Артур Пинк. Христианская стойкость

ХРИСТИАНСКАЯ СТОЙКОСТЬ
 (Евр. 6:12-15)
Артур Пинк
Глава 28 из книги «Толкование на Послание к Евреям»

6-я глава Послания к Евреям обращается к христианам с двумя призывами. Во-первых, она требует повернуться спиной к иудаизму и вполне принять христианство (ст.1). Применением для современных людей Божия принципа, содержащегося в этом призыве, означает необходимость отказаться от всего, что порождало восторг в невозрожденных сердцах, и найти мир, радость и удовлетворение во Христе. Видя искушение евреев I века отказаться от христианской позиции и вернуться к иудаизму, давайте не будем упускать из виду тот факт, что по сути та же опасность угрожает верующим сегодня. В них остается плоть, и все, через что сатана претендовал на его сердце, продолжает существовать. • Хотя Израиль вышел из дома рабства, прошел через Красное море и радостно устремился к земле обетованной (Исх.15.1), прошло немного времени, и в сердцах людей вновь воцарился Египет и жажда его материальных благ (Исх.16.3).
Это нечто худшее, чем пренебрежение тем фактом, что реальные христиане находятся вне опасности, ибо Бог обещал сохранить их. Это так, но Бог обещал сохранить Свой народ на путях святости, а не греховного своеволия и самоублажения. Те, о ком Христос сказал, что они «никогда не погибнут», «слышат Его голос и следуют за Ним» (Иоан.10.27-28). Апостолы не фаталисты, и они не верят в механическое спасение, но оно должно совершаться «со страхом и трепетом» (Фил.2.12). Поэтому Павел, движимый Духом Святым, не стесняется обратиться к примеру израильтян, погибших в пустыне, и сказать: «это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.  Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.  Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.  Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор.10.6-12).
Второй призыв содержится в Евр.6.11-12. Там апостол говорит: "И мы хотим, чтобы каждый из вас проявил такую же осмотрительность". Это, наряду со стихами, которые следуют дальше - призыв к настойчивости на пути благочестия. Церкви, которая «оставила свою первую любовь», Христос сказал: «Покайся, и твори прежние дела» (Откр.2.4-5). Что это за «прежние дела»? Представить себя Богу, смриться пред лицом Его, отбросить оружие нашей враждебности, обратиться ко Христу, как нашей драгоценной Надежде, притечь к Нему, уповая на заслуги Его драгоценной Крови, принять Его иго над нами, преклонившись пред Его господством и властью, искренне стремясь во благодати исполнять Его заповеди.
Христианин призван продолжать то, что он начал. Он ежедневно согрешает пред Богом. Он ежедневно должен возобновлять то же дело веры во Христа и доверия Ему, с которого он начал. Вместо того, чтобы рассчитывать на определенный опыт в прошлом, он должен поддерживать жизнь во Христе сейчас. Если он по-прежнему бросится к Спасителю и предаст дело спасения в Его руки, то Он не оставит его. Но чтобы обрести Христа, я должен быть рядом с Ним; я не могу сделать этого, следуя за Ним издали. Чтобы быть рядом с Ним, я должен удалиться от всего, что противно Ему. Близость к Нему основана на послушании и последовании; одно невозможно без другого. Для поддержания этого отношения, я должен "проявить такую же осмотрительность", как тогда, когда я впервые почувствовал себя осужденным и потерянным, видел ад, разверстый у моих ног, и бежал ко Христу за убежищем.
Это усердие, которое ознаменовало состояние моего сердца и управляло моими действиями, когда я искал Христа, должно быть продолжено в моей жизни до конца. Это означает стойкость в святой жизни, и к сему слуги Божьи должны постоянно призывать своих слушателей. «Призыв служителей к долгу необходим для тех, кто искренен в практике благочестия, чтобы они могли соблюдать и продолжать ее. Это непросто, когда некоторые презирают Божии установления, а другие, что несколько возросли, не стремятся к надлежащему усердию. Есть и такие, которые, будучи глубоко невежественны, готовы сказать, что они знают все, чему служитель может научить их, и потому не стремятся посещать проповеди. Так мыслят и слишком часто говорят профаны и распутники, которые ничего не знают о христианстве, не практикуют его и по сути не являются христианами. Некоторые думают, что призывы к исполнению обязанностей надлежат лишь тем, кто небрежен в их исполнении, но не всем христианам, как о том свидетельствует Писание. А некоторые, возможно, считают, что они недостойны своего призвания и не находят в себе удовлетворения; но как мало тех, которые понимают, что есть средства от Бога, которым они причастны, и одновременно есть их обязанности, которые они должны исполнять, по сути, к своей же пользе. Это не только прямой долг, но, за счет призвания Божия, средство сообщения нам милости для надлежащего исполнения обязанностей» (Джон Оуэн, 1680).
