Роберт Льюис Дабни. Стойкость святых

СТОЙКОСТЬ СВЯТЫХ
   
Роберт Льюис Дабни
 
 
Глава из брошюры «Пять пунктов кальвинизма»
 
 
http://www.spurgeon.org/~phil/dabney/5points.htm
 
 
Наше Исповедание (ВИВ 17.1-2) формулирует эту доктрину так: «Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, действенно призванные и освященные Его Духом, - не могут ни всецело, ни окончательно отпасть от состояния благодати, но, напротив, будут настойчивы в нем до конца, и обретут вечное спасение. Неотступность святых зависит не от их собственной воли, но от неизменного установления избрания, проистекающего из свободной и неизменной любви Бога Отца, зиждется на действенности заслуги и ходатайства Иисуса Христа, непреложности Духа, семени Божия в них, и от природы завета благодати. Изо всего этого происходит также уверенность и непогрешимость».
Я прошу читателя взвесить это заявление со всей искренностью и пристальным вниманием. Он найдет, что мы не приписываем эту стабильность благодати опыту в душе верующего, даже возрожденной, как источнику и причине ее, но мы относим ее к неизменной цели и милости Бога, обитающего в святых. Все ангелы и Адам, получив от своего Творца святую природу, своим падением показали, что они могут впасть в грех. Никто сам по себе не может быть абсолютно неспособен ко греху, кроме Бога неизменного. Обращенный человек, в душе которого пребывает грех, безусловно, должен быть способен пасть, как и Адам, у которого греха не было. Мы верим, что святые устоят, несомненно, потому, что Бог, Который избрал их, безусловно хранит их.
Мы не считаем, что все исповедующие христиане и члены Церкви несомненно достигнут Небес. Следует опасаться, что есть много таких претендующих на это людей, которые носят имя христиан, но они мертвы. Они не могут пасть и погибнуть, потому что у них никогда не было истинной благодати.
Мы не учим, что любой человек имеет право считать, что он оправдан, и потому не может подпасть осуждению по принципу «однажды в благодати – навсегда в благодати», если он живет в преднамеренном, умышленном грехе. Эту сатанинскую ложь мы ненавидим. Мы говорим, что это заблуждение, и если человек живет в умышленном грехе, то это решительное доказательство того, что он никогда не был оправдан и никогда не имел благодати, хранящей от падения. Неверующие имеют возможность злоупотреблять этой доктриной как предлогом к плотской безопасности. Но истинно верующим обещана стойкость в святости. Кто, кроме глупца, сможет вывести из этого обетования право на нечестие? 
Мы также не учим, что подлинный верующий защищен от прежних заблуждений, но если он становится беспечным и теряет молитву, он может временно впасть в соблазны и грехи, утратить надежду и утешение, причинить себе множество горя и стыда; но завет Божий восстановит его в целомудрии и глубоком раскаянии. Следовательно, наши собственные интересы мотивируют надлежащие христианские усилия, и именно об этом говорит пресвитерианское понимание стойкости, причем в гораздо большей мере, чем арминианское представление об отпадении от благодати. Отпадающим от Церкви нельзя говорить: не беспокойтесь, вы не отступите окончательно – ибо если они подлинные верующие, они будут возвращены посредством тяжких, возможно, страшных страданий, и это повод встревожиться! И это большая тревога, чем у просвещенного, утонченного самолюбия арминиан. Предположим, арминианин отступил.  Встревожится ли он, говоря себе: я был на верном пути в рай, но я всегда могу вернуться?  Но отступивший пресвитерианин может сказать: я думал, что я нахожусь на пути в рай, но я ошибался все это время, потому что Бог говорит мне, что если бы я действительно был на правильном пути, я никогда бы не покинул его! Увы! Я должен вернуться или погибнуть; больше нет прежнего ложного пути, по которому я шел, есть другой, более узкий и прямой. Так кто из этих двух человек имеет более серьезные мотивы к покаянию?
Поскольку я уже дал определение доктрины в нашем исповедании,возьму оттуда и ее доказательства.
1. Это доказывает неизменное Божие избрание. Почему данный грешник возрожден? Потому что Бог избрал его ко спасению. Но Бог говорит: Мой совет устоит, и все, что Я замышлял, Я сделаю». Поскольку Бог неизменен и всемогущ, в Своей цели спасения Он несомненно добъется успеха. Но никто не может быть спасен, оставаясь в своих грехах, поэтому человек, безусловно, будет изменен, чтобы остаться в благодати.
