Луи Первый, Великий

Кто самый любимый актер  экс-президента Франции   Саркози? Несравненный Луи де Фюнес!
Почему, догадаться нетрудно. Скорее всего, Николя Саркози кроме комического дарования в де Фюнесе (сыне иммигрантов-изгнанников) привлекла фантастическая работоспособность, стопроцентная самоотдача, умение терпеть невзгоды и ждать своего заветного часа.

Дотошные фюнесологи подсчитали, что 80 из 153 фильмов его официальной фильмографии (т.е. больше половины!) приходятся на мелкие и даже микроскопические роли.
Можно не сомневаться, что если бы де Фюнесу не улыбнулась муза кино, его роман с Мельпоменой привел бы к хэппи-энду. Будучи уже звездой экрана, он продолжал играть в театре в пьесах классичекого репертуара. А еще он занимался дублированием и переводил на французский блестящего итальянского комика Тото.

Де Фюнес читал и говорил по-испански (на языке предков), знал английский язык. В детстве обожал рисование и, кто знает, не получился бы из него живописец,будь у родителей средства и возможности отдать ребенка в художественную школу.
Его вторая жена Жанна Бартелеми происходила из некогда знатного рода, но работала простой секретаршей. Посещая небольшое кафе, она по уши влюбилась в "молодого человека, который играл джаз, как бог". Тапер де Фюнес после очередной фортепьянной импровизации любил вдруг поворачиваться к залу и корчить такие уморительные рожи, что посетители стонали от смеха. После этого он как ни в чем ни бывало, продолжал играть музыкальную пьесу.

Проделайте простой опыт. Возьмите трилогию о Фантомасе и "удалите" из нее де Фюнеса. Что останется? Жан Марэ, символ мужественности и "нетрадиционной сексуальнсти"? А ведь герой Марэ по идее, --- главная фигура всего сюжета, представляющего собой римейк старого французского немого фильма о загадочном космическом призраке. Выньте из сериале о Фантомасе Луи де Фюнеса, чтобы получить предсталение о величине его таланта.
Кажется, такой человек просто рожден для кинематографа, что его путь к вершинам славы подобен прямому и стремительному полету стрелы. Между тем, биография Луи де Фюнеса --- наглядная иллюстрация к американскому выражению "self-made man" --- человек, который достиг всего самостоятельно, "сделал себя сам" благодаря упорному, терпеливому труду, настойчивости и той самой энергии, которая веселит нас, когда мы видим ее бурные проявления на экране.

Он родился практически накануне первой мировой войны, а такие события неизбежно откладывают отпечаток на судьбу и характер многих людей, которые ощущают это чисто подсознательно. Португальско-французский коктейль в крови плюс аристократическая ностальгия не могли не сказаться на его интеллектуальном и душевном развитии. После учебы на театральных курсах у режиссера Р. Симона он выступал в кабаре, играл в радиоспектакляж и наконец оказался в театре.

В кино он дебютировал, когда ему был 31 год, --- слишком поздно, хоть по тогдашним, хоть по сегодняшним меркам. Прославился в 40 лет, а перед этим долгие годы довольствовался ролью бессловестного статиста. В начале 50-х годов, когда он прозябал в тесной комнатушке, которую снимал в парижском квартале Клиши, де Фюнес поставил рядом с висевшим на стене телефоном табурет и целыми днями ждал чуда --- звонка от какого-нибудь режиссера. Телефон молчал. Чтобы избавиться от невыносимого стресса, не чокнуться, не залезть с ногами на табурет и не повеситься назло всем, де Фюнес нашел выход в чисто своем стиле. Используя свои организаторские способности и дар убеждения, он уговорил своего шурина подежурить у аппарата, а сам...

Сам актер так вспоминал об этом периоде: "Чем я занимался? Массой разных вещей! После школы пришлось учиться на продавца. Вскоре пришлось поработать оформителем магазинных витрин. Еще я играл на пианино джаз в барах и ночных кабаре. Вот так я добывал себе пропитание. Довольно часто я пренебрегал основной работой из-за своей любви к театру. Хозяева, естественно, нервничали. Пришлось сделать выбор. И вот так я принял решение --- стану актером. Однажды я выходил из метро, когда на меня наткнулся мой друг, актер Даниэль Желен. Прежде, чем за ним захлопнулись двери вагона, он успел крикнуть: "Позвони мне завтра! У меня есть для тебя маленькая роль...". Репетировали прямо на квартире Даниэля. Из всех его партнеров я оказался самым старым. Мой дебют окончился полным провалом --- в зале просто не было зрителей. Но потом я как-то начал карабкаться по театральной лестнице, проявил упорство и теперь уверен, что и годы неудач оказались небесполезными".

В дебютной роли ("Барбизонское искушение") де Фюнес... открывал двери, чтобы впустить главного героя. В картине "Жизнь порядочного человека" де Фюнес, по сценарию, "отсутствует в течение многих часов" (а ему тогда уже стукнуло 38 лет). На пороге своего сорокалетия, играя в третьей серии фильма "Трамвай до остановки Туга", де Фюнес наконец произносит целых два слова: "Моё пальто!". Можно представить, как усердно он репетировал эту микроскопическую роль.