 «Явите такую же уверенность в надежде до конца». Надежда в духовной благодати весьма отличается от веры и любви. Вера дана мне от Бога. Любовь побуждает меня прилепляться к тому, что угодно и приятно Ему. Надежда поддерживает нас в трудностях и разочарованиях, поддерживает, когда душа взволнована невзгодами, когда мы склонны к отчаянию и готовы отказаться от борьбы. Вот почему среди снаряжения христианина надежда именуется «шлемом» (1 Фес.5.8): она отводит резкие удары и несет тяжесть ран, которые приносят святым испытания и невзгоды. Надежда ценит обещанное и с нетерпением ожидает его реализации, а значит, побуждает к новым делам. Надежда видит землю обетованную, и она дает усталым странникам силы продолжать движение вперед. Надежда ожидает теплую встречу и славную награду в небесных вратах, и потому дает мужество идти против ветров и волн. Вот испытание надежды.
На владение надеждой притязают многие, кто еще не имеет веры. Другие имеют исповедание веры, но еще не обладают реальной надеждой. Но истинная вера и реальная надежда неразделимы. Вера смотрит  на мир духовными очами и заверяет нас в том, что Бог не может лгать. Духовная надежда охватывает обетования, ценит их выше серебра и золота и уверенно рассчитывает на их исполнение. Но между настоящим временем и фактическим исполнением нашей надежды проходит путь испытаний, в котором мы сталкиваемся со многим, что утомляет, мучает и задерживает нас. Если мы действительно следуем призванию Божию, то мы несомненно встретимся с сопротивлением, ожесточенными преследованиями, нуждой, тяжелыми проблемами, которые нам придется нести. Тем не менее, если Божии обетования реальны для нас, если наши ожидания их исполнения являются подлинными, все это будет более чем компенсировано утешением и радостью и уравновесит следствия наших испытаний. Осуществление того,  на что мы надеемся, поднимет нас из любого оцепенения и отчаяния от наших проблем.
Так что чтобы пребывать в полной уверенности в надежде до конца, христианин должен продолжать иметь ту же осмотрительность в Божьих делах и нуждах его души, которую он имел с самого начала. Когда страх Божий впервые пробудил его от сна смертного, когда ему было дано почувствовать ужасающую опасность быть брошенным в вечный огонь, когда он узнал, что Христос является его единственным убежищем – как он старательно искал Слово, как горячо он взывал к Богу, каким искренним было его раскаяние, с какой радостью он получил Евангелие, насколько радикальными были изменения в его жизни, каким близким казалось ему Небо, как он стремился туда, какой яркой была его надежда! Но что дальше? Увы, золото померкло, манна во многом утратила свою сладость, и он вновь стал слеп (2 Пет.1.9). Почему? Предоставим читателю ответить на собственном опыте на этот вопрос.
Но мы не смеем останавливаться на достигнутом. Это сползание опасно, настолько опасно, что если оставаться в нем, оно может оказаться погибелью.  Если я буду продолжать пренебрегать средствами Божественной благодати для духовной силы и поддержки, если я снова вернусь в мир и начну находить восторг в его радостях и делах, и если я не оправлюсь от этого печального состояния, то это покажет лишь, что я был только предметом определенных действий Святого Духа, что я не был возрожден Им. Разница между твердой почвой и хорошей в том, что одна не порождает никаких плодов совершенства (Лк.8.14), тогда как другая приносит плод терпения и настойчивости (Лк.8.15). Это исполнение слов Христа в Его учениках (Иоан.8.31). Это неотступность в вере оправданных и возрожденных, которые не отойдут от надежды благовествования (Кол.1.23), что свидетельствует о реальности нашего исповедания.
