Витольд

(в переводе-лесной защитник)Катагаровой М.М. Моей учительнице по литературе посвящается:

Ученые коты не в моде,
Хотя и март. Но в этот год
Вампиры чаще песнь заводят
А  я, деревни патриот

Под нашей церковью весною
С ребятами как я, играл
А у погоста над рекою
 Ручей  дорогу размывал.

Такая уж его повадка
Зимы оковы разбивать
Где напрямую, где украдкой
Земные тайны раскрывать

И для пацаньего народа
 Ручей нам  камень обнажил.
«Поручик …гм.. САМОФАЛОДА
С трудом я надпись разложил

Земля надгробья извергаешь
Зачем?- травою стала кровь
К чему ворча, перемываешь
Ручей ты кости стариков?

Земля нам отвечать не стала,
Но в школе нашей есть музей
Ребята , скучно видно стало
Костям   под грудою камней …

Меж поколеньями посредник
Курган разрытый  или склеп
Вот так рождаются легенды
А без истории всяк слеп.


Ну что , к музею перетянем?
От мертвых нам какой здесь прок.
Но  мне поведал ТОТ, под Камнем.
Послушай повесть, паренек:

ПЕСНЬ ПЕРВАЯ:
Дела не нынешние  но,
Подручным быть у стиходелов
Пришлось мне. Растворю ж окно
В седую сказку беспределов.

Перенесемся далеко
Во времени лет сто иль больше
Итак, на рубеже веков
На Украине или в Польше

Был лекарь .Врачевал подряд
Селян окрестных без оплаты.
Близ юго-западных Карпат
Местечко Н. было когда-то.

Его из города сослал
За политическую слякоть
Их губернатор-генерал.
Хотя и дальше мог запрятать.

Но и тогда уж пресс газет
Шутя над властью изгалялся.
Седой правитель в тот момент
Устало посмотрев сквозь пальцы:

«Дела твои, студент, худы»
Похлопав папкой дел о скатерть.
Продолжил :Чтоб не ждать смуты
Решил, шельмец, тебя отправить

На лоно жизни, под Волынь.
Дела там странные творятся,
Виденья, страхи , так что сын,
Начал оттуда разбегаться

Народ, конечно, дикий он
Крестьянин малоросский, да ведь.
Так просвети со всех сторон
Кого от рабства мнил избавить.

Деваться некуда, Степан.
Так назовем его отныне.
Свой политический талант
Стал зарывать в лесах Волыни.

Ему усадьбу отвели
У речки, что текла из рощи.
Кусок ухоженной земли.
Эх, всем бы так и жить попроще!

Был быт в селе предельно прост
Расположилось где попало
Часовня на горе, погост
Хат заколоченных немало

Но все же в балке сто дворов
Жилых и толпы ребятишек
Не запирались от воров
Но к ночи становилось тише.

Тому виною лес густой
Карпатских гор. Ах вы, Карпаты!
Своей листвой, своей красой
Меня манили вы когда-то..

В лесу завал, в болоте топь.
И городского поначалу
Стегала к ночи оторопь
Но пообвыкся мал по малу.

И все же  с каждым днем скучней
Жизнь самобытная казалась.
В окрестностях больных людей.
Совсем немного оказалось.

Ни язв, ни моров никогда
Селяне местные не знали
И только с леса иногда
Седыми люди выбегали

Степан сам видел как-то раз.
Как вышла девушка к опушке,
Простоволоса и седа
Без чувств упала, тут старушки

Возникли вдруг, как из земли.
Ей  косы быстро завязали
К шептухе местной отвели
(видать, они про что-то знали.)

То худо, местный дьяк твердил
Крестяся и плюя украдкой
Ведь каждый в этот чертов лес ходил
Кто по грибы, кто за рогаткой.

В лесу, долу и у реки
А ночью страшно между улиц
И говорили старики
Проклятье старое вернулось

    Когда же лешему управа
    Найдется. Долго ль до греха
     Спалить березы с дубняками
     Пустив в чащобу петуха.

Но лес-то барский, поостыв
На время будто тихо стало.
И снова шел народ в кусты
А там и лес, И завывало.

Вот только лишь тогда, как вой
Тоскливо вечерами рвался
Спокойно в лес шагал любой
И невредимым возвращался.

Еще же слышал косячком
Из первых уст Косьмы-Демьяна
Дьяк заходил раз вечерком
Спросить хиннина у Степана

-Места здесь гиблые, кхе-кхе,
Гляди, бурсак, и от порога
Пореже путайся в грехе
Ушли далече мы от Бога

Раз сатана здесь свил вертеп
Имелись веские причины
Дьяк для солидности вертел
Куском  осиновой лучины.

Степан, как просвещенный муж,
Горазд над сплетнями смеяться
Но от безделия к тому ж
Фольклором интересовался

Начал служитель вновь вещать:
-Шел я проторенной дорожкой.
Чтоб к постной пятнице опят
Пособирать по пням немножко

Ничто не мрачило путь мой
Хотя под вечер дело было
Туман сгущался над рекой
Спускалось медленно светило

Но тут из чащи из густой ,
С ветвей и зарослей кручины
Спустился ужас, да такой
Что холодом обдало спину

То лился хохот, плач и свист
В одной лампадке  все смешалось.
Посыпался  с деревьев лист
Сучки огромные ломались

И так испуг меня пронял
Что побежал и стал крутиться,
В болоте кику потерял.
Упал в кусты и стал молиться

Не смея голову поднять
Отцу небесному поведать
Что за грехи так наказать
Нельзя простого человека

"Да расточаться все врази"-
Лишь прошептал-и легче стало.
Встал, отряхнулся  от  грязи
И вруг увидел, как кинжалы,

Как под лампадкой две свечи
Два глаза волчие мерцали
Но веришь, жалость у меня
Они чего-то вызывали.

И вот исчезли, отлегло.
Я возрыдал, что ж это было?
Тут снова ветром понесло.
И снова в жилах кровь застыла.

Я встал, лукошко подхватил,
Покинув заросли малины
А на то место, где я был
Упало накрест две осины.

Глаза исчезли между скал
А я домой едва к вечерне
Пришел , Не я один видал
А почитай, что пол-деревни

Трепещут ныне в лес  ходить
Там кто пропал, а кто уехал
Чем в этом  безнадежье  жить
И им молитва не помеха
.
Степан, политик-анархист
Влияньям времени послушен
К тому же был и атеист
И суеверия не слушал

Дьячку смеялся :-сопли смой!
Не шизофреник ты же вроде
То начал падать сухостой
И выпь кричала на болоте

Видать ,средь святцев ты нашел
И Гоголя , чудак, со слепу
Между молитвами прочел
Так всюду чудятся вертепы…

 Однако дьяк, прогнав отрыжку
 Скороговоркой возразил
 В усадьбе некая есть книжка
 О старых и нечистых  сил

И в ней ответы на вопросы
Свои частенько находил.
От  Грозного царя угроза
Сюда явилась с древних сил


Степан, о временах о давних
 О Волке лютом  речь велась
Знай, в этой местности  приятной
Сам Курбский жил… опальный князь…*.
 
Царь  в Александровской слободке
Лютого зверя приручил
И в переписке злого волка
Для мести князю снарядил.

И волк, по запаху направлен
(изрек Косьма, крест сотворя)
Коварным колдовством натравлен
Исполнил виру для царя

Так Курбский сгинул,( по поверьям)
Ты сам пойди да  почитай
Но  с той поры отродья  зверя
Тревожат здешний грешный край...


А по соседству рядом жил
Урядник, пьяница от Бога
Он по закону старожил
Усадьбу князя от поджога

Войны он Крымской инвалид
Там ногу потерял когда-то
Учуял, что положен спирт
Степану, фельдшеру по штату...

Без книжек ночи коротал
Степан не так уж чтоб натужно
И вот поручик  прихромал
С проверкою под вечер-служба!

Когда нас пьянка подопрет,
То гибкие язык и тело
В нем каждый о своем поет
Сказать, что на душе кипело

В мозгу-туман в болоте-дым
Цыганский табор недалече
-Вот мы с тобою тут сидим
Степан, родной мой человече,

Начал урядник речь толкать
Когда порядком поднабрался
-Тебе не стану нынче врать
Ты зря из города сорвался

Что так?-Ты думаешь, я пьян?
Да знал бы ты …Оно, конечно
Хотя с докладу ты смутьян
Но смутно ТУТ, бесчеловечно

Ты не смотри на перегар
Глянь, у меня в кармане мело
Знай ,есть в горах такая тварь
Что вий  в сравненьи с нею-мелочь

Степан с иронией зевал
Вливая спирт огнистый в глотку
-Какой же дурень разбросал
Здесь  классику по околотку?

Но огурцом хрустя, внимал:
-Ходил я как-то у подножья
Горы. Урядник речь толкал
Чуть  перемешивая с дрожью.

Что там искал? Чего хотел
Не сдашь? Я браконьерил  с Пулей
Своей собакой.  На  тропе
Хотел лося подкараулить

Но вдруг, как из кошмарных снов
Так  резко тишину пронзало
Как  ужас с жутких бодунов
Что сердце обмерло и стало

Ты мне поверь, я хоть и пьянь
Но не из робкого десятка
От вопля этого Степан,
Душа остановилась в пятках

И вылетало с кущерей
А там пещера под горою
Летучих толпище мышей
И ну кружиться надо мною

В мои цеплялись волоса,
В загривок, становую жилу
И волокли за телеса
Видать, хозяйке на поживу

Как на аркане татарвы
Они меня несли, беднягу
Я продирался через рвы
И буреломы и коряги

Лучше б окаменеть я смог
В Крыму и то полегче было
На бастионе «Чертов рог»
Когда мне ногу раздробило

Так знай же волос мой седой
Совсем не подвигов от ратных
Меня же спас поверишь? Вой!
Хотя он тоже не с приятных

Лишь взвыло, бросив ,упыри
Меня раздетого до нитки
В свои умчались кушери
Я ж стал сбирать свои пожитки:

Моя собака на кишках
Висела на кустах и выла
Мое ружье разбито в прах
Но не ушла нечиста сила

Урядник на чуть-чуть примолк
Как две гнилушки мне светили
Передо мною черный  волк
Его глаза меня манили

Я за слова держу ответ
Хотя и доказать мне нечем
Просто поверь в мой пьяный бред
Глаза те были человечьи...

-Так это ж баскирвилей вой
И здесь английское застолье
Это не Гоголь никакой,
Скорее, пахнет Конан  Дойлем

Степан подумал, вслух сказал
-Диагноз мой: пить меньше надоть
А пьешь, чтоб  резко не бросал
Горячка белая не радость.

Однако, продолжай рассказ
И выпьем за веселый вечер.
Но глянь в окошко, пара глаз.
Зеленых, и горят как свечи.

Поручик в страхе задрожал
Студент же ржал, что аж заплакал
Штоф свой в руке не удержал
Спирт расплескав почти весь на пол.

