Шагал

Портрет молодого Шагала кисти его учителя Пэна (1914)

Марк Захарович Шагал родился в июле 1887 г. в местечке Лиозно близ Витебска в многодетной еврейской семье мелкого торговца. С 1907 г. он два года занимался в Петербурге  в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, руководимой Рерихом («Сколько я не занимался  в школе Общества поощрения художеств, все впустую, - вспоминал позже Шагал. – Там ничему не учили. Наш директор Рерих сочинял неудобочитаемые стихи и историко археологические книги и часто с улыбкой, не разжимая зубов, читал зачем-то всем подряд… пассажи, в которых я ничего не мог понять. Два года ушли даром…»). Позднее Шагал учился  в мастерской Зайденберга и частной школе Званцевой. В августе 1910 г. для продолжения образования Шагал уехал в Париж. . («Не скажу, чтобы Париж уж очень привлекал меня, - вспоминал Шагал.  – Так же, безо всякого воодушевления, я уезжал из Витебска а Петербург. Просто знал, что нужно ехать»). Поездку и обучение субсидировал  известный  юрист и общественный деятель Винавер. Сначала художник снял крошечную квартирку на авеню Мэн, а затем перебрался в знаменитое общежитие художников «Ля Рюш».«В Париже я всему учился заново… - писал Шагал. -  Никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины». Здесь в его творчестве произошел  своеобразный сплав фантасмагории и быта, прошлого и будущего, мистики и реальности. Экспрессивность цвета и рисунка  сделали Шагала предтечей  экспрессионизма и сюрреализма. По словам художника, он стремился «видеть мир особыми глазами, как будто только что родился». Все это отразилось уже в его ранних полотнах 1911-1913 гг.: «Я и деревня», «Адам и Ева», «Солдат пьет», «Россия. Ослы и другие», «Автопортрет с семью пальцами» (http://proza.ru/2013/03/27/548), «Голгофа», «Молящийся еврей».

Тугенхольд  вспоминает о впечатлении, которые производили в Париже полотна Шагала: «Тогда как от головоломных кирпичных построений французов веяло холодом интеллектуализма, логикой  аналитической мысли, в картинах Шагала изумляла какая-то детская вдохновенность, нечто подсознательное, инстинктивное, необузданно-красочное. Точно по ошибке рядом со взрослыми, слишком взрослыми произведениями попали произведения какого-то ребенка, подлинно свежие, «варварские» и фантастические… Фантастика и палитра Шагала казались чрезмерно напряженными, нездоровыми и бредовыми, но нельзя было сомневаться в их искренности, - разве можно нарочно придумать такие фантомы и такие вспышки  красочного жанра?»  Нелогичность творчества Шагала произвела глубокое впечатление на молодое поколение французских художников и поэтов. В 1912 г. он впервые показал свои полотна на Осеннем салоне в Петербурге вместе с группой «Мир искусства», в 1913 г. – на выставке «Мишель». В отличие от Европы, в России полотна Шагала не имели большого успеха.  В июне следующего года в одной из берлинских галерей открылась первая персональная выставка Шагала. В 1914 г., оставив все свои работы в берлинской студии, Шагал приехал в отпуск в Витебск. Начавшаяся мировая война заставила его задержаться в России на восемь лет.

Октябрьскую революцию Шагал поначалу воспринял с воодушевлением (позже оно ушло). В августе 1918 г. ему выдали мандат «уполномоченного по делам искусства в г. Витебск и Витебской губернии». Прибыв на родину, он организовал в Витебске музей и народное художественное училище. Среди прочих в этом училище преподавал Казимир Малевич, который в 1920 г.  «сверг» Шагала с поста «комиссара искусств». Все произведения, созданные Шагалом в 1918-1921 годах, пронизаны духом романтической идеальности мира. В них торжествует чудо, все они так или иначе приобщены к неким высшим силам, врывающимся в обычный ход жизни и решительно преобразующим ее (http://proza.ru/2013/03/27/549) (http://proza.ru/2013/03/27/555).