«Он говорит, что они могут знать, хотя еще не достигли цели, и потому должны думать о дальнейшем росте. Он отмечает и усердие, ибо если они могут знать, то должны не сидеть сложа руки, но стремиться всерьез. Это не мелочь – подняться выше небес, тем более для тех, кто едва ползает по земле, сталкиваясь с бесчисленными препятствиями. По сути, нет ничего труднее, чем держать наши мысли сконцентрированными на небесах, когда вся мощь нашей природы клонит нас долу и когда сатана со всем своим бесчисленным воинством тянет нас назад к земле» (Жан Кальвин).
Что требуется нашим сердцам, так это бдительность в деле Божием, и постоянное усердие к тому, чтобы сохранить библейскую надежду и достичь ее вполне. Во-первых, существует неразрывная связь между этими двумя Божественными учреждениями: Сам Бог предусмотрел усердие как средство и способ, посредством которого Его люди обретут уверенность (2 Пет.1.10-11). Во-вторых, такие «дела» являются правильным и необходимым стремлением к цели. Благодаря бдительности мы укрепляем наши духовные стремления, благодать возрастает в нас, и, таким образом, мы получаем более полное доказательство нашего интереса к обетованию Евангелия. В-третьих, сосредоточение нашего внимания на обязанности веры и любви сохраняет нас от греха, который является главным злом, что ослабляет и подрывает нашу надежду.   
«Чтобы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования». Этот стих связует предыдущий раздел с концом главы. Апостол настойчиво призывает к практической святости. Тем не менее есть множество исповедующих христиан, что лелеют небесную надежду, и все же остаются на пути своеволия и самоугождения. «Есть род, который чист в глазах своих, но не омыт от нечистот своих» (Притч.30.12). Христос пришел, чтобы спасти Своих людей ОТ грехов их (Мтф.1.21), не в их грехах! Это страшная мысль – что я могу пойти на небо, хотя я живу, как дитя ада!
Здесь апостол предостерегает от любого зла лени и инертности, которая противостоит усердию; это противоположность порока и добродетели. Лень стремится избежать выполнения своих обязанностей, как только возможно. В Евр.5.11 Павел обвиняет евреев в том, что они «сделались неспособны слушать», не абсолютно, но относительно: они перестали прислушиваться к «слову правды» (Евр.5.13), к чему были обязаны. Здесь, однако, он увещевает не только не облениться, но и вернуться к прежней святости. 
«Не обленились». «Он знал, что все намерения нашего духа, все старания наших умов и все усилия наши душ необходимы к тому, чтобы продолжать извлекать пользу из нашего исповедания и послушания. Этого Бог требует от нас; это сама суть вещей, о которой мы знаем, которая достойна и к которой необходимо стремиться. Если мы не возрастаем или исполняем наш долг с небрежением, если мы небрежны или ленивы, мы никогда не будем держаться до конца; если мы будем продолжать исполнять свои дела формально и проявлять лень, мы никогда не достигнем благословенной цели, которой ожидаем и ищем. Противостояние и трудности, с которыми мы несомненно встретимся извне и изнутри, не уступят слабым начинаниям. Окажутся блудницами от Бога и не получат вечных наград те, кто сами откажутся от них в своей лени и бездеятельности. Наш путь послушания означает бег как на состязании, и борьбу как в бою, и те, кто проявят лень на этом поприще, никогда не увенчаются победой. Посему, от должного соблюдения этой бдительности зависит наша подлинная стойкость и наше будущее спасение» (Д-р Джон Оуэн).
Лень, о которой предупреждает апостол, сидит в каждом из нас от природы. Желания ветхого человека направлены против Бога. Только новый человек способен любить Господа и служить Ему. Но в дополнение к двум природам христианина есть сам человек, обладатель природы, Я (Рим.7.25), и он, с одной стороны, несет ответственность за то, чтобы жить не по плоти (Рим.13.14), с другой, он должен возлюбить чистое словесное молоко, чтобы он мог возрасти во спасение (1 Пет.2.2). Сознание присущей нам лени, недостаток практической святости побуждает святых взывать: «Влеки меня, вместе побежим» (Песнь Песней 1.4). «Дай мне идти по пути заповедей Твоих, ибо в нем радость… Пусти мои шаги по слову Твоему, и любое беззаконие да не овладеет мною» (Пс.118.135, 133 KJV). Это то, что отличает истинное чадо Божие от пустого исповедующего верующего: он втайне борется благодатью Божией, которая дает ему возможность продвинуться на пути святости.