Когда ж веселье улеглось
Качаясь, встал урядник в гневе.
Платком протер табачный нос.
Но ноги подкосились.- В хлеве

Тебе волком овец пугать-
Степан встащил его на лавку.
Но тот пытался бормотать:
Не веришь старому вояке?

С образоваьем  или без
Но от сего не откреститься
Пошли сейчас же со мной в лес.
Посмотришь что у нас твориться,

Но погоди, пока постой …
Урядник тухнул понемногу
Нательный крест у тя с собой
Тогда пять капель на дорогу…

Потом с утра не помнил сам,
Проснувшись от хмельного звона
Чего там вечером чесал
Урядник наш и страж закона.

 Ни слова Степка  не добился
 Угомонился  пьяный гость.
 Банкет на этом прекратился.
 Ему ж ,однако, не спалось

Ведь молодежи пьянка-в блуд
По жизни, да бои и споры.
А старикам- покой, уют
И у камина разговоры.

В сенях ушат-в, походке- шат.
Степан же выбрался на наружу
Для моциона подышать
И по нужде подправить лужу.

 Лбом сбивши балку в коридоре
 Спустивши пару крепких фраз
 Шатаясь, встал, и на просторе
 В луне увидел пару глаз

 Чуть не споткнувшись на пороге,
 Согнав с досады кобеля
 Что развалился на дороге.
 Решил проведать Горбыля.

Кузнец и сельский старожил
Жил на конце другой полати.
Но власть любую не любил
И тем смутьяну был приятен.

Вдовец. Под старость лет имел
К тому же две смазливых дочки.
Недужил часто и болел.
В восторге от Волынской ночки

Наш деревенский  Гиппократ.
Побрел на край другой селенья.
На черном небе звезд парад
Сопровождал его. И пенье

То бабы выли вдалеке:
«ой ныне ниченька чернява»
На деревенском пятаке
Что находился возле става.

За время, что в пути провел
Чуть с холодком коварным  мнилось:
Как шилом кто-то проколол
Глаза ему- так ночь сгустилась

К тому же давешний рассказ
В конце пути морозил спину.
Ведь храбрость лишь под  крышей в нас.
Но наконец  узрел лучину

В окошке. Подводя итог
В дорожной чуть не сгинув яме
Он наконец нашел порог
Пнув двери, крикнул:  громадяне!

В окне затемнило чуток
Лицо мелькнуло молодое
Как колокольчик голосок
Спросил сквозь щель : кто беспокоит?

Но дверь открылась- он на свет
Глаза зажмурив на немного
На время снова он ослеп
Вломившись в горницу с порога

Припомнив как-то опосля
Как тень старухи прошмыгнула
В сенях.  Шипела  про себя,
И вмиг ее как ветром сдуло.
…………………………………………..
Что наглость- счастия пример
Почище скромности чуть даже
Наличие грубых манер
Он знал, ввернув словцо  покраше:

-Я доктор сельский, не узнали?
 Услышал, батюшка ваш слег
 И должен провести анализ
 Исполнить свой врачебный долг

 Воды подайте подогретой
 Симптомы есть и жар? Стул как?
 Но  вдруг осекся, и на этом
 Пыл красноречия иссяк

Пред ним- какая красота!
Стояла спелая девица
Промолвила: вот тут вода
Сейчас хотела я помыться…

Лишь пуха козьего платок
Чуть прикрывал нагие плечи
Но скрыть все прелести не мог
Цветущей девы. Вот так встреча!

Тут Эскулап в Степане сник
Анатом правда, задержался
С биологом союз возник
А мозг работать отказался

Ему другая тут башка
Набат забила в нетерпеньи:
Селянка ужас хороша
И вся готова к опыленью.

 Не смейтесь: все мужское племя
 Терзает похоть иногда
 И коль не евнух ты в гареме.
 В глуби (души) лежит всегда

 
Но с виду вроде бы наивный
Весь слабый пол, а распознать
С младых лет может инстинктивно
Где тут любовь, а где кровать.

Однако, перейжем же к делу:
Глазами  бросив пожирать
Степан изрек: где доступ к телу?
К больному, я хотел сказать.

Она ж, смущение осилив.
Шуткуя  бросив молодцу:
Вот стул, ведь вы его просили?
А точно ль вы пришли к отцу?

Тут из-за полога близ грубки
С колен отряхивая пыль
Со рта не выпуская трубки
На свет явился сам Горбыль

Мужик в летах, но в виду крепок.
Сейчас  уж мало их таких
Что соль земли. В вине же терпкость.
Как говорится: от сохи.

Вошедшего не смерив взлядом
Сняв со стены вина бурдюк.
Повел плечами и сел рядом
-Ты мой пришел лечить недуг?

Я слышал, ты не веришь в слухи
Так что не сможешь излечить
На это есть у нас старухи
Мне их отвары нужно пить

 Зачем же ты в сенях разулся?
 Теперь не выпроводишь так
 Вот это дочь моя, Ганнуся
 Старшая ж, Нора ,на пятак.

 Ушла гулять, ты слышал, верно?
 Они за ставом, там где ров
 Горланят песни на деревню
 Подманивая женихов

 Ганнуся, хватит там копаться
 Скорей закуску ставь на стол
  И за сестрою отправляйся
 У нас тут будет разговор.

Степан отчасти стал хмурен
Вздохнувши, про себя отметил
-Я в этот вечер обречен
Пить и дурные слушать сплетни

На блуде ныне ставлю крест
Мы рано губы раскатали,
Однако выпить, старый бес
Тебе как видно, не давали.

От каламбура про себя.
Он даже вслух чуть улыбнулся
Но тут под взглядом Горбыля
Свирепым колом  подзаткнулся

Но вот корчаги подняты
Хозяин прибодрился впрочем.
Степан провозгласил тосты:
-За пациентов и их дочек!

