Джон Ньютон об избрании и стойкости святых

О ДОКТРИНЕ ИЗБРАНИЯ И ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ СТОЙКОСТИ
Джон Ньютон
http://www.todaysprophecy.com/The&.pdf

Уважаемый господин,
Ваше письмо содержит христианский дух, хотя Вы и говорите, что Вы не кальвинист. Я должен был бы по-прежнему ограничивать себя описанием великих истин, в которых мы согласны, если бы Вы сами не пригласили меня коснуться моментов, в которых мы различны.Если бы Вы были настойчивы в этом чувстве, я не думаю, что моим долгом было бы обсуждать это с Вами, и мы могли бы остаться каждый при своем и утверждать это как победу истины. Но поскольку Вы сами откровенно спрашиваете меня, и желаете сформировать свое мнение в согласии со Словом Божиим, без влияния со стороны авторитетов, имен и партий, я охотно использую случай принять ваше предложение. Вы говорите, что если Вы и не настроены против доктрин избрания и стойкости святых, то Вам кажется, что они сопряжены с такими трудностями, что вы пока не можете искренне и в полной мере согласиться с ними. Пусть же Господь, Дух Святой, Чьим делом является наставлять Божьих людей на всякую истину, будет вести мое перо и сопровождать все, что я буду писать с Его благословения. Не в моем намерении доказать и проиллюстрировать эти доктрины в целом или столкнуться с различными возражениями, которые выдвигаются по отношению к ним. На этот счет было сделано уже так много, что я могу лишь повторить то, что уже было сказано, чтобы другие могли лучше воспользоваться этим. Также для меня необходимо отослать Вас к книгам, которые явно написаны на эту тему. В этом дружеском письме я не буду стремиться к точности в споре, но только предложу несколько легких советов, таким же образом, как если бы я имел возможность лично беседовать с Вами.
Позвольте мне напомнить Вам, в первую очередь, такое важное изречение, которое решительно выступает за определенную доктрину в этом вопросе: "не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба" (Иоан.3.27). Если Вы хотите присоединиться к моему мнению только ради меня, Вам будет от этого мало пользы. Один Господь может дать нам истинное, жизненно важное знание Своей правды, утешительное и полезное. Мы можем поднатореть в понятиях, стать мастерами в системах и учениях, чтобы иметь возможность утверждать и отстаивать наши гипотезы благодаря своим природным способностям, но мы должны понять, что все, что мы говорим и о чем заявляем, не идет дальше духовного восприятия, производимого в наших сердцах силою Святого Духа. Нашим делом не являются поэтому шумные дебаты, но смиренное ожидание от Бога в молитве и внимательном чтении Его святого Слова, от которых мы должны ожидать удовлетворяющего, опытного и утешительного знания истины Христовой. Я убежден, что Вы ищете именно так; если это так, я уверен, что Вы не ищете напрасно. Господь учит действенно, хотя по большей части постепенно. Путь праведника сравним со светом, который очень слаб на рассвете, но светлеет все более и более до полного дня. Если Вы искренне стремитесь ко Господу в молитве, Вы, конечно, пользуетесь назначенными Им средствами, а также ищете Его в Писании. Позвольте же мне предложить Вам следующие советы, если Вы читаете, сопоставляя духовное с духовным. Во-первых, не слишком напирайте на несколько отдельных текстов, но ищите тот смысл, который наиболее вытекает из всего Писания. Непогрешимое Слово Божие несомненно должно соответствовать самому себе; если оно не кажется таковым нам, его кажущаяся неясность и противоречивость должна быть отнесена лишь к темноте и невежеству наших умов. Как многие замки от различных залов и комнат могут открываться с легкостью одним ключом, так есть определенное и полное представление о библейской истине в целом, которое раскрывает трудные места, разрешает возражения и с радостью свидетельствует, примиряет и согласует многие тексты, которые без этого ключа кажутся противоречащими друг другу. Если Вы получаете этот ключ, то можете быть уверены, что обретете правильный смысл.
