Глава 3. Ода лесфаку, начало

СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ - Часть 1

    Факультет лесного хозяйства в Казахском сельхозинституте был образован в конце сороковых годов прошлого столетия на очень высоком уровне поистине высшего и универсального образования.
     К 1956 году факультет имел отлично организованные производственные учебные базы, как в равнинных лесах (Сандыктавский лесхоз), так и в горных (Талгарский лесхоз). Преподавательский состав факультета был сформирован из выдающихся учёных, когда-то репрессированных и сосланных  в Казахстан за «неправильные» взгляды, поддержку генетики и несогласие с взглядами на растениеводство академика Трофима Лысенко.
   В конце августа на первый курс лесфака было зачислено 75 человек и образовано три группы.  В первой группе в основном собрались городские, а во второй и третьей – приезжие из других республик и сельской местности Казахстана – небольших городов и сёл...
Все мы были дети военного времени, знакомые с голодом, холодом, плохо одетые и привыкшие к труду. Ребята составляли 70%, девчата – 30%, национальный состав был очень пёстрый, но все мы были советскими комсомольцами и считали друг друга русскими.
    Первого сентября на общем собрании курса в аудитории наш декан Бесчётнов П.П. объявил о распределении на группы и назначенных старостах в каждой группе. Главным над всеми назначили Алумтая Адилева, который стал студентом после армии и его тут же прозвали дедом. Кроме того, декан объявил нам, что занятия в институте переносятся на 1 месяц, а с завтрашнего дня весь курс отправляется в табаксовхоз, на помощь сельскому хозяйству в уборке табака и мы должны явиться на пункт собора с «матрасовками», постельным бельём и необходимыми туалетными принадлежностями в расчёте на 1 месяц работы на территории совхоза. Декан добавил, что это очень хорошо и позволит нам познакомиться и сплотить коллектив курса, которому предстоит учиться и работать вместе 5 лет.
     Декан был прав, ничто не сплачивает лучше, чем совместный физический труд, к которому мы все были готовы и рады, что период учёбы оттягивается, особенно после школы и подготовки к вступительным экзаменам.
     Человек 10-15 городских студентов принесли медицинские справки на освобождение от работы на табаке, ну а все остальные новоиспечённые студенты собрались около института и на 3-х грузовых машинах отправились в совхоз, расположенный в 50 км. от города. Нас поселили в двух длинных сараях, предназначенных для сушки табачных листьев, мы «набили» свои «матрасовки» и наволочки свежим сеном и распределились на земле вдоль стен сараев ровными рядами. Сарай с ребятами находился в 20 метрах от нашего – девчачьего и там под крышей уже висели гирлянды с большими листьями высокосортного табака для просушки на чистом воздухе.
     Я называю студентов первого курса мальчишками и девчонками не только из-за возраста, но и потому, что мы все были настоящими детьми, не ведающими сексуальной жизни, многие девчонки и мальчишки даже ещё не разу не целовались, не умели танцевать и не представляли, что можно вступать в сексуальные отношения до свадьбы... И тут, в совхозе, освободившиеся от присмотра родителей и школы, буквально в первый же вечер все побежали на танцплощадку на центральной усадьбе совхоза. В женском сарае осталась только я и ещё одна девочка из нашей группы – Зауре Уракпаева. В то время девочки со средним образованием, часто называли своё имя не по метрикам, а изменяли на более благозвучное с собственной точки зрения. Так и моя новая подруга назвалась Зоей. На уровне интуиции мы почувствовали родство душ и подружились сразу и навсегда. Зоя была совершенно очаровательной девушкой небольшого роста с чёрными глазами, чёрной косой и точёной фигуркой, которую сравнивали со статуэткой. Она жила в неблагоустроенной квартире в трёх кварталах от нашего института с мамой, отчимом и младшей сестрёнкой. В отличие от других девочек - студенток из Алма – Аты, Зоя, как и я, была совершенно лишена желания нравиться сильному полу и умела трудиться и работать по дому с детских лет. Её старшая сестра к этому времени уже была замужем, окончила Вуз и работала секретарём в Союзе Писателей Казахстана, а все школьные годы Зое пришлось заботиться о младшей сестрёнке и буквально выносить её на своих маленьких ручках. Разница в возрасте между Зоей и её сестрёнкой Милей составляла 9 лет, поэтому Зоя для Мили была второй мамой, их отец погиб сразу после войны, а мама работала поваром в ресторане на 1.5 ставки.

        Наша работа на плантациях табака  начиналась с раннего утра на ломке листьев, днём на жаре и солнце ломать листья было невозможно, в связи с дурманящим запахом табака. Днём, после завтрака, мы усаживались вокруг куч сложенной листвы и с помощью огромных (60см.) игл нанизывали листья но прочные шнуры длиной 3-4м. – это и были гирлянды, висящие в сарае мальчишек, которые мы вечером сдавали по весу приёмщику нашей работы из совхоза, строго следящего за выполнением нормы выработки. За начисленные нам трудодни нас бесплатно кормили в совхозной столовой 3 раза в день. Работа оказалась очень тяжелой, а нормы выработки очень высокими и вскоре наши студенты были вынуждены отказаться от танцев и вечерних прогулок... Девочки в основном сидели на нанизывании листьев на шнуры, а ребята подносили нам листья и загружали готовые гирлянды на носилки, относили их на приёмный пункт, где носилки взвешивались, вес заносился в табель. После этого ребятам надлежало развесить гирлянды с листьями под крышей своего сарая. Вес носилок достигал 50-60 кг. и наши умные студенты догадались как обмануть весовщика: сначала на дно носилок они помещали кирпичи, но вес кирпича давал незначительный привес к листьям табака и ребята придумали усаживать на носилки одного из группы и обматывать его нашими гирляндами листьев. Куча листьев на носилках выглядела совершенно натурально, и весовщик долго не мог заподозрить подвоха, пока наши мальчишки не обнаглели и усадили на носилки тяжелого студента. Вес превысил 100 кг, и весовщик возмутился и столкнул кучу листьев с весов, а наш студент скатился в арык... Инцидент кое-как замяли, но после этого случая перед взвешиванием носилок весовщик протыкал листья иглой и пришлось работать честно... По окончании работы руководство совхоза сказало, что мы ничего не заработали, и даже остались должны за еду....

      Довольно уставший, но очень довольный и сдружившийся, с 1 октября наш первый курс приступил к учебному процессу. Лесохозяйственный факультет по количеству предметов и дисциплин переплюнул, вероятно, все вузы СССР и даже Политехнический институт. На первом курсе помимо Высшей математики, Химии, Физики, Ботаники, Иностранного языка, Философии, Политэкономии, Научного Коммунизма, за которые мы получали оценки на экзаменах мы изучали Геодезию, Начертательную геометрию, Техническую механику, Строительное дело, Геологию и ещё много чего за что отчитывались зачётами. Была конечно и физкультура и военное дело у ребят.  После сессии и экзаменов после первого курса у нас была практика с «выездом» на природу по геологии – в горы, по геодезии – на предгорье и по строительному делу – на стройку.
     Учиться мне было очень легко и интересно, я всегда шла на экзамены в первых рядах, буквально первой, чем очень удивляла, особенно ребят и никогда не пользовалась ни шпаргалками, ни билетами, понимая, что высшую математику и др. нельзя выучить, не зная и не понимая арифметики, физики, химии из школьной программы. Общий труд на практических занятиях продолжал сплачивать наш курс, но около 10 человек после первого курса отсеялись, не выдержав нагрузки, как умственной, так и физической. Через 5 лет наш факультет окончили 64 человека.