2.  Эта доктрина вытекает из того факта, чрто избрание Божие суверенно и безусловно, и не основано на каком-либо предвидении заслуг избранного грешника. Бог ничего не предвидел в нем и не предполагал. Он предвидел лишь все его неповиновение, неблагодарность и дерзость, которые когда-либо проявит недостойный грешник.Тем не менее, будущее раскрытие этой неблагодарности, непослушания и  дерзости со стороны бедного грешника не может стать для Бога мотивом аннулировать его избрание. Бог знает о нем все так же хорошо, как тогда, когда Он избрал его, и все же Он избрал его, исходя исключительно из Своей любви, милосердия и мудрости, предвидя все его будущие падения.
3. Тот же вывод следует из Божия Завета искупления с Его Сыном, Мессией. Этот Завет был заключен от вечности между Отцом и Сыном. Сын свободно согласился умереть за грехи мира, а также исполнить другие обязанности Посредника во искупление народа Божия. Завет Божий был заключен с тем условием, чтобы дать Сыну искупленных Им людей как награду. В этом Завете искупления Христос исполнил все его условия, искупив всех Своих людей. Таким образом, когда Христос умер, возгласив «Совершилось!», Завет был исполнен, и не может быть никого, кто изменит Ему, ибо не может выпасть ни одна звезда из венца нашего Спасителя. Это «завет вечный, твердый и непреложный» (2 Цар. 23.5).
4. Мы должны сделать тот же вывод из благословенной истины о том, что в Своей любви Христос умер за Своих людей, в то время как они были еще грешниками, дав им вмененную праведность и силу Своего ходатайства пред Всевышним.    «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим.5.8-10). «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8.32). О Христе, Заступнике, сказано, что Отец всегда слушает Его. Посмотрите на Иоан.17.20: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их». Если Всевластный Первосвященник молится о всех верующих, то все они получат то, что просят. Что и сколько Он даст им? Некоторую временную, условную и изменчивую благодать, зависящую от изменчивой и ошибающейся человеческой воли? «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Иоан.17.24).
5. Если какой-либо человек возрожден, то лишь потому, что Дух Святой вошел в него; если грешнику уделена Божественная жизнь, то потому, что Дух Святой обитает в нем. Но Библия заверяет нас, что Дух Святой – это неизменное семя духовной жизни, залог Небес и печать нашего искупления. Верующие рождены навечно Словом Божиим, Его жизнью и от Его вечного семени, ибо Он жив вечно. Апостол Павел говорит, что они получили залог Духа, и сие есть залог их обретенного наследия.   То же самое он говорит в другом месте: " не оскорбляйте Святго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4.30, ср. 1 Иоан.3.9).
Залог – это задаток, часть суммы, выплачиваемая наличными как гарантия того, что будущие выплаты будут сделаны при закрытии договора в надлежащее время. Печать, которую ставят договаривающиеся стороны, означает, что договор имеет обязательный характер. Таково освящающее присутствие Духа в каждом истинно верующем; неизменный принцип его стойкости – это залог Божьего замысла даровать ему небесное наследие, печать Божья, поставленная на завете Его благодати. Эта благословенная уверенность в надежде является привилегией истинно верующих. Бог не только условно пообещал дать мне Небо,  если я по-прежнему пребуду в Евангелии своей слабой, переменчивой, щзаблуждающейся волей. Это жалкое утешение для верующего, который знает свое сердце! Но полная уверенность в надежде состоит в следующем: если Святой Дух однажды коснулся моего мертвого сердца Своим светом, так что я пришел ко Христу с реальной верой и покаянием, то у меня есть благословенная уверенность, что «Бог, Который начал свое доброе дело… будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил.1.6); что Божественная любовь несомненно останется со мной, несмотря на мои последующие грехи и падения, что она накажет, но и поддержит и восстановит, и даст мне окончательную победу над грехом и смертью. Эта невыразимая надежда славы в тысячу раз лучше может стимулировать во мне послушание, молитву, осторожность и ревность, которые являются средствами моей победы, чем расхолаживающее сомнение и возможность отпасть от благодати. Опять же, Писание – наш лучший аргумент.   Я добавлю лишь несколько текстов из многих: Иер.32.40, Иоан.10.27, 2 Тим.2.19, 1 Пет.5.5.
Тот же апостол отличает отступление от окончательного падения. «Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет.2.22). Она не изменилась по своей природе, хотя и отмыта внешне, она не может стать ягненком, ибо иначе никогда не пошла бы валяться в грязи.
