Ничто

Константин Бальмонт

ВЕЛИКОЕ НИЧТО

     1

Моя душа-глухой всебожный храм,
Там дышат тени, смутно нарастая.
Отраднее всего моим мечтам
Прекрасные чудовища Китая.
Дракон-владыка солнца и весны,
Единорог-эмблема совершенства,
И феникс-образ царственной жены,
Слиянье власти, блеска и блаженства.
Люблю однообразную мечту
В созданиях художников Китая,
Застывшую, как иней красоту,
Как иней снов, что искрится, не тая.
Симметрия-их основной закон.
Они рисуют даль-как восхожденье,
И сладко мне, что страшный их дракон-
Не адский дух, а символ наслажденья.
А дивная утонченность тонов,
Дробящихся в различии согласном,
Проникновенье в таинство основ,
Лазурь в лазури, красное на красном!
А равнодушье к образу людей,
Пристрастье к разновидностям звериным,
Сплетенье в строгий узел всех страстей,
Огонь ума, скользящий по картинам!
Но более, чем это всё, у них
Люблю пробел лирического зноя.
Люблю постичь сквозь легкий нежный стих
Безбрежное отчаянье покоя.

        2
К старинным манускриптам в поздний час
Почувствовав обычное призванье,
Я рылся между свитков-и как раз
Чванг-Санга прочитал повествованье.
Там смутный кто-то,-я не знаю кто,-
Ронял слова печали и забвенья:
"Бесчувственно Великое Ничто,
В нем я и ты-мелькаем на мгновенье.
Проходит ночь-и в роще дышит свет,
Две птички, тесно сжавшись, спали рядом,
Но с блеском дня той дружбы больше нет,
И каждая летит к своим усладам.
За тьмою-жизнь, за холодом-апрель,
И снова темный холод ожиданья.
Я разобью певучую свирель.
Иду на запад, умерли мечтанья.
Бесчувственно Великое Ничто,
Земля и небо-свод немого храма.
Я тихо сплю,-я тот же и никто,
Моя душа-воздушность фимиама".



      Ничто

Возможно, что душа Ничто,
И нечего страдать и маяться.
Изобретать чего-то каждый день,
Ведь всё уже и так имеется.

Но если вдруг увидишь краски,
То тут задуматься придется.
А почему так много красного,
И что бы это значило.


Чван-цзы(Чванг-Санг) (ок. 369-286 гг. до н. э.)
китайский философ, развивавший концепцию надмирного абсолюта, находящего свое выражение в мире вещей и явлений.


Рецензии