Наследие. Книга вторая. Обзор

     На обложке - золотым тиснением: "Российский Императорский Дом". Несколько томов конкурсных произведений изданы в Москве Литературным клубом к 400-летию Дома Романовых.

     Решил осмотреться в кругу своих соавторов (включая меня - 78 человек) и привести здесь несколько их произведений, чтобы у читателя сложилось благоприятное впечатление о книге. Буду копировать из Интернета по одному стихотворению от каждого автора.

     Этот альманах удачно открывает АНАТОЛИЙ КРАВЧЕНКО.

СЛОВО "РОДИНА"

От слова « РОДИНА» - проверь,-
Нет уменьшительных словечек…
Такого склада слово « ТВЕРДЬ»,
Такого склада слово «ВЕЧНОСТЬ»…

Оно в объятьях падежей
Лишь звонче, ласковей и шире.
« Весна над Родиной моей»,
« Что Родины прекрасней в мире?»

Оно, как гордая скала
Навстречу шторму грудью встало…
Не уменьшаются слова:
« ОТЧИЗНА»,
« РОДИНА»,
«ДЕРЖАВА»…

© Copyright: Анатолий Кравченко, 2010
Свидетельство о публикации №110010307412


     Достойно продолжила и ЕЛЕНА ИВАНОВА.

О ЖИЗНИ ПАРОЙ ФРАЗ...

Прерывистая НИТЬ воспоминаний
ЦЕПЬ из потерь и разочарований
РЕМНИ из страха для твоей одежды
И ПАУТИНКА легкая надежды…

© Copyright: Иванова Елена, 2010
Свидетельство о публикации №110030305876

     Лаконично, мудро. Знаки препинания заботливо проставлены в книге редактором, теперь понятно - кто виновен в задержке выхода второго тома на три месяца.

     *   Пропустил наивные и слабые творения нескольких авторов, что буду делать и далее.


          ИРИНА БАЛАЦКАЯ

БАБОЧКА

И легче, и прозрачней света
Крыла твои.
Летишь в объятиях рассвета
На зов любви.

Устав, к цветку ты прикоснулась
И словно спишь.
Но только ото сна очнулась,
Опять летишь.

Ты так нежна и незаметна.
Исчезнешь, тронь.
Но отчего так беззаветно
Летишь в огонь?

Иль маяком его считаешь,
Иль счастьем мнишь?
Сверкнув в огне, ты в нем растаешь.

Но ты  летишь.

© Copyright: Ирина Балацкая, 2011
Свидетельство о публикации №111092808315

     Красивое стихотворение, но опять досталась работёнка бедному (теперь уж точно) редактору. Тире в последней строке он проставил. А вот два "М" (третья строка снизу) - пропустил. Всего лишь первую буковку убрать - и строка улучшится, смысл ведь почти не изменится: "Иль счастье мнишь?"
     "В огне - ты вспышкою растаешь." При таком моём варианте предпоследней строки - исчезла бы аналогичная тавтология с двумя буквами "В" рядом. Участие в конкурсах - замечательная школа для тех, кто умеет извлекать уроки с пользой для себя и окружающих.


     Слишком быстро добрался и до своей подборки из семи стихотворений. Как же не упомянуть себя любимого (хотя бы в качестве бартерного гонорара за эту статью).

          ВЛАДИМИР ЮДЕНКО

ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ

Звезда
любви далёкой и печальной,
ты в каждом сердце трепетно жива.
Тебе покорны души изначально,
и о тебе - все песни и слова.

Горишь и ярко и неугасимо,
жизнь зарождая, отрицаешь смерть.
Ты - над Россией светишь сиротливо...
За что её ты выбрала, ответь?

Звезду любви -
очей очарованье -
предпочитаю прочим предпочесть.
Она - моё желанье и призванье,
моя мечта, и подвиги, и честь.

Пусть полыхает жарко, негасимо:
пока на небе - солнце и луна...
Одну тебя я называл любимой,
а ты - всегда звала к себе меня.

А ты - всегда...

2009

     Выпускающий редактор А.Смушкевич изменил последовательность представленных мной в подборке стихотворений. Его вариант - считаю более выигрышным для прочтения и восприятия. Спасибо.
     А вот запятую в строке "Горишь и ярко и неугасимо" добавлять не следовало. При наличии обобщающего слова - она не ставится. Как там у Гумилёва:
"Мне продавший их букинист,
Помню, был и горбатым и нищим..."
     Желающие - могут обратиться к учебникам, словарям и справочникам. Это я дружески (как редактор редактору).


          ТАМАРА МОСКАЛЕНКО

           ***

В холодных струях грустного дождя,
Приходит к нам сознанье бытия...
Мир так устроен - хрупко и смешно,
И мудро - всё давно предрешено...

© Copyright: Тамара Москаленко, 2009
Свидетельство о публикации №209081500746

     Люблю такую талантливую краткость с глубоким философским смыслом.

     **   Чтобы не было обид - ещё раз поясню. Когда встречаю у автора строчки, типа: "Стихи вскрывают мне уста" (Вадим Сидоров-Клинский), то сразу же перехожу к чтению произведений другого писателя. Что значительно облегчает мою задачу.