 «Но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования». Речь идет о вере предков, древних евреев, которые продолжали твердо, в вере и надежде, стоять среди всех испытаний, которым они подвергались, и ныне вступили во владение обещанным небесным наследием. Д-р Дж.Браун указал, что это провозглашение не противоречит тому, о чем говорится в Евр.11.13. Хотя в течение всей жизни они не получили обетования, после смерти они вступили в покой, и находятся среди «духов праведников, достигших совершенства» (Евр.12.23). Наследие – это их право.
Пример, который приводит здесь апостол – это то, что произошло с патриархами Ветхого Завета. Подобно тому как в главе 3 он обращается к истории праотцов с предупреждением, здесь он ссылается на нее для поощрения. Есть две вещи, которые необходимо принять сердцем: блаженная цель, которой достигли патриархи, и путь испытаний, что привел к ней. От них же требовались вера и терпение.  Их вера была чем-то большим, чем просто верой в Бога и непогрешимость Его Слова (Иак.2.19); это была особая вера, которая ухватилась за Божественное обетование, касающееся завета благодати во Христе Иисусе. Это не было ни условным доверием, ни простым умственным согласием с истиной; это было практическое и действенное признание того, что мы – «странники и пришельцы на земле» (Евр.11.13). Такова вера, которая требуется от нас сегодня.
Второе, что требовалось от патриархов – это их терпение и долготерпение, как обычно понимается это слово (Евр.10.36, 12.1, где оно сопоставляется с понятием благодати). Это же слово используется в значении долготерпения Бога (Рим.9.22, 1 Пет.3.20 и т.д.). «Это состояние души, покой духа на святом основании с уверенностью, не приемлющий искушений и не устающий от противостояния» (д-р Джон Оуэн). Это дух, который не смотрит на трудности пути, не раздражается испытаниями и противостоянием, с которым он сталкивается, не сбивающийся с пути и не бегущий от исполнения долга. Несмотря на ненависть людскую, и на кажущееся промедление с избавлением Божьим, душа сохраняет тихое упование на Него.
«Это был путь, которым они пришли к тому, чтобы наследовать обетование. Язычникам казалось, что их герои и патриархи, и их героические дела, доблесть, мужество и убийство врагов, должны быть, как правило, сопряжены с гордостью, жестокостью и угнетением, и они открывают путь в небо. Путем же, которым герои Божьи достигли покоя и славы, по осуществленному обетованию промысла Божия, были вера, долготерпение, смирение, перенесение преследований, самоотречение и другие духовные добродетели, которые мир считает малодушием и презирает. Поэтому суждения Бога и людей противоположны даже в том, что хорошо и похвально» (д-р Джон Оуэн).
Из причин, почему апостол обращается перед евреями к благородному примеру своих предшественников, укажем на следующие.  Во-первых, чтобы его слушатели знали, Кто призвал их, и что в них нет ничего, что явили те, кто предшествовал им и кого они уважают и восхищаются. Во-вторых, он не требовал от них ничего иного, кроме необходимого для всех, кто наследовал обетование. Если вера и терпение были необходимы патриархам,  которые были столь высоки в своей любви к Богу, то как можно себе представить, что мы избавлены от их соблюдения? В-третьих, он не требовал от них ничего невозможного, ибо это было совершено другими и, кроме того, стало легким по благодати Христовой.
Переходя к следующему, наиболее важному моменту, будем максимально осторожны и внимательны. Некоторые из наших читателей, которые внимательно следили за вышесказанным, могут подумать, что это учение о спасении делами; мол, вы предлагаете поверить, что Небо – это плата за нашу стойкость и преданность. Заметим, как тщательно Святой Дух в этом стихе предохраняет нас от такого извращения Евангелия благодати Божией. Во-первых, здесь используется предлог: не за веру и долготерпение, а через них! Спасение не даруется за веру и терпение, в ответ на них, но через них как Богом определенный путь, как солнце светит в комнату через окно. Окно – ни в коем случае не причина солнечного света, оно не имеет к нему никакого отношения; оно необходимо лишь как средство, через которое он достигает нас.