И жадным взглядом проводя,
Ганнусю, что спешила в ночку.
Спросил немного походя
А не боишься ты за дочку?

Чтоб был поближе разговор
Всегда находим общи темы
Степан, как ловелас и вор
Врачебный долг  забыл на время:

-Ведь ночь темна. А дочь юна
Цыгане, наглые по крови.
Да и тумана пелена…
Горбыль нахмурил мрачно брови

-Ты, прихожалый, не гони.
Раз здесь твои застряли сани.
Об этом и поговорим,
А кружкой разговор разбавим.
 
ПЕСНЬ ВТОРАЯ(РАССКАЗ ГОРБЫЛЯ)
Зачем  же душу изливать
Чужому мы спешим в надежде?
Чтоб перемены ожидать
На лучшее, чем было прежде.

Пока плохое не узнать.
Мы человека не осудим.
Ему мы будем доверять.
Таким и быть бы нужно людям.

………………………………………………………………………..

Два варианта в голове, какой же важен, выбирайте .
Один сидит уж на пере.,да атеист я-это знайте.
А хоть и сами сочиняйте.
Начало ж вот: в какой-то год…

ПЕСНЬ ВТОРАЯ

Мазурка, вальсы, звон бокалов
И чаш богемского стекла
Такой мне видится Варшава,
Верней, какой она была
ххххххххххххххххххх
Однако ж повести начало
В еврейском кабачке берем
А не среди гламурных балов
Туда чуть позже попадем

Средь  пузырей в корчме былинной
Веселый юноша сидел
Сам из дворян и шляхтич видный
Усами- черен, ликом бел .

Отстань ,Маришка,  отбивался
Он от подружки, выйди вон!
Мне надо вестника дождаться
Ну наконец-то, вот и он!

На входе лысина сверкнула.
И толстый, как пивной бачок
Монах возник, присел сутуло.
Окинув взглядом кабачок

Есть вести?  Оживился витязь
Прогнав  полячку   наконец.
Эй там, вина сюда несите!
И снеди!  Кушай ,  Храмовец.

Став дожидаться терпеливо:
Монах стал истово жевать.
Глаза свои закрыл счастливо.
А что шептал?  Не разобрать.

Витольд, повеса из столицы
С недавних пор был взят в полон
Очами, кудрями девицы,
Иначе говоря, влюблен.

 Шляхетка из дворян Полонских
Его вздыханий был предмет
Богата, да и   сам Грайвронский
Не свиньям чистил туалет.

Любовь. ВНОВЬ! Серыми волками
Терзаешь чувства и в  мечтах.
То аистом под облаками
То трелью соловья в кустах.

Ленивый лишь поэт не пишет
О ней, да пусть и не поэт.
И через раз влюбленный дышит
ЕЕ в песке увидев след.

За исключением немногим
Чтоб за столом, опохмелен.
Потом сказать друзьям немногим:
И я  ж когда-то был влюблен.

Нас же история коснулась
Совсем другим своим концом.
Любовь нечаянно столкнулась
С плешивым братом  Храмовцом.

Вот наконец, монаха брюхо.
Себя устало набивать
Подрясник отпустивши: туго!
Еще туда влив  кружек  пять

Он  оторвался от тарелок
Стал снова будто отрешен
Окинул  взором  закопелок
Вдруг  вновь накинул  капюшон

Витольду речь повел: эх, парень
Не след мне это поверять
Но дело худо. Вмиг печален
Стал  шляхтич  и пошел стенать:

Что мелешь ты? Неужто АННА
Меня забыла, предалась?
Другому , невозможно,  странно
Ведь в том письме она клялась!...

-Не то. Взгляд панича урезав,
-Я не про то хочу сказать.
И я не пьян, хотя не трезв.
Витольд, послушай: мне читать

Свой требник скушно и монахам.
А здесь кабак, не божий храм
Но поделиться своим страхом
Хотел бы я. УВИДИШ САМ.

В свое скажу я оправданье
Что на два дня я опоздал
И не принес  ее  посланье
Ты  лучше б  Анну и не знал.

Давеча , в старенькой часовне,
В предместье, где она живет
Вечерней службой мы с Офоней
Христоса  славили  впричет.

Как вдруг, я помню то мгновенье
Прервалось будто в горле ком
Связное наше песнопенье
Дохнуло в спину холодком

Зашло за Вислу в это время
Светило, скрылось поспеша.
Монах протер платком тут темя:
-В часовню медленно вошла.

Сколзящей поступью тишайшей
Без тени черная чета
Мужчина, шляпу не снимавший
На пани- черная фата .

И в странном двигаясь уставе..
Не приближаясь к алтарю
Где мы опешивши стояли…
-Покорнейше благодарю.

Витольд занервничал, поверьте
-Про пару слышал много раз
Ведь издавна монахов черти
Тащили в ад за длинный ряс.

Но за пустые  разговоры
Не будь я Грайворон, скажу
Чертям не дам сегодня форы
Сам на сквородку посажу

Тебя, но к делу, воин духа
Я стал терпение терять
Причем тут Анна? -Вся округа
Шепталась издавна,что мать

Ее с нечистыми водилась
В гроб пана старого сложа
В такие тяжкие пустилась
А далеко ль до шабаша?

Она еще жива ,а дочка
Недалеко ,видать, ушла
Такая ж тоже вертиквочка
Она в часовне то была.

Как я узнал? Когда посланье
Я относил ей. на лицо
Не обращал свое вниманье
Но на руке узрел кольцо.

С горевшем камнем сине-черным
Его же ,Витольд, вот дела
Зловещий ритуал исполнив
В фате девица понесла
.
На правом пальце безымянном
Пассы какие-то рукой
Творила ,спутник, будто пьяный
Шатался, точно сам не свой

Во тьму внезапно погрузилась
Часовня, свечи по углам
Затухли,  что -то там вершилось
Ни  я ни брат не разобрал

Мы обмерли, когда ж  очнулись?..
Под утро, может через день
Нас на полу нашел Моргулис
Копачь , кладбищенский еврей

Ведром  воды нас окатил он
И по щекам нас отхлестал
Послушал, в чем  же дело было
Такое ж нам он рассказал:

Сидел  давеча  возле Вислы
На  ихний  замок за рекой
Я любовался, мои мысли
Текли послушной чередой

Из пламенелого заката
Угли остались и зола:
Исчезло  солнце. Птах пернатых
Умолки крики  до утра


Цыган весело-беззаботных
Паром чрез реку плавно вез
Но потянуло меня что-то
Я тихо выбрался на плес.
 
 
Зачем?  Еврейские привычки
Вновь стали надо мной чудить:
Запросто так, а там и рыбки
В водичке мутной изловить

Но  переплыл! У самой бровки
Где корни дерева вплелись
 К подножью  замка. Где сноровки
Откуда силы вдруг взялись?

Я лез, карабкался все выше
Срывался, только все равно
И наверху под самой крышей
Мной обнаружено окно.

К стеклу прильнул я- святый Езус!
Глаза не в силах закрывать
Увидел я такую мерзость
Что трудно будет передать.

Огромный зал , в личинах лица
Людей. А может и чертей.
Круг  смрадных факелов огнился
Чуть освещая всех гостей:
 
В средине камерного  зала
На красном троне восседал
Прекрасный юноша устало
Гостям  приветливо кивал

И вдруг вскричал, знак сотворя
Какой? о ТОМ мое молчанье
Глазами паству обводя
И я почуствовал желанье

Все воскричали, точно их
Как кислотой какой обдали
Тьфу , мерзость ,Моргулис притих.
Еще не то глаза видали:

Не скоро пропоет петух
То лишь начало  ночи шумной
К нему  ведут каких-то двух.
Девиц, покорных и послушных

Старуха деву молодую
В фате, как ворона крыло
Ведет ,и , как и все, нагую
В руке держала помело

Замкнулся круг и вот девица
Покорно на тот одр легла
………………………………………..
ххххххххххххххххххххххххх
хххххххххххххххххххххххх

Раздался крик седой старухи
Мы ждем тебя, великий князь
Вмиг в зале факелы потухли
Я лишь услышал жуткий глас

То не людская речь, а вместо
Вещал утробный волчий вой
Моя теперь ты наконец-то
Навечно будешь ты со мной!

Раздвигни страх, мое творенье
И разомкнув предвечный круг
Со мной постигни наслажденье
Ко мне лишь обращая слух.

Огни вдруг разгорелись сильно,
Картину заключая в страсть
В крови обильной и бессильно
На одре чуть приподнялась

В клочках фаты всей изорванной
Я смог в царапинах узнать
Ее лицо. То была Анна
А та старуха- ее мать!

Откуда  я Полонских знаю?-
На моем кладбище их склеп
Есть родовой , где погребают
Своих родных уж много лет.

Тому лет пять уж пролетели,
Как пана Влада хороня
Его вдова и дочь ревели
У гроба . Там же был и я....

Тут прервалась на половине
Монаха монолог простой
По слишком значимой причине
Витольд стал будто бы не свой.

Весь стол с посудой приподнялся
(монах лишь жбан успел убрать)
Усатый панич наш принялся
Шинок с досады разорять.

Скамьи летела в окна, двери
Здоровием не обделен
Кричал в запале : я не верю!
Но наконец устал и он.

Не след здесь боле оставаться
Спокойный, точно дохлый волк
Монах сказал ему: мужайся!
Уймись же, в буйстве малый толк!

Коль ты не веришь этой были
Так знай: в миру с твоим отцом
Мы побратимами ходили
Иди ж сегодня с Храмовцом

И этой ночью ты узнаешь
Ответы на  письмо свое
И коль про Анну знать желаешь
Сегодня к замку поплывем
.
хххххххххххххххххххххх

Да, правде мы не смеем
И не спешим в глаза глядеть
Иллюзии  свои жалея
Она же может их стереть!


Но на вопрос узнав  ответы
Последний задаем вопрос:
А нужна ль ты, мне правда эта?
Витольд пошел, повесив  нос

Вослед  благочестиву мужу
Пнув напоследок шинкаря
Что слез налил большую лужу
За трапезу  благодаря

Свой пояс развязал и бросил
Последних пару золотых
еврей , что так его поносил
На время будто бы притих

Поймав на выходе коляску
Сказал: коль шутишь , Храмовой
Я  не взгляну на сан и рясу
Ты мне ответишь головой.

-Тонзуру я не потеряю
Давно уж,  - отвечал чернец
Тебя еще с пеленок знаю
Не вечно ж был я Храмовец..

Узнаешь все ты понемногу
Сказал он, четки теребя
Когда отцу давал и Богу
Я клятву охранять тебя..

-Но ты сегодня не в расчете
Мне  жаль сердечных дел твоих
Но  знай:  есть и  другие счеты
И мы не первые на них

Но на сейчас рассказов хватит
Еще дрожишь -.я посмотрю
Через часок-другой отмякнет…
Тебе ж еще раз говорю:

-Сегодня в сумерках у речки
Мы повстречаемся с тобой
Возьми ружье, палаш для сечи.
В довесок и пистоль-другой.

Оденься почернее только
Мне ж нужен только мех  вола.
Челнок найду, фонарь, веревку
Да и другие есть  дела…
***********
До вечера довольно рано
Хочу подробней рассказать
Кто Витольд, кто же  эта Анна?
Чуть раньше, месяцев на пять

Он, заводила  шляхты ляшской
Был зван на  маскарадный бал
Глаза увидел из-под маски
Летучей мыши и.. пропал

Бывает так, что Афродита
Откроет чей-то постный лик
Другой бы не взглянул, но ты-то
Как тряпка станешь, иль как бык,

Что красную увидел свиту,
Сквозь толпы гнаться и топтать
Но только дай ее настигнуть.
Теленком  мирным  жвачку жвать


Так стало с Витольдом. Красавец
В запале юношской крови
Окручен и надет на палец.
Полонской Анны. Се ля ви
.
И не сказать, что незнакомка,
И не сказать. Что первый бал
Он знал ее поскольку сколько
И кой-кто из знакомых знал

Вначале робкою казалась
И обязательств не несла
 Интрижка светская, как шалость
В любовь и страсть переросла

Мы обойдем слепые факты
Отказ, и радостный ответ
Все письма списаны когда-то
Поэтами прошедших лет

ххххххххххххххххххххххххххххххх
Что женщина без тайны- новость.
Мы к делу чуть подобрались
Хоть выражала благосклонность
В посланьях Анны тайный смысл

Скользя навязчиво-развязно
Любовная больная  муть
Меж строчек намекала Анна:
Я не себе принадлежу…

Об том, в коляске вспоминая
Добрался к дому на…………г
Где сам он  обитал, снимая
Две пары комнат под залог

Консьержу  выдав порученье
Купить патроны и пистоль
К себе в убитом настроеньи
Наверх поднялся наш Витольд

Любому дорого местечко
Где сердцу дорогое есть
И Витольда  душа как свечка
На алтаре сгорала  здесь
хххххххххххххххххххххххххххххх
В который раз из-под дивана
Прислугу выгнав, извлекал
Он эти письма и посланья
Что с замиранием читал

Но нынче чел их, заряжая.
Свой безотказный револьвер
И в каждой строчке отмечая
 Что он сомнения отверг

Отцова побратима рано
Эх, всем бы нам холодный душ
Принять по делу. И баранов
Куда бы меньше стало уж.

Но сердце пылкое сумеет
 Лишь хладный факт нам остудить
Однако быстро вечереет
Пора б Витольду выходить

Что медлит он к своей Голгофе?
Неужто  сдался, проиграл?
Он на коленях, смежив брови
Перед распятием стоял.

Витольд, католик без натужья,
В костелах был раз в год иль два
В одной руке держал оружье
А крест в другой, что мать дала

И в  той  молитве, что из детства
Она, кудряшки теребя.
Ему шептала , вспомнил место:
«утешься, в радости скорбя…………»

Но бешено пробили боем
Набат часы: беги, умри..
Витольд, как в омут с головою
Вдруг  к черной  бросился  двери..

Бывает, выставляет счеты
Нам жизнь, когда и так в долгах
Сидим, но ждем опять чего-то
Идем, но осязаем страх.

Но сделать чтоб судьба  в итоге
Подножку  ставя при  ходьбе
Себе сломала обе ноги
Не причиняя вреда тебе

 Уверен, не  под силу  станет
 Ни мудрецам, ни тоннам  книг
Тем, что под стать лежачим камням
Вода ворочает и их

Но молодость достойна счастья,
Сбивая шишки. НУ так вот
Веслом усердно загребая
В челне плыл за своим  Витольд.

Вот, наконец, и  замок ... свесься,
Чуть берег  придавивши в тень
Туманом речку занавеся
-Здесь божий мир взял мрак во плен

Став на носу, монах молился
Но вот внезапно  о песок
Нос лодки резко причастился
И совершивши кувырок

Не замочив, однако, платья
Кульбит свой славно завершив
Куст  терна взял его в  объятье
Чуть звук паденья приглушив

Такой площадной лютой брани
Давненько Витольд не  слыхал
С  османской, видимо, компаньи
Когда он с турком  воевал

Ххххххххххххххххххххххххх
Хорунжий ,помнится,  Гвариша
Свой батальон  так распекал
-Эй, было б можно и потише!
-А я еще и не начал

Монах , охрипший до истерик
Пока с колючек выползал.
Витольд с ружьем сощед на берег
За кустик лодку привязал
-
-Что дальше?  На огни кивая
Где звуки музыки слышны
Спросил он, снова унывая:
-А мы на бал приглашены?

Монах на миг прервал стенанья
Пробило время дать ответ
Из- под  разорванного  платья
Извлек  надушенный конверт

-Так что ты медлил? – взвился Витольд
Печать  срывая  у письма
Тот  отмахнулся:- сделай вывод:
Его не Анна,  МАТЬ  дала.

На крест НА МОЙ глядя сурово.
Такую речь произнесла:
ПЕРЕДАЮ Я СЛОВО В СЛОВО:
-Чернец,  ты жалок для посла,

Лесной  защитник  коль не трусит
Когда знаменья час пробьет
Узнает все и все получит.
Любовь и славу и почет.

А ты  ступай, недолго рясе
Греть  тело толстое  твое
Твой Орден мелок перед  КНЯЗЕМ
Который нынче восстает.

Что стал монахом из обета
Зачем я раньше не открыл
Одну…  но тоже безответно
Я как-то тоже полюбил

Ее мамаши благородной
о был намек мне так же дан:
 И делать все как им угодно.
Переметнуться в  ихний  стан

 Тогда плодились как поганки
.  Хоть чернокнижники вокруг
 Стащил с крючка  посредством  пьянки
Меня отец твой, лучший друг.

Когда  же  время подошло
Ответил  ИМ , отринув страхи
Не ваш я, демоны,  шалом!
Иду в полесские  монахи
 
Где буду право изучать
На жизнь и свет простому люду
ОСОБЕННЫХ  как истреблять
И их преследовать  повсюду

С тех пор  Великая борьба
С моим участием ведется
Ну а твоя,  Витольд , судьба
Еще не с этаким столкнется.

-А как же церкви,  власти где?
Вскричал  Витольд  печать срывая
Но манускрипт  в свечном огне
Он  прочитав,  сказал,  рыдая:

-И что им церковь, что им  князь
Шептал он,  голову  повеся
У демонов  иная власть
Не страшен крест и полумесяц

Тут  Храмовец , хранитель польский
Чуть помолчав,  изрек:- Витольд
Есть два пути : прямой , но скользкий
Но он к Геенне приведет

В руках твоих пока что чистых
Есть  приглашение к  венцу
 Тебе дорога к ним на выслуг
Идешь  к парадному крыльцу?

Путь мой - пещерный, длинный он
Ни славы, ни утех ,ни  злата
Решай  скорее,   пан  Грайврон
А я свой выбор сделал как-то..

Счастливы те, кому судьба
Кресты на выбор предлагает
Какой нести и как брести?
Но редким это выпадает.

Все большей частью жребий наш
Определен   житейской  бредью   
Но случай , точно саквояж
Всегда в прихожей рядом с дверью.

Витольд  со стоном на устах
Скомкав письмо, свой выбор сделал
И тут назойливый монах
Увидев то, сказал:- за дело

От терна тридцать отчитав
Полушагов, свернул на Матку
Потом молитву прочитал
Идя спокойно, но украдкой

И вот близ замка за кустами,
Поросша мохом и  плюшем
Было подобье волчьей ямы
Так  обнаружился проем

Вот ход туда: что делать будем?
Монах плечами повертел
-Я не пролезу, телом тучен
Тебе ж туда, иди, коль смел

-Идти тернистою тропою
мне, ХРАМовцу  путь предрешен
А ты ступай, будь  Бог с тобою
Монах накинул капюшон

И в темноту ушел, как в прорубь
Витольд остался  в тишине
Фонарь зажег , спускаясь в яму
Вздохнул, и сгинул в глубине.

В обвале трещина большая
И он, простиснувшись  в проем
Вдруг в коридоре очутился
Старинным камнем  обложен

Наверно, в старые осады
Он осажденным путь давал
Сейчас же по нему в досаде
Витольд  влюбленный путь держал

Держа в руке фонарь зажженный
В другой- взведенный пистолет
Он пробирался в осажденный
Врагами лютыми вертеп

Хоть до конца еще не верил
Но знал, что много есть ВСЕГО
Уже за сто шагов отмерил
Вдруг  навалился  на него

Громадный зверь рыча и воя
Фонарь разбился и потух
Подмял Витольда под собою
Стремясь из парня выбить дух

Но  в миг, казавшийся коротким
Когда уже спасенья нет
Рукой  схватив за шерсть у глотки
Другой нащупал  пистолет

Тоннель две вспышки осветили
Со вздохом как бы зверь уснул
С последним тягостным усильем
Недвижный труп Витольд стянул

Усталость не сходила долго
Но наконец, фонарь сыскав
Увидел он седого волка
 В крови , но яростный оскал

Витольду страху не привили
Волк на цепи, примкнут ключом
Слепой-глаза бельмами были
И вдруг накрыл своим плащом

Вот облегчение настало
 И Витольд   дальше  пошагал
С его ладони кровь стекала
Но он того не замечал

И вот его при тусклом свете
Тоннель привел в большой подвал
Бочонки вин у стен приметил
Но посредине  гроб стоял

К огромной бочке  привинченный
Вот место страха, я б сказал
Упырь, наверно, заключенный
Вход тайный, верно, охранял.

Герой не с мякишного теста
Был сделан , только кровь с руки
Так потекла в проклятом месте
Что хоть сломайся и беги

До помутнения рассудка:
Гроб зашатался на глазах
Витольду так вдруг стало жутко
Но  он,  преодолевши страх

 Перевязав руку , устало
Побрел по  лестнице наверх
Что по ступенькам поднимала
Пистоль  свой  зарядив наспех.

Витая лестница крутая
К открытой двери привела
Вошел: вот поварня  пустая
Где  три разделочных стола.

Но  ни котлов,  ни поварешек
Он не увидел ни еды
Ни даже пары хлебных крошек
Но только странные следы

Вели его из кухни низкой
Что ж задрожал ты, как юнец
Он понял, кто  ТО  был  в записке:
И вот пути пришел конец.

Разномузычных  звуков низких
Витольд за дверью услыхал.
Но вместо сборищ сатанинских
Роскошнейший он видит бал

Он стал за нишей незаметно
И на толпу взирал, смущась
-Ну и к чему мне пистолеты?-
Спросил себя Грайвронский князь

Так  Витольд  в мыслях на попятный
Пошел, записку позабыл.
Спокойно. Храмовец проклятый
Видать, все спьяну сочинил

И волк в подвале том случайно
В капкан на запах прибежал
И в кухне след  телячий, странный
Зря страху на меня нагнал

Монах соврал. Тут дело чисто
А мне при Анне в дураках
В своем рванье не очутиться
Еще с оружьем  на руках

И правда- вон знакомых вдоволь
Вон, кажется, судья Милош
Вон у оркестра русский Коваль
Посол .А вон епископ тож

И вальс танцует гетман в маске
Он, что ль у нас ведьмак какой?
Но где же Анна в этой сказке?
Вот так из нас из всех любой

Обжегшись, продолжает верить
Что ошибался.  В  сердце мня
И  разрываться от потери
И вновь обманывать себя.
ххххххххххххххххххххххххххх
   Но на него лорнет наводит
Хозяйка бала. Ну и вот
Лакей к  Витольду вдруг подходит
И за собой сквозь зал ведет

Но не ведет его на выход:
Здесь все расставиться теперь
Тебя здесь ждут,  Грайвронский  Витольд
И тут сама открылась  дверь.

Он внутрь шагнул, и на мгновенье
Умолкла музыка кругом
Животное седцебиенье
Вдруг  всколыхнулося  огнем

Он вышел- аж зажмурил очи
Красавиц голых целый сонм
Светлее дня, в фате, как ночи
Но взгляд столкнулся с  Храмовцом....

Уже висел монах на люстре
Прикручен   проволкой к кресту
Под ним же трон, где демон шустрый
Уж обнимал за плечи ту,

Что в Витольда  желаньях  тайных
Такой же ,как сейчас была,
Но только обладатель явно
Не из людского был числа.

Самозабвенно , непристойно
Внимания не обращал…..
Что сверху  кровь  лилась и  стоны:
Монах там в муках умирал.

Внезапно Анна приподнялась
И прямо к Витольду пошла
А за ее уж место дралась,
 Девиц взопревшая толпа.


(Нам  бесовские ритуалы
Давно уж  Данте  описал
Но Гете с Фаустом не знали
ЧТО Г.......д насочинял)
 
Сейчас же Анна, приближаясь
К Витольду. В  смелой наготе
Девичья прелесть наслаждалась
 А он, он   стал белее  стен.

И подойдя, за руку взяла,
Кровоточащую, сорвав
Повязку, тут же кровь слизала
И, глядя прямо, вдруг сказав:

В подвале ты не с волком бился
Тобой погублен твой отец.
Давно за мамой волочился,
Как здесь висящий Храмовец

И не в войне он с турком сгинул
Но с дезертирством к нам шагнул
Ради любви он долг отринул
Садись, мой друг, на этот стул

Два кресла сзади подкатило
Не мог чтоб замертво упасть
Витольда  Анна усадила
И свой продолжила рассказ:

Мы церковь и закон не знаем
Диктуем волю сами МЫ
В своем всесилии встречаем
Приход так  жданный  князя Тьмы.

Подходим к цели мы конечной
Верховную получим власть
Что , с наслаждением  обвенчан
Нам обещает  ТРОННЫЙ Князь

Но он успеет нас покинуть
Лишь только твой раздастся вой
В твоих же жилах кровь отныне.
Как у меня, и я женой.

Тебе отныне верной буду 
Но вот и время  по часам…
Теперь последнее, повсюду
У нас враги, ты видишь сам

Ты одного из нас прикончил
И должен кровью искупить
Монах опасен нам, и  ночью
Его ты должен погубить.

И вот  залог  на верность :Дева
С руки сняв,  Витольду кольцо
На руку правую надела
И обросло его лицо..

-Ты здесь, а значит, будешь с нами
Пройдешь  зарок и будешь  наш.
Глас ведьмы с вислыми грудями
Витольд  услышал, но палаш

Свой  обнажив внезапно  острый
Вдруг с криком кинулся  на трон
-Уймись, не так-то все здесь просто
Услышал  он монаха стон:

-Стреляй в меня, прерви же муки,
Свои, мои, меня ж прости,
Что я обрек тебя на муки.
Не можешь ты меня спасти.

-Стреляй скорее, оборвется
Пусть не святая моя жизнь
Твоя же только лишь начнется
Смотри в живот не промахнись.

Кругом толпа захохотала
А демон бесновался так
Что люстра с телом задрожала
Но Витольд выстрелил. И смяк.

Но тут из Храмовцова брюха
Вместо крови на зал с толпой
Обрушился на злобных духов
Фонтан как душ воды святой

И тут метаморфоза вышла:
В мышей летучих обратясь
Забилась тучею под крышей
Толпа, и Анна, но их Князь

На троне молча улыбался
Но встал и мимо проходя
Сказал Витольду: ты остался
Один из оборотней.  Я

Пойду искать другое место
Где алчность в людях бьет ключом
Тебе ж  быть долго в шкуре тесной
Пока узнаешь, что почем…

И , усмехаясь, сбросив тогу,
Рек: человек ты или бес
Все упирается в итоге
В банальный ШКУРНЫЙ интерес!

Законы света я исполнил
Лукавый тихо исчезал
Последнее, что ВИТОЛЬД вспомнил:
Погасли свечи,  кончен бал.


Мышей летучих сдунул ветер
И тут толпа  цыган лихих
Ввалилась в замок из-за двери
Где состоявшийся жених

Стоял с Полонской в центре зала
Кольцо невесте возвратив
Мазурке время вновь настало
Богема, вальсы, позитив...

но Эпилог: не все так гладко
Как Это к нам перенеслось?
Длинна  Карпатская загадка
и общежизненный вопрос...

Наутро ж солнце осветило
 Реку, и замок, и паром 
С кибитками цыгане плыли
сошли и …скрылись за бугром.
Здесь заканчивается ВТОРАЯ ПЕСНЬ.


Рецензии