От Увека до Иргиза

 или О ТИПИЧНЫХ ОШИБКАХ ДЕШИФРОВКИ
 
В №1 газеты «РУССКАЯ РЕЧЬ» (1999) опубликована    гипотеза   А. С. Папшева о "зороастрийском" (индо-иранском) происхождении имени одного населенного
пункта (ныне он в черте г. Саратова). И имя его Увек.
   Проясним этот вопрос. Заглянем в самое первое географическое описание России, написанное в конце 16 века - "Книгу Большому Чертежу"(1627) – свод географических сведений/Под ред. К,Н.Сербиной.,М.,а.1950г,с.84:/: «...А В МЕДВЕДИЦУ ПАЛА РЕКА КАРМЫША, ПОТЕКЛА КАРМЫША ОТ РЕКИ ВОЛГИ, ОТ ВЕРХУ УВЕШИ РЕКИ...А УВЕША ПАЛА В ВОЛГУ У ГОРОДА САРАТОВА, ВЫШЕ ГОРОДИЩА УВЕШЕНА....», из сего в частности следует, что Саратов в 1599г. стоял на левом берегу Волги «против» устья Увеши. Об этом писал еще в 1989 г. Н.Н. Студенцов, а убедительно обосновал в 1990г. Б.Н. Донецкий. Вывод Студенцова о «левобережности» Саратова «Увеша –а вовсе не Увековка) – имя прамордовское». 
          
  Еще в  5 веке до нашей эры /то есть 2500 лет тому назад /именно, здесь на правом берегу реки Волга жило большое финноязычное племя.  Это были предки современной мордвы и марийцев (Мари-Эл). Российские археологи назвали эту своеобразную культуру «волжских финнов»  ГОРОДЕЦКОЙ КУЛЬТУРОЙ. Один из характерных признаков данной культуры    - окончание речных имен на шипящие созвучия ( ча- и ша-) Мокша,  Выша, Теша, Шикша, Шимокша и т.д». В этом ряду и Увеша, а также Иж и Карамыш («Кармыша»).
И вот имя УКЕК (города) и реки /как считает А.С.Папшев/ появилось 1500 лет спустя с приходом в Поволжье, татар и, скорее всего, оно татарского   происхождения. Конечно же, это не так. Они просто переозвучили более ранние имена – Увеши и Увека. Разгадка  прамордовских речных имен, оканчивающихся на шипящий звук /букву такова, что таким «речным формантом» обозначалась святость духа семьи  \людей, обитавшей на той - или иной - реке. Имя Иж (ЙИШ) в переводе с марийского языка   означает  «семья». В том слове начальное ЙИ совпадает  с угорским (венгерским) обозначением «течение воды», являющейся синонимом семьи – текущая святость, течение семьи.
Замечательный советский языковед В.М. Иллич-Свитыч /1934-.1966гг/. показал в своей  работе, изданной его учениками в 1971г/-2г/,что «в уральской и  алтайской  языковых семьях : УВА-это ПОТОК(ВОДЫ), у прибалтийских финнов – УВЕ, УВЕТ, ВУО, у волжских финнов - Й0В,Й0Л,ЙУЛ. Из чего следует, что Уве-ша имеет прибалтийско-финскую основу первого слога корня. А вот у северных угров(мадьяр) течение воды передается сочетанием   УУ/у хантов/ УО/у манси/.

     Там же А.П.Папшев называет реку Сиргис якобы геродотовским словом ..  «Сергий». Этого у Геродота нет. В комментариях к книге «История» Геродота прямо указано «СИРГИС - современный Дон»(с.588.); «ТАНАИС – современный Донец»(с.590); «БОРИСФЕН – современный Днепр»(с.556)(об этом в следующей статье). Писал Геродот и об ИИРКАХ - «племени, жившем к востоку от Волги».
Так может быть, по имени   ИИРКОВ как раз и назван наш Иргиз?
    Ведь в том же Указателе имен  в книге Геродота сказано: «быть может иирки предки мадьяр, живших на севере Урала». Такого же мнения придерживается академик Б. Рыбаков в своей «Геродотовой Скифии». В пользу этого предположения говорит тот факт, что пра-мордва у Геродота называлась Будины , а у современной мордвы имя воды – ВУД. Из сказанного следует, что А.П. Папшев явно поспешил с публикацией «зороастрийской» гипотезы о происхождении древнейших имен Саратовского края.
                первая публикация 26. 02.1999


Рецензии
Опять много нового для меня. Крайне познавательно. Спасибо.
Моё Вам искреннее почтение,

Фрол Громилов   01.06.2013 22:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.