Мои встречи с Майей Кристалинской - часть2

               ---------------------
Прекрасные концерты! Второй был просто чудесный! Хочу сказать, что на концертах исполнялось много песен, которые никогда не исполнялись в эфире, на широкую публику. А жаль! "Синие розы", "Лист осенний (всё равно я с тобой)", "Ещё раз о письмах", "Вечерняя Москва", "Телефонный звонок", "Ночные вокзалы", "Вдруг тебя вспоминая"......и ещё много.....
              ------------------------------
Майя Владимировна приехала (она никогда не летала самолётами, закончив МАИ-авиационный) в Ленинград по приглашению Лен.телевидения. Майя держалась просто, легко, очень органично....непринуждённо, как всегда на своих концертах. Чувствовалась добрая любовь к нашему городу. Искренние, добрые слова в адрес нашего города. Чарующая улыбка!....Концерт прошёл под бурные аплодисменты....были новые песни.
Встреча после концерта, он проходил днём. Весна! Май! Хорошая солнечная погода! Поклонники и просто зрители ожидают появления Майи Кристалинской.... Вот, наконец, она выходит, все ринулись к ней. Она даёт автографы, благодарит их. И нет никаких охранников, нет рэкета - были просто добрые времена. Я стояла в стороне. Майя подняла глаза, увидела меня и подошла. Немного пообщались.....улыбки, глаза....прощание - в машине её ждал грозный муж.
После этого меня догоняют две девочки и спрашивают, как я знаю Майю Кристалинскую... Я ответила, что знаю чуть больше, чем они. Мы разговорились. Я узнала, что одна из них очарована Майей уже 12 лет. И я подумала, сколько же ей лет? На вид этой девочке можно было дать лет 18. Ей так и оказалось. Наташе, так её звали, было 7 лет, когда Майя покорила её сердце, услышав её по телевидению в концерте для воинов. И до сих пор она трепетно хранит это чувство. Наташа из Запорожья. В Ленинграде училась в Пед.институте. Вторая девочка, такого же возраста, приехала из Минска. Что отличает поклонниц Майи Кристалинской от других - это душевная чистота и преданность. Я многих знаю....это интересные люди, почти все - с высшим образованием.
               
В первый раз преподнесла Майе цветы - в честь долгожданного приезда, и за всё счастье, которое я пронесла через все годы нашего знакомства. В ответ - удивлённо-добрые глаза и сердечный выдох: "Как приятно" ....короткий диалог прямо на сцене. Договорились, что я приду в антракте. Но ...пришли фоторепортёры, журналисты....поговорить не пришлось. Услышала комплимент: "Ты похорошела!" Перенесли свидание на после концерта. Ждала у главного входа..... не дождалась, и пошла в сторону Невского пр.. Вдруг останавливается микроавтобус, открывается дверь и приглашают меня. Вижу: Майя Владимировна с мужем, Эдуардом Максимовичем, и ансамбль. Я села, и мы поехали в гостиницу "Европейская", где мы немного поговорили.... Времени нет, Майе опять надо спешить на вокзал.
             
Зрителей меньше, чем обычно. Но приём тёплый, очень тёплый! Как всегда. Программа составлена по-новому. Песни, мелодекламация, романсы и опять лирические песни. После концерта....добрые, сияющие глаза Майи Владимировны тут же погасли, поникли, когда я сказала, что мне концерт не понравился. Я нетактично сказала, но я так чувствовала, мне не понравился выбор репертуара. Но я взяла телефон гостиницы и , сразу же, приехав домой, позвонила, чтобы извиниться. Майе было интересно слышать мои замечания. Она попросила меня придти на следующий день за час до концерта. Я никогда не пользовалась знакомством с М.К., и всегда покупала билеты. Я пришла. Майя меня встретила. Мы поговорили о жизни, о судьбе, о песнях.... И в конце я отдала Майе Владимировне письмо, письмо-откровение (очень жаль, что я не оставила копию. Уже не помню, о чём писала....сейчас было бы любопытно) Но попросила прочесть его позже, уже в гостинице.  После концерта мы опять встретились. Разговаривать было некогда. М.В. попросила позвонить ей в гостиницу. Я позвонила и заметила, что этот концерт был много интереснее и лучше. Майя Вл. была как-то заметно благосклонна ко мне и удивительно добродушна. Договорились, что я позвоню утром..... Позвонила около 11-ти утра. Сонный голос Майи Вл.  Я извинилась, что разбудила.....но в ответ услышала такую сердечную благодарность (за письмо-исповедь). Она сказала, что после него не могла долго уснуть. Майя была очень чутким человеком. Она была необыкновенной, от неё шла добрая, нежная Аура Великой Матери. Ей не пришлось стать матерью физически, но она - Великая Мать - так отметила Людмила Гурченко на своём выступлении в МАИ о Майе Кристалинской. И это ПРАВДА! К Майе тянулись люди, которым не хватало тепла, ласки, любви. Они, как бы грелись в лучах её глаз, в теплоте её голоса. И здесь не может быть фальши. Этот уникальный голос - такой тёплый и мягкий, чистый и нежный, бархатный и очень искренний!!! Он многих купил, нет, не купил, а заманил.....
Майя - это след прошлого доброго времени. Тогда не было такого обилия товара в магазинах, но была высокая духовность!  Слушаешь песни М.Кристалинской, смотришь видеофильм о ней, и чувствуешь, что потеря - огромна! А какая высокая скромность! Нет, сейчас нет таких даже приближенных к образу и подобию Майи, Майи Кристалинской. Это был живой кристальный родник доброты и искренности!!!
            
У меня были отгулы (каждый год молодых специалистов наш НИИ посылал на сенокос, прополку). И на отгулы я решила поехать в Прибалтику, на взморье.(границы в то время были открыты) Выхожу в Клайпеде, и вижу.... на перроне стоит Майя Кристалинская со своим ансамблем, Эдуард Максимович....и много багажа. Оказывается, их вагон прицепили где-то на станции к нашему Ленинградскому поезду, и мы приехали вместе, не ожидая увидеть друг друга. У Майи были концерты в Клайпеде и Паланге. Я уехала на автобусе в Палангу, устроилась там с жильём. И на следующий день я приехала в Клайпеду. Купила на рынке огромные, очень красивые розы, необыкновенно-красивые!! и пришла на концерт. Майя удивилась,увидев меня. На вокзале я прошла мимо них незамеченной. Я сказала, что мы приехали на одном поезде. После концерта я сразу же уехала в Палангу. На второй концерт я не поехала, т.к. сложности с транспортом. Через несколько дней Майя приезжает с концертами в Палангу. Я пришла, села где-то на десятый ряд...так, чтобы Майя меня не видела. .... Она хорошо пела, зрители были в восторге. И вдруг я слышу, Майя говорит,что этот концерт она посвящает ленинградцам. Потом, вспомнив,в каком городе находится, поправилась: "Ну, хотя бы - полконцерта"..... Я приняла эти слова на свой счёт. хотя, конечно, ленинградцев там было много. И мне так захотелось чем-то ответить в благодарность. ... В антракте я пошла искать цветы. Магазины были уже закрыты, и я пошла искать по частным садам. Я обошла много домов, объясняя, что мне нужны цветы для М.К. Но ничего хорошего, достойного я не видела..... Антракт уже давно прошёл, а я не могу найти цветов. И вот я увидела какой-то красивый куст. Я объяснила хозяйке, что купила бы цветы для МАйи Кристалинской. Она оказалась очень любезной. Нарезала мне огромный букет!!! Конечно, бесплатно!..... Я вхожу в зал. Второе отделение уже давно началось. Слышу Майин очень грустный, погасший голос. Я поняла, что Майя не увидела меня в зале и расстроилась....и это так сильно отразилось на песнях, на голосе - они стали бездушными. И вот после окончания песни я несу ей эту охапку цветов. Сколько было счастья в глазах! Майя, как будто, воскресла. Она опять запела  полной вдохновенной душой! Но после концерта я опять не подходила к ней. На следующие концерты я садилась поближе, чтобы лучше видеть и слышать Майю, и не огорчать, не заставлять её искать меня среди зрителей. Она всё видит! И уловила, что на втором концерте в Клайпеде меня не было.... Эдуард Максимович был при М.В. везде, на всех концертах. Вот почему я ни разу не подошла к ней. Хотя, как позже выяснилось, он меня видел, и желал со мной говорить. Это я узнала, когда звонила уже в Москву, нарвалась на Э.М. и не сумела остановиться, начала разговаривать с ним. И вот мы с ним объяснились, познакомились получше. Он был со мной очень вежлив, спокоен и тактичен, как никогда. Его очень озадачило, почему же я не подходила к ним. Они оба так хотели со мной пообщаться.... . Потом я разговаривала с М.В. по телефону, уже из Ленинграда. Поделились впечатлениями, и я спросила:"А каким это ленинградцам Вы посвятили концерт в Паланге?"- На что она ответила:"А я думала, что ты догадалась." Я, конечно, догадалась, но не могла поверить, что такой порыв был адресован мне! Я была счастлива! Майя спросила, где это я такие розы нашла - они очень долго стояли. Правда, незабываемые розы!
Я могу написать только свои впечатления и ощущения. И я чувствовала, что Майя Кристалинская - счастливый  и несчастливый человек. Внешняя оболочка благополучия прикрывает глубокую боль и трагедию её души, судьбы....и всё это выливается в голосе, в глазах. Но и весёлые, шутливые песенки Майя хорошо, озорно пела, и с юмором. На концертах М.К. были и дети. И она всегда пела для них песенки "В траве сидел кузнечик" Шаинского и "Не дразните собак" Е.Птичкина. Очаровательное исполнение! Столько обаяния!!
В 60-70-х годах М.К. участвовала почти во всех "Огоньках" на телевидении, в праздничных концертах. А в программе "Алло, мы ищем таланты" была главным членом жюри. И в Сочи в конце 70-х каждую осень Майя участвовала в фестивале конкурса советской песни среди молодых исполнителей, членом жюри. Сейчас совсем другие певицы, им редко веришь. У них нет такого неподдельного тепла и душевности. Песни, даже с хорошими словами и с хорошей музыкой, что бывает всё реже и реже,  звучат холодновато. Может быть, новая суровая жизнь убивает сердце и душу человека. Время идёт, и мы много теряем.................
20.02.82г Центральный Дом Журналистов. Творческий вечер Майи Кристалинской, юбилейный (24.02-50лет). Какая добрая обстановка, уютная, семейная. Как жаль, что не снимали на видео, фильм. Я там была с молодым человеком. После концерта мы решили зайти тут же в ресторан, перекусить. Мы сидим за столиком, и вдруг мой друг показывает мне.....за столиком напротив сидят Майя Владимировна с Эдуардом Максимовичем....... В уже опустевшем гардеробе, когда мы уже уходили, я заметила знакомую дублёнку и говорю так кокетливо: "Чья это там дублёночка висит?" А за спиной уже стояла Майя Владимировна и улыбалась. Пока мы одевались, она потихоньку сказала:"Приходи завтра в театр Эстрады в 15.00". Потом мы вместе вышли, и разошлись по разным сторонам. У меня был с собой портативный магнитофон, я записывала концерт....и потом разговор в театре Эстрады, там была журналистка, брала  интервью у М.К.
Я только два раза приезжала в Москву на концерт(вернее, творческие вечера) Майи Кристалинской. Ещё один концерт был в киноконцертном зале "Октябрь". Рядом с нами сидел Михаил Глузский и Римма Маркова. Были такие непридуманные сценки, душевные, юморные и очень добрые. Борис Брунов после антракта несёт Майе бутылку Шампанского с повязанным цветком.....что-то сказал......Майя улыбнулась, что-то ответила... а потом сказала с улыбкой: "Это на рояль или под рояль?"  Майя исполнила песню "Не дразните собак".....На бис вышел автор Евгений Птичкин, и они вместе  спели ещё раз. Сколько обаяния! У меня есть эта фотография (см. выше).  Очень тёплый концерт!!!, и зрители - участники. Конечно же, были цветы, цветы-души, а не такие огромные корзины и букетищи, как выносят сейчас артистам. Мне кажется, это даже неприлично.
У меня были записи этих концертов на аудиокассетах. Но летом, в 1987 году, пока я гуляла с маленьким сыном, нас обворовали. И это была самая большая пропажа, потеря. Это были записи с концертов и её, голос Майи Кристалинской, записанный мной в моменты общения. Да, эта потеря невосполнима, не говоря о главной потери - Майи Кристалинской!

         продолжение следует....http://www.proza.ru/2013/03/30/2021


Рецензии
Спасибо, очень трогательно.
Кристалинская была любимой певицей моего отца. Повеяло такой грустью из ваших воспоминаний. Жаль, что нынешнее поколение, наши дети и внуки ее почти не знают.

Лидия Гладышевская   02.02.2023 11:41     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отклик!!! МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ !!! Думаю, такой невероятно красивый, по душевным качествам и магическим голосом, образ ещё вернётся. Я лично пока не услышала. И А.Пахмутова говорила, что такой глубокой певицы, с неподдельной трагедийностью и светлой добротой, вряд ли мы найдём сейчас. И правда, Ей не для кого писать...уже больше 37 лет нет Майечки. Как Она радовалась, когда я сообщила Ей, что жду ребёнка! Она была счастлива!!!! Сын родился....а через два месяца не стало МАЙИ КРИСТАЛИНСКОЙ. ( пишу Вам, Лидия, с откровением, потому что заглянула на Вашу страницу и поняла...и приняла, своим чутьём....попозже и почитаю.)

Тамара Дворянская   02.02.2023 13:53   Заявить о нарушении
Уходит эпоха великих композиторов, певцов, музыкантов, режиссеров, актеров...
Только что вернулась из театра - посмотрела чудесный, невероятно трогательный спектакль "Дурочка и зэк". Елена Санаева в маленькой роли, но еще бодра!

Лидия Гладышевская   03.02.2023 00:09   Заявить о нарушении
....да,уходят и наши любимые артисты и поклонники, такие настоящие....но всё вернётся....хотя, конечно, в другом качестве....лет через 10.
а сегодня нам всем главное - Мир во всё Мире!!! и возрождения Человечности!!!

Тамара Дворянская   03.02.2023 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.