Томас Бостон. Обетование стойкости в благодати

ОБЕТОВАНИЕ СТОЙКОСТИ В БЛАГОДАТИ   
 
Томас Бостон 
 
Из книги «Взгляд на завет благодати»   
 
(Boston T. View on Covenant of Grace. Edinburgh,1990. P.131-134)
   
 
 
Есть обетование вечной жизни; можно ли подобным же образом понять обетование стойкости в благодати, которое возложено на всех людей, предузнанных в Завете благодати, оправданных, находящихся в новых отношениях с Богом и освященных, так, что, однажды обретя благодать, они никогда не отпадут от нее ни полностью, ни окончательно. Это обетование мы видим в Иер.32.40: «И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня». Они утверждены двояко: и Бог обещал не оставлять их, и они никогда не отвернутся от Него. И то, что это утверждение включено в обетование вечной жизни, показывает Апостол, приводя последнее: «Только верою жив будет» (Евр.10.38). Такова злоба сатаны, что он имеет преимущество над святыми в этой жизни, так многообразны ловушки для них в сем злом мире, так нежен росток благодати Божией, вложенный в них, и такими растленными, переменчивыми и непостоянными являются даже сердца лучших из лучших,  что если бы стойкость не была обеспечена обетованием Завета, а предоставлена их свободной воле, то они, возможно, спаслись бы, но были бы избавлены столь жалкими, как искры огня, сохранившиеся посреди океана. При таких условиях они могли бы все погибнуть, и Иисус Христос, проливший Свою кровь, остался бы Главой без членов, Царем без подданных. Но слава Христа и Его спасительного искупления не остались в такой неопределенности. Стойкость, которая не удалась Адаму и была условием второго Завета, была исполнена от его имени Вторым Адамом, и Он дал обетование этой  стойкости. Когда, соответственно, Он претерпел до конца, подчинившись закону за святых, будучи послушным даже до смерти, Он действительно приобрел их. Такая стойкость Христа в повиновении закону, была полным исполнением Завета и места закона в нем, благодаря чему обеспечена неотступность святых в силу верности Бога Своему обетованию.
Теперь это обетование начинает выполняться в них, как только они становятся едины со Христом, и это продолжается на всем протяжении их жизни вплоть до смерти и вступления во славу; да, строго говоря, смерть не является последним, но лишь промежуточным этапом их стойкости, после которого она подтверждается в гораздо большей мере,чем до него. После их объединения со Вторым Адамом они по домомтроительству заинтересованы в Его послушании, в котором Он был стоек до конца, и, будучи утвержденными, они более не смогут отпасть: даже природное семя Адама могло быть утверждено, по завершении срока испытательного послушания и исполнения условий завета дел. Мистические же члены Христовы получают наследие как награду за Его неизменное послушание, как если бы в том случае, что все пошло бы иначе, природное семя Адама могло обрести стойкость как награду за его неизменное послушание*.
Обетование стойкости святых, как представляется, добавляется к обетованию благодати и дела Христова. Отец обещал Ему, что Он защитит Его, так как Он (Христос) не должен потерпеть неудачу (Ис.42.1-4). Это обетование, лежащее на Нем, осуществляет вместе с тем спасение и поддержку Его членов, во всех их искушениях, испытаниях и опасностях, предоставляя уверенность потому, что благодаря Главе Его мистические члены находятся вне досягаемости этих опасностей.
В обетовании стойкости есть две главных ветви.
1. Обетование означает продолжение влияния благодати, которая время от времени прилагается тем, кто однажды приведен в состояние благодати: Он дает воду во всякое время. Их запас благодати скоро исчерпался бы, если бы они остались жить на нем без обновления, поступающего из Его руки; сами по себе они отомрут, как сухие ветви, и умрут, если не будут накормлены (Лк.22.32, Иоан.15.6) . В состоянии невинности Адам имел больший дар благодати, чем любой из святых в земной жизни, пока он не потерял его. Но милость Божия в верующих не может быть настолько потеряна, ибо в силу обетования она продолжает поддерживать их, а именно, сохраняет в благодати тех, кто умер бы при ее удержании, поскольку они являются освященными Бога Отца и спасенными в Иисусе Христе (Иуд.1); те, кто пробужден благодатью, могут томиться, могут быть подавлены господствующим тлением и искушениями, но их превозмогает и укрепляет влияние благодати, через которое они снова пробуждаются и собираются с силами, чтобы превозмочь растление и оттолкнуть искушения, и они расцветут как виноградник. Соответственно, их вера никогда не потерпит неудачу полностью, а сохранится, пробудится и укрепится, и вская другая благодать приложится с ее помощью. И они пройдут через перевал, зная о том, что Дух вновь принесет им благодать от Христа, Главы, от Которой все тело получает питание – а именно, через дары Духа (Фил.1.19), возрастая в полноту возраста Христова (Кол.2.2).