В 1920 г. Шагал переехал из Витебска в Москву. В течение года он преподавал рисование  в детских колониях. В то время как художник с трудом перебивался на хлебе и воде в голодном Петербурге (картины его никого не интересовали), друзья писали ему из-за границы: «Ты жив? А говорили, будто тебя убили на фронте. Знаешь ли, что ты тут стал знаменитостью? Твои картины породили экспрессионизм. Они продаются за большие деньги…» В 1922 г., получив разрешение съездить за своими полотнами (но твердо решив не возвращаться больше в Россию), Шагал отправился в Германию.  Он едет сначала в Берлин, а потом в Париж, где его имя уже приобрело  некоторую известность, и где его ждала мастерская, «полная эскизов и неоконченных холстов». Здесь он очень скоро вошел в европейскую художественную элиту. (В 1937 г. он принял французское гражданство).

Шагал открыл европейскому  искусству путь в царство бессознательного, в чем до сих пор преуспевали очень немногие художники. Живопись  позднейшего сюрреализма весьма многим ему обязана. Впрочем, сам он, хотя в его полотнах часто присутствуют сюрреалистические образы, имел к этому направлению лишь касательное участие. Гораздо более связан он с поэтической атмосферой своеобразного русско-еврейского бытового фольклора, питавшей на протяжении многих десятилетий его творчество. Глубокая духовность, воспринятая им в детстве, никогда не покидала его души.

Несмотря на свою обособленность, Шагал вскоре стал одним из влиятельных художников ХХ века. Он неизменно подкупал чистотой своего восприятия и богатством цветовой палитры. Определяя свое отличие от импрессионистов и кубистов, Шагал говорил: «Я пытаюсь заполнять свои холсты звенящими формами, пылающими страстью, призванными создавать дополнительное измерение, которое не может быть получено с помощью чистых геометрических линий кубизма или импрессионистическими мазками краски». Произведения Шагала нельзя уподобить ни сказке, ни жанровой картине, ни примитиву. Всему его творчеству был присущ совершенно особенный, лишь ему одному свойственный «бытовой символизм». В его картинах всегда присутствует гротеск и ирония, но здесь так же всегда есть мечта и доброта. Его фантастические композиции никого не пугают, и даже его трагические образы не грозят катастрофой. Шагал напоминает доброго клоуна, циркового иллюзиониста

В 1931 г. Шагал совершил путешествие по Сирии и Палестине, после чего по заказу Воллара приступил к иллюстрации Библии. В следующие годы он исполнил более сотни орфортов на библейские сюжеты. Эти иллюстрации стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь.

В мае 1941 г. художник вместе со всей семьей перебрался в США. Обратно во Францию он возвратился в 1948 г. В 1966 г. он приобрел виллу «Коллин» под Ниццей, где и прожил последние двадцать лет своей жизни. В последние годы мастер уже не писал картины, полностью посвятив себя литографии. Он так же занимался  мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой, витражами. До конца дней Шагал называл себя «русским художником», хотя, разумеется, невозможно отрицать огромного влияния на него еврейской и французской культур. Умер он в марте 1985 г.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
У Шагала есть целый цикл картин на библейские темы.
Библейское послание" - так именуется учрежденный в Ницце музей Марка Шагала, объединивший ряд цветных литографий, а так же многочисленные живописные полотна. Здесь же находятся несколько крупных панно, посвященных книгам Бытие, Исход и Песня Песен. Этот живописный ансамбль из семнадцати картин создан Шагалом в 1954-1966 годах. Руководствуясь при создании своих Библейских сюжетов опытом мастеров Возрождения - Караваджо, Ребрандта, Гойи - Шагал нашел собственный неповторимый и во многом антиклассический изобразительный язык. Феномен же "мастера из Витебска" искусствоведение усматривает в том, что этой формой художественной речи Шагал выразил те незыблемые, холодом вечности отдающие темы, к которым не прикоснулся ни один авангардист. Библия ожила, тронутая его кистью. Древние иудейские писания засверкали новогодним огнем воскресшего таинства. Возможно, именно благодаря своему древнему происхождению и врожденному чувству национального мистицизма Марку Шагалу удалась эта галерея библейских образов.
Хорошего вам, Константин, дня.
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   27.03.2013 10:57     Заявить о нарушении
Я в глубине души надеялся, Кира, что вы не пропустите эту маленькую публикацию. Ведь к Шагалу, наверно, особое отношение в Израиле, да и внучка Ваша замечательно рисует. Надеялся и не ошибся. Спасибо за это интересное и важное дополнение. Впрочем, о Шагале можно говорить до бесконечности. Ведь он, как и любой большой художник, неисчерпаем.

Константин Рыжов   27.03.2013 20:15   Заявить о нарушении