Река времени 57. Отпуск 1969г в Слободке

В июне 1969 года, после  нашего возвращения из командировки в Истринский филиал ВНИИЭМ, весь 46 экипаж был направлен в очередной отпуск.

 Так как Лида с  маленькой Анечкой, неделю назад уехала в Слободку, местечко на  Украине близ административной границы с Молдавией, то я не стал брать путёвку в санаторий, а, оформив проездные документы до Одессы,  отправился к семье.

В то время, моя сестра Люда   жила  в молдавском  городе Рыбница, в нескольких километрах от Слободки. Она, и её муж Иван, работали в Приднестровье инженерами-строителями, и оставить Стасика и Костю, бойких пацанов восьми и девяти лет, было на лето не с кем.

Люда обратилась за помощью к маме, и та согласилась присмотреть  за внуками на  съёмной даче в Слободке. Люда арендовала хату, стоящую рядом с одноимённым урочищем, представляющим собой несколько гектаров дубравы, раскинувшейся на невысоких холмах,  вблизи трех  больших прудов, называемых  по-местному ставками.  Рядом,  такую же деревенскую хату, сняли и для нас.

Мысль поехать  в Слободку, вывести ребёнка из города на дачу, и повидаться с родственниками, предложила  моя мама.  Лида согласилась, и когда  у неё начался отпуск, они уехали. На станции Слободка, мою семью встретила Люда и благополучно доставила до снятого жилья.

Отправляясь в отпуск, я знал адрес, по которому нам сняли жильё, но надеялся, что меня будут встречать.
Когда же я вышел на платформу у вокзала Слободки, и увидел, что встречающих нет, то сразу понял, что знание адреса мне не поможет.
Сошёл с поезда здесь я один. У вокзала - не души. Темно, хоть глаз коли.

Только возле одноэтажного, с портиком над входом,  вокзала горят два фонаря. Но уже крылья здания терялись в кромешной тьме. Прошел пару десятков метров от вокзала. Безлунная, влажная, тёплая, беззвёздная  ночь , сплошная густая темень, бреду наугад, дорогу чуть ли не руками ощупываю.

Вышел,  похоже, на привокзальную площадь. Ни уличных фонарей, ни огней в окнах хат. Вторая половина ночи. Тихо и безлюдно. Только, время от времени, раздается собачий лай, единственное свидетельство, что рядом жильё. Понял бессмысленность поисков адреса в полной темноте. Вернулся к вокзалу, прошел в зал ожидания и сел с намерением дождаться утра. Взглянул на часы. До рассвета ещё далеко. Устроился поудобнее, и уснул, облокотившись на чемодан.

Проснулся от звука открывающейся двери. Вошла женщина, лет 45, в чёрном халате и тёмной косынке, завязанной сзади, по-видимому, уборщица. Увидела, что я на неё смотрю, поздоровалась, наклоном головы. Я ответил  и, подойдя к ней, стал расспрашивать, как мне пройти по указанному адресу.

Чуть запинаясь, на суржике, женщина ответила мне, что это недалеко и объяснила, как пройти. Я поблагодарил и, подхватив чемодан, вышел из зала ожидания. Хотя солнце еще не взошло,  а небо  затянули тучи, было достаточно светло, чтобы различать названия улиц и нумерацию домов.

Следуя данному мне  описанию,  почти не блуждая,  я нашел нужный мне адрес и через четверть часа открыл незапертую калитку, ведущую во двор усадьбы. Наугад постучал в первую, попавшуюся на глаза дверь, и не ошибся. Дверь открыла Лида.

«Слава Богу, а я уже волноваться начала, полтора часа, как жду!»- сказала мне жена, после того, как мы поцеловались.
«Темень такая была, что, даже зная адрес найти его было не реально. Спросить не кого, а таблички не видны. Пришлось дожидаться рассвета. Я рассчитывал, что ты меня встретишь», - ответил я.

«Как же я в пять часов ночи, могла бы оставить полуторагодовалую Анечку!», - вполне резонно возразила Лида.
«Подумав, я так и решил. Тащить ребёнка с собой в ночь – не с руки, а оставить одну - страшно», сказал я примирительно. «Правильно сделала, что осталась дома».

Пока мы разговаривали, проснулась Анечка. Вынырнув из-под одеяла, она встала на ножки и, обращаясь к нам, требовательно сказала: « Хочу сяпу!»
«А вот и доченька моя любимая проснулась и сразу к папе просится!»- сказал я, посчитав, что такими словами она обращается ко мне.

« Нет, у нас утро начинается с требования надеть на неё шляпу. Так она свою любимую панамку называет», - объяснила непонятливому отцу Лида.
Я взял дочку на руки, но она, что бы я не заблуждался в её желаниях, ещё раз громко потребовала: «Сяпу!»  Лида быстрым движением водрузила на голову ребёнка маленькую панамку с крошечными полями. Анечка, обеими ручками, посильнее натянула «каскеточку» на голову и, довольная, заулыбалась. День начался правильно.

После того, как, завершив все утренние процедуры, Лида покормила Анечку, сели завтракать и мы. «Давай, Анечка, собирай своих куклёшек, после завтрака пойдем загорать  на лесную полянку», - сказал Лида дочке, и та стала складывать в матерчатую сумку свои игрушки, вытаскивая их из под кровати и всех углов комнаты.

«Давай зайдем в дом, где живут мама с пацанами, надо показаться, что я приехал и отдать подарок, который я привез для племянников», - сказал я Лиде, допивая чашку чая.

«А что ты им привез?»- заинтересованно спросила Лида
«Сейчас покажу» , - сказал я открывая чемодан и доставая от туда подарок для пацанов –  игрушечную подводную лодку, длиной в полметра, упакованную в красивую коробку.

 «Я ее опробовал в ванной, идет под электромотором с горящими отличительными огнями», - продолжил я, раскрывая коробку и вытаскивая из неё игрушку. «Она еще по программе погружается и всплывает, но удостоверимся в этом здесь на пруду, в ванне для этого было мало места».

Маленькая Анечка, увидев нарядную игрушку, потянулась к ней, но, видимо, она показалась её слишком большой, поскольку через пару минут её интерес к игрушке пропал.

Когда мы пришли в дом к маме, надзирающей за внуками, они уже позавтракали и готовились идти загорать. Я расцеловался со всеми и тут же выложил коробку с подарком.
Ребята, увидев «настоящую» подводную лодку, тут же потребовали у бабушки идти на «ставок» для проверки технических возможностей игрушки.

После недолгого собирательства мы всей компанией отправились на местный «пляж».  Пляжем оказалась зеленая луговина, переходящая у берега «ставка» в широкую, выбитую скотом приходящим на водопой, глинистую полосу. Под раскидистой ветлой, украшающей луговину, мы постелили покрывала, посадили на него Анечку с Лидой  и бабушку,  и быстро раздевшись до плавок, пошли испытывать подводную лодку.

Вода в пруду была теплая, но, мягко говоря, не очень чистая. Глинистый берег и регулярные водопои скотины, чье стадо можно было видеть в полукилометре, на другом краю луговины, явились причиной, что вода в пруду имела цвет крепкого чая.

 Я, было, засомневался в возможности купаться в такой грязной воде, но мои племянники заверили меня, что в этом пруду купаться разрешено, и в доказательство, показали на большую группу пацанов, купающихся в метрах пятидесяти от нас, на другом берегу пруда. Я зашел в воду по колено и, совершив необходимые включения, спустил на воду подводную лодку, направив её вдоль берега.

Винт закрутился, и подводная лодка, блестя осветительными  огнями, резво пошла,. Племянники, как зачарованные, двинулись за ней.  Проплывя пару метров, лодка с небольшим дифферентом, под действием горизонтальных рулей, стала погружаться и, вскоре, только топовый огонь показывал, где находится игрушка. Пойдя еще пару метров, программа переложила рули на всплытие, и подводная лодка медленно, продолжая движение, всплыла.