    Весной 1957 г. в течение мая и июня наш курс выезжал на практические занятия по строительному делу, по геодезии и геологии. Доцент Н.Баяндин - ученик Академика К.Сатпаева, преподававший геологию, вывез наш курс в горы, в урочище Чимбулак, выше недавно построенного катка «Медео». Нас довезли до кордона «Горельник», где мы разбили палаточный лагерь, и обустроились. Продуктами для приготовления пищи каждый студент должен был сам себя обеспечить, как и постельными принадлежностями и чашками – ложками... Одновременно с геологией, мы проходили практические занятия по ботанике, собирали гербарии травянистого разнотравья с целью определения видов растений по определителям в летний период и сдачи курсовой работы уже на втором курсе. Кроме того помогали лесхозу в дополнении лесных культур Тяньшанской ели под меч Колесова на площадках по крутым горным склонам.
     К этому времени в нашем студенческом коллективе уже появились пары из девочек и мальчиков, испытывающие взаимную симпатию и вечерами отправляющиеся «дружить». В то время не было понятия гражданского брака и моды на сексуальные отношения до брака, а преподаватели строго следили, чтоб прогулки в горах не затягивались до позднА...
     В каждой группе среди девчонок тоже сформировались «подгрупки» - с кем селиться в палатке, за период учёбы я сдружилась не только с Зоей, но и с тремя городскими девочками – Галей, Раей и Аллой, которых много фотографировала и часто приглашала к себе домой, где мы иногда вместе готовились к экзаменам. Алла отличалась сексапильностью, у неё был поклонник – Владимир, избалованный вниманием многих девочек с курса, сын Профессора КазГУ и «шалопай». У Раи был друг в городе, студент института физкультуры, страстно в неё влюблённый. А я, Зоя и Галя абсолютно не интересовали никого из ребят, вероятно потому, что и сами не обладали этим желанием «дружить» или ещё не доросли до этого...

     Практика по геодезии проходила на равнине, в предгорьях, где мы установили две огромные (солдатские) палатки – для студентов разного пола. Каждой группе дали задание произвести горизонтальную и вертикальную съёмку определённой территории, замкнуть полигон, привязать к координатам и вычертить план на планшете на листе ватмана...
На курсе уже сложились группы студентов, поставивших себе определённую цель. У нас была группа отличников, которую обозвали профессорско-преподавательский состав, была группа охотников, артистов, и часть «неопределившихся» - в которую входили такие, как я.
     Конечно, среди студентов были, как теперь бы сказали свои «Секс-символы», «поэты», вполне приличные певцы под собственную гитару, многие ребята уже курили и даже пробовали «травку», благо и на табачной плантации и на наших практических занятиях в горах и степи была такая возможность... Но дисциплина на факультете поддерживалась преподавателями, кураторами групп, а в общежитии ещё и старостой "дедом", который даже отбирал стипендию у любителей выпить пивка...
    В институте с целью развлечения студентов проводились вечера, диспуты, (О дружбе и Любви и т.п.) процветала самодеятельность, а «поэты» имели возможность публиковаться в Стенгазете. Я не растерялась и сочинила гимн лесников, который мы иногда распевали:
«Мы – лесники и дух наш молод
Наш лес – богатство всей земли!
Вздымайся выше наш бор сосновый,
Еловый лес расти, расти, расти...
Мы – лесники! И нам в пустыне
Леса густые насаждать!
Нас по прирОсту древесины,
Американцам не догнать!»
Там были ещё слова про полезащитное лесоразведение, но в памяти не задержались...
    Н.Баяндин  сумел заразить своих студентов любовью к горам и значительная часть нашего курса в выходные дни отправлялись в походы. Моя подруга Зоя – дочь степей, хотя горы тоже полюбила, но в походах не участвовала, работая по дому и помогая своей матери воспитывать младшую сестрёнку.

