Река времени 59. Прогулка по Одессе в 1969 году

На следующее утро, первой электричкой, идущей из Белгорода Днестровского в Одессу, мы отправились осуществлять намеченное, захватив в дорогу путеводитель и карту-схему Одессы.
Разложив на коленях карту схему, стали разбираться, какие места надо бы посетить. Обнаружив, что знаменитый Привоз, совсем рядом с вокзалом, куда прибывает электричка, решили, что начнем с него.

«Конечно, надо сходить на Потемкинскую лестницу, наверное, самую известную лестницу в стране, пройтись по Дерибасовской, найти Гамбринус», - вслух рассуждал я.
« А про Малую Арнаутскую   забыл?»- прервала мои рассуждения Лида
«Что ж, пройдемся и по Малой Арнаутской»,-  согласился я.

«Ну, если не знаешь, где она, так вам её будет самим не найти, она сейчас называется улицей маршала Малиновского, а до этого была  Воровского», - вмешался в наш разговор мужчина средних лет, сидящий напротив нас.

«Спасибо за подсказку, улица Воровского мне на карте попадалась!»- поблагодарил я.
«В квартале от Привоза, куда вы решили зайти», - с улыбкой ответил мужчина. С помощью карты и любезного попутчика, я разобрался, как и куда мы пойдем, и, свернув карту, стал рассматривать пробегающие за окном пейзажи.

 Бескрайние поля, начинающей желтеть пшеницы, чередовались с садами дачных участков.  Антенные поля и линии электропередачи  сменялись   индустриальными пейзажами ближнего соседа Одессы, Ильичёвска, у платформы которого вышел наш любезный сосед.

Вскоре электричка подошла к высокой платформе Одесского вокзала и мы покинули вагон, направляясь за потоком пассажиров на привокзальную площадь. На привокзальной площади осмотрелись и свернув  на лево пошли по примыкающей к вокзалу улице, на которой, судя по карте, находится Привоз. Вход на рынок оказался в полукилометре от вокзала.

Рынок большой, протяженностью не менее 4 кварталов. Решив, что в мясном и рыбном корпусах нам смотреть нечего, зашли в фруктовые ряды состоящие из четырёх двухэтажных зданий, соединенных арками с коваными воротами.  На столбах ворот установлены литые чугунные вазы с фруктами. Это сооружение, судя по описанию в путеводителе, называется Фруктовый пассаж.

 Кругом - будто нашёлся рог изобилия. В глазах рябит от обилия вишни, поздней черешни ранних абрикосов и свежих яблок.  Тут же  помидоры, «синенькие», огурцы, молодая морковь и   зелень, всевозможных оттенков и запахов. Длинный ряд с мёдом от разных цветоносов, акациевый, липовый, гречишный.

По соседству торгуют специями, орехами и сухофруктами. Взяли по сто граммов очищенных фисташек и миндаля, приобрели картонку с  крупной клубникой. И вышли из-под гостеприимных сводов Фруктового пассажа на широкую, в деревьях белой акации, Преображенскую улицу.

По Преображенской прошли три небольших квартала и вот она перед нами Малая Арнаутская, «на которой всю контрабанду делают». Правда на табличке дома значится ул. Воровского, но мы то уже знали, что это она, прославленная Ильфом и Петровым, улица. Повернули направо и пошли по четной стороне Воровской - Арнаутской. Кстати, арнауты – это название албанцев. Следующая улица , параллельная улице Воровского, называлась Большая Арнаутская.

Пройдя квартал  по Малой Арнаутской, и сочтя, что отдали улице должное, у старинного двухэтажного особняка зеленого цвета свернули
на проспект Кирова. Согласно путеводителю, по плану застройки,   предполагалось организовать торговую ось города,  по типу Елисейских полей в Париже.

Эту роль должен был играть Александровский проспект, в советские времена переименованный в проспект мира. По этой оси располагались  крупнейшие рынки Одессы: Греческий, на  Греческой площади, Привоз, названный так, по способу торговли привезенным товаром с подвод, и   Старый рынок, на месте которого, в описываемые годы  был  Кировский сквер.