«Ладно, ребята, играйте дальше, я пойду загорать, что-то купаться в этой воде мне не хочется», - сказал я племянникам и  пошёл на берег.
Выбравшись из воды, я направился к ветле, возле которой я оставил своих женщин и вытянулся на подстилке, рядом  с Лидой, подставив утреннему солнцу спину. А в это время Анечка с  бабушкой, ходили по лужку и рвали ярко-желтые крупные лютики и   голубенькие, мелкоцветные незабудки  для предполагаемого венка.

Через четверть часа вернулся Костя и сел рядом с Анечкой, наблюдающей, как бабушка плетет венок из лютиков и незабудок. «А где Стасик», -спросила бабушка, вглядываясь в группу пацанов, возившихся с пруду в 20 метрах от берега. « Я дал поиграть подводной лодкой знакомым пацанам, а Стаса оставил приглядывать за ними», -  голосом старшего брата, ответил Костя.

Через несколько минут явился Стасик и испуганным голосом сказал Косте: «Подводная лодка, кажется, утонула»! « Как она могла утонуть!»,- возмутился Костя и, быстро вскочив на ноги, побежал к пруду. Стасик растерянно пошёл за ним.
«Что ты сидишь, иди, разбирайся, кто там забрал игрушку», - обращаясь ко мне, сказала мама.

«Нет, уж, пусть сами разбираются, игрушка принадлежит им, пусть с теми, кому её отдали поиграть, выясняют отношения. В конфликт пацанов, который они сами могут разрешить, вмешиваться не стоит». 

Минут через двадцать, племянники вернулись с игрушкой. Оказывается, какой то шустрый парнишка, использовал момент, когда  подводная лодка погрузилась, и исхитрился прижать её в ил ногой, одновременно, давая советы окружающим, как её лучше искать.

Костя, с пристрастием наблюдая за интенсивными поисками утонувшей игрушки, заметил, что один из пацанов, не сходит с места, догадался, где надо искать пропажу и восстановил попранную справедливость. Виновник происшествия, бесславно, ретировался, а мои племянники с гордостью продемонстрировали, что умеют за себя постоять.

Пару недель мы прожили в Слободке почти чисто дачной жизнью, днем ходили с маленькой Анечкой гулять в соседний лесок- дубраву, где выбрав полянку поживописней загорали, а когда надоедало валяться собирали грибы. При этом, Анечка сидела у меня на плечах и выискивая сверху сыроежки повторяла рефреном «Гиби, гиби каси», что означало: «Грибы, грибы красные, покажитесь!»

Вечерами, когда уложив внуков спать приходила к нам мама, мы с Лидой, оставив спящую Анечку на попечение мамы, уходили в кино или позволяли себе посидеть за стаканом разливного сухого вина в привокзальном кафе.
Запомнились еще экзотические жуки, вылетающие ближе к ночи: крупные , бронзового цвета, «носороги» и «олени», которых мы приносили из наших вечерних прогулок, чтобы утром  показать Анечке.

С субботы на воскресенье обычно приезжала Люда с Иваном, привозили разные вкусности и мы устраивали воскресные семейные застолья.
В один из таких приездов, Люда объявила, что им с Ваней дали недельный отпуск, и они  могут у себя в профкоме взять семейную  путевку, в том числе и на нас, в пансионат под Одессу, в местечко под названием Каролино-Бугаз.

Мама взялась посидеть это время с Анечкой, и мы с Лидой, с радостью, согласились провести недельку на море.
Так как мы решили, что после поездки на море в Слободку возвращаться не будем, а проведем неделю  в гостях у Люды с Ваней в Рыбнице, то, прожив еще недельку даче,  в пятницу, рассчитались с хозяевами, и уехали в Рыбницу, чтобы в субботу с утра убыть в пансионат.
На заставке Ставок в Слободке.
Продолжение:http://proza.ru/2013/03/29/2059


 


 


Рецензии