          СВЕТЛАНА АВТОНОМОВА

ПОД ЗЕЛЁНЫМ АБАЖУРОМ

Я сидела у стола
Под зелёным абажуром,
За окном гроза была,
 Полыхала в небе хмуром,
Пробегали  по стене
Яркой молнии зигзаги,
А потом крались ко мне
По листу сырой бумаги.
В одиночестве своем
Я была не одинока,
Караулили вдвоём
Мы с дождём большие окна,
Он –снаружи, я- внутри,
Пересматривая письма
И  скрывая боль в груди,
Как  в остывшей  луже листья.

© Copyright: Светлана Автономова, 2012
Свидетельство о публикации №112052906617

     Чарующая лирика, как и сам автор (подсмотрел фото на страничке).


          ВИТАЛИЙ ФЕДОТОВ

ТАК ХОЧЕТСЯ...

Так хочется быть ярким и гореть!
И горьких слов отчаянья не слышать…
Несправедливость жизни не терпеть…
Быть лучше, мягче, тоньше, чище, выше…

И знать, что не зависишь от Судьбы,
Ведь в каждом крепко спит какой-то гений…
Но только мы по-прежнему – рабы
Своих желаний и своих стремлений…

Как бы хотелось дать себе зарок
(И это слово так и не нарушить)
Забыть способность видеть между строк!
Не становиться жестче, злее, суше…

Идти вперед всему наперекор
И, как всегда, надеяться на чудо…
Быть может, написал я здесь и вздор,
Но только ничего менять не буду…

03 декабря 2010

© Copyright: Виталий Федотов, 2011
Свидетельство о публикации №111030210113

     А я бы заменил "какой-то" о гении.


          ДЫМЧАТАЯ СТАЛЬ

     Стихотворение хорошее (в целом), но автор убрал его из Интернета (на момент Ч), а потому приведу только восемь первых строк.

СВЕЧИ

Золотые мои свидетели,
Покровители добродетели,
Светлой памяти повелители,
Мрачных сумерек покорители,

От начального дня рождения
До печального погребения
От недоброго оградите ли,
Восковые мои хранители?
-----------------------

     Отмечу только, что произведение носит описательный характер.


          ЛАРИСА МАХОТКИНА

                ***

Уйти в задумчивости кроткой…
Ступить рассеянно на лед…
И вдруг услышать мерный рокот –
И удивиться: самолет!

Как будто даль иного века
Взяла меня в свои лета,
Чтоб я пугалась человека,
Который – вот еще – летал!

…Прощай, техническая эра!
И ты, летучий аппарат!
Я не узнаю Монгольфьера
И уж тем паче – братьев Райт.

Прощай, российское горнило,
Не мне делить с тобой судьбу!
В дремотном царстве Михаила
Облюбовала я избу.

Чтоб никаким особым смыслом
Не наполнялся шаг на лед,
Я буду – баба с коромыслом,
Что носит ведра взад-вперед.

Да и вообще – не в смыслах дело.
Вот храм – чтоб смыслы упростить.
А я давно уж овладела
Наукой лоб перекрестить…

Хочу туда! Пусть нет пекарен,
И скуден плодородный пласт,
И промотавшийся боярин
Меня на ярмарке продаст –

Хочу туда! Где смысл – во благе,
Где всем известно, что в полет
Пуститься может только ангел
И только он не упадет.

© Copyright: Лариса Махоткина, 2012
Свидетельство о публикации №112021805964

     Интересное стихотворение, с подтекстом. Удивительно, но на странице автора -
на него нет ни одного отзыва. Мы уже разучились отличать зёрна от плевел.
     Есть и общее замечание: многие авторы нарушают ритмику стиха. И Махоткина - не исключение. Надо бы убрать первое (лишнее) слово (12-я строка снизу) - и ритм восстановится.


          АЛЕКСАНДР РУЖЬЕВ

НЕ ПРИВЕДИ МЕНЯ, ГОСПОДЬ!

Не приведи меня, Господь,
Добравшись к Твоему престолу,
Когда душа покинет плоть,
Стоять, потупив очи долу!

Не приведи меня, Господь,
Отречься от любви безумной,
Однажды страсти побороть,
А веру принимать разумно!

Не приведи меня, Господь,
Просить Тебя о лучшей доле:
Достался хлебушка ломоть,
Я пред Тобой, -  ну что, доколе?

Я принял всё: душа страдала,
Искрились  чувства, ныла плоть;
Но жизнь свою начать сначала
Не приведи меня, Господь!

© Copyright: Александр Ружьев, 2009
Свидетельство о публикации №109010501721

     На это стихотворение на страничке автора много положительных отзывов.
Однако (понимая, что автор подразумевал в первом четверостишии), скажу, что там все "потупят очи" - грешные и святые. Это понятно каждому, кто читал в Библии о встрече Моисея с Богом.

     ***   Книга выпущена очень малым тиражом (всего 500 экз.), поэтому мной и
            предоставлен читателям этот литературный обзор.

27 марта
2013



    


Рецензии