Питер Йенсен. Уверенность веры

УВЕРЕННОСТЬ ВЕРЫ
Питер Йенсен
http://www.opc.org/new_horizons/NH03/02b.html

Несомненно, у каждого христианского служителя были свою ключевые жизненные моменты. Для меня одним из таких моментов был разговор с юной студенткой, посещавшей мою церковь. Я сидел в переднем ряду церковных скамей и обсуждал с ней проблему ее сомнений. Пытаясь понять ее проблемы, я спросил о нескольких причинах сомнений, таких, как чудеса в Библии, невозможность спастись в других религиях или проблема страдания. Но на все это она ответила: «Нет!».
Ее сомнением было другое: примет ли ее Бог. Хотя она была христианкой, она была глубоко обеспокоена, может ли она быть принята Богом. Она была в отчаянии.   Я сам испытывал интеллектуальные сомнения, но вопрос о том, примет ли меня Бог, едва вмещался в мое сознание. Я понял, что есть люди с разными сомнениями. Вопросом целого периода в моей жизни было: «Где же истинный Бог?». Но ее вопрос был: «А где любящий Бог и кого Он любит?».  В своем опыте христианской жизни она сознавала свой грех, сознавала вину, она знала, что ей предстоит принять определенное решение. И она пребывала в сомнениях из-за своих стремлений стать лучше!
Множество людей находятся в точно такой же ситуации. Их совесть очень нежна и чувствительна, и потому их радость исчезает. Они чувствуют, что заблуждаются, считая себя христианами. Хотя они могут знать, что принадлежат Господу Иисусу, они беспокоятся, будут ли они приняты Им. Один христианский психолог сказал мне: «В своих проповедях вы, несомненно, утешаете страждущих. Но я хотел бы, чтобы Ваше утешение не исчезало дома в понедельник утром». По сути, многие наши люди действительно не перестают страдать.
Сегодня, через воздействие постмодерна, возникает новый акцент. Нельзя сказать, что исчезли интеллектуальные проблемы или же исчезли такие проблемы, как грех и вина. Но сегодняшние христиане чувствуют себя слабыми, уязвимыми и бесправными. Их вопрос не состоит в том, где истинный Бог, или даже где любящий Бог.  Они хотят знать, где живой Бог.
Я подозреваю, что эта проблема есть у многих верующих. Но я хотел бы отметить, что те служители Божьи и их жены, которые в наибольшей мере отдают себе отчет в слабости церкви, бессилии христиан, знают отчаяние, возникающее от того, что община приходит в упадок. И это к их сердцам обращен вопль: «Где живой Бог?». Есть служители небольших общин, в которых ничего не происходит, и они задают тот же вопрос. Такие люди просят Бога дать им некий опыт, который подтвердит их веру, даст им авторитет и смелость, позволит, как говорят некоторые, высвободить энергию Духа на весь мир.   