Опять же, Вы хорошо сообразуетесь с опытом, с которым Вы идете. Ибо хотя Вы не должны зависеть прежде всего от опыта, который сам должен быть подвергнут проверке Словом, но это хорошая помощь. Вы должны наиболее тщательно рассмотреть, что происходит в Вас и вокруг Вас, чтобы наилучшим образом ответить на вопрос об отношениях Бога с Вами и с другими людьми.
Далее, когда Вы сможете (а я думаю, так будет, если Вы уже этого не сделали) взглянуть на кальвинистскую доктрину в более выгодном для нее свете, не бойтесь воспринять ее, из-за того что у Вас, возможно, есть некие возражения, которые за отсутствием полного владения ключом, о котором я сказал, Вы не можете прояснить, но рассмотрите, если чувствуете себя в силах, серьезные возражения против другой стороны. Мы бедные и слабые существа, и должны быть готовы к трудностям и к тому, что не все откроется сразу, но скорее нам следует искать тот Свет, что может укреплять и насыщать наши души.
И, наконец, сравните склонности различных мнений. Это отличное правило, если применять его достаточно серьезно. Все, что от Бога, имеет истинную тенденцию усвоить Ему всю славу, исключить всякое хвастовство твари, содействовать любви и практике святости и увеличивать нашу зависимость от Его благодати и верности. У кальвинистов нет никаких оснований бояться угроз своему делу в этом отношении по существу; несмотря на несправедливые искажения, которым часто подвергаются их принципы, и их ложное перетолкование отдельными людьми, сами эти принципы имеют именно такие неизбежные следствия.
Но я должен проверить и сам себя, и я не закончу это письмо, не убедившись, что я правильно его начал. Вы возражаете против доктрины избрания. Вы согласны со мной, что Писание говорит о ней в очень сильных и точных формулировках, в частности, у св. Павла. Я встречался с некоторыми искренними, как я полагаю, людьми, которые говорили мне, что они не могут дочитать 9-ю главу Римлянам, но всегда оставляют ее, ибо их предрассудки в отношении избрания отвращают их от этой части Писания. Но почему же так, если не потому, что страшащая их доктрина изложена здесь так ясно, что ее не обойти? Но Вы скажете, что некоторые писатели и проповедники попытались истолковать эти слова апостола проще, позволяя себе судить, как обычно в последнее время, из опыта. Я уверен, что Вы согласитесь с общей порочностью человеческой природы, но как мы можем объяснить обращение души к Богу, если признание избирающей благодати нас оскорбляет? Дело обращения должно где-то начинаться. Либо грешник сначала стремится к Господу, либо Господь Сам ищет грешника. Первое невозможно, если мы по природе мертвы по преступлениям и грехам и если бог века сего ослепил нам глаза и сохраняет владение нашими сердцами, и если наши плотские умы не только не склонны искать Бога, но исполнены вражды против Него. Позвольте мне обратиться с таким соображением. Я думаю, Вы сами знаете слишком хорошо, что можете сказать, что Вы не искали и не любили Господа первым; возможно, вы сознаете, что до некоего времени Вы даже сопротивлялись Его призывам, и должны были погибнуть, если бы Он не сделал Вас готовыми Своей властью и не спас  Вас вопреки Вам самим. По своему собственному опыту Вы не можете не признать, что Он начал дело с Вами, и так должно быть со всеми, кто призван Им, если весь род человеческий по своей природе враждебен Богу. Перейдем теперь от призвания к избранию. Мы уверены, что широкий путь, которым следует большинство людей, ведет в погибель. Почему Вы или я не на этом пути? Разве мы не могли остаться на нем до сих пор? Что сделало Вас отличными от Вас прежних? Или от других таких же людей? Благодать. Тогда эта благодать в силу самой своей природы должна быть отличительной благодатью или, другими словами, избирающей благодатью. Предположим теперь, что Бог должен был совершить это избрание или выбор только во время нашего призвания; это будет не только небиблейской идеей, но противной разуму и нашей идее Божественного совершенства, особенно Его всеведения и неизменности. Те, кто считают, что от природы в человеке есть какая-то сила, с помощью которой он может обратиться к Богу, могут бороться за условное избрание из предвидения веры и послушания, но мы не согласны с этим, ибо знаем, что Господь нашел нас в состоянии, совершенно не способном верить или подчиняться Ему, и Он был рад работать в нас только по Своему благоволению.
