Передавайте за проезд

Женщина, передавайте за проезд!
Дочка, я – инвалид, посмотри.
Лидия Васильевна достала из кармана старой, изношенной курточки потертое инвалидное удостоверение и протянула его билетерше.
- Вы что все, читать не умеете? Не больше трех инвалидов в маршрутке! Или платите, или выходите!
- Что ж ты, дочка, думаешь, никогда старенькой не будешь?
Пенсионерка достала из кошелька мелочь и высыпала ее в руку кондукторши. Спокойно доехав до своего дома, она достала трость и вышла из маршрутки.
Лицо Лидии Васильевны было в морщинах, каждая из которых указывала на трудности в жизни, пережитые старушкой. Инвалидом женщина была еще с рождения. За ее плечами находился горб, который она несла все эти года.
Быть может, поэтому у нее не было ни мужа, ни детей. Она одна возвращалась в квартиру и смотрела фильмы. Из близких у нее был кот, который жил с ней лет десять и сын соседки. Мальчик часто захаживал к старушке на чай или мамаша, которая постоянно находилась в поисках мужа, оставляла его с Лидией Васильевной, пока сама ходила на свидания.
Парнишке было лет десять. Бывало, они с пенсионеркой читали книжки: Гоголя, Чехова, Джека Лондона. Сама-то старушка всю свою жизнь проработала в Ленинской библиотеке, поэтому книги были смыслом ее жизни. Сидели они с мальчиком, звали его Вова, и просто пили чай с карамельками, такими сладкими, какие любил парнишка. Лидия Васильевна каждую неделю покупала большой пакет вкусных конфет для Вовы. За разговорами и конфетами время проносилось незаметно для обоих. Наверное, из-за того, что у женщины не было собственных детей, она так заботилась о соседском мальчике.
- Как там мама, Володя?
- Ой, Лидия Васильевна, не спрашивайте.
- А что ж такое?
- Да привела домой какого-то алкаша. Сам не работает и наши деньги тратит.
- Ай-яй-яй. Когда же она уже кого-то хорошего найдет?
- Не знаю. Мне уже и самому надоело… Ладно, я пойду, а то мама ругать будет, что я у вас так долго сижу.
- Пока, сынок.
На следующий день Лидия Васильевна хотела подарить книжку мальчику. Она купила ему «Маленького принца», которого он так хотел прочитать. Она звонила ему по телефону, но он не брал трубку. И вообще, в их квартире слышались какие-то странные стуки и крики. Старушка накинула кофту, взяла книгу и вышла на лестничную площадку. Она очень долго звонила в дверь, за которой тем временем слышались крики. Было слышно, что кто-то ругается. Старушка переживала и за Вову, и за его маму. Она нажимала и нажимала на звонок.
- Откройте сейчас же!
Через время послышался щелчок, и дверь открылась. Вова стоял на пороге весь в синяках и ссадинах.
- Лидия Васильевна, помогите! Он нас убьет!
- Вова, иди ко мне в квартиру, скорее!
Пенсионерка вошла внутрь, на кухню.
- Что вы творите? Ах, ты! Хоть бы ребенка постеснялся! Весь дом на уши поднял!
На кухне сидел мужчина и пил водку. Мамы Вовы не было рядом.
Женщина начала звать ее:
- Лариса! Лариса! Ты где?
Открылась дверь ванной и из нее вышла девушка, держась рукой за голову. Она была в синяках, как и мальчик. Мужчина крикнул:
- Зайди обратно, сволочь!
Лидия Васильевна вмешалась:
- Что же ты делаешь? Ты посмотри! Я сейчас милицию вызову!
Но мужчина, кажется, ничего толком не видел.
- Уходи, горбатая, и без тебя тошно!
- Сейчас я вызову милицию - и уйдешь отсюда ты! Ах, какой негодяй!
Мужчина откинул стопку, поднялся и взял табуретку. Лидия Васильевна поняла, что дело хорошим не закончится и начала выходить из квартиры.
- Что ж ты, горбатая, не в свое дело лезешь?
Уже не человек, а зверь бросил скамейку вслед пенсионерке. Табуретка ударила ее прямо по горбу, Лидия Васильевна упала и больше сама с этого места уже не поднималась. В ее руке была сжата книга Сент- Экзюпери «Маленький принц».


Рецензии