Пройдя еще один квартал, пересекаем Большую Арнаутскую и вскоре оказываемся под тенистыми ветвями каштанов Кировского сквера. Выискивая место, где бы отдохнуть  и  съесть приобретенные на Привозе вкусности, отыскали свободную садовую скамейку, стоящую под могучим сиреневым кустом, в видимости работающего напротив фонтана.

 С комфортом расположились и, развернув покупки, с удовольствием съели ягоды и орехи, под пение птиц и журчание фонтанных струй.
Закончив трапезу, и немного отдохнув, пошли дальше по бульвару проспекта Мира, начавшегося почти сразу после Кировского сквера.

Пройдя с полкилометра под тенистыми сводами деревьев бульвара, вышли на солнцепёк Мартыновской площади. Судя по путеводителю, это очередное торговое место  Одессы 19 века – Греческая площадь.
Здания, обрамляющие площадь, заставляют вспомнить Питерскую застройку, где ни будь в районе Коломны.

Обращает на себя внимание пятиэтажное здание с фигурной мансардой и лепниной по фасаду, в котором, судя по путеводителю, располагалась лучшая в Одессе гостиница «Большая Московская». А во время нашей прогулки - большой кондитерский магазин «Золотой ключик» и кинотеатр.

Проходим мимо этого здания и оказываемся на Дерибасовской улице.
Уж, не в «Большой Московской» ли гостинице:
 «На Дерибасовской открылася пивная,
И  собиралась там компания большая,
 где были девушки Маруся, Роза, Рая…»?

 Заглянули в путеводитель. Ничего про пивную нет, зато узнаём, что  недалеко находится памятник генерал-губернатору Новороссийского края М. С. Воронцову. По Дерибасовской, один квартал до Соборной площади, на которой  до1936 года стоял крупнейший православный храм Одессы Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Повернули налево и через пятьдесят метров увидели: вот же она, пивная- бар Гамбринус. Решили осмотреть памятник губернатору и прийти посидеть в знаменитой пивной за бутылочкой пива.

Так и сделали, пересекли Преображенскую улицу, обошли вокруг памятника. На высоком гранитном постаменте, стоящем на площадке, обрамленной цепями, возвышается величественная фигура генерал-губернатора, в тоге римского патриция.

Вернулись на Дерибасовскую,  спустились в полуподвальное помещение пивной. Под сводчатым потолком зала нашли два свободных места за массивным деревянным столом и заказали по кружке светлого пива сорта гамбринус.

Этот сорт  получил название по имени короля Иоганна Первого, сказочного  персонажа из города Брюгге, которому приписывают изобретение способа варки пива во Фландрии. Латинская транскрипция этого имени, в конце концов, превратилась в название одного из самых распространенных сортов светлого пива гамбринус.

Пиво оказалось прохладным и вкусным, а поданные к нему кусочки копчёной скумбрии давали возможность не замечать, что оно как две капли воды похоже на хорошее «жигулёвское».

 Впрочем, поскольку пробовал я гамбринус в первый раз, то и  сравнивать не с чем. Пиво и пиво. Но даже если пили мы обычное «жигулёвское», то за творческую выдумку с названием спасибо.

Выйдя из «Гамбринуса», перешли на другую сторону Дерибасовской, к городскому саду Одессы, основанному в начале 19 века, но заходить не стали, а пошли по тенистой улице к её началу. Там, согласно карте, можно было осмотреть памятник участникам восстания на броненосце Потёмкин, а от туда недалеко и до Потёмкинской лестницы.

Иосиф де  Рибас,  в честь которого была названа Дерибасовская улица,  сын итальянского маршала,  и весьма образованный молодой человек,  знавший шесть языков, был приглашен графом Орловым, на русскую службу.

На инициативного и грамотного офицера обратил внимание Григорий Потемкин, оставив де Рибаса при себе для выполнения личных поручений.
Одним из таких поручений был контроль над строительством порта и Хаджибейской крепости, которые  в 1795 году были переименованы в город Одессу.

Дерибасовская улица является главной прогулочной  улицей города, её «Невским проспектом», полной, различными магазинами и кафе.  Ее проезжая часть выложена из брусчатки, привезённой из Италии и, с двух сторон, засаженная раскидистыми деревьями белыми акациями, каштанами, платанами и  тополями.

Дома 19 века, часто, двух этажные, такие как бывший Ришельевский лицей.  Дома, построенные в начале 20 века, в основном 5 этажные, как, гостиница Большая Московская или дом Новикова, на углу улиц Дерибасовской и  Ленина. До революции улица называлась Ришельевской.   А про  угол, где стоял дом Новикова,  до сих пор поют шуточный  куплет:

Как на Дерибасовской, угол Ришельевской,
В восемь часов вечера разнеслася весть,
Как у нашей бабушки, бабушки-старушки,
Шестеро налетчиков отобрали честь.

Только мы обошли угол, где налетчики во «времена доисторического материализма» отобрали что-то у старушки, как перед нами предстал во всей красе, наверное, самый красивый архитектурный ансамбль Одессы – театральная площадь с Одесским  академическим театром оперы и балета. Это первый театр в Одессе, да  и всего юга Российской империи, по времени постройки, значению и известности.

Нынешнее  здание театра, выполненное в стиле венского барокко, спроектировано и построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером. Как утверждает путеводитель, интерьеры зрительного зала выдержаны в стиле  французского рококо, а  уникальная акустика  позволяет доносить со сцены,  даже тихий голос, в любой уголок зала.

Обошли со всех сторон здание театра, Снаружи здание структурно состоит из трёх этажей. Первый  и второй этажи, украшенные  колоннами тосканского ордера, образуют одно целое и выглядят основательно и фундаментально, «на века».

Третий этаж,  ажурный, легкий с арочными лоджиями и  колоннами ионического ордера, создаёт иллюзию воздушности. Строение венчает куполообразная крыша.   Над изящным портиком фасада возвышается скульптурная группа, изображающая сидящую  в колеснице, запряжённой четырьмя разъярёнными пантерами,  Мельпомену.

 С театральной площади снова вышли на Дерибасовскую и пошли дальше, туда, где в створе улицы, в 1900 году,  одесситы установили памятную скульптуру  основателям Одессы. В 1965 году, к шестидесятилетию восстания, на этом месте установили памятник восставшим матросам броненосца «Потёмкин».

Осмотрели памятник работы скульптора В. Богданова. Восставшие моряки изображены перед расстрелом «за попытку к бунту». По морскому обычаю их накрыли брезентом. Но они срывают брезент, символическое «покрывало смерти» и поднимаются на борьбу.

Площадь, на которой установлен памятник, названа в честь одного из руководителей потемкинского восстания Вокаленчука, ранее носила название Таможенной площади. От этой площади, по Приморскому бульвару пошли к Потёмкинской лестнице.

Приморский бульвар идет по самому  краю городского плато. Бульвар является парадным фасадом, при въезде в Одессу со стороны моря, и считается лучшим градостроительным ансамблем архитектуры классицизма на юге императорской России. Застроена только одна сторона бульвара, с другой стороны идет крутой склон к одесскому порту. От бульвара, к Морскому вокзалу ведёт величественная Потёмкинская лестница, построенная в 1842 году по проекту архитектора Ф. К. Боффо.

 
 Лестница состоит из 192 ступеней и десяти пролётов. Длина лестницы около 140 метров. Длина одной гранитной ступени от 13 до 22 метров. Увеличение ширины лестницы сверху вниз, создает иллюзию одинаковой ширины на всем ее протяжении. Длина пролётных площадок подобрана так, что сверху ступени не видны.

Вволю полюбовавшись чудесным видом, открывающимся с верхних ступенек Потемкинской лестницы на Морской вокзал, стоящие у мола суда и акваторию порта, решили, что пора возвращаться.  Чтобы успеть на намеченную электричку, сели на автобус, который через несколько минут довез нас до железнодорожного вокзала. И к ужину  мы были уже  в нашем пансионате.