В поисках Божьих гарантий

На протяжении более чем века издаются книги, проходят конференции, призванные ответить, как, если следовать определенным правилам и принять определенные меры, наша слабость может стать силой. Мы оказались вовлечены в то, что я называю стремлением к достоверности.
Конечно, некоторые наблюдатели не согласны с моим взглядом на Церковь. Они испытывают надежды и оптимизм по поводу состояния христианства, и в качестве доказательств своего оптимизма приводят такие вещи, как обновление христианской музыки и мегаконференции. На мой взгляд, однако, - а я пытаюсь анализировать то, что происходит, - кажется, что многие озабочены не столько величием власти Божией, присутствующей сегодня в мире, а скорее стремлением к личной уверенности. То, что мы видим – это не огромный всплеск духовного возрождения во всем мире, но просто обновленная уверенность в том, что Бог любит лично меня, явленная в личном опыте. Люди со слабой верой ищут гарантированной уверенности в том, что Бог любит их, и тоскуют по мужеству и свободе, которую это принесет. Но там ли они ищут?
В XVII в. в Англии и среди большинства англоязычных христиан проводилось резкое различие между христианской верой и уверенностью. Считалось, что спасение верой – это только горчичное зерно Божия домостроительства. Но высказывалось также мнение, что между спасительной верой и уверенностью может быть разрыв во времени, возможно, в несколько лет. Именно отсюда следовало, что христианская жизнь в значительной мере есть переход от веры в Бога к уверенности в Его благости и принятии. Так для многих христианская жизнь стала стремлением к достоверности.
В действительности религия может быть доказана, лишь если она поддерживается Словом Божьим.  Человек может явить реальность веры и иметь уверенность до тех пор, пока он послушен Господу. Таким образом, переход от веры к уверенности совершается путем добрых дел, которые свидетельствуют о реальности данной религии. Эта идея параллельна – хотя и не тождественна – римо-католической вере в спасение по благодати Божией и через добрые дела человека. Интересно, что сегодня присутствует существенный интерес к католической благочестивой литературе, которая, как считается, может помочь людям перейти от веры к уверенности. При этом отбрасываются многие ее очевидные недостатки, но сердце католического благочестия остается. В частности, есть интерес к различным методам, которые люди могли бы здесь использовать.  Один из них – это медитация, при которой человек, читая о жизни Иисуса, так сосредотачивается на Нем и Его страстях, что переходит к следующему этапу и высвобождает себя для различных добрых дел.
Этот вид христианской литературы привел к впечатляющему акценту на дела, акценту крайне законническому и обременительному. Но он не дает роста в понимании христианской веры. Напротив, это отказ от доктрин Реформации, которые очистили веру от таких вещей, и поставление человека лицом к лицу с законом Бога, во всей Его силе и мощи. Закон был разделен на крошечные элементы, чтобы люди могли непрестанно добавлять одно к другому. Почему же это понадобилось?
Ответ заключается в том, что любая система, которая включает человеческое повиновение как необходимый элемент, не сможет никого успокоить. Она может давать некоторую уверенность, но, поскольку в системе есть элементы, лучшие, чем она сама, более чувствительная совесть должна будет признать, что даже самые малые человеческие усилия опорочены грехом. Уверенность никогда не может быть получена путем таких усилий. Они приведут или к фарисейству, так что люди будут думать, что они вполне исполнили закон, или же к отчаянию, даже более глубокому, чем то, с которого все началось.
Я некогда был заинтересован, в связи с этим, прочитать  книгу Тома Смайлса, Эндрю Уокера и Найджела Райта под многообещающим заглавием «Харизматическое возрождение». Найджел Райт рассказывает, как в свои студенческие годы он оспаривал мнение тех, кто уже получил подобный опыт, и как он сам открыл дар языков. Райт замечает, что с ним произошло нечто очень серьезное: «Поразмыслив, я вижу, что этот опыт дал мне большую уверенность в спасении, чем в духовной власти». Я думаю, что он абсолютно прав. Харизматическое движение, о котором он говорит, является лишь одним из целого ряда возможных путей добиться уверенности. Райт заключает: «Я держусь того мнения, что опыт, который часто называют крещением Святым Духом, может быть должным образом понят в контексте доктрины уверенности. Это возгревание сердца, в момент которого его пронзает знание о своем спасении. Знание о том, что я не исключен из благодати Божией, но она обращена и ко мне, имело решающее значение и привело меня к профессии служителя по окончании университета».
Райт выявил то, что, видимо, происходит в жизни многих людей. Они могут сказать вам, что ищут возможности служить Христу, но основная проблема для них – это уверенность. Вместе с тем они хотят понять, в чем состоит должная уверенность. Опыт, ориентированный на ее обретение, сегодня таков:

1. Она понимается как уверенность пред Богом и мирскими властями.
2. Она достигается путем специальных приемов в молитве, дисциплине, встречах.
3. Она состоит в опыте прямого контакта с Богом, мечты, экстаза, выходящего за пределы языка, чуда, восторга, убеждающего человека, что живой Бог есть и что Он любит его.
4. Она подает примеры христианского лидерства через книги, видеофильмы, телепрограммы, а также посредством личного служения самого лидера.
5. Она приводит к мужеству, энтузиазму, личной любви ко Христу, послушанию, чтению Писания и молитве. Часто она приносит большие результаты в жизни человека, который стремится к опыту на основе уверенности.

