Лесть как средство манипулирования

"...не было лести в устах Его" (1 Пет. 2:22).

Так апостол Пётр свидетельствовал о Христе. "Лесть подобна оружию, нарисованному на картине. Она доставляет приятность, а пользы  никакой", – говорил древнегреческий мудрец Пифагор.
Френсис Бэкон относил лесть к роду дудки, которой приманивают птиц, подражая их голосу. А Франсуа Ларошфуко заметил: "Лесть – это фальшивая  монета, имеющая хождение лишь благодаря нашему тщеславию". Лесть определяют как “арфу тщеславия”, “шубу из тёплых слов”, подкоп порока под добродетель, чтобы она пала. Лесть – испытанное средство манипулирования сознанием человека. Льстец вроде искусного иглоукалывателя проникает даже в глубины подсознания своей жертвы, добиваясь желанной для себя перемены в её менталитете. Даже в гомеопатических дозах этот яд деформирует психику человека.
О Христе сказано, что не было лести в устах Его. Но если Христос никому не льстил, то лжехристос, точнее, антихрист  "поступающих нечестиво против завета он привлечёт к себе лестью" (Дан. 11:32).
Психология большинства людей настроена не на  истину,  а  на лесть: "говорите  нам    лестное,    предсказывайте    приятное" (Исх. 30:10), – предлагают они. Так, например, израильский царь Ахав, настроенный на предсказания льстивых пророков, не воспринял предостережение истинного пророка Михея, поскольку оно дисгармонировало с его самолюбием (3Цар. 22:13). Предпочитая горькой правде сладенькую лесть, нечестивый руководитель Израиля обрекал себя на погибель.
Человеческое общество страдает смертельной  болезнью  греха, чреватой погибелью, но люди не хотят и слышать об этом. Им  нужны только оптимистические прогнозы. Потому-то, по предвидению апостола Павла, люди “здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху” (2Тим. 4:3).
У Крылова есть басня "Ворона и Лисица". Вороне, которой  Бог послал кусочек сыру, лисица  стала  интенсивно  льстить  с  целью спровоцировать на сольное исполнение известной арии. Ворона  каркнула во всё воронье горло, и сыр стал достоянием льстицы Лисицы.
               
"Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна" –

подчёркивает баснописец. Правда, Дейл Карнеги  рекомендует  поощрять своих собеседников, но не лестью, которая является  незаслуженной похвалой, а наградой, как более точной оценкой человеческого достоинства. “Что плавильня - для серебра, горнило для золота, то для человека уста, которые хвалят его” (Пр. 27:21), – заметил Соломон. Похвала может поощрить человека, обнаружив его скромность и смирение, а может вскружить ему голову, возбудить чувство превосходства и тем самым погубить его.
Льстецы всегда готовы елейно  улыбаться  и  услужливо  прогнуться. Однако самое страшное – то, что человек, которому льстят, лишается объективной оценки своих действий и может погибнуть.
Был такой библейский царь Иоас. Его спасла от  смерти  богобоязненная тётя, жена священника Иодая. Шесть лет он  воспитывался в религиозном духе. Затем он стал царём  и,  благодаря  своему дяде, благословенно и долго царствовал, подвизаясь против идолослужения.
Однако, когда дядя Иодай скончался,  "пришли  князья  иудейские, и поклонились  царю;  тогда  царь  стал  слушаться  их"  (2 Пар. 24:17).
Возможно они прельстили царя такими комплиментами:  "Слава Богу, наконец-то наш  царь  освободился  от  диктата своего консервативного дяди. Мы надеемся, что отныне наш  повелитель будет более либеральным и современным и зашагает в  ногу  со временем".
Эти слащавые и хитрые слова возбудили Иоаса вернуться к идолослужению. Хуже того, он игнорировал пророков,  увещевающих  его покаяться. А пророка Захарию, сына священника Иодая, который сделал ему столько добра, он повелел казнить. Казнь совершили  через побиение камнями прямо во дворе  Дома  Господнего.  Но  последние слова мученика Иоас не мог забыть: "Да видит Господь и да взыщет!"  Рабы царя составили против него заговор и убили его прямо на постели (2 Пар. 24:25).
Так льстецы погубили царя, который хорошо начинал, да  плохо закончил.
Отсюда следует недвусмысленный вывод: "Берегись льстецов". И верно замечено, что льстецы похожи на друзей, как волки на собак.
Почему Библия осуждает лесть? Прежде всего потому, что она является вариантом лицемерия.  Больше того, лесть лжива в той или другой степени. “Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. Истребит Господь уста льстивые” (Пс. 11:3-4). По утверждению Соломона, “человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его” (Пр. 29:5). Когда-то фарисеи в качестве преамбулы к вопросу о налогах  пытались польстить Христу и таким образом заманить Его в западню. Прислушаемся к приторно сладкой патоке их речей: “Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо” (Мф. 22:15-22). А далее последовал коварный искусительный вопрос о подати кесарю – посредством которого враги Христа хотели заманить Его в политический капкан. Однако Господь не потерял бдительность вследствие головокружения от похвалы, и распознал лукавый умысел фарисеев. Ведь фарисеи всегда льстят.
Молодым людям следует иметь в виду льстивую речь профессиональных соблазнителей и соблазнительниц. Опытный Соломон, хорошо в этом разбирающийся, рассказывает о наивном юноше, доверившимся той женщине, которая “множеством ласковых слов увлекла его, мягкостью уст своих овладела им” (Пр. 7:21).
Когда-то народ польстил царю Ироду, говоря: “Это голос Бога, а не человека” (Деян. 12:21-23). Клюнувший на эту приманку царь не пресёк незаслуженную похвалу, не переадресовал её Тому, Кому она действительно принадлежала, и погиб, изъеденный червями. Можно сказать, червями лести, которые паразитируют и размножаются благодаря сладкоречивым личностям.
Каким образом освободиться от преувеличенного мнения о самом себе, как благоприятной почвы для лести? Апостол Павел предписывает не думать “о себе более, нежели должно думать, но думать скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил” (Рим. 12:3).
Далее, следует освободиться от лицемерия и лицеприятия, как предпосылок для лести, и подобно Елиую сказать: “На лицо человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану, потому что я не умею льстить...” (Иов. 32:21-22).
Хорошо, если вслед за апостолом Павлом мы сможем повторить: “Никогда не было у нас пред вами ни слов ласкательства... ни видов корысти” (1Фес. 2:5-6).
Да поможет нам Господь самим никому не льстить и не попадаться в лицемерную ловушку лести!


Рецензии
Тема весьма актуальна, и вы ее превосходно раскрыли.
С интересом прочитала.
Спасибо.
Кира.

Кира Крузис   01.06.2013 17:56     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку лестную
Эссе о сути всякой лести.
А за рецензию полезную,
За ироничную поэзию,
Как и за логику железную
Достойны Вы хвалы и чести!

С искренним уважением -

Александр Азовский   02.06.2013 02:31   Заявить о нарушении