Борису Мессереру 80 лет

Борису Асафовичу Мессереру исполнилось в марте 80 лет. Здоровья Вам, сил и энергии продолжать Вашу работу. Вы нужны людям. Вы рассказываете то, о чем мы могли только догадываться.

Недавно прочла Ваши воспоминания в журнале «Знамя» 2011 год №№9,10, 11, 12. «Промкельк Беллы.» И каждый день по  Российской программе  смотрю и слушаю удивительный рассказ   «Монолог свободного художника». Борис Мессерер вспоминает о своей жизни, о встрече с Беллой, о многочисленных душевно близких друзьях - таких нам близких и знакомых.

В его воспоминаниях оживают эти люди,
 мы их узнаем ближе, подробнее. Вот он рассказывает, как приглашённые в Париж Мариной Влади и Владимиром Высоцким, они бродят по городу. На ночь к ним попадает книга Венички Ерофеева «Москва-Петушки», состоящая из несброшюрованных листов, как он  и Белла перехватывают друг у друга эти листы, обмениваясь краткими репликами. И в Москва случайно приводят в мастерскую Мессерера  автора. Происходит  знакомство  с писателем и его женой. Я вижу совсем другого Веничку, чем того, каким я его представляла.

И так подробно и очень добро рассказывает он о других,  казалось бы таких знакомых людях. И столько нового и интересного узнаешь. Оказывается, эти передачи всегда можно посмотреть.

Борис  Асафович Мессерер – народный художник России (1993), действительный член Российской академии художеств (1998), лауреат Государственной премии РФ (1996). За создание декораций и костюмов к балетам Д. Шостаковича «Клоп», Л. Делиба «Сильвия», драме М. Цветаевой «Три возраста Казановы», комедии П. Кальдерона «С любовью не шутят» в 1987 году награжден серебряной медалью Российской академии художеств, а в 2001 году ему присуждена золотая медаль Академии художеств. Он президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы, член Союза художников, член Союза кинематографистов, член Союза дизайнеров и член Союза театральных деятелей.


Родился в Москве 15 марта 1933 года.
Борис Мессерер из  талантливого  поколения «шестидесятников», которое  литературу,, театр, изобразительное искусство старались  избавить  от оков официальных канонов.  Он из знаменитой династии, подарившей русскому балету талантливейших артистов, среди которых сияют имена его отца, неповторимого танцовщика и педагога Асафа Мессерера, и кузины – блистательной Майи Плисецкой, а драматическому театру династия преподнесла чудесного актера МХАТа Азария Азарина. Мать Бориса – известная актриса немого кино, а позднее художница по костюмам – Анель Судакевич. Супруга Бориса Асафовича – известная поэтесса Белла Ахатовна Ахмадулина, лауреат Государственных премий и премии Президента РФ.


В 1956 году он окончил Архитектурный институт, где графику преподавал Дейнека, и одновременно посещал мастерскую тончайшего Фонвизина. Он пришел в театр, чтобы вольно строить там свою сценическую архитектуру. Начал он с родившегося театра «Современник».. Здесь со своими друзьями-единомышленниками он придумывал для постановок необычные объемно-пространственные декорации.


Мессерер в театре – всегда фантазер-изобретатель. Его декорации могут придвинуться к зрителям, чтобы возникнуть перед ними крупным планом, и могут удаляться в самую глубь сцены.

«Мессерер внёс в культуру молодого театра «Современник» и, быть может, вообще в театральную культуру начала 60-х годов ощущение того, что сцена, театр, это не только место действия, но и образ действия, не только пространство, но и образ времени...»
— Борис Любимов
театровед, Ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина





В 1963 году Б. Мессерер дебютировал как театральный художник на сцене Большого театра в балете «Подпоручик Киже» на музыку С. Прокофьева.балет»Кармен-сюита Ж..Бизе-Р.Щедрина.,»Конёк-горбунок» на музыку Р.Щедрина..Он  оформил оперу «Пиковая дама» Чайковского В Лейпциге (постановка Б.Покровского) .

За более чем 30-летнюю жизнь в театре художник успел много и результативно поработать с крупнейшими российскими и зарубежными режиссерами разных поколений, среди которых О. Ефремов, Б. Покровский, А. Эфрос, А. Гончаров, В. Плучек, К. Сергеев, Р. Суслович, В. Чабукиани, Г. Волчек, Л. Якобсон, Б. Львов-Анохин, М. Захаров, А. Алонсо и многими другими. С 1990 года он – главный художник МХАТа имени А.П. Чехова.


Творческая мастерская Бориса Мессерера с давних времен переросла значение обыденного рабочего места художника. «Поварская, 20» – это не просто московский адрес, но неформальная академия искусств, союз литературы, изобразительного искусства и музыки. Здесь собирались и собираются представители подлинной творческой элиты, признанные на государственном уровне или популярные только в народной молве, но они связаны между собою бескомпромиссным чувством внутренней духовной свободы.

Не случайно мастерская Мессерера была колыбелью альманаха «Метрополь», в выпуске которого принимали участие писатели В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, Б. Ахмадулина, В. Высоцкий, Е. Попов, В. Ерофеев и др.

Мастерская Мессерера сама по себе является подлинной инсталляцией, и ее атмосфера определяет движение творческой мысли художника. В свою очередь сам художник представляет на своих выставках специальную инсталляцию, посвященную мастерской, с тем чтобы донести ее атмосферу до посетителей.


Отдельная глава в жизни художника – оформление книг в издательствах Москвы. Этому жанру отдано более 30 лет. В 1970 году совместно с художником Ф. Збарским он работал над пейзажами Ленинграда. Б.А. Мессерер оформил несколько выставок, в том числе «Русский придворный костюм», «100-летие ГМИИ имени Пушкина», «Ученая прихоть» – «Коллекция князя Юсупова» и «Москва – Берлин» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а также выставку «Сто и двенадцать стульев» в Государственном историческом музее.


Б.А. Мессерер – народный художник России (1993), действительный член Российской академии художеств (1998), лауреат Государственной премии РФ (1996). За создание декораций и костюмов к балетам Д. Шостаковича «Клоп», Л. Делиба «Сильвия», драме М. Цветаевой «Три возраста Казановы», комедии П. Кальдерона «С любовью не шутят» в 1987 году награжден серебряной медалью Российской академии художеств, а в 2001 году ему присуждена золотая медаль Академии художеств. Он президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы, член Союза художников, член Союза кинематографистов, член Союза дизайнеров и член Союза театральных деятелей.
Живет и работает в Москве

.

Персональные выставки

1983 — Выставочный зал Союза художников СССР (Москва)
1986 — Дом художника (Тбилиси)
1989 — Дворец искусств (Санкт-Петербург)
1990 — Дом художника на Крымском Валу (Москва)
1994 — Российская академия художеств (Москва)
1999 — ГМИИ им. А. С. Пушкина[5]
2003 — Центральный выставочный зал «Манеж» (Москва)
 2008 — Российская академия художеств (Москва)
2009 — Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха (Москва)

Признание

1987 — Серебряная медаль Академии художеств СССР
1994 - народный художник России
1995 — Государственная премия РФ в области изобразительного искусства — за художественное оформление спектаклей Московского Художественного академического театра имени А. П. Чехова, созданных в 1991—1994 годах.
2001 — Золотая медаль Российской академии художеств
2002 — Государственная премия РФ в области дизайна — за театрально-художественную экспозицию «Большой театр в Большом Манеже»
2003 — орден Почёта
2005 — Чеховская медаль 2008 — Хрустальная Турандот.

Театральный художник:
 
Современник

«Третье желание» (1960)
 

]Большой театр
«Подпоручик Киже» (балет) (1963
«Пиковая дама» (1964)
[«Кармен-сюита» (1967)
«Конёк-горбунок» (1999
МХАТ
«Сладкоголосая птица юности» (1975)[16]
«Трагики и комедианты» (1991)
«Горе от ума» (1992)
«Борис Годунов»[17] (1994)
«Преступление и наказание» (1996)
«Привидения» (1997)
Театр сатиры
«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше (спектакль)» (1968)[19]
«Андрюша» (2001)[20]

Скульптор


В Тарусе установлен памятник Марине Цветаевой работы скульптора Юрия Соскиева, архитектором которого является Борис Мессерер. Мессерер создал памятник Белле Ахмадулиной, который предложил установить в Тарусе в качестве дара городу в том же городском сквере, где установлен памятник Цветаевой.


Фильмография
Художник

1974 — Лев Гурыч Синичкин
1976 — Двенадцать стульев
2000 — Романовы. Венценосная семья

О себе
В главной роли...
2008 — О Борисе, Белле и их любимых друзьях. Борис Мессерер[


Интересные факты

Имя Бориса Мессерера было дано одному из героев повести Сто лет тому вперед и фильма Гостья из будущего, снятого по её мотивам.

Литература

Б.А. Мессерер. Мастерская на Поварской. М., 1994. ISBN 5-87022-078-5
В. Солод. «Белла и Борис»
Варначева Л. В. Театр Бориса Мессерера. – СПб., 2005. - 76 с.
Ссылки

Две выставки к одному юбилею
ТВ-интервью 2009 года

Передачу о семье Мессереров смотрите -http://www.youtube.com/watch?v=Y5PsfQypq3s


Рецензии
«Тригики и комедианты» (1991) ?
С уважением

Евгений Никонов   30.11.2014 08:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений. Исправила опечатку.

Майя Уздина   30.11.2014 10:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.