Джон Райл. Вера и уверенность

ВЕРА И УВЕРЕННОСТЬ
Джон Райл
http://www.the-highway.com/assurance_Ryle.html

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его
2 Тим.4.7-8
 
Уверенность, о которой Павел говорит в 2 Тим.4.7-8, является истинной и библейской. Я вполне убежден, что истинный христианин, возрожденный человек, который имеет определенную степень веры во Христа, в целом может иметь полную уверенность в помиловании и безопасности своей души, его должны редко тревожить сомнения, и, хотя он может испытывать досаду от внутренних конфликтов с грехом, он будет с нетерпением ожидать суда Христова без страха и тревоги.
Подавляющее большинство мирских людей противостоит доктрине уверенности. Что они не могут получить ее, конечно, ничуть не удивительно. Но есть и истинно верующие, которые отвергают уверенность или уклоняются от нее как от доктрины, чреватой опасностью. Они думают, что уверенность граничит с самодовольством, и считают, что человек с надлежащим смирением никогда не будет уверенным и должен жить с определенной степенью сомнений. Это вредно и достойно сожаления.
«Самоуверенность, - говорит Адамс, - соединяется с дурной жизнью и отсутствием чуткой совести; она смеет грешить, потому что уверена, и не решается лишь потому, что опасается потерять уверенность. Вера не грешит, ибо грех дорого стоил Спасителю; самоуверенность будет грешить, рассчитывая на обилие благодати. Смирение есть путь на Небеса. Гордецы, которые считают, что они непременно отправятся на Небеса, входят туда значительно реже, чем те, кто слишком боится попасть в ад».
Честно говоря, я  знал много самонадеянных людей, которые чувствовали уверенность, не имея для нее библейских оснований. Всегда есть люди, которые думают о себе хорошо, тогда как Бог ожесточает их, и есть люди, которые думают о себе дурно, тогда как Бог благоволит им. И так будет всегда. Нет ни одной библейской истины, не подвергающейся искажениям и подделкам. Избрание Божие, бессилие человека, спасение по благодати – всем этим одинаково злоупотребляют. Пока стоит мир, будут фанатики и самообольщенные. Но уверенность – это реальная, трезвая и истинная вещь, и дети Божьи не должны позволять пренебрежение истиной лишь потому, что ею злоупотребляют.
Читатель, вы можете быть уверены, что Павел считал себя последним из грешников и не строил свою уверенность ни на чем своем. Он сам писал о себе как о главном из грешников (1 Тим.1.15), и он имел глубокое чувство своей вины и растления. Он это дало ему лишь еще более глубокое понимание обширности и глубины праведности Христа, вмененной ему. Тот, кто плакал: «Бедный я человек!» (Рим.7.24) – имел четкое представление об источнике греха в своем сердце. Но он имел и четкое понимание того, что есть другой источник, который удаляет все грехи и нечистоту. Тот, кто считал себя "наименьшим из всех святых" (Еф. 3.8), имел живое и неизменное ощущение своей слабости, но также живое ощущение, что обетование Христа: «овцы Мои не погибнут» (Иоан.10.28) – не может потерпеть провал. Павел знал, что если он что-либо сделал, то все это – нищая утлая лодка, плывущая по бушующему океану. Он видел несущиеся волны и слышал рев бури, окружавшей его. Но он отверг себя ради Иисуса, и потому не боялся. Он помнил, что у него есть якорь, дающий твердую уверенность – слово, дело и постоянное ходатайство Того, Кто любит Его так сильно, что отдал Себя за него. И только и именно это позволило ему говорить с таким дерзновением:    готовится мне венец правды, который даст мне Господь, и заключить: Господь сохранит меня; я никогда не постыжусь.
Я не могу дальше останавливаться на этом. Я перехожу ко второй части вопроса: как верующий может никогда не испытать этой уверенности, которая была у Павла, и тем не менее спастись.
Я допускаю это вполне и не спорю ни минуты. Я бы не хотел сделать печальным ни одно сокрушенное сердце, воспрепятствовать кому-либо стать дитем Божиим или же оставить впечатление, что люди не имеют никакой доли во Христе, если они не чувствуют уверенности.
Человек может иметь спасительную веру во Христа, но никогда не пользоваться той уверенностью, что апостол Павел. Вера и надежда на принятие – это одно, а радость и мир, изобилующие в надежде – это совсем другое. Я думаю, что этого никогда не следует забывать. Я не боюсь говорить, что по благодати человек может иметь веру, достаточную для того, чтобы бежать ко Христу, чтобы ухватиться за Него и действительно доверять Ему, и на самом деле быть сыном Божьим, чтобы спастись, и тем не менее до конца своих дней не быть свободным от значительной тревоги, сомнения и страха.
«Письмо, - говорит один старый писатель, - может быть написано, но не запечатано, поэтому благодать может быть написана на сердце, но Дух может не добавлять к ней печать уверенности». 
Человек может быть дитем Божиим, думать и говорить, как младенец, и, хотя и быть спасенным, никогда не иметь реальной надежды и не знать реальных привилегий своего наследия.
Читатель, не требуйте от меня долго останавливаться на уверенности . Не требуйте от меня говорить, что вы не спасены, если не можете сказать вместе с Павлом: «Я знаю и уверен, что мне готовится венец». Я не утверждаю ничего подобного.
Человек должен, вне всякого сомнения, иметь  веру в Господа Иисуса Христа, если он хочет быть спасен. Я не знаю другого способа прийти к Отцу. Я не вижу ни намека на благодать вне Христа.  Человек должен чувствовать свои грехи и потерянность, должен прийти к Иисусу с мольбой о помиловании и спасении, иметь надежду на Него и только на Него. Но если он имеет такую веру, хотя бы очень слабую, и его вера основана на Писании, то он не может потерять Небо.
Никогда не будем ограничивать свободу Евангелия своими представлениями о справедливости! Никогда не будем проповедовать врата и путь более узкие, чем их таковыми уже сделали человеческая гордость и грехолюбие. Господь Иисус очень сострадателен и милостив. Он смотрит не на количество веры, а на ее качество. Он измеряет не ее степень, но ее подлинность. Он не сокрушит надломленной трости и не угасит курящегося льна. Он никогда не позволит погибнуть никому у подножия Креста! Он говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6.37).
Читатель, если вера человека не больше горчичного зерна, если она лишь приводит его ко Христу и дает возможность прикоснуться к краю одежд Его, то человек будет спасен, и так же истинно, как высочайшие святые в раю, спасенные полностью и навсегда, как Петр, Павел и Иоанн. Есть разные степени освящения. Степеней оправдания нет. Что написано, то написано: «Всякий верующий в Него, - верующий, а не имеющий сильную и могуществкннную веру! - не постыдится» (Рим.10.11).
Но я хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что есть время, когда бедная душа может не иметь чувства полного прощения и принятия Богом. Она может смущаться, испытывать страх и сомнение. У нее могут быть многие вопросы и поводы для беспокойства, тучи, тьма и бури до самого конца.
Я повторяю, подчеркиваю: простая вера во Христа может спасти человека, хотя он может никогда не достигнуть уверенности; но я не буду утверждать, что вера обязательно должна принести сильные и богатые утешения. Я утверждаю, что она приводит в безопаснуююю гавань, но я не утверждаю, что в эту гавань мы войдем на всех парусах, с уверенностью и радостью. Я не удивлюсь, если мы достигнем убежища истерзанные бурей, с разбитыми снастями, едва выжив – и все же войдем во славу.   
Читатель, я считаю, что это различие между верой и уверенностью имеет большое значение. Это объясняет вещи в религии, которые многим трудно понять.
Вера, будем помнить это, есть корень, а уверенность – цветок. Несомненно, нет цветка без корня; но столь же определенно может быть корень и не быть цветка.
Вера – это то, с чем бедная дрожащая женщина следовала за Иисусом, чтобы прикоснуться к краю одежды Его (Мк.5.27). Благодаря уверенности Стефан спокойно стоял среди убийц и восклицал: «я вижу небеса разверстые, и Сына Человеческого, сидящего одесную Бога»!
С верой каялся разбойник, восклицая: «Господи, помяни меня!». Уверенность имел Иов, сидящий во прахе и покрытый язвами, и говоривший:  «Я знаю, Искупитель мой жив" (Иов 19.25). "Хотя Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов 13.15).
С верой Петр кричал, когда начал тонуть: «Господи, спаси меня» (Мтф.14.30). С уверенностью тот же Петр заявлял перед судом: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,
ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4.11-12).  Вера – это беспокойство и дрожащий голос: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк.9.24). Уверенность говорит: «Кто обвиняет избранных Божиих? Бог оправдывает их» (Рим.8.33). Верой Савл молился в доме Иуды в Дамаске, печальный, одинокий, ослепший (Деян.9.11). С уверенностью Павел в тюрьме спокойно смотрел в глаза смерти и говорил: «Я знаю, в Кого уверовал… Готовится венец мне» (2 Тим. 1.12, 4.8).
Вера есть жизнь. Как велико это благословение! Кто поймет, как велика пропасть между жизнью и смертью? И все же жизнь может быть слабой, нездоровой, болезненной, тревожной, измученной, обременительной, безрадостной, мучительной до самого конца.
Уверенность – это больше, чем жизнь. Это здоровье, сила, власть, сила, активность, энергия, мужественность, красота.
Читатель, это не вопрос о спасении или погибели, а о привилегии. Это вопрос не о мире или войне, а о хорошем или плохом мире. Это не вопрос о пребывании в мире или в школе Христа; и то и другое принадлежит к Его школе, только к начальной или завершающей.
Верующий поступает хорошо. Я думаю, что таковы все мои читатели. Блаженны, трижды блаженны те, которые верят. Они в безопасности. Они чисты. Они оправданы. Они не по зубам аду. Сатана, при всей своей злобе, никогда не похитит их из руки Христа.
Но имеющий уверенность поступает гораздо лучше. Он видит больше, чувствует себя лучше, имеет много большее, как Небо превосходит землю (Втор.11.21).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии