперь новости спорта…

Сцена 7.
Коридор в здании суда. Ира тяжело дышит. Кри-стина держит баллончик с лекарством-аэрозолем.
Кристина осунувшаяся и будто постаревшая. Ира выглядит потерявшимся ребёнком.
Кристина. Ещё?
Ира. Уже легче.
Кристина. Третий приступ за неделю.
Ира. Без причитаний.
Кристина. Туда вернёмся? Или здесь подождём?
Где-то неподалёку шум голосов, видимо, заседа-ние окончено. К скамейке подходят Егор и Алла. Кристина и Ира при их появлении вскакивают.
Кристина. Ну что?
Пауза.
Ира. Да говорите же!
Егор. 8 лет…
Алла. Статья 164.
Егор. Хищение предметов, имеющих особую цен-ность…
Алла. Пункт второй.…
Егор. Совершённое группой лиц по предваритель-ному сговору.
Пауза. Кристина достаёт из сумочки и кладёт в рот таблетку. Егор помогает ей сесть.
 Ира. Какая группа! Адвокат же говорил, что…
Егор. Всё было подстроено. Они выставили его главным организатором. Подбросили письмо. Подку-пили свидетелей. Да вы же всё видели.
Кристина. Но почему поверили им, а не нам?
Алла. Надо подать на апелляцию.
Ира. Ну он же не виноват, мама! Он же не виноват! (Неожиданно со слезами бросается к матери в объятья.) Он же не виноват!!!
Егор. Как будто сажают только виноватых?
Алла. Мы обязательно подадим на апелляцию.
Кристина. Это я виновата, я не должна была при-водить его в дом.
Ира. Мама! Мамочка! Что же делать?
Кристина (сквозь слёзы). Мы будем его ждать. Всего восемь лет…
Ира. Через восемь лет я буду старуха!..
Обе рыдают уже в голос.
Алла. Ира! Мама! Ну что вы будто хороните… Жи-вой же он, и письма, и свидания даже иногда… (Тоже начинает шмыгать носом.) И на апелляцию пода-дим… (Обнимает мать, пытаясь её утешить.)
Ира. Прости, мамочка… прости меня! Прости!
Егор. Пойду, пожалуй, покурю. (Выходит.)
Ира. Что же делать, мама? Больно-то как!..
Алла. Почему так?.. Почему?..
Кристина (напевает сквозь слёзы). В комнате с белым потолком… С правом на надежду…
Алла и Ира (подхватывают сквозь слёзы). В комнате с видом на огни… С верою в любовь!

Три женщины, слившись  в  единый вздрагиваю-щий комок, в голос плачут, да что там плачут – голосят и причитают по-бабьи, вкладывая в это действо всю свою боль  и всю свою надежду.

Занавес


Рецензии