Что же касается окончательной стойкости, то независимо от наших доктринальных решений по ней все мы согласны, - и иначе все наше исповедание будет совершенно напрасным - что лишь претерпевший до конца спасется. Казалось бы, тот, кто верит в это и должным образом знает о своей слабости и о количестве и силе духовных врагов, а также о трудностях и опасностях, вытекающих из его положения в этом мире зла, будет по крайней мере желать иметь определенную гарантию, что его труды и ожидания не останутся напрасны. Неопределенность в этом вопросе огромного значения не имеет ничего общего с нашим постоянством в добрых делах, ибо наши собственные усилия слабы, а усердие частично и убого, и это должно безусловно огорчить нас, если мы не в состоянии правильно понять, как мы можем найти силы выстоять против мiра, плоти и дьявола, которые объединились против нас в мире сем. С этой точки зрения следует ожидать, что противники нашего учения, если они тщательно рассмотрят свое состояние и ситуацию, полагая, что они в состоянии доказать, что наш взгляд небиблейский и ложный, будут плакать над своей победой, ибо увидят, что чувства, столь достойные, чтобы поощрить и оживить нашу надежду, на самом деле ни на чем не основаны. 
Не следует удивляться, что это учение, которое воздает Господу славу Его имени и обеспечивает такое доброе утешение Его народу, подвергается такому перетолкованию и противостоянию в растленных сердцах людей. Однако кажется странным, что те, кто видят, что нуждаются в нем и не могут обрести утешения без него, боятся его и не хотят его обрести. Тем не менее многие дети света ходят во тьме на этот счет. Либо они поддаются чувствам тех, о ком думают, что они умнее их, либо натыкаются на водопады слов ученых, которые когда-то были сторонниками этой доктрины, но впали в недоумение, потому что они не могут правильно понять те места Писания, которые представляются им говорящими другим языком. Но с ростом света и знания эти трудности уменьшаются. Господь претендует на честь, и Он обещал, совершая наше спасение, что никакая сила не вырвет людей из Его рук и не отделит их от Его любви. Их стойкость в благодати, помимо того, что она отражает Божии обетования, может быть полностью доказана из неизменности Бога, заступничества Христа, союза, который существует между Ним и Его народом, и принципа духовной жизни, который Он вложил в сердца Его людей и который по своей природе связан с вечной жизнью, ибо благодать есть семя славы. У меня не хватит места привести здесь все, но к Вам относятся следующие аргументы, из которых следует непобедимость благодати: Лк.14.28-30, Фил.1.6, Евр.7.25, Рим.8.34-39, Иоан.14.19, 15.1-2, 4.14. По этим причинам, мой друг, Вы не можете бежать из убежища надежды, предоставленного Вам, чтобы, отдав свою душу Иисусу, вы могли возрадоваться Его спасению и сказать: если Христос является основанием, корнем, Главой и Супругом Своего народа, если Слово Бога да и аминь, а замыслы Его неизменны, если мы имеем Посредника и Первосвященника пред Его престолом, в то время как Святой Дух желает и может свидетельствовать нам об истинах Евангелия, если Бог умнее людей и сильнее, чем сатана, то верующие в Иисуса были, есть и будут в безопасности. Небо и земля прейдут, но обетования, клятва и Кровь, на которые полагается моя душа, дают мне безопасность, которая никогда не может потерпеть неудачу. 