Второе слово, которое исключает всякие основания для человеческих достижений и полностью исключает идею «заработать» спасение – это глагол «наследовать». Апостол не сказал «покупка» или «заслуга», но – «наследие». Почему мы должны наследовать? Как и любой наследник: потому, что он есть истинный наследник. И как мы становимся причастниками этого наследия? По безвозмездному дару Бога. «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"  Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.  А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8.15-17). Бог актом Своей суверенной воли сделал нас Своими детьми (Еф.1.4-5). Эта Божия благодать, этот свободный дар, является основой того, что по Своей верности Бог обязуется сохранить наше наследие для нас (ст.10). Тем не менее, как наследники мы имеем также средства, назначенные нам для получения нашего наследия, и мы должны приложить усилия к сему.
«Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою». Апостол объясняет здесь, почему он обратился к примеру патриархов, которые верою и долготерпением наследовали обетования, и то, что им это удалось, свидетельствует высший суд. Павел здесь говорит о том, что наиболее известно. Бог дал обетование Аврааму, но последний не получил его исполнения, пока не перенес все с терпением (ст.15).
Бог дал обетование тому, кто изначально звался Аврам – «высокий отец». После обновления завета Иеговы с ним его имя было изменено на Авраам, и Бог сказал, что это потому, что «Я сделаю тебя отцом множества народов» (Быт.17.5), причем не только тех народов, которые происходят от него естественным путем, включая потомков Измаила (Быт.17.20) и сыновей Хеттуры (Быт.25.1-4), но избранных Божиих, рассеянных по всему миру, которым надлежит обрести его веру и подражать его делам. Поэтому Авраам называется отцом всех верующих и отцом всех нас (Рим.4.11, 16).
Бог клялся Самим Собою. Заверение, которое было дано Аврааму, было величайшим, что может позволить себе Небо: обещанием и клятвой. Именно величайшим, ибо в ст.16 апостол заявляет, что если среди людей клятва означает конец вражды, то тем более, если ее дает Сам Бог! Кроме того, акцент на «Самим Собою», по сути, означает: Я перестану быть Богом, если Я не выполню это! Господь говорит о Своей правде как о том, что вытекает из самого Его существования и обеспечено всем совершенством Его природы.  Доктор Дж. Браун совершенно справедливо указывал, что «это утверждение не делается действительным через добавление присяги, но это само по себе торжественное клятвенное заверение, производящее глубокое впечатление и уверенность».
"Говоря: истинно благословляя благословлю тебя и умножая умножу тебя" (ст. 14). Кажется странным, что почти все комментаторы совершенно пропустили упоминание в предыдущем стихе. Там мы читаем: "Бог, давая обетование Аврааму…". Некоторые считают, что это относится к первому обетованию патриарху в Быт.12.2, возобновленному в Быт.15.5, другие ссылаются на Быт.17.2, третьи – на Быт.17.15-16, и тем самым ограничивают «терпеливое перенесение» в Евр.6.15 периодом в 25 лет, а получение обетования – рождением Исаака. Но эти гипотезы исключаются нашим стихом, который есть прямая цитата из Быт.22.17 и относится к тому, что было уже после рождения Исаака.
То, что Бог поклялся, было благословением Авраама всеми благами, ибо Он сказал: «Благословляя благословлю тебя». Удвоение фразы в иврите означает большую определенность. Это решительное утверждение в характере клятвы; где используются такие слова, люди могут относиться к тому, что говорит Бог, максимально серьезно. Это также расширение сферы обещанного: Я сделаю несомненно, без меры, и вечно, без конца. Это торжественное выражение появляется здесь в Писании не впервые. Мы находим его в страшной угрозе Господа Адаму: «В тот день, когда съешь от него, смертью умрешь» (Быт.2.17).