Последние два дня в пансионате прошли в ленивом ничегонеделании, если не считать делом  купанье, загорание, игру в шахматы и вечерние прогулки в село с целью дегустации «шапского» вина.
Согласившись, что недельная поездка на Каралино-Буказ удалась, Лида всё чаще, жаловалась мне, что соскучилась по Анечке и скорее хочет её увидеть.

Мне однообразие пляжного отдыха тоже стало надоедать, и когда в субботу вечером мы начали готовиться к отъезду, мысль, что скоро увидим свою Анечку, вполне скрасила грусть  расставания с прекрасным местом.
В  воскресение утром за нами пришел ведомственный автобус и во второй половине дня мы были уже  в Рыбнице.

Вечером, на семейном совете,   договорились, что мы с Лидой и Анечкой через три дня уедем, а  мама, останется до конца каникул «пасти» внуков.  На расспросы, как мама управлялась с нашей непоседой дочкой, она сказала, что очень помогала ей маленькая сувенирная ёлочка, которая Анечке, почему-то казалась опасной. Достаточно было поставить ёлочку рядом с диваном, и можно было уходить на кухню готовить, слезть с дивана девочка боялась.

Мои племянники, прослышав про это, начали тут же экспериментировать. Ставили ёлочку в проёме двери детской и из гостиной звали Анютку , притворно-ласковыми голосами. И искренне смеялись, когда девочка, стоя в паре метров от двери, прижимала к груди ручонки и  боялась пройти, приговаривая «коль, бось, бось».

В описываемое время, Иван был довольно большим строительным начальником в системе Сельхозстроя. У него предстояла командировка на винзавод, где его организация должна была начинать очередное строительство. Он предложил мне поехать с ним, посмотреть, как делают вино в промышленном масштабе. Я, конечно, согласился, еще не подозревая, возможностей, которые такая поездка может дать.

 И только утром, когда после завтрака, за нами заехал водитель его ГАЗика, и Люда, провожая нас, сунула мне в руки десятилитровую канистру, я понял, что без молдавского вина я в Ленинград  не уеду. Молодой водитель, видимо, зная адрес поездки, и имея необходимый опыт, тоже положил пару канистр в багажник машины.

В кабинете директора винзавода, где мы оказались через полтора часа, Иван представил меня как офицера-подводника, его родственника, который хотел бы посмотреть, как делают вино. Я поздоровался с директором, а Иван в это время развернул на столе привезенные с собой бумаги. Минут пятнадцать они с директором колдовали над ними, а когда бумаги были подписаны, директор,  предложил выпить за начало строительства и за знакомство.

Мы с Иваном выразили скромное согласие, а директор достал из настенного сейфа три фужера, и бутылку с вином. Из холодильника появилась тарелка с брынзой и вазочка с крупным изюмом.
Профессиональным движением хозяин кабинета вытащил пробку и разлил вино по фужерам.
«За успешный ход строительства!», - сказал Иван и поднял фужер. « И за знакомство!», - добавил директор. Мы выпили. Вино было великолепно .

«Этот сорт называется «Мирос де ливадэ»,- сказал директор в ответ на мою похвалу. И продолжил: «Сейчас винзавод производит традиционный для молдавских заводов ассортимент винопродукции — столовые красные и белые вина, крепленные вина — кагоры, портвейны»

«Я слышал, вы увеличиваете производство вермутов», - сказал Иван, поддерживая разговор.
«Да, у нас    разработаны оригинальные композиции ингредиентов и технология вин  типа «Букет Молдавии» и «Утренняя роса».  Посажены плантации пряно-ароматических и лекарственных трав, построены специальные цеха  по производству экстрактов из натурального сырья».

«Мне больше по душе сухие вина», - сказал я, чтобы директор не истолковал слова Ивана, как прозрачный намёк.
Но директор воспринял мои слова,  однозначно. Он достал из кармана авторучку,  что-то написал на четвертушке бумаги и сказал, протягивая листок Ивану: «На  винпункте №2  вам отпустят всё что надо» И спросил: «Вы ведь сейчас туда едете, смотреть объём работ?»

Мы распрощались с гостеприимным директором, и поехали на винпункт.   В записке было написано: «Выдать подателю сего сухого вина». Ни имени подателя, ни количества, ни даты. Удивительная простота нравов!

Винпункт, как объяснил мне Иван, это цех  первичной переработки винограда.  Но на винпункте не только проходит первичная переработка винограда, для получения виноградного сусла, но и производится  приготовление и выдержка вин.

На винпункте нас встретили не менее радужно, чем на винзаводе.
Поскольку я выразил желание посмотреть технологический процесс, то начальник винпункта вызвал  специалиста и попросил провести меня по технологической цепочке.

Специалистом оказалась женщина средних лет которая повела меня в цех производства вина и, показывая оборудование, рассказывала:
«В цеху установлены 3 корзичочных стекателя , которые отделяляют сусло-самотек содержащий большое количество кожицы ягод и взвесей. После освобождения суслосборников в них оставалась половина отходов сусла - мезга. Эти отходы мезгоносом направляют для прессования в прессы ПНД-5, которых было под каждым стекателем по 2 штуки»

«Очень интересно!» - поддерживал я контакт с экскурсоводом.
«Это сейчас здесь спокойно, а в сезон, как правило, за пределами винпункта стоит очередь из 15-20 машин с виноградом. Переработку  заканчиваем в 1-2 часа ночи. Мойка оборудования до 7-8 утра. А затем качество мойки проверяла лаборатория»

Обойдя цех, мы пошли на выход.
«Спасибо Вам за доходчивое объяснение», - поблагодарил я женщину.
Но мой экскурсовод, полагая, что меня надо сдать «с рук на руки», продолжала идти и рассказывать:
 «После окончания сезона виноделия, во время отгрузки  виноматериалов, в конце ноября - начале декабря тоже работы много.  Бочкотару необходимо  отремонтировать, обработать антиформином, пропарить, обмыть внутри водой, взвесить тару, залить ее виноматериалом, взвесить брутто».

«Еще раз спасибо, я не представлял, что это так сложное производство», - сказал я, когда мы вошли в кабинет начальника винпункта.
«Елена Васильевна! Наполните нашим гостям их канистры кагором из третьего чана», - и, повернувшись ко мне, продолжил: «Иван Фёдорович, сказал, что Вы хотели сухое вино, но, к сожалению, сейчас не сезон, и хорошего сухого вина я вам предложить не могу, а вот кагор у нас отменный!».

«Конечно, конечно»,- засмущался я. Имея в виду, что дарёному коню в зубы не смотрят.
Следом за Еленой Васильевной мы пошли к хранилищу, а по пути она продолжала меня просвещать в тонкости её работы.
 
На моё удивление, наша машин уже стояла рядом с хранилищем, а водитель приготовил тару. Из огромного чана, через специальный контрольный клапан Елена Васильевна наполнила три канистры. Сердечно поблагодарив хозяйку, чувствуя себя расхитителями социалистической собственности, я пошел в машину.

К обеду мы были уже в Рыбнице. А канистру с кагором мы с Лидой приберегли на трехлетие нашей свадьбы и опустошили её с помощью моих сослуживцев из 46 экипажа, 17 августа 1969 года, на берегу озера Валклампи , на Карельском перешейке.

На заставке: Одесский театр оперы и балета
Продолжение: http://proza.ru/2013/04/07/1389

 



 

.
















.


Рецензии
Прочитала все три части с интересом. Многое за прошедшие годы забыла, благодарна тебе за память. Очень хорошо и подробно все описано.Ты молодец! Как молоды мы были...Так что я, благодаря тебе, побывала в своей молодости. Какие счастливые были времена!

Людмила Москвич   30.03.2013 22:07     Заявить о нарушении