Река времени 58 Каралино-Бугаз. Аккерман

Вечером в пятницу приехал Иван на своей служебной машине и к 21 часу мы были уже в Рыбнице на квартире у Москвичей.  В большой домашней библиотеке нашел информацию про  Каролино-Бугаз, куда должны завтра ехать.

Странное название отражает историю этого места Бугаз (Буаз) название татарского селения, уничтоженного во  время русско-турецкой войны 1787-1791 . Каролино, от  имени подольского графа Кароля Сцибор-Мархоцкого, владевшего землёй  во время заселения её  подданными Российской империи.

Отъезд из Рыбницы намечался, на служебном автобусе, с работы Ивана, в одиннадцать часов субботы, чтобы к вечеру быть в пансионате.
 
Время в дороге прошло незаметно и к пяти вечера мы были на месте в пансионате строительной организации, в которой работали Люда и Иван. Пансионат представлял собой пару десятков маленьких, однокомнатных  домиков с двумя окошками, установленных прямо на пляже в 40 метрах от уреза воды.

 Условия быта вполне спартанские, но нас это не пугало, так как главным было прекрасная погода и теплое, ласковое море.  Наскоро поужинав едой взятой на дорогу, мы пошли купаться. Вволю наплескавшись, мы с Лидой пошли вдоль берега, рассматривая местность.

Каролино-Бугаз - это песчаная коса, находящаяся в 50 километрах от Одессы.
 Представляет собой  пересыпь -  узкую и низкую, десятикилометровой длины,   полоску наносной суши из песка и гальки, отделяющую пресный Днестровский  лиман  от солёных вод Черного моря.

Пересыпь, по-видимому,  образовалась под действием прибойного потока и волновых течений  в результате перемещений песчано-галечных  наносов Днестра вдоль берега.
 По косе проходят  автомобильное шоссе и железная дорога из Одессы в город  Белгород Днестровский, расположенный на западном берегу Днестровского лимана, в пятнадцати километрах от косы.

В наиболее узком месте, примерно в километре от нашего пансионата, ширина косы не превышает ста метров.  Здесь мы перешли через железнодорожную насыпь и автомобильное шоссе и вышли на берег Днестровского лимана, который раньше называли Овидиевым озером.


Вода в лимане оказалась теплее, чем в море и значительно грязнее. Но не настолько, чтобы отказать себе в удовольствии искупаться в новом месте. Берег лимана менее удобен для пляжного отдыха. Кое-где заросли тростника подошли к самой воде, остатки водной растительности  и ил у самого берега не добавляют качества купанью на  лимане.
Отметившись водной процедурой, снова перешли косу и направились к пансионату берегом моря, решив для себя, что завтра с утра пойдем пешком до Затоки.

Затока, как нам объяснил Иван, большой посёлок городского типа у поворота дороги на Белгород Днестровский. Село, которое расположено у начала косы Каролино-Бугаз тоже, официально, называется Затока, хотя все люди  село именуют  по названию косы.

От нашего пансионата оно примерно в километре. Между этими двумя населенными пунктами, пересыпь, во многих местах, покрыта россыпью туристских палаток,  застроена дачными домиками, пансионатами, а кое-где и  комфортабельными санаториями.

 А главная достопримечательность здешних мест - тянущийся вдоль всего морского берега, насколько видит глаз, отличный  пляж, с мелким белым песком.  Песчаная полоса, ласкающая босые ноги и  радующая взгляд бесконечными морскими далями с одной стороны, и зелеными пятнами растительности, на светло-желтом песчаном фоне, с другой.

Типично степной травы с  господством  типчака,  полукустарниковой полыни, песчаной гвоздики, и  лугового прострела. А под защитой кустов  ракитника и тамариска,  куртины седого ковыля и лесного шалфея.

На следующее утро,  после утреннего купанья и  завтрака, который приготовляла Люда на всю нашу компанию, мы с  Лидой и Иваном    направились в сторону Затоки. Шли по мокрому песку  прибрежной полосы пляжа, почти как по асфальту, благо море было, как зеркало. Когда становилось жарко, заходили в море, купались и шли дальше.

Почти сразу после того, как миновали самое узкое место косы, вдоль пляжа потянулись, непрерывной чередой, многочисленные пансионаты и санатории.
Примерно через полтора часа ходу, вышли к тому месту, где коса разорвана  гирлом, по которому воды Днестра вливаются в Черное море.
Гирло - слово, имеющее украинское происхождение,  означающее горло, и обозначающее пролив,  или  глубокий фарватер, проложенный течением реки в ее русле.

Как объяснил Иван, гирло называется Царьградским, из-за того, что по этому пути славяне, времен первых киевских князей, водили свои боевые ладьи на Царьград.
 От моста и до поворота на Белгород Днестровский раскинулся большой поселок городского типа Затока.

За Затокой коса продолжается еще на 18 километров, только со стороны берега, в тех местах она ограничена уже не Днестровским лиманом, а сначала плавнями, а потом мелководным, в среднем метровой глубины, Шаболатским лиманом.

Лиман вытянут вдоль побережья моря, и имеет в длину — 17 км, а в ширину – чуть больше километра.  На северном берегу лимана, расположен курортный поселок Сергеевка, с грязелечебницей, где лечат
целебными грязями и рапой Шаболатского лимана.

  Берег Шаболатского лимана со стороны материка обрывистый, средняя высота 8-12 м, в районе посёлка Сергеевка — до 35 м.
 В центре лимана, напротив  Сергеевки, возведён мост, соединяющий пересыпь с посёлком.


 Посчитав, что плавки и купальники - недостаточно  приличная одежда для хождения по улицам посёлка городского типа, мы решили на мост не заходить и повернули назад.

Следующую пару дней мы отдались чисто пляжному отдыху, загорали, купались в море, а вечерами ходили на рынок  в село Затока закупать еду на следующий день. А, главное,   дегустировать местное Шабское вино, к которому любезные торговки бесплатно подавали вяленую хамсу, мелкую черноморскую рыбешку типа кильки.

На третий день ленивого времяпровождения решили, что нам с Лидой следует съездить в Белгород Днестровский, посмотреть его достопримечательности. Иван нас просветил, что это, возможно,  старейший город в СССР, и на его территории находится одна из самых больших в стране средневековых крепостей, Аккерманская крепость.

Рано утром, мы с Лидой сели на проходящую  электричку Одесса-Белгород Днестровский. Усевшись у окна,  с интересом наблюдали, за мелькающими за окном, на фоне простора Днестровского лимана,  пейзажами,

Вскоре, после того, как проехали мост, электричка свернула с косы направо и пошла по насыпи между зеленью топких плавней Днестровского и Шаболатского лиманов, прекрасного естественного прибежища многих видов птиц. 

От чаек и бакланов, до уток, гусей и даже лебедей, весной вьющих гнёзда в этих труднодоступных зарослях, летом  выводящих  потомство, а осенью собирающихся в стаи для перелёта в теплые края.

Еще несколько минут, и электричка остановилась у платформы Прибрежного.  Села, почти закрытого от глаз пассажиров деревьями лесопосадки, растущими вдоль насыпи и шоссе. Высадив небольшую группу пассажиров, электричка тронулась, и побежала дальше.

 Теперь перед нашим взором, предстали четкие прямоугольники виноградников села Шабо, известного своими винными погребами,   вино из которых, нам так нравилось дегустировать  при закате, возбуждая аппетит вяленой хамсой. За селом и виноградниками,  примерно в двух километрах, ярко блестели под утренним солнцем  воды Днестровского лимана.

 Примерно в половине десятого мы вышли на вокзале места назначения.
В киоске на привокзальной  площади купили карту-схему Одессы, на обратной стороне которой была карта  Белгорода, и поняли, что заблудиться в Белгороде невозможно: система радиальных улиц спланирована так, что все они сходятся у Аккерманской крепости.