Быт.2.17 – ключ к смыслу Быт.22.17. Это первые два случая употребления в Писании этой необычной формы. Они прямо противоположны один другому. Первый из них – это проклятие, второй – благословение. Первое – это бесконечная угроза, второе – обетование нескончаемого блаженства. Каждому было сказано, что это человек, являющийся главой и представителем семьи, члены которой наследуют проклятие и благословение. Каждый глава находится в определенных двойных отношениях. Адам был главой всего человеческого рода, и осуждение его за грех было вменено всем его потомкам (Рим.5.12, 18-19). Но в более узком смысле Адам был главой неизбранных, которые не только разделяют его осуждение, будучи причастны его природе, но также наследуют вечную погибель. Подобным же образом Авраам был главой природной семьи, то есть всех тех, кто происходит от него, и имеет долю во временных благах, обещанных Богом их отцу. Но в более узком смысле Авраам – прообраз Христа, как Отца вечности (Ис.9.6, ср.53.10), с Его нетленным семенем и детьми (Евр.2.13), глава избранных Божиих, которые причастны его вере, творят его дела и являются участниками его духовного и вечного блаженства.
Именно поэтому Авраам является прообразом Христа как Главы избранных Божьих. Комментаторы обычно упускают глубокое значение Божия обетования и клятвы в Быт.22. В конце Евр.6 Святой Дух прямо говорит об этом, и далее мы приведем читателю некоторые вспомогательные доказательства того, что здесь мы имеем дело с чем-то намного большим того, о чем обычно говорится. Временным благословением «Бог благословил Авраама всем» (Быт.24.1, Евр.5.35), но это был лишь прообраз духовных благ, которыми Бог благословляет во Христе. Земное наследие, обещанное семени Авраама, есть лишь образ и залог небесного наследия, которое относится к семени Христа. Пусть читатель поразмыслит о Лк.1.70-75, где образ сливается с прообразом.
«Благословляя благословлю тебя» истолковано нам в Гал.3.14, где мы читаем, что благословение Авраамово переходит на язычников через Иисуса Христа. Таким образом, в благословении Авраама Бог благословляет всех наследников обетования и Самим Собой клянется даровать им то, что Он обязался даровать ему: «Если вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3.29). Это глубокий и окончательный смысл Быт.22.17: ссылка на духовное и будущее благословение, что однозначно в Рим.9.7-8, а также тот факт, что в противном случае у Павла не было бы оснований приводить евреям пример Авраама.
То, чем Бог обещал благословить Авраама и его семя верных, это святость, стойкость и, в конечном итоге, спасение (Гал.3.14). Бог поклялся в том, что в Своей власти и в Своем долготерпении он будет до последнего работать с сердцем Авраама и его духовных чад, чтобы они реально достигли спасения. Авраам жил на земле в течение многих лет после того, как Бог явился ему в Быт.22. Он жил среди враждебного мира, где сталкивался с различными искушениями, сильным противостоянием, многими разочарованиями, но Бог поклялся восстановить его, поддержать, прийти на помощь и сохранить его до конца, и клятва Божия исполнилась.  Доказательство этого приводится в следующем стихе.
  «И так долготерпев, получил обещанное» (ст.15). Это означает, что среди всех искушений и испытаний, которым он подвергался, Авраам настойчиво верил Богу и ждал, что Он исполнит свое слово. Решительно важно слово «и так». Именно этим путем Бог вел его, и именно этого Он требует от нас. Авраам долготерпел все время от явления Бога в Быт.22 и до своей смерти в возрасте 175 лет (Быт.25.7). Именно к такому осуществлению надежды до конца Павел призывает евреев. Если они исповедуют, что они дети Авраама, то пусть явят дух Авраама.
Он получил обетование как залог. Во-первых, как залог в этой жизни, благословение Бога душе; он наслаждался общением с Ним и всем, что в это входило, миром, радостью, силой и победой. Он верил в обетование, видел день Христов и радовался ему (Иоан.8.56). Во-вторых, он вполне вошел в благословение Божие, когда покинул этот мир греха и скорби, и разрешился, чтобы быть со Христом, что гораздо лучше (Флп.1.23), чем самое близкое общение с Богом, которое возможно здесь. Авраам вступил в мир и радость рая, получив небесную страну, прообразом которой был Ханаан (Евр.11.16). В-третьих, это будет по воскресении, когда цель Бога будет реализована в полной мере и наступит совершенное и бесконечное благословение и слава. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии