Малоизвестные татарские разности - 85

***
Компиляции
***


''За Гумара''!!!

Талалихин Виктор Васильевич

***
...С первых дней службы в 27-м истребительном авиационном полку Виктор познакомился с лётчиком Гумаром Аюповым. Они были ровесники. Быстро сошлись характерами, подружились. Их кровати в землянке стояли рядом. Весёлый, энергичный Аюпов нравился Талалихину своей простотой и прямодушием. Черноглазый, смуглый, порывистый татарин был влюблён в свою профессию воздушного бойца. На фронте дружба Виктора и Гумара ещё больше окрепла. Не одну ночь они провели в задушевных беседах, строя планы на будущее, вспоминая родных, товарищей детства и юных лет. Авиаторы говорили, что "Талалихина с Аюповым водой не разольешь".

Шли фронтовые дни. Виктор и Гумар и в боевой обстановке находили время совершенствовать свои теоретические знания по авиации, проверяя их на практике. Но в боевой обстановке всего не предусмотришь...

Во время боя самолёт Гумара был настигнут вражеским снарядом. Машина упала на лёд озера Суана - Ярви. Наши пехотинцы видели, как падал самолёт, побежали к озеру, нашли лётчика и доставили в медсанбат, расположенный в густом сосновом лесу. Гумар был тяжело ранен в голову и грудь. Очнулся он лишь на госпитальной койке. Лётчику была сделана операция. Звенело в висках, нестерпимо болела голова. Гумар чувствовал себя усталым, обессиленным.

Наутро в воздухе послышался гул неприятельских самолётов. Загрохотали разрывы бомб в расположении наших тыловых частей. Несмотря на то, что с воздуха ясно были видны красные кресты, противник сбрасывал бомбы и на госпиталь. Многие медицинские работники и раненые воины погибли. Осколком бомбы был убит и Гумар Аюпов. Приуныли в тот день лётчики и авиационные специалисты эскадрильи. Не стало в их дружной семье боевого, смелого, отважного лётчика, замечательного товарища. Больше всех переживал гибель Аюпова Виктор Талалихин. Похоронили Аюпова на окраине соснового леса, в братской могиле. Её украсили венками из зелёных елей. Над свежим могильным холмом, увенчанным столбиком с пятиконечной звездой, отзвучал троекратный салют.

...На второй день после гибели Гумара Аюпова 6 наших истребителей, ведомые М. И. Королёвым, вылетели на передний край обороны. В этой группе был и Виктор Талалихин. Только что вылетели и сразу вступили в воздушную схватку с 12 самолётами противника. Двойное превосходство противника!   Но это не смутило советских лётчиков, которые, имея преимущество в высоте, ринулись в атаку. Жарко стало в небе. Неожиданность и смелость маневра дали свои результаты. С первого же захода ведущий группы Капитан М. Королёв поджёг вражеский самолёт. Строй противника был нарушен. Он стремился уйти от преследования, но не тут-то было. Сделав резкий маневр, Талалихин и Костенко атаковали правую четвёрку "Фоккеров". Расстояние между самолётами с каждой секундой сокращалось. Виктор нажал на гашетку пулемёта, и самолёт противника задымил, стремительно падая на землю.

- Это за Гумара ! - воскликнул Виктор.

…На Карельском перешейке Виктор Талалихин совершил 47 боевых вылетов, сбросил десятки бомб на вражеские аэродромы, склады с боеприпасами и горючим, на автоколонны. В воздушных боях сбил лично и в группе с товарищами 4 самолёта противника. Орден Красной Звезды украсил его грудь. Кроме того, командующий армией прислал В. В. Талалихину и его погибшему другу Гумару Аюпову благодарность за отличное выполнение боевых заданий…

http://airaces.narod.ru/winter/talalih.htm


…’’ Во время военных действий на Карельском перешейке лучшим товарищем Виктора был Гумар Аюпов – такой же бесстрашный летчик, как и Талалихин, беззаветно влюблённый в свое дело. Гумар был ровесником Виктора. Они быстро сдружились, спали на соседних кроватях в землянке. Часто их можно было застать вдвоем беседующих о своем детстве, юношестве, о друзьях, оставшихся дома, о родных и близких им людях. В полку их считали неразлучными друзьями.

Но война внесла свои изменения в дружеские отношения Виктора и Гумара. Во время боевого вылета самолет Аюпова был сбит и упал на замершее озеро Суана-Ярви. Летчик выжил, но был тяжело ранен. Его доставили в медико-санитарный батальон, находящийся под прикрытием леса. Здесь ему сделали операцию. Жизнь его, как казалось, была вне опасности. Однако война распорядилась по-иному. На следующее утро вражеские самолеты разбомбили батальон, несмотря на то, что отлично могли различить красный медицинский крест с воздуха. Гумар Аюпов погиб. Смерть друга сильно опечалила Виктора Талалихина, он тяжело переживал эту утрату.

В свой следующий бой Талалихин бросился с еще большим рвением – им двигало желание расквитаться с врагом за смерть фронтового товарища. В тот день он сбил еще один самолет противника, добавив красную звезду на фюзеляж своего истребителя.’’



…’’ Вскоре произошел другой драматический случай: не вернулся с боевого задания летчик Гумар Аюпов - лучший друг Талалихина, татарин по национальности. Потом выяснилось: при штурмовке противника его истребитель получил сильное повреждение и упал в небольшое озеро. Заметив это, летчик Сергей Костенко снизился и попытался совершить посадку. Однако сделать это ему не удалось.
   Вечером к озеру вылетел младший лейтенант Талалихин. Гумар, увидев самолет, с трудом выбрался из кабины и поднял руку. Но не удержался и тут же, обессиленный, упал на лед. Глубокой ночью нашим авиаторам удалось вывезти тяжело раненного летчика. Жизнь в нем едва теплилась, но врачи спасли Аюпова.
   И тут новая беда. Начался налет вражеской авиации. Прямым попаданием бомбы смело санитарную палатку. Аюпов погиб’’.

http://www.molodguard.ru/heroes630.htm





Бикмухаметов Ибрагим Шагиахмедович

***

Таран совершил 4 августа 1942 года у деревни Чертолино Смоленской области.
Родился в городе Казани. Татарин. Член ВКП(б). Работал на заводе синтетического каучука. Одновременно учился в аэроклубе. Окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В.П.Чкалова.
Участник Великой Отечественой войны с июня 1941 года. Лётчик 5-го гвардейского истребительного авиационного полка (209-я истребительная авиационная дивизия, 3-я воздушная армия, Калининский фронт) гвардии лейтенант Бикмухаметов И.Ш. 4 августа 1942 года вылетел в составе шестёрки ЛаГГ-3 под командованием гвардии майора Г.Онуфриенко на прикрытие наземных войск в районе Ржева. За линией фронта в районе деревни Чертолино Смоленской области наши лётчики обнаружил 8 Me-109F-4 из 11./JG51 и атаковали их. Один "мессершмитт" сбил Онуфриенко, а второй - Бикмухаметов. Неожиданно сверху в хвост самолёта Бикмухаметова зашёл другой Me-109 (предположительно w/n 9541). Ибрагим поздно заметил его, но не растерялся, сделал энергичную "горку" и с резким разворотом пошёл на противника. Фашист не успел отвернуть в сторону. После сильного удара хвостом ЛаГГа по концу плоскости "мессершмитт" сорвался в штопор и рухнул в лес возле деревни Тимофеево. Свой повреждённый истребитель Бикмухаметов привёл на аэродром и благополучно совершил посадку.
Позже стал командиром звена. Награждён 2 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.
16 декабря 1942 года заместитель командира 3-й эскадрильи того же полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) гвардии старший лейтенант Бикмухаметов И.Ш. во главе пары Ла-5 вступил в бой с 7 Me-109. В ходе боя его самолёт был подбит, а сам он ранен. Продолжал вести бой, пока истребитель слушался рулей. Пытаясь спасти самолёт, пошёл на вынужденную посадку и погиб. Похоронен в деревне Верхний Мамон Воронежской области, недалеко от места гибели.

Список использованных источников
Анищенков Н.С., Шуринов В.Е. Третья воздушная. - М.: Воениздат, 1984. - С. 43.
Ильин Н.Г., Рулин В.П. Гвардейцы в воздухе. - М.: ДОСААФ, 1973. - С. 68-69, 85-86.
Крылья Родины. - 1987. - №5. - С. 7.

http://aeroram.narod.ru/win/b/bikmuhametov_ish.htm


   
Амет-Хан Султан

***
Дважды Герой Советского Союза
 
Таран совершил 31 мая 1942 года над Ярославлем. Награждён орденом Ленина.
***
Родился 20 октября 1920 года в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Татарин. Член КПСС с 1942 года. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе. В РККА с 1939 года. В 1940 году по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А.Ф.Мясникова в звании младший лейтенант направлен в Бобруйск. Вскоре был переведён 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом.
Свой первый боевой вылет на разведку противника совершил на рассвете 22 июня 1941 года. В октябре 1941 года назначен командиром звена того же полка (147-я истребительная авиационная дивизия, Юго-Западный фронт). К этому времени произвёл 130 боевых вылетов на самолётах И-16 и И-153 на разведку и штурмовку войск противника, за что награждён орденом Красного Знамени. В конце декабря 1941 года лейтенант Амет-Хан в числе других лётчиков полка был направлен в Кинешму (Ивановская обл.) для переподготовки на английский истребитель "Харрикейн". Затем вернулся в свой полк, который в это время вошёл в систему ПВО города Ярославля.
31 мая 1942 года на окраине Ярославля на высоте 7300 м Амет-Хан Султан встретил немецкий разведчик Ju-88D-1 (w/n 1604, борт. 5T+DL) из 3.(F)/ObdL. Он бросился в атаку, открыв огонь из всех пулемётов. "Юнкерс" на большой скорости, умело маневрируя, изворотливо уходил от прицельного огня. Наконец Амет-Хану удалось зайти с задней полусферы. Длинной очередью уничтожил пулемётную точку бомбардировщика. Когда после очередного боевого разворота поймал в прицел "Юнкерс", снова нажал на гашетку, но выстрелов не последовало — кончился боезапас. Тогда Амет-Хан левым крылом своего "Харрикейна" ударил по фюзеляжу "Юнкерса". "Харрикейн" застрял в корпусе немецкого самолёта и загорелся. Оба самолёта начали падать вместе. Амет-Хану пришлось покинуть самолёт и, чтобы не сжечь купол парашюта, выждать какое-то время, прежде чем дёрнуть за вытяжное кольцо. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом Ленина. Жители Ярославля преподнесли ему именные часы.
Летом 1942 года вместе с полком переброшен под Сталинград. В октябре вместе с В.Д.Лавриненковым переведён в полк асов - 9-й гвардейский, которым командовал Герой Советского Союза Л.Л.Шестаков. В небе Сталинграда совершил 110 боевых вылетов на Як-1 и Як-7Б. Позже в боях под Касторной и Воронежем сбил 7 вражеских самолётов.
Командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт) капитан Амет-Хан С. к августу 1943 года произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, довёл свой личный счёт до 11 сбитых машин и 19 в группе. 24 августа 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Воевал на "Аэрокобре" под Ростовом-на-Дону и на реке Миус. Над Перекопом сбил He-111 и сжёг планёр с бензином, буксировавшийся им. Над Севастополем сбил 2 вражеских истребителя FW-190. В августе 1943 года в боях за Таганрог сбил 11 самолётов противника. В январе 1944 года в паре с Героем Советского Союза И.Г.Борисовым привёл и посадил на свой аэродром немецкий связной самолёт Fi.156 "Шторх". На самолёте Ла-7 майор Амет-Хан воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов.
Всего за время войны произвёл 603 боевых вылета (из них 70 на штурмовку), в 150 воздушных боях лично сбил 30 самолётов противника и 19 — в группе. Последний свой бой провёл в небе Берлина 25 апреля 1945 года, в котором сбил FW-190 над аэродромом Шенефельд. 29 июня 1945 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан С. награждён второй медалью "Золотая Звезда".
В августе 1945 года поступил в Военно-воздушную академию, но в марте 1946 года, взвесив свой уровень знаний, подполковник Амет-Хан ушёл из неё и поступил на работу в ЛИИ. В 1951 году получил звание лётчика-испытателя 1 класса. Испытывал опытные самолёты П.В.Цыбина, А.И.Микояна. В феврале 1953 года за испытания самолёта-аналога "К" удостоен Сталинской премии 2 степени. Осенью 1961 года присвоено звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР" (№38). Всего освоил около 100 типов летательных аппаратов, налетал 4237 часов. Среди лётчиков-испытателей ЛИИ был единственным дважды Героем (представлялся к третьей Золотой Звезде). Награждён 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, "Знак Почёта", 6 медалями. Почётный гражданин города Ярославля. Погиб 1 февраля 1971 года при испытании нового двигателя на самолёте Ту-16ЛЛ. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен на родине, мемориальная доска — в городе Каспийске (Дагестан). Его имя носят горная вершина в Дагестане, улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском и Махачкале, школы №27 в Махачкале и №8 в Каспийске.

Список использованных источников
ЦАМО, ф. 33, оп. 793756, д. 51, л. 14-17.
ЦАМО, ф. 4 иап, оп. 595173, д. 1, л. 56-57.
ЦАМО, карточка Героя Советского Союза №3.
Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- С. 55.
Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. - Кн. 2. - М.: "Высшая школа", 1986. - C. 11-15.
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980. - С. 240.
Бутаев Б.Б. Амет-Хан Султан. - Махачкала: Дагестанское кн. изд., 1983.
Бутаев Б.Б. Амет-Хан Султан. - М.: Политиздат, 1990.
Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. - Жуковский: "Авиационный печатный двор", 2001. - С. 34.
Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник / под ред. М.М.Кирьянова. - 2 изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 29.
Великая Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы. - М.: Политиздат, 1990. - С. 286.
Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. - М.: "Советская энциклопедия", 1985. - С. 48.
Герои и подвиги. - Кн. 1. - М.: Воениздат, 1963. - С. 114-115.
Герои и подвиги. - Кн. 4. - М.: Воениздат, 1966. - С. 294-302.
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. - Т. 1. - М.: Воениздат, 1987. - С. 51-52.
Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973. - С. 10-11.
Дриго С.В. За подвигом - подвиг. - 2-е изд. - Калиниград: Калининградское кн. изд., 1984. - С. 12.
де Жоффр Ф. "Нормандия-Неман": Воспоминания лётчика. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1982.- С. 154.
Жукова Л.Н. Выбираю таран. - М.: "Молодая гвардия", 1985. - С. 88-93.
Зайцев А.Д., Рощин И.И., Соловьёв В.Н. Зачислены навечно. - Кн. 1. - М.: Политиздат, 1990. - С. 24-26.
Звёзды немеркнувшей славы. - 3-е изд., перераб. и доп. - Симферополь: "Таврия", 1984. - С. 14-19.
Зильманович Д.Я. На крыльях Родины. - Алма-Ата: "Жалын", 1984. - С. 236-249.
Иду на таран. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд., 1978. - С. 216-223, 266.
Крылья Родины. - М.: ДОСААФ, 1983. - С. 132-134.
Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Краткий справочник. - М.: "Республика", 1995. - С. 25.
Люди бессмертного подвига. - 4-е изд., испр. и доп. - Кн. 1. - М.: Политиздат, 1975. - С. 28-39.
Московский В.П. Твои крылья. - М.: ДОСААФ, 1977. - С. 71-72.
На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993. - С. 14, 59-87, 388.
Над огненным Доном. - Ростоов-на-Дону: Ростовское кн. изд., 1985. - С. 133-135.
Путерброт А.Т. Боевая слава Дагестана. - Махачкала: Дагестанское кн. изд., 1988. - С. 6-11.
Руденко С.И. Крылья победы. - 2-е изд. - М.: "Международные отношения", 1985. - С. 354.
Советские асы. - М.: "Восточный фронт", 1996. - С. 27-28.
Авиация и Время. - 2003. - №5. - С. 27.
Авиация и космонавтика. - 1973. - №9. - С. 14-15.
Аэроплан. - 1994. - №6. - С. 12.
Военно-исторический журнал. - 1975. - №8. - С. 58.
История СССР. - 1966. - №4. - С. 154.
Крылья Родины. - 1972. - №10. - С. 24-25.
Крылья Родины. - 2001. - №4. - С. 30-31.

http://aeroram.narod.ru/win/a/amethan_s.htm


Рецензии