Хотя можно было подъехать на автобусе пару километров до крепости, но мы решили пройти их пешком, разглядывая город.
Город показался уютным, и хотя почти везде, где мы шли, одноэтажным, но не производящим впечатления большой деревни. А скорее, похожий на Выборг, город  чистый и ухоженный.

На подходе к крепости Аккерман, присоединились к большой группе, вышедшей из туристского автобуса, и пошли рассматривать достопримечательности с экскурсоводом.

В доисторические времена в этих местах жил загадочный земледельческий народ трипольской культуры. В античные времена на месте нынешнего Белгорода был  город Тира — одна из первых греческих колоний в Северном Причерноморье, по античному имени Днестра Тирас.

На рубеже новой эры на берегах Черного моря появились римские легионы в 107 году завоевавшие Дакию. Форпостом Римского мира стала  Альба, Белый город, по цвету местного камня, из которого делали стены домов.

После нашествия гуннов, разоривших город, он стал резиденцией легендарного булгарского хана Аспаруха, основателя Болгарии, подчинившего семь славянских племен, расселившихся в здешних местах во времена Великого переселения народов.
 
Во времена Киевской Руси Белгород был столицей племени тиверцев. Под этим именем город вошел в состав Древнерусского государства, являясь важным  форпостом на рубеже между Русью и Византией.

В 13 веке город захватили татаро-монголы, но  в конце века хан Ногай, которому нужны были средства для борьбы с другими чингизидами, продает город генуэзским купцам.

В конце XIV века Белгород ( Четатя-Алба) вошел в состав Молдавского княжества.  Господарь Стефан Великий, повелел соорудить в городе крепость в византийском стиле, стены и башни которой сохранились до сих пор. Длина ее, сложенных из местного известняка, заграждений достигала двух километров, высота стен и башен — от семи до 15 м, при толщине — от полутора до пяти метров.

 В плане, представляя собой  неправильный многоугольник, с севера омываемый водами Днестровского лимана, крепость состояла из четырех частей: карантинного двора; гражданского двора,  гарнизонного двора,  и  цитадели, где жил комендант, располагалось командование гарнизона  и находился штаб.

С восточной, западной и южной сторон крепость была окружена рвом, начальная ширина которого достигала 14 м, а  дно  лежало на три метра ниже уровня воды в лимане. Главные ворота крепости, ведущие в гражданский двор, располагались  в двухъярусной башне, оснащенной подъемными механизмами и двумя опускающимися решетками и мостом.

Свои ворота были и между гражданским и гарнизонным дворами, а также между гарнизонным двором и цитаделью.
Крепость долгие годы была мощным препятствием на пути экспансии Великой Порты в Молдову и Польшу, но в 1484 году султан Баязет Второй собрал невиданное до того времени 400 тысячное войско.

Окруженный со всех сторон город оборонялся пол месяца. Но предавшие народ старейшины, отказались продолжать сопротивление, и, преподнеся султану   ключи от города, сдались на милость победителю.  Но милости не было. Из 20 тыс. его жителей уцелело только 200 семей,  да еще 4 тысячи человек были проданы в рабство.

В течение трёх веков Аккерман (что, по тюрски, означает Белая крепость) входил в состав султанской Турции и только в 1812 году, по Бухарестскому мирному договору, завершившему Русско-турецкую войну 1806—1812 годов,  земли Нижнего Приднестровья со всеми крепостями  отошли Российской империи.

Обойдя с экскурсией отработанные маршруты  по Аккерманской крепости и, послушав интереснейший рассказ, мы дневной электричкой вернулись  в наш пансионат, вполне довольные поездкой и с намерениями завтра с утра поехать на такую же самодеятельную экскурсию в Одессу.
На заставке Белгородская крепость .
Продолжение: http://proza.ru/2013/03/29/2235


Рецензии