Благая ложь

Варя осторожно приоткрыла дверь в комнату.
  - Входи-входи, доченька. Я не сплю.      
 - Я вазончик возьму, цветы поставить, - проговорила Варя, показывая Лидии Власовне букет алых тюльпанов.
 - Саша подарил? – изможденное лицо лежащей в постели женщины осветила слабая улыбка.      
- Угу. С работы встречал, - подтвердила Варя и потянулась за вазоном, пряча от матери глаза.      
- Ты бы пригласила его к нам, Варенька, познакомила…      
- Вот выздоровеешь, тогда и познакомлю.

 Варя присела на краешек постели, взяла в свои ладони мамину руку, исхудавшую, высохшую, ставшую похожей на птичью лапку.  За последние два месяца мама буквально стаяла, от неё, крупной красивой женщины осталась едва ли половина. Болезнь, которая так внезапно завладела ею, считалась неизлечимой. Врачи только возводили руки к небу, дескать, всё в Божьей воле.

- Ну, расскажи мне о Саше. Какой он? Чем занимается? – Пытаясь приподняться на локте, спросила Лидия Власовна. Она снова возвращалась к интересующей её теме. Варя бросилась помогать матери, усадила в постели.      
- Ну, мам… Что там рассказывать… Это пока секрет, - нашлась она, но под пристальным взглядом матери чувствовала себя как перед детектором лжи.
      
Идея-фикс, что Варе необходимо срочно выйти замуж, захватила Лидию Власовну недели три назад. Вернее, этот вопрос витал в атмосфере их квартиры давно, примерно с тех пор, как Варя окончила институт, но вопиющим  образом восстал именно сейчас. По мере того, как ранее энергичную и деятельную мать покидали силы, эта идея всё прочнее укоренялась у неё в мозгу, и уже не было дня, чтобы Лидия Власовна не затронула эту проблему.
  Желая успокоить маму и доставить ей хотя бы маленькую радость, Варя соврала, что встречается с парнем. Она стала покупать себе цветы, якобы, от нового друга Саши. Иногда Варя приносила коробку конфет или пирожные. Первая ложь тянет за собой вторую. Чтобы создать видимость свиданий, Варе пришлось ненадолго отлучаться из дома по вечерам.

  Иногда она задумывалась, до каких пор она будет в состоянии разыгрывать этот спектакль, но обратного пути не было.      
 - Вот сейчас пообедаем, - ласково, как с маленькой, заговорила Варя. – Я что-то вкусненькое принесла… А потом я тебе новости расскажу.      
- Какие новости? – немного оживилась мать.      
- Потом-потом. Сначала надо покушать.      
 Аппетит у больной абсолютно пропал, что особенно огорчало Варю. Чтобы накормить маму, она прибегала ко всяким ухищрениям.

  За обедом, помогая матери справиться с супом, Варя будто невзначай обронила:       - Женя Самсонова второго родила. Опять мальчик. Помнишь её?      
- Ещё бы она её не помнила! Отличница Женя Самсонова – вечная соперница её Вареньке!      
  Лидия Власовна отложила ложку и откинулась на подушки. Было видно, что она сильно устала. Прежде, чем высказать эту важную мысль, которую она пестовала  мучительными бессонными ночами, мать отдышалась и постаралась, чтобы голос не дрогнул:
- Варя, тебе надо родить ребёнка. Тридцать два года это ещё не возраст... Я хочу сказать, ещё не поздно.
      
 Варвара опешила. Что ещё за новый бред?! И это говорит её принципиальная мама, поборница строгих нравов и моральных устоев!..    Не стоило заговаривать с ней о Женином младенце. Родить… У неё и на примете-то никого не было! Отдел, в котором Варя работала, состоял исключительно из женщин. Один начальник мужчина, да и тот не детородного возраста.      
  На факультете, где она училась, тоже сплошь девчонки. Ребят всего двое в группе было, и то, первый уже женат, второй – вообще дегенерат. Единственный парень, на которого она когда-либо имела виды -  это Сашка Ватагин, так то ещё в техникуме. Любовь тогда у них приключилась или помутнение рассудка, только Варя была готова для Сашки на всё. Ему, однако, как выяснилось, ничего этого от неё не надо было. Он ещё до армии женился на девчонке из параллельной группы. А Варя той осенью долго над его фотографией слёзы источала. Может оттого, когда матери о возлюбленном сочинять взялась, именно это имя на ум пришло: Александр.После армии, говорили, Сашка недолго в семье прожил. Не заладилось у них что-то, хотя к тому времени дочка подрастала.
 
…Варя уже убрала со стола посуду, когда раздался телефонный звонок.      
- Варя, здравствуй. Это Ватагин. – Она его сразу узнала, даром, что не слышала его голоса больше семи лет. Мысли заметались в панике, словно мотыльки в банке.      
 - Что… случилось? – Эти два слова дались ей с трудом.      
 - Ничего… - Он надолго замолчал, и Варя испугалась, что телефон отключился. Но Саша неуверенно кашлянул, и она поняла, что ему тоже передалось чувство неловкости. Его следующая фраза удивила её ещё больше, чем сам звонок.

 – Ты мне третью ночь подряд снишься. У тебя всё в порядке?      
 - Ну да… То есть, нет. Мама сильно болеет.      
 - Лидия Власовна?.. Как жаль. Я её хорошо помню. У тебя замечательная мама… Варя, а можно.., - он запнулся, - ну… это не будет бестактным, если я приду вас проведать? Если бы Варин подопечный кактус, пребывающий на подоконнике двадцать лет и не выпустивший в жизни ни одного бутона, сейчас на её глазах расцвел, это бы не потрясло её больше, чем Сашина просьба. От растерянности Варя пролопотала в лучших традициях бюрократии:      
 - Приходи, пожалуйста… завтра.
      
 - Кто звонил? – поинтересовалась Лидия Власовна, когда Варя положила трубку.       - Ватагин… Да ты, наверное, и не помнишь его.      
 - Отчего же не помню? Саша Ватагин – твоя первая любовь.      
 Варя удивленно взглянула на мать, но ничего не сказала.      
 - Чего звонил? – как-то буднично спросила Лидия Власовна, будто  Сашка названивал, по крайней мере, пять раз в неделю.      
 - В гости напросился.., - не то вопросительно, не то утвердительно буркнула Варя и не заметила, как мать удовлетворенно прикрыла глаза.
    
 Ночью Варе спалось плохо, беспокойно. Думы о предстоящем визите перемежались с обрывками сумбурных снов, главными действующими лицами в которых были они с Сашей.       К вечеру следующего дня она так измучила себя предвкушением встречи, что уже не верила в неё. Лидия Власовна, казалось, в этот день чувствовала себя лучше обычного и попросила усадить её в кресло.      
 Ежеминутно ожидаемый звонок, тем не менее, прозвучал как взрыв лопнувшего на полном ходу ската. Варя заметалась по комнате то поправляя плед, в который были укутаны ноги матери, то одёргивая скатерть, то оглаживая причёску.      

 - Ну, иди же, открывай, доченька, - подбадривающе шепнула Лидия Власовна.      
 Саша вошёл с букетиком ранних цветов, огляделся, стараясь побороть смущение.      
 - Ну, здравствуй, - его редкой синевы глаза смотрели с грустной нежностью и, как показалось Варе, пытливо.      
 «Совсем не изменился», - пронеслось у неё в голове, и она, как могла непринужденно, улыбнулась:      
 - Проходи.
 
  Уже через десять - пятнадцать минут напряжённость исчезла, и Лидия Власовна вела с Сашей, который сидел напротив неё на диванчике, светскую беседу. Варя сначала слушала, не торопясь принять участие в разговоре, и, как только посчитала приличным, выскользнула на кухню, чтобы приготовить чай. Когда за дочерью закрылась дверь, Лидия Власовна тихо сказала:
- Спасибо, Саша, что ты откликнулся на мою просьбу и пришёл. Только Вареньке не говори, что я тебе звонила…


Рецензии
Добрый вечер! С интересом прочитал рассказ! Благая ложь... Что бы за ней не последовало, я оправдываю такую заботу. История жизненная...
С уважением,

Дмитрий Гостищев   12.11.2014 18:33     Заявить о нарушении
Благодарю!

Людмила Хлыстова   13.11.2014 14:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.