Земля Израйлева Гл. XII

               
Британский период в Эрец-Исраэль начался в октябре 1917 года, т.е. практически с момента вступления английских войск в южную часть страны. Однако только в апреле 1920 года на международной конференции в Сан-Ремо Великобритании был передан мандат на управление Палестиной. 24 июля 1922 года его утвердила Лига Наций. 29 сентября 1923 года мандат официально вступил в силу.

Он полностью без всяких поправок и изменений включал в себя «Декларацию Бальфура». В этом официальном документе Лиги Наций впервые рядом с названием Палестина в скобках стояла ивритская буква «алеф». Это была аббревиатура Эрец-Исраэль со столицей Иерусалим. И ещё одно важное обстоятельство. Лига Наций согласилась признать всю территорию Палестины Национальным Домом еврейского народа.
 
После острой дипломатической полемики и подковёрной борьбы Англия и Франция установили окончательные границы подмандатных территорий. При этом был проявлен полнейший волюнтаризм и абсолютное игнорирование исторических фактов. В частности Ливану была передана значительная территория к югу от реки Литани. Теперь это южный Ливан. Земли Верхней Галилеи, отданные за здорово живёшь ливанцам, спокон веков являлись составной частью Эрец-Исраэль. Сирии в это же время прирезали территорию Голанских высот никогда ей не принадлежащих.

В итоге все получили желаемое, кроме палестинских арабов. Такое развитие событий их явно не устраивало. Они в жёсткой форме выразили своё возмущение. В 1921 году британцы решили успокоить арабов. Создать для них в Палестине своё государство. С этой целью они разделили Эрец-Исраэль по реке Иордан. Её западная часть осталась под британским правлением. Здесь продолжали заселяться еврейские репатрианты. Восточная часть Эрец-Исраэль превратилась в Трансиорданский Эмират.

Его англичане подарили палестинским арабам. Точнее, эмиру Абдалле-I, арабу-саудиту, который даже не был жителем этих мест. Деду нынешнего иорданского короля Абдаллы второго. Вот так, одним росчерком британского колониального пера из пустынных племенных кочевников была создана новая арабская нация – трансиорданцы.

Британия, создавая Трансиорданию, искренне считала, что это будет государство для всех палестинских арабов. А вот сегодня эти арабы требуют ещё одно.  Для евреев возникновение Трансиорданского Эмирата, в который уже раз за четырёхтысячелетнюю историю, обернулось трансфертом. 6 тысяч человек было изгнано с территории нового государства, а их собственность конфискована.

В результате британского политического волюнтаризма создалась печальная для евреев ситуация. Как уже отметил выше, Лига Наций после первой мировой войны согласилась с тем, что В С Я  Палестина (Эрец-Исраэль) является Национальным Домом для еврейского народа. В нарушение этого решения Британия отхватила от «Национального Дома» его львиную долю. Под контроль Трансиорданского Эмирата она передала 77% всей территории Палестины или 91 тыс. кв. км.

Оставшиеся 23% или 27 тыс. кв. км уже ООН, преемница Лиги Наций, поделила между евреями и арабами примерно поровну. Таким образом, от исторической родины евреям достался лишь её крохотный лоскуток. Всего 12% от общей площади уже ранее урезанной Эрец-Исраэль.

Однако арабские страны не признали даже такого, с позволения сказать, «компромисса». В ходе Войны за Независимость египтяне оккупировали предназначавшийся палестинским арабам Сектор Газы, а Трансиордания захватила Западный Берег реки Иордан. Тут же его аннексировала, и, следуя географической логике, переименовала себя в Иорданию.

Революция, гражданская война, погромы явились причинной очередного исхода евреев из большевистской России. В это же время в Европе наблюдается всплеск еврейского национального движения. Во многом он был вызван появлением «Декларации Бальфура» и началом Британского правления в Палестине.

Поток еврейской эмиграции, как и в наше время, устремился тогда по двум направлениям: в США и Эрец-Исраэль. Путь в Америку для евреев в те годы был совершенно свободным. Поэтому те, кто решился ехать на историческую родину, делали это осознано. Исключительно из сионистских побуждений.

Волна эмиграции 1919-1923гг. была названа «Третьей алеёй». В этот период в страну прибыло 95 тыс. человек. 53% – из России, 36% – из Польши. Остальные 11% приехали из Литвы, Румынии и стран центральной Европы. Представители этой алии стали той творческой силой, которая в значительной мере преобразила еврейский ишув Эрец-Исраэль.

Алия выдвинула из своих рядов значительное число лидеров, сыгравших важную роль в борьбе за создание еврейского государства. В эти годы были основаны Всеобщая федерация трудящихся Эрец-Исраэль (Гистадрут) и организация самообороны (ХАГАНА). В период Третьей алии значительно расширилась карта еврейских поселений. Было основано много киббуцов и мошавов.
         
Британское правление в Палестине началось с великих надежд еврейского ишува и явных признаков проявления доброй воли правителей. А вот конец этого периода для еврейского народа оказался горьким и бесславным. Причин здесь много. Но главных – только две. Первая – сильнейшее противодействие местного арабского населения еврейской иммиграции. Вторая – упорное нежелание английских властей в Палестине содействовать спасению европейского еврейства от нацистского уничтожения.

Захватив Палестину, Британия ввела в ней военное правление. Называлось оно «Администрацией оккупированных территорий противника». До 1920 года британские власти продолжали применять на захваченной территории законодательство Османской империи. Только после конференции в Сан-Ремо в стране начали действовать гражданская администрация и английские законы.

Главой британской администрации являлся Верховный комиссар. Он назначался британским правительством. Комиссар обладал широкими полномочиями практически во всех сферах управления страной. Первым Верховным комиссаром Палестины был сэр Герберт Сэмюель. Кстати, не только еврей, но и убеждённый сионист. После него эту должность занимало ещё семь знатных английских лордов и сэров.

История британского правления своими колониями весьма подробно отражена в так называемых «Белых Книгах» Это отчёты о политических мероприятиях правительства в различных регионах Великобритании. «Белые Книги» называли по фамилии министра колоний, занимавшего эту должность в момент опубликования Книги.

В 1922 году была опубликована «Белая книга Черчилля», посвящённая Палестине. В ней давалась уже новая интерпретация обязанностей Англии по отношению к вопросу создания еврейского национального очага. В частности указывалось, что британское правительство не желает, чтобы Палестина стала «… настолько еврейской, насколько Англия является английской». Максимум на что соглашалась Великобритания, так это создать в Палестине «…центр, который стал бы для всего еврейского народа средоточием его религиозно-национальных интересов и источником гордости…»

В «Белой Книге Черчилля», правда, подтверждалось право евреев на иммиграцию в Палестину, но появилась существенная оговорка. Она гласила, что приток еврейского населения не должен превышать экономической емкости подмандатной территории. Данная поправка позволяла мандатным властям проявлять полный произвол в вопросе иммиграции.

Тем не менее, евреи продолжали прибывать в Эрец-Исраэль. Они селились в Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме. Здесь переселенцы создавали предприятия, разного рода мастерские, различные фирмы. Открывали магазины, кафе, рестораны. Английские власти позволили еврейской общине самостоятельно управлять своими внутренними делами.

В октябре 1920 года еврейское население Палестины (ишув) избрало Собрание депутатов. Нечто вроде парламента. Его исполнительный орган, Национальный Совет, занимался практически всеми проблемами повседневной жизни евреев Эрец-Исраэль.

В ведении Совета находились вопросы сбора финансовых средств, образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение и т.д. Совет занимался строительством новых кибуцов, мошавов, поселений, прокладкой дорог и многими другими проблемами. Именно в это время закладывались основы социальной и экономической инфраструктуры будущего еврейского государства.

С началом широкого поселенческого движения в острейшую проблему превратился вопрос безопасности. С первой волной алии в период между 1882-1903гг. в Эрец-Исраэль прибыло более 60 тысяч евреев. Приток эмигрантов вызвал агрессивную реакцию у арабского населения.

Многие арабы относилось к переселенцам ещё более враждебно, чем к местным евреям. И не только по политическим мотивам. Простых арабов политика вообще мало интересовала. А вот успехи еврейских соседей раздражали чрезвычайно.

На фоне традиционной восточной медлительности энтузиазм и энергия молодых репатриантов будоражил у арабов чувство некой неполноценности. Само собой, и нездоровую зависть тоже. Особенно, когда они видели, как быстро растут новые поселения, осушаются болота, а ранее непригодная для земледелия земля даёт обильные урожаи.

А тут ещё науськивание шейхов. Короче, мотивация для грабежей и разбоя существовала. Арабы поодиночке и бандами грабили еврейские сельскохозяйственные поселения. Воровали скот и сельхозинвентарь, поджигали посевы. Случались и убийства.

Для охраны своих поселений евреи нанимали бедуинов, друзов, черкесов. Платили им приличные деньги. Однако в полной безопасности себя не чувствовали. Нередко сами охранники участвовали в грабежах. В конце концов, еврейское население Эрец-Исраэль решило создать свою организацию, которая обеспечила бы безопасность поселений. Была создана инициативная группа. В основном из молодых репатриантов из России.

14 апреля 1909 г. она собралась в поселении Кфар-Тавор. Участники встречи решили отказаться от услуг наёмных стражей и создать собственную организацию самообороны. Назвали её «Ха-Шомер» – страж. Главной задачей организации стала деятельность по охране и защите всего еврейского ишува.

Основание «Ха-Шомер» явилось подлинно историческим решением. Никогда ранее евреи не пытались создать собственную организацию самообороны. Они предпочитали пользоваться услугами наёмников. Строили крепкие стены вокруг своих поселений, создавая по-существу закрытые гетто.

«Ха-Шомер» возглавил комитет, председателем которого избрали Исраэля Шохата. В состав комитета вошло 7 человек. Среди них был Ицхак Бен-Цви, ставший впоследствии вторым президентом Израиля. Комитет разработал структуру организации, её устав и программу. Набор бойцов в «А-Шомер» производился по принципу строгой добровольности. Однако существовал отбор по физическим и идеологическим критериям.
 
Бойцы проходили основательную подготовку на специальных курсах. Там они постигали искусство рукопашного боя. Учились верховой езде, владению различными видами холодного и огнестрельного оружия. Изучали топографию, тактику ведения боя и прочие военные науки.
Одновременно знакомились с особенностями психологии арабского населения. С условиями их жизни, традициями и привычками. А также с деятельностью турецкой администрации. Члены «Ха-Шомер» в совершенстве владели арабским языком. Носили арабскую одежду. Были вооружены современным на то время оружием.
 
Поначалу организация взял под свою охрану только два населенных пункта Кфар-Тавор и Седжера. Они находились в плотном окружении арабских деревень. Часто подвергались жестоким набегам. В течение трёх последующих лет к этим поселениям присоединилось ещё семь, в том числе Хедера, Реховот, Ришон ле-Цион. Теперь это крупные израильские города.

Бойцам «Ха-Шомер» платили довольно высокие зарплаты. Значительно больше, чем охранникам бедуинам и черкесам. Из-за недостатка средств не все еврейские поселения могли воспользоваться услугами организации самообороны. Тем не менее эффективность «Ха-Шомер» год от года росла. Со временем её бойцы стали охранять большинство еврейских поселений. Организация очень скоро стала заметным фактором в жизни еврейского ишува.

В июне 1920 г. «Ха-Шомер» расформировали. Вместо неё была основана нелегальная военная организация «Хагана» – оборона. В неё вступили тысячи молодых ребят. «Хагана» уже на бесплатной основе взяла под свою защиту весь еврейский ишув.

Британское правительство с получением мандата на управление Палестиной приняло на себя обязательство по защите еврейского населения. Однако очень скоро выяснилось, что английская администрация, не желая ссориться с арабами, закрывала глаза на их грабежи и разбой. Бойцам «Хаганы» пришлось противостоять арабскому террору. И они довольно успешно справлялись с этой задачей. Одновременно боролись и с произволом британских властей.

В вопросах безопасности населения и охраны его имущества руководство ишува наделила «Хагану» широкими полномочиями. Был создан генеральный штаб организации. В него вошли шесть человек. Три человека от левых партий, предлагавших сотрудничество с англичанами, и три – от правых, считавших, что с английской властью в Эрец-Исраэль нужно не сотрудничать, а бороться. Если надо, то  и с применением оружия.

Эти противоречия во взглядах на протяжении долгого периода времени вызывали жестокие споры и конфликты внутри организации. В конце концов, они привели к серьёзным разногласиям. В 1931 г. от «Хаганы» откололась группа единомышленников. Они считали, что на арабский террор следует отвечать террором еврейским.

Группа основала новую организацию. Назвали её «ЭЦЕЛ». Это аббревиатура ивритских слов, которые на русский язык переводятся как «национальная военная организация». Она фактически стала военным крылом сионистско-ревизионной партии Зеева Жаботинского.

Обе организации действовали параллельно. «Хагана» сдерживала арабский террор, не прибегая к ответным террористическим действиям. «ЭЦЕЛ» же жёстко реагировал на террористические вылазки арабов. Порой, платя им той же монетой. Боевики «ЭЦЕЛ» вели борьбу и с английскими властями. При этом террором они тоже не брезгали.

Вскоре в рядах «ЭЦЕЛ» появилась ещё более радикальная группа. Её члены считали, что борьба с англичанами ведётся не достаточно энергично. В 1940 году произошёл раскол «ЭЦЕЛ». В результате появилась военизированная организация под названием «ЛЕХИ» – «Бойцы за свободу Эрец-Исраэль».

Её основателем и первым командиром стал поэт Авраам Штерн. Для своей боевой организации он написал слова и музыку гимна, который назвал «Неизвестные солдаты». Изредка гимн бойцов «ЛЕХИ»  в Израиле поют и сегодня.


Рецензии