Арчибальд Александер Ходж. Уверенность и смирение

УВЕРЕННОСТЬ И СМИРЕНИЕ
Арчибальд  Александер Ходж
http://www.puritansermons.com/reformed/ahodge1.htm
 
Я полагаю, что первым и важнейшим различием между истинной и ложной уверенностью являются дела смирения. Нет в мире ничего более сатанинского, чем глубинная, вызывающая Богу гордость ложной уверенности; и нет ничего столь исполненного смирения и чуждого самоправедности, как истинная, детская уверенность. Конечно, эта разница постижима. Если человек самоуверен, то он и самоправеден; и если он гордится этим, то это самый смертоносный знак, язва смерти и тления. Но если у вас есть полное смирение, то это признак Духа истины.
И это проявляется в связи с другим знаком. Если кто-либо действительно соединен со Христом в союзе таким образом, что Христос вполне владеет его душой, то все его сознание является тем, что я бы назвал сознанием Христа, и в нем нет самости (self-consciousness). Маленькие дети сразу являют свой характер. Между ними есть большая разница.  Возьмите с собой ребенка в комнату. Он не думает о чем-то постороннем, глядя на мать или гостей, и не думает о себе. И это чисто и красиво. Он подрастет и начнет думать о себе и о том, что думают о нем другие люди, и утратит прежнее сознание. То, что часто называют застенчивостью, на самом деле есть сердечная гниль; это и есть самость. Ничто в мире не оскверняет настолько воображение, не извращает привязанности и не растлевает нравы, чем самость. Вы знаете, что отсюда проистекают и телесные болезни.
Некогда молодая женщина рассказала мне, что она хотела свидетельствовать в Духе, и говорить о Его вечности; и она хотела бы говорить об этом, исходя из своего опыта и чувств. Я сказал ей, что она должна забыть себя, а не думать о своих чувствах. Человек, который непрестанно говорит о своей любви, на самом деле не любит: эти две вещи не могут существовать вместе. Когда вы любите, что вы думаете? Думаете ли вы о предмете своей любви? Во что вы верите, когда думаете о нем, и почему вы верите в это? Почему вы  спрашиваете себя, во что вы верите? Предположим, вы спросите себя: верю ли я?  Конечно, вы не верите, если просто думаете о своей вере. Ни один человек не верит, просто размышляя о Христе. И я не люблю, когда думаю о любви. Ни один человек не любит, если он не думает о Христе как о предмете своей любви.
В Вирджинии я однажды видел женщину, обладавшую совершенными дарами благодати – насколько я мог судить как ее пастор, знавший ее шесть лет. Уже на земле она была одной из тех, кто убелил свои одежды Кровью Агнца, и она, казалось, всегда ходила по грани Неба. Я никогда не слышал, как она говорит о каких-либо особенностях своего характера или духовных даров. Я уходил с кафедры после собрания, и заставал ее на коленях абсолютно отрешенной от всех внешних вещей – до такой степени она была поглощена поклонением. Когда я вывел ее из экстаза, она сразу воскликнула: «Разве Он не свят? Разве Он не славен? Разве Он не прекрасен? Разве Он не бесконечен?». Она никогда не говорила о своей любви или своих чувствах.
Цели перфекционизма – насквозь гнилые. Самость как таковая является сущностью и природой греха. Истинное же доверие  неизбежно ведет к сильному желанию как можно большего познания и святости, постоянного возрастания в благодати.
Однажды в общине, где я проповедовал, мне сказали, что я не могу высказать нечто определенное о религии одному юноше, который покончил с религией, считая, что он больше ни в чем не нуждается. Вот что значит «совершенство» слов! Если у человека есть вечная жизнь, если он научен всему откровению Божию, если он испытал все преимущества бесконечного искупления Христова, если завершена вся таинственная работа Святого Духа в его сердце – он должен самоуничтожиться! Для него нет места ни на Небе, ни на земле.
Но человек, который действительно имеет любовь к Богу в своем сердце, всегда идет вперед к тому, о чем знал раньше.  Чем больше он любит, тем больше он хочет любить, чем более он освящен, тем больше жаждет освящения. У него есть великие идеи и цели, но они уже вне его – на Небе.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии