Свет издалека 3 Продолжение

ЧАСТЬ  ВТОРАЯ
http://www.proza.ru/2013/03/22/10
 ШКОЛЬНЫЕ  ГОДЫ

Пусть не подумают читающие эти строки, что Маня только тем и занималась, что пасла еврейских коров. Как и во всех нормальных семьях, главным делом для детей Шкуратовых была учёба в школе.
Их отец, Василий Иванович, по тем временам был весьма грамотным человеком. Он любил читать и бережно собирал каждый клочок бумаги, на котором было, хоть что-нибудь, напечатано. Достаточно повидавший на своём веку, он понимал всю необходимость получения образования для своих детей.

Его жена, Марфа, хотя сама и не знала грамоты,  (просто её никто этому не учил), но тоже понимала, что их детям обязательно нужно учиться.
Естественно, что на их  уединённом хуторе никаких учебных заведений не было, и детям приходилось ходить в школу, находившуюся в одном из соседних сёл.

Расстояние между их домом и школой было не менее пяти километров, причём, большая часть дороги шла через дремучий лес. В этом лесу водилось великое множество самых разных зверей, из которых волки и медведи представляли собой реальную опасность для маленьких детей. В те времена было очень много случаев нападения хищников на одиноких путников, а, иногда, даже на целые обозы с лошадьми. Все эти душераздирающие истории становились предметом обсуждения на маленьком, затерянном среди лесных болот, хуторе.   

Но учиться-то всё равно надо было. И юные хуторяне проделывали почти каждый день пешком по десять километров, (пять – туда,  и пять – обратно), чтобы получить необходимое образование.
Согласно возрасту, первой в школе начала учиться Мария, а затем, с промежутками в два года, Владимир, Елена и Иван.

Школа, где дети «грызли гранит наук», являлось типичным сельским учебным заведением начала двадцатых годов прошлого века. Такие же были ещё во второй половине 19 века. В начальной школе в одной классной комнате одновременно обучались ученики сразу несколько разных  классов.

Выглядело это примерно так: первоклассники пишут палочки, а в это время ученики второго класса решают задачки по арифметике. Третьеклассники делают упражнение по русскому языку, а четвероклассники читают параграф по истории. И у всех детей – один учитель. Конечно, особенно качественным такое образование не назовёшь, но что делать?
После революции и всех войн – иного для сельских жителей и не могло быть. Учеников в младшей школе обычно было совсем не много, да и учителей, к тому же, катастрофически не хватало.

О своих школьных годах мама рассказывала немного. Знаю лишь, что училась она старательно и получала лишь хорошие отметки.
Брат Володя – всё схватывал налету, но часто отвлекался на посторонние дела, а то и шалости. Оценки его были весьма неоднородны – по одному и тому же предмету он мог получить и «отлично» и «неудовлетворительно».
Тогда не баллами оценивали успеваемость, а словами:  «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Флегматичная Алёна училась средне, часто просто дремала на уроках. Ведь вставать приходилось очень рано, а она любила поспать. Но зато по поведению у неё не было никаких замечаний.

Лучше всех учился маленький Иван. Он, так же, как и Володя, всё схватывал налету, но слушал учителей при этом внимательно. Способный и амбициозный мальчик мечтал стать учителем. Пусть не покажутся кому-нибудь такие мечты приземлёнными. Просто, живя на хуторе, Иван никого важнее и грамотнее, чем учитель – в своей жизни не встречал. Без сомнения, это одаренный мальчик пошёл бы далеко, если его не постигла ранняя и обидная смерть…
Но это случится несколько позднее, а пока – умный и добрый Ванюшка – радует и учителей, и родителей.

УРОК  ИСТОРИИ   

Контингент учащихся  в маленькой сельской школе был довольно своеобразный. Большинство детей были из семей, где сами родители, зачастую, были неграмотными. В школу такие ребята приходили не зная ни одной буквы, но зато умея виртуозно ругаться матом.
Один из таких, второгодник Николюкин, долгое время даже никак не мог правильно произнести  имени своего учителя – Егор Николаевич. Простое русское имя – Егор, для этой невинной жертвы пьяного зачатия, являлось настоящим камнем преткновения.  И поэтому Николюкин обращался к своему педагогу  непринуждённо и просто: Чабор Миколавич. 

Почему именно «чабор», а, например, не «забор», - сказать трудно. Может быть потому, что «чабОром» в тех краях называли траву «чабрец», которую клали в самогон для придания зелью приятного аромата.  Возможно, мальчик неоднократно слышал дома разговоры о том, что в самогонку надо добавить «чабор». И теперь это слово у него странным образом ассоциировалось с именем учителя.

Вот как иногда звучал диалог между учителем и этим учеником:
   Егор Николаевич:
   - Итак, дети, сегодня мы изучили историю Спарты. К следующему уроку вы должны выучить всё, что написано об этом на страницах – 52-55. Всем понятно? Не забываёте, что учебник у вас один, поэтому отнеситесь к нему аккуратно. Вопросы есть?

Николюкин тянет руку. Учитель, предчувствуя недоброе:
   - Ну, что тебе, Коля непонятно?
Николюкин ломающимся баском – со своей задней парты:
   - Чабор Миколаич, закажи мне ету тананицу, что в переводе на русский язык звучит приблизительно так:
   - Егор Николаевич, задайте мне, пожалуйста, эту страницу.

Егор Николаевич нехотя подходит к ученику. Немытый палец Николюкина упирается в засаленный угол страницы 35. Парень смотрит на учителя и жалостно повторяет
   - Ету тананицу закажи…
Егор Николаевич глубоко вздыхает. Когда-то Николюкин смог достаточно связно ответить на уроке истории. И это был текст из учебника на странице 35.

Тогда, потрясённый и растроганный учитель поставил Николюкину первую и единственную в жизни парня четвёрку. Конечно, было совершенно очевидно, что текст пресловутой тридцать пятой страницы бестолковый ученик просто выучил наизусть. Больше таких «подвигов» Николюкин никогда не совершал, но сладкий яд успеха навсегда вошёл в его душу и с тех пор почти на каждом уроке истории он просил учителя задать ему «ету тананицу».

Вот какие ученики были в мамином классе. И, хотя по оценкам, Маша была одна из первых учениц, но это были успехи на общем, отнюдь не блестящем фоне.
К тому же,  из-за того, что с ранней весны до поздней осени  девочке приходилось  пасти коров, она часто пропускала школьные занятия. И тогда приходилось самостоятельно навёрстывать пропущенный материал.


ВАЖНОЕ РЕШЕНИЕ

История  с Фимкой случилась, когда Маше было уже почти 15 лет. И, если раньше она как-то мирилась со сложившимися обстоятельствами, то после гибели свинки, её буквально отвернуло от всех этих пастушеских дел.  Маше стало совершенно невыносимо проводить все дни возле коровьего стада.

Ведь по природе, она обладала пытливым умом и разносторонними интересами - неплохо и со вкусом шила, любила петь и читать книги. Во время летних пастушеских  дел ухитрилась, с помощью своего брата – умельца Володи, сделать скрипочку, на которой по слуху научилась играть нехитрые мелодии.

Но больше всего на свете хотелось Маше учиться.  Любой ценой покинуть всё, связанное с этой унылым существованием, стало её главной целью. Тем более, что она знала, что не так уж и далеко находится место, где по слухам,  идёт совсем иная жизнь. И как чеховские сёстры восклицали: «В Москву! В Москву! В Москву!» - так и Маша беспрестанно повторяла про себя название прекрасного и загадочного для неё города: «Смоленск».
Уйти в Смоленск, чтобы получить там образование – это была мечта, ради осуществления которой она была готова пойти на любые жертвы.

Однажды, когда в полдень, насытившиеся коровы лежали на траве и спокойно пережёвывали свою жвачку, Маня тоже прилегла на траву отдохнуть. Над ней тихо шевелились длинные гибкие ветви берёзы, сквозь ажурную листву просвечивало бледно-голубое небо…
И среди этого идиллического покоя к Маше вдруг пришла простая и страшная в своей неуклонной решимости мысль:
   - Если я не смогу учиться, то повешусь на этой берёзе.
Таким образом, Мария точно осознала, ради чего ей стоит жить.

Не знаю,  как отреагировали в семье, когда узнали о желании Марии уехать на учёбу в город. Во всяком случае, грамотный отец понимал значение образования и не препятствовал дочери в осуществлении мечты.

Правда, и помогать Марии никто не собирался. Несмотря на неустанные труды, семья по-прежнему жила очень трудно. Так что рассчитывать девушка могла только на свои силы. Разумеется, это не могло её остановить. Смоленск светил и звал к себе, как путеводный маяк.

Поэтому, закончив десять классов, для чего приходилась ходить в школу-десятилетку в отдалённое село, Мария уехала в город своей мечты. Но это случилось после того, как семья Шкуратовых оставила свой хутор и перебралась в Прасковино. Переезд этот был вынужденный и вот почему?

КАК ВАСИЛИЙ  В  КОЛХОЗ  ВСТУПАЛ

Весной 1933 года в Шумячском районе началось насильственно объединение крестьян-единоличников в колхозы. Те из крестьян, кто не желал отдавать своё хозяйство в общее пользование, объявлялись «кулаками» и подвергались реквизиции имущества, а сами высылались в «места не столь отдалённые». Тогда это называлось «отправиться на Соловки».

Но, несмотря на опасность репрессий, упрямый Василий продолжал жить особняком на своём хуторе. «Кулаком» он не являлся, так как не использовал наёмных работников и все работы выполнял исключительно силами своей семьи.

Честный труженик, всю жизнь работавший в поте лица на своём клочке земли, не мог понять, почему он должен отдать своего коня Савраску, корову Милку, двух хрюшек и десяток кур в колхоз, где заправляет нищий горлопан и лодырь – Петька Третьяков? Такие, как этот Петька и у себя в хозяйстве порядка навести не могут, а теперь хотят отобрать у него всю скотину и прочую живность.
   - Нет, не бывать этому!

Но не понимал упрямый хуторянин того, какую власть приобрёл горлопан Петька Третьяков. С его подачи внесли семью Шкуратовых в списки на «раскулачивание». Да так по-иезуитски подло! Поскольку кулаком Василия даже при всём желании назвать было нельзя, то вставили его в новоизобретённый разряд «подкулачников». И всего лишь потому,  что имелся в хозяйстве крестьянина-середняка Шкуратова – конь Савраска.

И загудеть бы семье Василия на Соловки, если бы не счастливый приезд в Зверинку племянника Марфы Платоновны – Никиты Панасенкова.

Продолжение следует
http://www.proza.ru/2013/03/29/40


Рецензии
Танечка! Несправедливое время какое было...
Трудился человек честно- и на тебе, в "кулаки"...
Это просто чудо, что удалось избежать гонений.
Не буду писать слишком больших рецензий, чтоб тебя не утомлять.
Повесть написано образным языком и очень приятно ее читать.
Благодарю тебя!

Ната Гранковская   22.01.2021 22:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.