Апостол (1 Иоан.2.19) объясняет окончательное отпадение словами, которые просто закрывают тему: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши».
Мои положительные аргументы практически опровергают все возражения. Но есть еще два момента, о которых я упомяну. Арминиане всегда приводят возражения, вытекающие из их ложной философии. Говорят, что если призывающая благодать Божья в возрождении действенна и безусловна, то возрождение уничтожит евангельские обязанности, как и свободную волю. Тогда не будет никакого морального достоинства в нашем последующем евангельском послушании, ибо оно угождает Богу не больше, чем наша неспособность изменить цвет волос. Мой ответ таков, что эта философия является ложной. Действие, в принципе усваиваемое человеку, даже если оно предопределено, не нарушает того, что он является свободным деятелем; скорее оно необходимо, чтобы человек был таковым – если он раз навсегда предопределен к святости. Человек Иисус не может иметь никакой свободной воли или заслуг, Его воля была раз навсегда предопрелена к святости. Сам Бог не может иметь такой свободы, хотя Он свят. Меньше всего Он имеет свободную волю! Его воля вечна, неизменна и общеобязательна, и она является абсолютной святостью; если это не признается, то это богохульство, и оно не для меня. Такая философия вызывает у меня только отвращение. 
Есть, опять же, возражение, что Библия полна предупреждений верующим против отступничества, как в 1 Кор.10.12: «Тот, кто думает, что стоит, берегись, чтобы не упасть». Утверждение, что если верующий не может впасть в немилость у Бога, то такие предостережения являются абсурдными – это софизм. Я отвечаю, что предостережения вполне разумны, ибо верующие могут отпасть от благодати, если действуют своими силами, природными энергиями. В этом смысле они действительно могут упасть, и является вполне разумным призывать их к бдительности, потому что неизменная милость Божия осуществляется в них не так, как если бы они были камнями или бессловесными животными, но как через разумных деятелей, и она направляется и регулируется Всемогущим Духом через разумные мотивы. Поэтому, когда мы видим, что Бог обращается к верующим с увещанием не отступать, из этого не следует делать вывод, что Он тайно намерен позволить им отступить; скорее наоборот. Я приведу небольшую иллюстрацию. Вот перед нами мудрая, бдительная и любящая мать, которая занята работой по дому. В комнате играет ее дочь. Я слышу, как она говорит: «Детка, не подходи близко к огню, ты обожжешься». Должен ли я, услышав эти слова женщины, рассуждать так, что она хочет позволить своему чаду сжечь себя до смерти, если ее собственной бдительности недостаточно, чтобы удержать его от огня и побудить к осторожности глупого, импульсивного, переменчивого маленького ребенка? Разве мать бессердечная? Если я так подумаю, то я сам бессердечный дурак. Я знаю, что для матери ребенок – существо разумное, и разумного предостережения достаточно, чтобы он держался подальше от огня, ибо иначе она не будет обращаться к ребенку, а просто привяжет его к столу, как щенка или котенка. Если мать будет внимательна, то ее дитя не бросится в огонь. Если даже у ребенка короткая память, я знаю, что мать, если надо,  немедленно бросит свое дело и оттащит ребенка силой, а затем  снова предупредит его. Если мало и этого, она его накажет, и ее последующие наставления предупредят более действенно, чем ее ласка или привязанность, ибо это будет подлинное выражение верности и любви.
Такова система библейской благодати, которую люди называют кальвинизмом, часто ее унижая. Ее заслуга по крайней мере в том, что она соответствует опыту, здравому смыслу и истинной философии. Ее великие доказательства в том, что она соответствует Писанию. Бог верен, а всякий человек лжив. Эта доктрина возвышает Бога, Его власть и суверенитет, Его бездонную любовь и милосердие. Она возвышает то, что имеет право возвыситься. Она повергает человека во прах. Он должен быть унижен, он виновный, потерянный грешник, единственный и бесспорный творец своей погибели. Беспомощный, но виновнй во всем, что делает его беспомощным, он должен предаться самому глубокому покаянию и воздать всю славу искупления Богу. Эта доктрина, смиряя низкую гордость человека, в то же время дает ему якорь надежды, уверенно и твердо увлекая его к небу, ибо надежда основана не на слабости, глупости и непостоянстве его человеческой воли, но на вечной любви, мудрости и силе Всемогущего Бога.  "Израиль, кто подобен тебе, народ, хранимый Господом!" "Вечный Бог – убежище твое и защита твоя» (Втор.33.29, 27)

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии