История о Дьяволе-искусителе

Потерпев множество неудач в попытках превратить род человеческий в свое послушное и греховное стадо, Дьявол измыслил новую хитрость.
- Мы должны творить добро, – объявил он демонам.

Поднялся страшный шум, ибо само слово «добро», произнесенное вслух, вызывало у демонов приступ злобы.
Черный Повелитель оборвал ропот:
- Приказываю терпеть и слушать! Разве вы не видите, что покупка новых душ удается все труднее? Разве вы не знаете, что стоит вам появиться на пороге, как человек от страха теряет рассудок? Как можно договариваться, если люди видят в вас только исчадия зла?
- Но ведь мы и есть исчадия зла!
- Это верно. Однако для пользы дела необходимо изменить такое отношение. Я хочу, чтобы в вас увидели друзей и добрых советчиков. Больше того, я желаю, чтобы вас встречали с таким же радостным трепетом, как ангелов-хранителей.
- Это невозможно! – раздались голоса.

Дьявол усмехнулся.
- Невозможно? Я обещаю, что вас будут встречать намного радостнее!

И он изложил свой коварный план:
- К великому сожалению, я пока не властен над жизнью и смертью. Зато я могу доставлять людям множество неприятностей, которые часто превращают их жизнь в подобие смерти.
Так вот, я решил проявить неслыханную доброту. От имени милосердного Дьявола вы начнете раздавать лекарство, исцеляющее любую болезнь. Тот, кто подарит людям здоровье, заслужит их вечную признательность. Они увидят в вас добрых слуг Великого Владыки, у которого не надо вымаливать выздоровление, как у равнодушных Небес.
- А как долго нам придется творить эти самые добрые дела? – с тревогой спросил один из демонов.
- Уже через неделю все двери и души откроются для вас. Вам будут верить намного больше, чем пустословам из храмов. И вот тогда вы займетесь своей настоящей работой – обманом, совращением, соблазнением!

Ужас объял людей, когда в города пришли демоны, нагруженные большими мешками. Дьявол настоял, чтобы они явились в своем настоящем обличье – у людей не должно быть сомнений в том, кто их благодетель.
Демоны выкрикивали хриплыми голосами:
- Пришел ваш счастливый день! Наш великодушный Господин дарует своим любимым чадам волшебное лекарство! Вас замучили желудочные колики? Вы страдаете от грудной жабы, подагры, мигрени, золотухи, зубной боли? Стоит только проглотить этот порошок, как вы навсегда забудете о своих болезнях!

Сначала люди прятались по домам. Но, убедившись, что демоны не собираются нападать, они подошли поближе. Однако никто не был настолько безрассуден, чтобы взять то, что посланцы Ада именовали лекарством.
Вдруг послышался звон колокольчика. На улице появился фигура, закутанная в черный балахон. Горожане прижались к стенам домов:
- Смотрите, это прокаженный!

Черная фигура подошла к демону и протянула руку, на которой остались только два пальца:
- Я не боюсь Дьявола. Я уже ничего не боюсь. Дай мне свое снадобье. Если оно ускорит мою смерть, то тем лучше.
Прокаженный проглотил лекарство и застыл в полной тишине. Внезапно он вздрогнул и поднял руку.
На руке было пять пальцев!

Толпа изумленно охнула. Демон оскалился в некоем подобии улыбки:
- Ну, убедились?

Послышались крики и шум.
- Эй вы, дайте дорогу! – восклицал юноша, проталкивая через толпу коляску с неподвижным стариком. – Это мой отец! Он парализован уже пять лет. Я знаю, что он никогда не согласился бы принять помощь от Сатаны, но сейчас за него решаю я.

Юноша высыпал серебристый порошок в рот несчастного. Снова все замерли в нетерпеливом ожидании.
Спустя короткое время паралитик дернулся и привстал с коляски.
- Как ты посмел принять помощь у демона! – завопил он. И, поднявшись во весь рост, дал юноше звонкую пощечину:
- Ты мне не сын! Проклинаю и изгоняю тебя из дома!
Через мгновение люди яростно дрались за пакетики с лекарствами.

В тот же день священники начали обличать мерзкий умысел Дьявола.
- Можно ли представить, что извечный враг рода человеческого действительно пожелал сотворить добро? Знайте, что дьявольское снадобье не исцеляет, а заражает! Уже завтра на смену мнимому выздоровлению придут новые и ужасные страдания!

Люди расходились после службы в полном смятении. Но проходили дни и недели, а исцеленные чувствовали себя прекрасно и даже весело здоровались с демонами, которые не покидали улицы даже ночью.
Потому что именно ночью, дрожа и оглядываясь по сторонам, к ним пробирались священники всех храмов и вероучений.

И вот настал день, которого ждал Люцифер. Известный своим благочестием священник обратился к пастве:
- Я служу здесь много лет. Но никто не знает, как мучился я от ужасных лишаев и струпьев, покрывавших все мое тело. Я испробовал десятки средств, чтобы облегчить страдания, но увы – ничего не помогало. И вот вчера ночью я совершил малодушный поступок – взял лекарство, сотворенное в преисподней!

Толпа ахнула.

- И что же? Моя душа объята стыдом и раскаянием, но мое бедное тело никогда не чувствовало себя так хорошо. Я полностью излечился!
А потом священник сказал слова, немыслимые в его устах:
- Никто не может упрекнуть меня в твердости веры. Я был врагом Дьявола и его присных. И если сейчас я здоров, то вижу только одно объяснение: Дьявол не такое абсолютное зло, как мы полагали. И ему тоже не чужды добрые поступки!

Дьявол торжествовал. Все шло по плану!
Стена недоверия и страха окончательно рухнула. Даже самые недоверчивые и боязливые обращались к ухмыляющимся демонам. На улицах больше не было увечных, никто не вздыхал и не жаловался на немочи, глаза стариков сияли радостью.
Только знахари и лекари проклинали Вельзевула. Ведь они остались не у дел – со своими ужасными инструментами, тазиками для отворения крови, дурнопахнущими микстурами, бесполезными заговорами и нашептываниями.
Обличительные проповеди сменились рассуждениями о том, что душа Дьявола оказалась не такой черной, как думали прежде. Но все же было непонятно, почему он вдруг изменил свое изначально враждебное отношение к людям? Должна же быть какая-то веская причина?

- А почему бы не предположить, что ангел, когда-то низвергнутый с Небес, наконец осознал свою вину и пытается заслужить прощение?– сказал уважаемый богослов на одном из диспутов. – И, следовательно, его добрые поступки есть ни что иное как раскаяние за совершенные преступления.

Услышав такие речи, Дьявол нахмурился. Но потом произнес:
- Ладно , может, это и к лучшему. Пусть считают, что я раскаиваюсь. Чем позже они поймут свою ошибку, тем хуже для них.

А на храмовых службах царило праздничное ликование:
- Блудный сын решил вернуться в лоно Небес! – объявили проповедники. – Хвала Создателю, чье могущество преодолело зловредную природу Падшего! Это ясный знак и последнее предупреждение грешникам: одумайтесь и раскайтесь, как раскаялся ваш Покровитель, убоявшийся Небесного Гнева!
Так вознесем же, братья, благодарную молитву Тому, кто принудил Люцифера избавить нас от чумы, оспы, холеры и прочих моровых язв!

Дьявол был в бешенстве. Его великолепный план разваливался на глазах.
- Какая черная неблагодарность! Меня превратили в мелкого служку Небес, а мои собственные благодеяния приписываются Ему!
Слегка успокоившись, он добавил:
- Ладно, это не последняя попытка. Впереди вечность, время еще есть. А сейчас – я дал, я взял.

Проповедник восторженно поднял руки:
- Исполнилось пророчество! Небеса одержали победу на Дьяволом. Теперь бывший Покровитель Грешников и его демоны смиренно служат людям!...

Внезапно он замолчал. Его лицо исказилось страданием.
- Какой невыносимый зуд! – простонал он и начал яростно расчесывать тело под торжественным облачением.
- Я ничего не вижу! Я снова ослеп! – закричал человек в дальнем углу. Женщина билась на полу в падучей, сразу несколько прихожан начали кашлять и чихать, кто-то дико завыл – его поразила жуткая зубная боль.
Люди выбежали вон их храма и устремились к демонам. Но адские создания исчезли – вместе с чудодейственными лекарствами.

Так, благодаря Божественному Провидению люди были избавлены от страшной опасности, а черные замыслы Дьявола вновь потерпели неудачу.


Рецензии