Если доктрины избрания и стойкости представляются столь утешительными, то это потому, что они отрезают под корень все притязания на похвальбу и самодостаточность, если они действительно получены сердцем, и потому они возвеличивают Спасителя. Конечно, гордость - это пятно на всей славе человеческой, но нам не оставлено ничего пред славой Господа. Чем больше мы убеждаемся в нашей полной греховности и неспособности от первого до последнего, тем более дивным является нам Иисус. Не здоровые жаждут врача и исцеления, а больные. И здесь я не могу не видеть разницы между теми, кто не доверяет ничему в себе, но лишь свободной благодати, и теми, кто приписывает хотя бы немногое хорошему нраву и способностям человека. Мы еще ничего не сказали о верности Слову Божию в вопросе освящения. Мы признаем его значение, сияние и красоту, но мы не можем найти в нем ничего нашего, что возвещало бы имя Спасителя. Опыт людей, как представляется, говорит им о переменах, внесенных в них, и о том, что здесь многое зависит от нашей бдительности, к которой мы стремимся. Мы также были бы благодарны, если бы мы могли воспринять изменения, внесенные в нас силою благодати, и убедиться в них. Но когда наша надежда наиболее жива, она видит все несовершенство плодов благодати в наших сердцах и нашего восприятия Того, Кто для нас все во всем. Его Личность, Его любовь, Его страдания, Его заступничество, сострадание, полнота и верность - это восхитительные темы, которые не дают нам покоя, когда мы говорим о них. Как смягчаются наши сердца и глаза, когда мы чувствуем такую свободу! Для нас нет другой помощи в последние времена и не может быть никакой иной надежды никогда, если мы не с Ним. Если бы кто-либо мог сам способствовать своему спасению, то это было бы самое худшее, что он мог сделать. Кто-то думает, что он может сам оказать послушание и верность прежде работы Духа, но это не наш случай. Если кто-то так и считает, мы знаем, что мы находимся в состоянии  отчуждения от Бога. Нам нужна суверенная, неодолимая благодать, чтобы спастись, или мы навсегда останемся потеряны. Если кто-то признает за собой власть спастись, то мы должны признать, что мы беднее его. Мы не можем взирать как такой человек, мы не можем стремиться ко спасению как он, мы не устоим ни мига, если Христос не владеет нами, и мы считаем, что мы в конце концов погибнем, если Его верность не будет печься и удерживать нас. Но мы надеемся, что Он будет это делать не ради нашей праведности, но ради Своей славы и потому, что Он возлюбил нас вечной любовью, и был рад в любящей доброте обратить нас к Себе и потому мог найти нас, хотя мы не искали Его.
Можете ли Вы, милостивый государь, сделать вывод, что человек, который живет под влиянием таких чувств, будет продолжать грешить, чтобы изобиловала благодать? Нет, я думаю, Вы слишком хорошо знаете людей и их манеры, чтобы просто поверить клевете, распространяемой на нас. Это правда, что среди нас есть слишком много лживых и пустых номинальных верующих, но разве нет никого, кто придерживается противоположного образа мыслей и чувств? И я бы заметил, что извлекать возражения из падений кальвинистов совершенно нецелесообразно. Мы считаем, что никакие доктрины или таинства не могут сами по себе изменить сердца или сообщить благодать без действенной власти Всемогущего; и даже если то, о чем говорят, на самом деле окажется правдой, это не должно быть отнесено на счет нашей доктрины, а скорее будет доказательством и подтверждением ее. Мы признаем, что мы удобопреклонны к падению, и у нас есть причины стыдиться и удивляться, что на нас так слабо влияют такие высокие принципы, однако в целом наша совесть несет нам свидетельство, о котором мы надеемся, что мы можем возвещать его в Церкви без страха, что учение благодати противоречит учению благочестия.   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии