Джон Хауи. Некоторые замечания о Сути

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О «СУТИ СОВРЕМЕННОГО БОГОСЛОВИЯ»
 
Джон Хауи
 
 
 
Хотя эта книга, называемая «Суть», в основном собрана из сочинений некоторых видных реформаторов, рекомендует нескольких здравых богословов и содержит ряд великих истин Евангелия, которые должны быть приняты каждым истинным христианином, но в то же время в ней есть несколько пунктов, которые, хотя Люди сути и г-н Бостон заявили о них, что они неоднозначны и допускают разные толкования, по сути едва ли примиримы с нашими Стандартами и верой шотландских и вообще реформатских богословов, а по сути и с самим замыслом и размахом этой книги, которая, как предполагалась, должны была очертить верный путь между антиномистами и легалистами. Эта ссора была столь велика, что даже такие достойные люди, как Эдвард Фишер, неоднозначно представляли себе средний путь между двумя крайностями и склонялись то на одну, то на другую сторону, а иногда и вообще уходили далеко от истины.
Очень многое в этой книге небезупречно. Обратите внимание, например, вот на что: «Закон есть тать и проклятый убийца Сына Божия» (С.143). Возможно, Лютер и мог так сказать, но я уверен, что в Библии нет ничего подобного таким заявлениям. Если мы посмотрим на нашего Посредника, Иисуса Христа, как Личность, то просто ответим на это обвинение тем, что Он ничего не сказал против закона и правды Божией; но мы должны также посмотреть на Него  как на Поручителя и истинного Представителя всех избранных. Закон Божий во всем Писании представлен как святой, справедливый и добрый (Рим.7.12), и Сам Бог не мог не устроить так, что Христос явился Заместителем для бедных, потерянных, полностью обанкротившихся грешников, Он оплатил и исполнил их долг, и сделал это так, что Бог прославил и возвеличил через Него Свой закон и справедливость, освободив тем не менее от наказания и проклятия спасенных потому, что Он пострадал за неправедных (1 Пет.3.18). Тот же автор говорит (С.130): «Христос принял на Себя грехи всех людей, и сказать каждому человеку без исключения, что Христос умер за него – это действительно хорошая новость». Эти слова Лютера и Престона в том контексте, в котором они стоят, легко могут быть объяснены в арминианском смысле всеобщего искупления, и здесь не поможет различение между заветом и даром или акцент на различие между словами «Христос умер за него» или «для него», ибо все это не удалит сомнений и не решит разногласий. Смерть Христа, пишет г-н Дарем, «не оправдание и не заверение вашей веры, и не предложение Евангелия; но Господь повелевает вам верить, и призывает вас к вере. Мы не обязываем никого верить в то, что Христос умер лично за него, но мы призываем верить в то, что дано нам в Евангелии». Так же говорит и г-н Биннинг: «Нет иного основания веры, кроме нашей нужды, обетования Господа и Его заповеди нам». Так же рассуждает и благочестивый и ортодоксальный г-н Шепард, когда говорит, что некоторые, выступая за принятие веры, впадают в крайность: «они не знают другого основания для веры, кроме утверждения, что Христос умер за тебя; и следовательно, делают искупление универсальным». О том же пишет и г-н Браун в комментарии на Послание к Римлянам.
«В Новом Завете нет каких-либо условий или закона, зависящего от участия самого человека; от него не требуется делать ничего, но знать и верить, что Христос сделал для него все» (С.153). Если иметь в виду заслуги, то это правильно, но антиномисты понимают это так, что Христос сделал для них все с точки зрения служения, а не заслуг, и они не обязаны делать ничего, но лишь верить, что Христос умер и тем сделал все для них, и радоваться. Таких мест много и на последующих страницах книги. Мы не думаем, что можно согласовать это с нашим Исповеданием и Катехизисами. С точки зрения заслуг Христос исполнил всю правду, но Христос никогда не отменял то, что Его народ должен покаяться и верить; и хотя Его люди искуплены и им обещана милость, которую Он Своим Духом изливает в сердца людей, но они должны сами принять это, если они могут быть оправданы и вступить в Завет. Конечно, лучше было бы обратить внимание на то, чему наши Стандарты учат относительно Нового Завета как Завета искупления.  Христос, Сын Божий, взял на Себя, выполнил условие и дал надлежащую причину оправдания человека, но войдя в Завет свободной благодати и примирения избранных через веру в Него, Он как Посредник свободно прощает грешников, даруя им жизнь и спасение и требуя от них веру и интерес в Нем. В этом, видимо, согласны свидетельство Писания и труды реформатских богословов; но мы далеки от того, чтобы признать веру и любое другое действие благодати обетованием и приобретением Нового Завета вместо праведности Христа*. По смыслу Нового Завета, где вера упоминается в Писании, она представляется в нем условием, положительным и отрицательным, и она действует так: верь в Господа Иисуса Христа и спасешься; верующий будет спасен, а неверующий не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Деян.16.31, Мк.16.16, Иоан.3.36).
Отметим последнее. При описании спасительной веры «Суть» определяет ее так: «Истинное убеждение ваших сердец, что Иисус Христос принадлежит вам, и что Его жизнь и спасение – ваши, и то, что Он сделал для человечества, Он сделал для вас» (С.156).
1. Это определение веры отличается от того, которое легло в основу наших Стандартов. Здесь речь идет в основном об умственном убеждении, тогда как в Стандартах вера есть доверие ко Христу, принятие Его и опора на Него. Д-р Оуэн говорит: «Подлинная, действительная и спасительная вера состоит в избрании, принятии и  опыте Божьего пути спасения грешников при посредничестве Иисуса Христа, полагаясь только на Него и отказавшись от всех других путей и средств для спасения». Упомянутый г-н Шепард замечает по этому поводу: «Паписты и с ними наши нынешние индепенденты считают веру простым согласием с Божией истиной, тогда как она есть также доверие ко Христу и опора на Него». «Многие, - говорит он, - впадают в крайность, делая веру чем-то не большим, чем убеждением и уверенностью, что Христос умер за меня и что Он принадлежит мне».
2.  Это отрицание того, что есть заверение веры, то есть основание, на котором стоит верующий, знает он это или нет (2 Тим.2.19), но считается, что вера есть истинное убеждение, что раз Иисус Христос сделал все для спасения человечества, то Он сделал это для нас и Он принадлежит нам. Такая уверенность должна включать в себя основания ее подлинности, согласоваться с Писанием и опытом святых, ибо наши Стандарты прямо заявляют, что уверенность не есть суть спасительной веры (ВИВ 18.3). Но «Суть» заявляет, что то, что реформатские богословы воспринимают как последний шаг веры, на самом деле должно быть первым. Г-н Шепард говорит: «Первый акт веры, который соединяет нас со Христом, еще не дает полной уверенности, но ведет нас к Нему с надеждой: Приходите к водам и т.д.». Г-н Дарем также отмечает: «Верующий не смеет сразу относить Христа к себе, он должен возрасти до уверенности… Верить, что Христос мой, и что Он умер за меня, не есть первое и прямое действие спасения» (Проповедь на Ис.53). Г-н Биннинг говорит: «То, что каждый человек обязан убедить себя в том, что Христос его любит и Он искупил его, есть надежда лицемеров, которая не устоит» (Лекция 8). Благочестивый г-н Грей, который говорил по опыту, пишет: «Может быть подлинная вера и без уверенности, которая может не даваться через предложение Евангелия для спасения». Благочестивый г-н Рутерфорд писал в своих письмах то, что чувствовал: «Одно дело полагаться на Христа, другое – считать, что Он умер за меня; первое – это вера, второе – это плод веры». В другом месте в одной проповеди он говорит: «Вера, что Бог есть Господь мой, Который от вечности избрал меня и послал Христа с намерением умереть за меня, не является необходимой для спасительной веры. «Они верят, но в темноте, они полагаются на Господа, и все же не видят света» (Ис.50.10 KJV). Можно было бы добавить свидетельства Гиллеспи, Блэра и Гатри, но я замечу лишь, что опыт всех святых во все времена подтверждает эту истину.  Эти примеры Писания не искусственны, они становятся очевидными для любого, кто знакомится с Библией, и большая часть детей Божиих может засвидетельствовать об этом на опыте собственных духовных упражнений. Более того, некоторые из них положительно заявляют, что они несколько лет верили во Христа, прежде чем достичь уверенности в том, что у них есть интерес в Нем, и некоторые из них, прежде чем прийти к порогу рая, боролись и шли по темным аллеям сомнения и страха, и тем не менее наконец нашли безопасный якорь и завесу; это было бы безусловно невозможно, если бы уверенность составляла суть каждого акта истинной и спасительной веры.
Пусть никто не думает, что то, что я отметил, исходит из намерения ограничить доктрину Писания о свободной благодати или пренебрежительно отнестись к трудам первых реформаторов. Нет, мы их любим, ценим и чтим, но из уважения к доктрине наших Стандартов и ревности о спасении душ, в котором, слава Богу, есть много заинтересованных, которые могут защититься от ложного пути, а также от необоснованного предполагаемого убеждения в своей спасенности по вере, при котором люди совершенно лишены истинного суждения, покаяния, смирения  и чувства своего греха – что, увы, поражает многих учителей нашего поколения! 
 
1801
 
*Мы категорически не согласны. Спасение целиком, в т.ч. и вера, есть дар Божий от начала до конца. От верующего может исходить только спасительный интерес ко Христу, который дается далеко не сразу – Пер.   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn 


Рецензии