190. В. И. Агошков. Поэма о войне и мире
Поэма о войне и мире.
КНЯЗЬ ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ родился 15 апреля 1151 года. Женился в 1184г на княжне Ефросинии, дочери князя Ярослава Володимировича Галичьского (Галицкого). Через год, в 1185-м, бился с половцами. Прожил после этого сражения ещё 16 лет. Оставил после себя 5 сыновей.
ПОЭМА О МИРЕ И ВОЙНЕ. Академик В.В. Виноградов сказал: "Слово о полку Игореве" – это народная поэма о мире и войне". Добавим: и о любви. Уже в самом начале поэмы мы получаем в руки "ключ" для понимания взаимоотношений соколов и лебедей:
Тогда пускает десять соколов на стаю лебедей:
которую лебедь настигнут – та и песнь запевала…
Выиграв первую битву, русские "помчали красных девиц половецких". Помня о "соколах и лебедях", следует ожидать, что те девицы, которых настигали воины, должны были "песни запевать". И русские, и половцы думали, прежде всего, о продолжении рода. Автор осуждает не только Игоря, но и Всеволода:
Что’ раны, дорогие братья, тому, кто жизнь, кто сан свой
И город забыл Чернигов, и отчий золот престол,
И своей милой супруги светлой Глебовны любовь и ласку?!
Вместо того чтобы пахалась земля, рожали женщины, "с рассвета и до вечера, с вечера и до света летят стрелы калёные…":
Черна земля под копытами // костьми была посеяна,
а кровь полита, – // бедою взошли они по Русской земле!
БЕДА-ОБИДА. А что нужно делать, чтобы не было беды-обиды: не позволять усобице губить добро земледельца, не сокращать век человеческий. Жёны русские восплакались, причитая: "Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслити, ни думаю сдумати, а златом-се’ребром и подавно не позвяцати!"
В данном случае золото и серебро выступают не только как символы богатства и благополучия, но и как знак того, что некому стало пахать землю. А если это и будет делаться, то урожай станут снимать другие, ибо "высажен Игорь-князь из седла золотого да и в седло рабское!"
И вот уже готские красные девы
Запели на бреге синего моря, звеня русским златом!
О "девице ему лю’бой" метает жребий Всеслав. А когда Игорь вернулся домой, то "де’вицы поют на Дунае – голоса вьются через море до Киева!" Их голоса долетали и до наших земель, ибо Новгород-Северское княжество занимало и территорию истока Верхней Оки. Но застонал Киев – от скорби, а Чернигов – от поганых. Насилие простёрлось по Русской земле. Насилью, конечно же, в первую очередь подвергались женщины и дети. Русские девицы, не защищённые своими князьями, стали петь песни половецким соколам-воронам?!
Наши предки пожинали вместо урожая беду, а не победу. Сейчас, видимо, мы мало представляем ужасы того несчастья, которое потом заслонила собой новая, более страшная катастрофа – нашествие монголо-татар. Правда, ещё раз нужно вспомнить о том, что половцы, прежде всего, опутывали сокола девицею, а не стреляли в него, не убивали. Монголо-татары придут на наши земли с огнём и мечом.
ПОЛОВЦЫ СРЕДИ НАС. Однако с 1185-го года половцы, скорее всего, навсегда закрепились на той территории, которую некогда занимали северяне: а это бассейны рек – Северский Донец, Псёл, Сейм, Сула, Оскол и др.
Конечно же, жили половцы и в наших краях, по рекам Дон, Ока, Навля, Десна, занимая нынешние Липецкую и Тульскую области. Трудно поверить в то, что город Плавск Тульской области основали не половцы, а кто-либо другой: Плавск – Половск. Орловская река Неполодь могла не принадлежать половцам, как река Нерусса – русским, но это лишний раз говорит о том, что рядом находились половцы, а по реке Неруссе – русские!
Половцы = по+ловцы. Кого же ловили или любили от (love) они? Русских, в первую очередь. Или половцы – это по+лоцы, т.е. по локи?! Воины, хорошо владеющие луками?! Не означает ли это, что "Слово" написано о "половце Игоре", о человеке, побывавшем в половецком плену?! Или всё-таки "Слово" рассказывает о судьбе (судоба, со+доба, т.е. двойная доба) Игоря, его двойных "луках" – счастливом и печальном.
П.Я. Черных возводит слово ПОЛК к таким понятиям, как "народ, люди, толпа, ватага, дружина, гурьба, стая", а также "наполнять, насыпать, умножать, множество" и др.
Итак, "Слово" повествует о "множественной" судьбе Игоревой. Может быть, есть какая-то связь между названием поэмы и поговоркой: нашего полка прибыло (убыло)? Существует и выражение: княжий полк – дружки жениха, свадебный полк. В самой поэме мы находим такие строки:
"… тут кровавого вина недоставало,
тут покончили пир храбрые русичи: и сватов напоили,
а и сами полегли за землю Русскую!"
"Слово о полку Игореве" – это поэма как бы о "неудачном сватовстве" князя, горьком "свадебном" путешествии.
ПОЛОВЦЫ – СОЛОВЦЫ? Почему курян зовут соловьями?! В "Слове" мы читаем: "Бояне, соловей старого времени!" Тут же: "Вещий Боян, бога Велеса внуче". Некоторые учёные считают, что Соловей и Велес – это одно и то же. А может быть, русские иногда вместо "П" говорили "С": половцы – соловцы. Года два-три назад я нашёл такой пример для подтверждения этого: собратья – побратимы. Теперь у нас появился новый факт: апостол язычников Павел получил еврейское имя Саул! Всякое сравнение, как известно, хромает, но всё же: половцы – язычники, соловцы – христиане (иудеи, мусульмане)?!
Не исключено, что курские половцы ославянились и стали соловцами. Город Плавск стоит на реке Полове; недалеко и река Солова. Районный центр Тросна Орловской области присоединил к себе и часть территории под названием Суровцово: Тросна – Суровцово (Туровцово?) тожъ. Что это: простое смешение звуков или нечто большее?!
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №213033001064