Сегодня в это трудно поверить, но получая уже все более значительные роли (в фильмах "Гусары", "Неудачник", "Не пойман --- не вор", "Капитан Фракасс", "Дьявол и десять заповедей"), фантастический де Фюнес все никак не мог "запасть в память" французских кинозрителей, не говоря уже о зарубежных. Актер все еще находиля в тени своих именитых коллег --- Фернанделя, Бурвиля, Мишеля Симона.
Одно из его многих прозвищ --- "Человек с 40 выражениями лица в минуту".

Слова даже самого искреннего восхищения всегда банальны. Тем не менее....


В бескрайней галерее всемирно известных комиков Луи де Фюнес занимает особое место. Ни на кого не похожий и в то же время совершенно не меняющийся, на экране он развивает бешеную активность, которая переливается через край, но герою Фюнеса не дает никаких положительных результатов или выгод. Подобно лукавому волшебнику, он оборачивает любую ситуацию смешной стороной, заставляя все вокруг него "играть", кружиться, ломаться, взрываться фейерверком, вызывать в кинозале громовые раскаты доброго, очищающего душу хохота. Даже не произнеся ни единого слова, он оказывается в самом эпицентре бурных событий. И все же, при всей демократичности и общедотупности талант Фюнеса на многие световые годы отстоит от нынешних ситкомов или телевизионного "юмора" с акефальными шутками ниже ватерлинии.


Не стареющий де Фюнес --- живое воплощение аристотелевской формулы смеха: смешное есть то, что безобразно, но не страшно. Его антигерои забавляют зрителей сотен стран своей кипучей отрицательностью. И возникает неизбежный вопрос: почему же так симпатичны его даже самые гадкие, по идее, персонажи?

Один экперт честно и точно признался: если бы сказочная фея превратила его нова в ребенка, он ни за что на свете не хотел бы получить такого дедушку, как вздорно-деспотичный киношный де Фюнес. Воплощаясь то в мелкого воришку, то в мольеровского скупца, то в слабоумного жандарма, он в любой ипостаси все время поучает, наставляет, диктует, шпионит, шпыняет, устраивает дикие скандалы буквально на ровном месте.
И потом вспомните его "перфекционизм", погоню за неким идеалом, бесконечное стремление к гармонии и порядку, которое оборачивается --- ну, разумеется! --- полным хаосом и всеобщей неразберихой. Вечный и неисправимый путаник, он строит хитроумные планы, мечтает, а мы в очередной раз предвкушаем его поражение. Тот, кто хотя бы раз видел де Фюнеса в практически любой роли, навсегда запоминает его суматошные реплики и нервические приказы: "Стой! Ты куда? Что ты делаешь? Не так. Дай мне. Вот как надо! Смотри. Вот так...". И после подобного предисловия что-нибудь обязательно падает, ломается или оказывается шиворот-навыворот.

Нам повезло познакомиться с де Фюнесом через замечательные, "ломкие", неповторимые интонации закадрового Владимира Кенигсона. Озвучивал его и другой мастер --- Егений Весник, но это было уже не то, какая-то "искра" исчезала.

Луи де Фюнеса легко пародировать: стремительная походка, птичий поворот головы, резкие, размашистые, настырные, порывистые жесты. Тот, кто был его многолетним поклонником, отправляясь на сеанс, заранее предвкушая крупный план, сардоничкую, "фирменная" фюнесовскую улыбку на узких, чуть искривленных губах.

На его знаменитой лысине постоянно проступает бисер пота. Еще бы! Столько беготни, столько потасовок, столько энергоемких конфликтов по большому или самому ничтожному поводу.

Наивно представлялось, что он и в частной жизни должен быть таким же сварливым, наглым, порой просто грубым, любящим лесть персонажем. Миф этот был распространен не только среди зрителей. Однажды французские журналисты решили подарить обладателю звания "Лучший актер года" какую-нибудь оригинальную награду. И в конце концов преподнесли великому комику... спелый лимон. Дешево, сердито и с метафорическим намеком.


Про него гворили и писали, что это --- типичный маньяк, придурковатый эгоцентрист, зануда и педант, заносчивый и вспыльчивый коротышка, стремящийся к гармонии и никогда ее не достигающий. Скорее сего люди "переносили" на де Фюнеса личные недостатки и кмплексы, а потом, не удержавшись и не поняв механизм подобной сублимации, принимались хохотать над собственным зеркальным отражением. Но даже если в его человечеком характере все эти не шибко положительные черты имелись, тогда получается, что мы имеем дело с удивительным талантом, который сумел свои довольно заурядные пороки не только перенести на экран, но сделать это так убедительно, что в 60-е и 70-е годы де Фюнеса без оговорок причисляли (и продолжают причислять в XXI веке) к когорте величайших матеров смеха. Даже аристократическая приставка "де" в его фамилии никак не вяжется с представлением о дворянском происхождении, а напротив вызывает улыбку: "Ну какая там "голубая кровь»», что вы...!


Он  ушел  ровно тридцатьлет   назад. В 1983 году осиротел старинный замок Глермон-де-Сельер близ г. Нанта, где некогда жила семья писателя Мопассана и где Луи де Фюнес провел с семьей свои последние годы. 27 января в нантской клинике после третьего инфаркта закончил земной путь Луи Жермен де Фюнес де Галарса, французский "Король смеха". В кинотеатрах, где в этот день шли фильмы о похождениях жандарма Крюшо из Сен-Тропе, по-прежнему гремел смех: зрители с трудом мирятся с мыслью о том, что клоун тоже смертен...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.