     После окончания первого курса наш факультет покинули не только добровольцы, разочарованные в учёбе и перспективах будущей непрестижной работы, но и отстающие в учёбе и пропускающие занятия без уважительных причин. Был отчислен и Владимир, поклонник нашей Аллы, ему не помогли даже родственные связи...
    Остальные студенты очень старались в учёбе, не только стремясь приобрести знания, но и получить стипендию, на которую большая часть наших студентов просто жила и питалась. Приезжие – из общежития даже были вынуждены подрабатывать вечерами, разгружая вагоны. Зоя, проживающая в городе в 3-х кварталах от института во время случайных «окон» приглашала друзей к себе домой и угощала всех чаем с баурсаками, до сих пор многие вспоминают её маленькие ручки быстро замешивающие тесто и подающие к столу ароматные баурсаки или лепёшки...

    На летние каникулы после первого и второго курса нас отправили на хлебоуборку в Акмолинскую область.
    После освоения целинных и залежных земель в Казахстане в это годы был собран огромный урожай пшеницы твёрдых сортов, техника на токах была в те годы примитивная, погрузку зерна на машины мы осуществляли в основном вручную, с помощью специальных глубоких совков. До Акмолинска нас довезли по железной дороге в товарных вагонах, где разделили коллектив студентов на три бригады, а к месту работы на полевой стан каждая бригада отправилась уже на грузовых машинах. До начала хлебоуборки мы работали на сенокосе, водружая душистое сено на машины. В задачу девушек входил сбор сухого сена в «копёшки» с помощью граблей, а потом наши ребята подбирали их на вилы и подавали на грузовик. Мне очень понравилась работа ребят, я попробовала и вскоре  с успехом научилась собирать с поля большой «навилиник» поднимать его над головой.
    Бескрайние просторы ковыльных степей и полей с золотой пшеницей в эстетическом плане производили не меньшее впечатление, чем наши горы. Ещё тогда я поняла любовь казахов к степям и пустыням, когда горы не загораживают небо, а волнующийся под ветром серебристый ковыль похож на море... Свобода!!!
    Когда началась хлебоуборка, нас перевезли на ток, где для студентов или других рабочих был оборудован полевой стан с кухней, длинным столом под навесом, где кормили рабочих, и времянкой барачного типа с «палатями» для спанья работников. По привычке мы разложили на деревянных навесах – «палатях» свои матрасовки, набитые сеном и пошли трудиться.
    Работа на току была тяжёлой и продолжалась круглосуточно в три смены.  Мы по очереди работали то в дневную, то в ночную смену. Ни о каком отдыхе, выходных и развлечениях не могло быть и речи, не зря хлебоуборка приравнивается к битве за урожай. Мы,дети Войны, познавшие на себе голод и нехватку хлеба, с трепетом относились к зёрнам пшеницы и очень любили их жевать. Сидя около куч с зерном в ожидании машин для погрузки, мы набирали зёрнышки в ладонь и забрасывали их в рот по одному. Получалась жвачка, не хуже современных жевательных резинок! Однажды моя подруга Зоя чуть было не бросила себе в рот клеща. Клещи сопровождали нас, как и вши... Уж не знаю, когда в мой затылок под волосы присосался один из клещей, его обнаружили подруги, которым я пожаловалась на болячку в голове и шишки на шее. Они буквально завизжали и оторвали клеща величиной уже с маленькую вишню... До сего времени в затылке под моими седыми волосами сохранились «шишки», которые мне подарил тот клещ...
    Наши спальные места иногда занимали шофёры машин и рабочие по разгрузке зерна на элеваторе, которые валились отдохнуть на наших "палатях" пока  мы трудились на току, особенно в ночную смену. А мы, измученные физическим трудом, возвращались на отдых часто падали на свои мешки, не раздеваясь и не проверяя, кто там до нас лежал... И вот однажды наша красавица Галя с длинными чёрными волосами, за которые у нас её называли Дикая Бара, по имени героини фильма, сказала, что похоже нас заразили вшами, уж больно голова чешется. Все мы во время военного детства сталкивались с проблемой педикулёза, и Галя тоже была не исключением. Она попросила бригадира купить специальный гребешок и при первом же прочёсывании её волос на газету посыпались жирные битюги... Постель Галины находилась с краю, рядом с входом и ей досталось наибольшее количество насекомых. К счастью,  вши не успели размножиться, и мы вовремя приняли меры, отгородив свои постели пологом и сматывая свою постель в тугие «колбасы» после сна.
    Через 7-10 дней нас возили в баню на центральную усадьбу совхоза, а однажды руководство райком комсомола решил порадовать  работников выступлением сельской школьной самодеятельности, как когда-то во время войны перед солдатами и в госпиталях... Нам стало жалко школьников, которые очень старались, пели и танцевали и мы "отмучились" на «концерте» с пол часа и даже наградили детей аплодисментами, а один наш нахал –  из «артистов» незаметно сбегал на поле и нарвал веник из сорняков и вручил его солистке со словами: «Разрешите подарить Вам скромный букет полевых цветов»...
    Запомнился случай с жаворонком, за которым высоко, в голубом небе, гонялся сокол, а птичка буквально камнем упала на землю и забралась ко мне под ногу. Мы сидели на краю тока, «на завалинке» и боялись пошевелиться, чтоб не спугнуть птичку с вытаращенными от ужаса глазами и раскрытым клювом. Сокол покружил над нашей группой, и улетел, а жаворонок выпорхнул из под моей ноги и «чирикнул», поблагодарив за спасение...

   Благодаря нашей ударной работе совхоз закончил уборку урожая к 25 августа и наши три бригады были собраны на центральной усадьбе, где мы получили не только благодарность от руководства совхоза, но довольно большую зарплату по трудодням. Мы все были горды и счастливы, но тут секретарь обкома комсомола добавил, что он согласовал с деканатом факультета, что наша «командировка» будет продолжена на 15-20 дней для помощи  соседнему отстающему совхозу в хлебоуборке.
    Мы все были буквально в шоке, но наш бригадир Виталий К. – секретарь комсомола нашего курса сказал, что надо бежать! Ребята договорились с водителями грузовиков на которых они ездили сдавать зерно на элеватор и они довезли нас до железнодорожной станции. Благодаря довольно высокому заработку мы почти все купили билеты в купированные вагоны и расселились по купе. Многие из нас первый раз в жизни попали в такие комфортные условия, особенно после нашей «спальной комнаты» в совхозе и ночёвок на практике в палатках. Вскоре купе стал обходить наш Виталька с бутылкой шампанского, приобретённой в вагоне-ресторане, мы высыпали в коридор с гранёными стаканами  и выпили по глоточку шампанского за свой благополучный побег из мест «заключения»....
    Нас охватила настоящая эйфория и восторг, мы смеялись, чокаясь своими стаканами, а в горле пощипывали пузырьки шампанского... Проходящий мимо пожилой мужчина покачал головой, неодобрительно взглянув в нашу сторону, и пробурчал: «Далеко пойдёте, девочки!»... Вот такие были в то время моральные устои...
    
    1 сентября мы с некоторым опасением предстали перед нашим деканом и неожиданно вместо выговора получили одобрение. Наш ПП, (так мы звали декана Петра Поликарповича), сказал, что главной задачей студентов является хорошая учёба, получение необходимой квалификации, чтоб в дальнейшем на трудовом фронте не уронить честь нашего лесфака.

    На иллюстрации к моему рассказу, пребывание студентов на сельхозработах в 1957году - мои подруги Рая, Зоя, Галя и студент из второй группы Борис А.


Рецензии
Маргарита, за что Вы брались, всё у Вас ладилось и спорилось, здОрово! Теперешние студенты так уже не умеют работать... Р.Р.

Роман Рассветов   14.03.2018 00:24     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, уважаемый Роберт! вы меня избаловали и я отложила свои слова благодарности, чтоб написать заметку перед ваборами в России

Маргарита Вышенская   16.03.2018 10:07   Заявить о нарушении
И правильно сделали! Р.

Роман Рассветов   16.03.2018 13:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.