Позвольте мне высказать ко всему этому некоторые богословские комментарии.
Во-первых, стремление к уверенности, как я понимаю, вполне законно. Христиане должны быть радостными, и их уверенность есть их сила в Боге.
Во-вторых, метод проистекает из реальности опыта. Мы можем стать более осознающими любовь Божью через христианский опыт. Например, ответы на молитвы, опыт братской любви, духовные взлеты и многое другое приходит достаточно часио, чтобы мы поняли, что мы можем испытать большое утешение от этого.
В-третьих, хотя сам поиск уверенности законен, необходимо предостеречь: опыт, ориентированный на уверенность, может отвлечь наше внимание от Христа к самим себе, к приемам гуру, к интроспекции.
В-четвертых, будет недооценкой человеческой греховности полагать, что мы можем обрести уверенность в Господе посредством приемов, которые исходят от нас. Всякий раз, когда ключевая роль отводится человеческим усилиям, ничего не получается. Вместе с тем, прилагая усилия, мы убеждаемся, что никогда не будем достаточно хорошими, и это ведет или к отчаянию, или к лицемерию.
После моего возрождения я читал книги Вочмана Ни и тому подобных авторов. Они сообщали мне, что посредством определенного метода я одержу победу над грехом. Я фактически искал своего рода «второго благословения». В течение трех лет я трудился и искал обещанной победы, но это не дало никаких результатов.
Проблема в том, что это учение недооценивает греховность греха. Кроме того, она странным образом принижает Божий суверенитет. Оно видит его в снах, даре языков и чудесах, но не видит его в обычных вещах, например, при изучении Библии. При этом оно проделывает в суверенитете Бога впечатляющие пробелы. Человек не понимает, что при всем своем духовном опыте он все еще далек от Бога. Все, что происходит с ним, фактически происходит не с ним. Поэтому он не может сказать, что Бог любит лично его.
Что из того, что многие люди получают благословения через такой опыт? Неужели мы должны отрицать это? Нет, я получил опыт «второго благословения». Но в конце концов Бог взял и доделал все за меня. В этом опыте есть жесткие черты, но есть и хорошие. Именно после этого «благословения» Господь позволил мне впервые привести человека к Нему. Есть многие, которые смогут засвидетельствовать, что они получили через подобный опыт духовное благословение в различных формах.
Недавнее «Торонтское благословение», как мне представляется, было нелепым. Я был опечален, что многие церкви последовали этой нелепице. Но что мы можем сделать с тем фактом, что многие получили благословение и здесь, что их духовная жизнь освежилась, что они стали больше читать Библии, больше молиться, больше свидетельствовать? Было бы глупо сказать, что этого не было. Но то же могут сказать и нехристиане о своих переживаниях. Это явления не только христианские, хотя бы они имели место и в христианском контексте. Несомненно, многие восприняли их как укрепление Божие в своей жизни. Когда вера укрепляется, конечно, это прекрасно. Но в целом мы должны прийти к выводу, что следствия этого учения - нездоровые и вредные, так же как и то, что я получил от авторов типа Вочмана Ни.   
Через несколько лет Торонтское благословение сменится на что-то другое. В 80-е было движение знамений и чудес, в 90-е – пророчество, с 1995 г. возникло Торонтское благословение. Причина заключается в том, что опыт, ориентированный на уверенность, в конечном счете не может никого удовлетворить. Это не тот путь, которым достигается истинная уверенность.

Истинная уверенность

Итак, где мы можем найти подлинную уверенность веры? В 1979 г. Билли Грэм дал интервью по телевидению в Сиднее. Интервьюер спросил: "Вы считаете, что вы собираетесь в рай после смерти?" Билли ответил: "Да". Это вызвало возмущение многих людей больше, чем все остальное. Большинство людей считают, что мы не можем сказать: да, мы собираемся на небеса. Они думают, что мы туда попадем в результате наших собственных добрых дел, но наш опыт говорит, что эти дела никогда не будут достаточно хороши.    Самое большее, что они готовы сказать, это: "Я надеюсь, что я собираюсь на небеса, когда я умру." Когда они услышали Билли Грэма, что он знает, что он идет на небо, когда он умрет, они были готовы поверить его словам потому, что он был советником президента, проповедовал миллионам людей и так далее. Иными словами, они думали, что он полон гордости. Но Билли Грэм говорил о том, что основано на Слове Божием, о том, что оно учит о спасении от греха через веру в Иисуса Христа.
Вот уверенность. Она основана не на наших словах, но на слове Евангелия, которое обращено к нам и убедительно говорит о том, что сделал Иисус.
Такая уверенность предполагает благодать Божию. С другой стороны, внутри нас есть опыт уверенности, будь то нравственный успех, «второе благословение» или иной путь духовности. Так или иначе, некие события, происшедшие с нами, и основанная на них уверенность используются в качестве почвы для вывода, что Бог возлюбил нас. Но Слово Божие предполагает нашу полную неспособность, нашу общую порочность. Библия подчеркивает приговор Божий, что мы полностью пали и не угождаем Ему. Только когда мы полностью осознаем отсутствие у нас каких-либо возможностей угодить Богу, мы как христиане обретаем подлинную уверенность, прилепляясь ко Кресту. Евангелие Господа Иисуса Христа говорит о том, что основанием нашей уверенности может быть только оправдание.
В Рим.5.1 Павел пишет, что «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». Вера в Иисуса Христа дает нам доступ к этой благодати, на которой мы ныне стоим. Мы не стоим на опыте, который мы когда-либо имели, не стоим на прогрессе, которого мы добились,   не стоим на наших успехах в борьбе с грехом, но стоим на благодати Господа нашего Иисуса Христа, которой Он оправдывает нас.
При этом, мы несмотря на тяжелые обстоятельства, «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда,
а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5.3-5). Это обычно читают, так что Бог излил в наши сердца любовь, то есть способность любить других, но это не так.  В этом тексте говорится, что есть  служение Святого Духа в наших сердцах, которое убеждает нас в любви Бога к нам.
 Я думаю, что многие переводы неверны, после этого стиха начиная новый абзац. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (ст.6-8). Основание нашей уверенности – это благодать Божия, явленная в любви Христа и Его смерти за нас на Кресте. Эта уверенность для слабых, глупых, беспомощных, ни на что не способных грешников – подлинно христианская уверенность, ибо она опирается не на нас, но на великую силу Божью. Христианская уверенность вновь и вновь возвращается ко Кресту Христову. Верующие никогда не отойдут от Креста, они всегда возвращаются к нему и так занимают свою позицию.
Когда мы получаем эту уверенность в любви Божией через Крест Христов, не основанную на чем-либо нашем, но на том, что Бог сделал для нас во Христе, мы понимаем все как есть и можем довериться всевластию нашего Отца.
И мы знаем, «что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.  Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8.28-30).
Мы, что принадлежим Господу Иисусу, имеем служение Святого Духа в наших сердцах, вновь и вновь возвращающее нас ко Кресту, уверены в любви Бога к нам. Мы можем сказать, что все доброе и дурное, все ответы на молитвы и все глубокие страдания – все делается для нашего блага. Но мы должны понимать и само слово «благо». Благо для нас – это стать подобными Иисусу. Те, кто прибегают ко Кресту, имеют такой взгляд на суверенитет Бога, что знают: даже страдание служит нам. К сожалению, вера, основанная на опыте, никогда не будет обладать достаточной прочностью, чтобы справиться с этим. Она всегда будет искать следующего опыта, чтобы обновить и оживить себя. Но вера, основанная на Кресте, никогда не устает, ибо Крест не изменяется. Такая уверенность основана не на нашей способности и не на нашем опыте, а просто на том, что Бог уже сделал для нас и что Он делает в нас сейчас.
Павел спрашивает: что отлучит нас от любви Христовой (Рим.8.35)? Он отвечает: «мы более чем победители через Него, Кто возлюбил нас» (Рим.8.37 KJV). Мы часто искажаем этот стих. Под влиянием современной церкви люди говорят: мы больше чем победители, ибо Он любит нас. Поэтому они хотят знать, что Бог любит их, несмотря ни на что.
Почему Павел использует прошедшее время? Потому что он никогда не отходит от Креста. Конечно, он знает постоянную, никогда не прекращающуюся любовь Бога. Но он понимает, что если он хочет быть уверен, он должен вернуться ко Кресту. Именно на основании Креста он пишет: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:
за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.
Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8.35-39).
Вера изумительна! Вера прекрасна, и не сама по себе, но потому, что это вера в Иисуса. Она приводит нас в общение с Ним.
Как я помог студентке, что обратилась ко мне с сомнениями? Я мог бы сказать ей: «Вы неправы, что считаете себя тяжкой грешницей. Те грехи, которые столь весомы для Вашей совести, не слишком велики, чтобы разгневать Бога». Но такой совет был бы вовсе не полезен.
Или я мог бы сказать ей: «Я рад говорить с Вами об этом, ибо имел точно такую же проблему, будучи подростком. И я обнаружил, что молясь за особое благословение Духа Святого вместе с полным покаянием и абсолютной верой, я нахожу в себе побеждающую жизнь». Она могла бы тоже искать подобный опыт и, возможно, обрести его на какое-то время.
Но я сказал ей следующее: «Ваша совесть говорит Вам правду, когда указывает на Ваш грех. Но она не говорит Вам всю правду. Если бы Вы знали, как смотрит на Вас Бог, Вы бы действительно ужаснулись. Да, Вы грешный человек, и единственная надежда для Вас – это благодать Божья, явленная в Кресте Христовом. Именно там Вы найдете покой».
Где живой Бог? Именно там, где Он всегда был: в Евангелии. Современная церковь, похоже, утратила веру в Евангелие. Она считает, что мы можем начать с Евангелия и потом перейти к чему-то другому. Но живой Бог – в Евангелии. Мы можем лишь прибегать ко Кресту и возвещать Евангелие о любви Бога в Иисусе Христе, Который умер на Кресте. Мы будем проповедовать это Евангелие со всеми его выводами, не умалчивать о грехе и греховности, но также и возвеличивать Спасителя. И если мы это сделаем, наш народ будет каждый день радоваться жизни Божией, которая есть наш Господь Иисус Христос.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии