185. В. Агошков. Борщевская культура. Рязанцы

185.В.Агошков.

Борщевская культура.

 Рязанцы.

БОРЩЕВСКАЯ КУЛЬТУРА. Вот что писал в краеведческом очерке «Село Борщевка» Александр Бондарев (см. книгу «Земля Хохольская», г. Воронеж, 1998г):
«Три археологических объекта республиканского значения, имеющиеся сегодня возле Борщева, датируются VIII-X веками. То есть мы имеем дело с древнейшими памятниками славянской эпохи и позднего палеолита.

Славянские археологические памятники получили общепринятое название «борщевской культуры». Носителями этой культуры были племена вятичей, расселившиеся в Подонье. Они занимались пашенным земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, охотой и бортничеством. Было у вятичей и гончарное производство, железоделательное ремесло. Жилища полуземляночного типа наши далёкие предки сооружали из дерева, углубив их в грунт.

Место поселения бралось в кольцо оборонительных сооружений, представлявших из себя целую систему, состоящую из земляных валов и рвов. Была развита у вятичей и торговля. Об этом красноречиво свидетельствует клад из 98 монет того времени, обнаруженный в селе Борщево. По мнению воронежского археолога А.Н. Москаленко, вятичи в этих краях обитали на протяжении полутора сотен лет.

 В связи с приходом в наши места печенегов, а затем половцев, вятичи вынуждены были покинуть берега Дона, переселившись из его верховий на реки Воронеж и Оку. Поход князя Владимира Мономаха в 1111 году в эти места подтвердил славянское проживание с представителями кочевых народов.
 
В период татаро-монгольского нашествия жизнь в этих местах замерла. Осваиваться вновь край стал только после постройки Воронежской крепости в 1585 году».
Данный отрывок рассказывает нам о том, что вятичи не были «диким племенем», как о том писал киевский летописец Нестор и его последователи.

 О том, что вятичи накануне татаро-монгольского нашествия имели высокоразвитую культуру, говорила и великий археолог современности Т.Н. Никольская, которая провела во второй половине XX века раскопки у села Сомово Шаблыкинского района. Мы видим, что вятичи обитали на территории от Воронежа до Брянска.

Так что село Судбищи в 8-10 веках было заселено славянским племенем – вятичи. Именно они и дали название урочищу Судбищи. Если это так, то возможно появление урочища, а затем и селения Судбищи ещё до X века.
 
 
ВЯТИЧИ – ЕЖЕ ЕСТЬ РЯЗАНЦЫ. Однако не исключён такой вариант. Вятичи освоили не только Верхнюю Оку, но и двигались ниже по течению. В поздних списках летописей XV – XVI вв. говорится: «Вятичи и до сего дня, еже есть Рязанцы».
Мы вспомнили об этом не случайно. Достаточно долгое время Рязанское княжество владело нынешними орловскими землями, находящимися восточнее города Новосиля.
Судбищи таким образом осваивались и со стороны Рязани всё теми же вятичами. Главным шляхом для рязанцев был, конечно, Муравский.

 Москва подчинила себе окончательно Рязанское княжество в начале XVI века (1521г). Но рязанцы – вятичи и, несомненно, финские представители – остались. Конечно, на нынешней новодеревеньковской земле жили и представители так называемого Дикого Поля, но подавляющее число названий населённых пунктов, рек и речек, урочищ, логов и пр. – славянского происхождения.

В последние годы под влиянием историка Гумилёва и других его последователей поднимается на щит тезис о том, что Орловщина когда-то была сплошь заселена тюркскими племенами. В какой-то мере это верно для юга нашего края, где отмечены те или иные тюркскоязычные топонимы (Ливенский, Колпнянский, Малоархангельский районы, река Сосна).

Конечно, могли оставить свой след те же крымские татары (но это уже в более позднее время) и на севере Орловской области. Кстати, север края до прихода славян на Оку населяли финские племена. Не исключено, что те же «рязанские финны», такие как эрдзя (некоторые учёные склонны считать, что именно это племя дало название городу Рязань), мурома и др. поселялись в верховьях реки Любовша.
Даже если деревня Муромцево Новодеревеньковского района получила своё имя от фамилии, всё равно носитель её мог иметь отношения к племени мурома.

Впрочем, не следует забывать о том, что село Судбищи стоит на Муравском шляхе, т.е. на Муромской дорожке, ведущей из Крыма в г.Муром. Муравский шлях и поспособствовал появлению таких названий населённых пунктов, как: Муравка – деревня Судбищенской сельской администрации; Муравьёвка – деревня Никитинской с/а; Муромцево – деревня той же, Никитинской сельской администрации.
 

 
РАССМОТРИМ ДРУГИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. Мы вновь возвращаемся к великому составителю Толкового словаря В.И. Далю. К глаголу СУДИТЬ он дал и такие толкования:
С казною не судись! Это требует пояснения. Жить в то время на Муравском шляхе – значит постоянно подвергать себя риску быть убитым, уведённым в плен. Следовательно, земля здесь не пахалась, дома не строились.

Однако какая-то часть свободолюбивых крестьян решила именно здесь распахать целину, взять себе надел даром (не отсюда ли и название села Дарищи!) То же самое сделали и судбищенцы, но заняв казённые земли. Представители «казны» стали судиться. Трудно сказать, насколько верен подобный вариант развития событий, поскольку нет под руками соответствующих документов. Но это не исключено…
 

 
Мне судится, мнится, кажется… Есть у глагола СУДИТЬ и такой оттенок. В этом случае Судбищи должно звучать с ударением на первом слоге – СУ’дбищи: что-то далёкое, таинственное, покрытое мраком место, где определяют судьбу людей, судят, наказывают и поселяют в рай или ад, в зависимости от плохих и хороших дел. Судбищи – почти подземный ад с его кругами для испытаний.

Впрочем, Судбищи могли быть и раем для тех, кто сюда попадал: деревня Любовка, река Любовша (вспомним казачью песню: «Любо, братцы, любо!»), деревня Раевка (от слова рай?!), деревня Красное (т.е. красивое) и прочие.

Даёт В.И. Даль к глаголу СУДИТЬ и такое значение: сходка, мирской сход, причём указывает, что эти слова принадлежат представителям Вятской губернии. Есть мнение некоторых учёных, что вятичи расселялись не только по Верхней и Средней Оке, но пошли и дальше, к Волге, образовав Вятскую губернию.

Правда, другие исследователи говорят о том, что г.Вятка и вятичи не имеют к друг другу никакого отношения. Однако очень уж заманчиво предположить, что Вятку образовали именно вятичи, поскольку это вполне возможно.

В таком случае, СУДИЩЕ (Судбище) – это мирской сход, место, где собирались люди для вынесения совместных решений. Вспоминается вече, которое наиболее было развито в русских городах 2-й половины 11-12 вв. Не все знают, что вече решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей (!), принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д.! В Новгороде, Пскове, и Вятской земле сохранялось до конца 15-начала 16 вв.
 
(С) В.И. Агошков.

 


Рецензии
Добрый вечер!
Приглашаю к себе на страничку
http://www.proza.ru/2017/01/26/1876
Может быть, Вам это будет интересно.
С уважением.

Владислав Тележко   28.01.2017 20:46     Заявить о нарушении