2. Главная же, вторая ветвь обетования – это обетование помилования, а именно продолжения прощения повседневных грехов, через которое, несмотря на возникающие отпадения их от Бога, совершающиеся время от времени, предотвращается полный разрыв с Ним: «прощу беззакония их» (Иер.31.34). Однако оправданные не нуждаются в подтверждение своего статуса каждый раз в новом прощении, но это только проявление того помилования, которое уже было, а так как помилование оправданных никогда не будет отменено, хотя из-за своих грехов они могут потерять его из виду, в отношении их ежедневного хождения они тем не менее нуждаются в помиловании, хотя не обретают новую вину пред Ходатаем: «омытому нужно только ноги умыть, ибо чист весь» (Иоан.13.10). Грех оправданных не может стать причиной вечного гнева, тем не менее он предоставляет их отеческому гневу (Пс.89.30-32). И поэтому они должны молиться каждый день: Отче наш, прости нам долги наши.
Это помилование предоставляется им через обновление веры в Иисуса Христа и покаяние пред Богом, однако не за их веру и покаяние, но ради Христа, как и первое помилование (1 Иоан.2.1-2,7). К ним прилагается вновь Кровь Христа, чтобы их души вновь обратились к покаянию, отвращаясь от своих грехов и ненавидя их, испытывая скорбь, стыд и презрение к самоправедности. Взирая верою на Того, Которого пронзили, они скорбят вновь в покаянии, и таким образом обретают прощение. Ибо, хотя покаяние не приходит само собой, но следует за прощением грехов и оправданием, но не только вера, но и покаяние дается тем, кто оправдан: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха… Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам наши грехи и очистит нас» (1 Иоан. 1.7-9). Поэтому нам повелевается молиться так: «Отче наш, прости нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим» (Мтф.6.9-12). И это не просто заявление о прощении наших грехов в оправдании, но помилование предполагает, что мы будем прощать другим, что еще более четко дается нам понять в Лк.11.4: «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему» (KJV). Нашему сердцу прилично прощать других, проявляя истинно христианскую любовь к ближнему, и это вытекает из любви Божией, которая возгорелась в наших сердцах милующей благодатью Божией нам (Лк.7.47, Еф.4.32). Здесь есть разница: неоправданный грешник находится под гневом, который стремится не исправить, но уничтожить виновного; пока это не будет удалено, не может быть истинно евангельского покаяния грешника и восстановления его к жизни, без которого закон обречет его на погибель. Но святой, который оправдан, находится лишь под отеческим гневом, который стремится не к его разрушению, а к восстановлению и исправлению, и поэтому сей гнев остается, пока он не покается, отвернувшись от греха и обратившись должным образом к Богу, и взыскав Его, чтобы Его гнев отвратился от него, как было с Давидом и Петром.
И, таким образом, святые имеют реальную стойкость в благодати. Обетование продолжающегося действия благодати обеспечивает не только спасение, но и обновление их в благодати, и частности, в вере и покаянии и продолжении помилования через веру и покаяние, и удаляет их от вины и отеческого гнева. Дух Христов постоянно живет в них, и сохраняет неприкосновенными узы единства с Ним, и восстанавливает их, когда они упали, разжигая священное пламя благодати над прахом и тлением. Даже протягивая иссохшую руку с верой, человек принимает обетование помилования за вину всех его грехов, заслужившую вечного гнева; так тает его сердце в благодатном покаянии, и потому он верит, что обетование дарует прощение, чтобы лишь отеческий гнев тяготел над его дальнейшими грехами и падениями, и соответственно он получает это прощение, и всегда сохраняется от окончательного падения и разрыва с Богом.
 
* Континентальная реформатская традиция, в отличие от пресвитериан, особенно шотландских, не признает учения о завете дел, поскольку имеет основания считать, что оно неправомерно возвеличивает Адама и умаляет заслуги Христа. – прим. пер.   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии