Для начинающих писателей

Сам я не профессиональный писатель и мне, как ни кому, понятны затруднения, которые испытывают начинающие писатели. Лично я самоучка, садился в библиотеку и читал учебные пособия.
Однажды, в гостях, я прочитал студенческую газету, в которой моя племянница была редактором. Времени на разбор было очень мало, и я пообещал ей, что возьму газету с собой и дома почитаю, а когда почитал - у меня появилось желание ответить ей письменно. Сегодня я публикую это письмо для начинающих писателей. Удачи Вам в этом трудном и интересном занятии.

Текст и его строение

     Прозаическое изложение любого текста начинается с абзаца. Абзац – это микротема, которая в связи с другими абзацами образуют сюжет. Главное в цепной связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом…
     Основные фразы абзаца (зачины) должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы. С абзаца нередко пишется прямая речь, а также текст, следующий за нею.
     Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное.
          Сюжет –  это связь и последовательность описанных событий.

Тип речи – повествование.

     Это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигается порядок протекания событий, развитие сюжета.
     В описании, центром внимания можно считать словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков. В особенности текста нужно отнести рассуждения о том, что в нем доказывается, объясняется какое-то положение или развивается мысль.
     Для всех повествовательных текстов общим является: начало события (завязка), развитие событий (кульминация), и конец события (развязка).
     По объему произведений и сложности сюжета, можно различить рассказ, повесть, роман.
Рассказ – это словесное изложение каких-нибудь событий. Обычно малой формы.
Повесть – это произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.
Роман – это произведение со сложным сюжетом и многими героями.

Несколько советов по написанию текста.

1 Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице. И это может быть началом текста.
2. Окончанием повествовательного текста часто бывают указания на последнее, завершающее действие. Но может быть продолжено и выводом. Поэтому особое внимание нужно обратить на начало и конец текста.
3. Язык изложения должен быть подчинён теме, идее, типу речи, стилю, жанру.
4. При построении текста нельзя забывать о времени (настоящее, прошлое и будущее).
5. При необходимости можно включать в повествование элементы и описание, рассуждение и…

Элементы: Общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод, заключение.
Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Для пейзажа – внешний вид деревьев, трав, неба, реки. Для портрета – рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека. При описании машины – внешний вид, марка…
Цель описания – чтобы читатель увидел предмет описания, или общую картину написанного текста.
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Основные правила пунктуации.

Запятая при однородных членах предложения. О, О. О, а О. О, но О. О и О.
Запятая, восклицательный и вопросительный знаки при обращении. О!  О,…?  …,О,…?  …,О?
Запятая в сложных предложениях. П, П. П, и П.
Прямая речь. Автор: «Пр?»  «Пр», - автор. «Пр», - автор, - «пр». «Пр», - автор. – «Пр».

Пример разборки текста на основе рассказа «Расплата» газета МИГ №12



1. …, что она вернулась вновь. Для читателя непонятно – кто она? О ком речь?
2. Зачем, для чего? Опять же непонятно, на основании чего у Стейла появились такие мысли?
3. Коричневые брызги покрыли его белую рубашку мелкими пятнами. Но не заметив этого, он схватил трубку (медную, железную? )  в которой услышал лишь протяжные гудки. Я бы построил предложение по-другому, брызги не могут покрыть, они могут разлететься. Нужно сказать: Брызги разлетелись в разные стороны, и бурые пятна покрыли его белую сорочку, но он не заметил этого, а схватил телефонную трубку, в которой услышал лишь протяжные гудки. После этого предложения резонно подумать – кто звонил? С какой целью? То есть – рассуждение. Этого нет.
4. … его убивала окружающая обстановка. Чем она его убивала? Что она (обстановка) вообще представляет?
5. Далее по тексту идет каскад предложений со словом «он». Я считаю, что так строить текст нельзя. Нужно чередовать имя и местоимение, а в некоторых случаях использовать синонимы. Непонятно о чьей смерти идёт речь. Кроме того, рассказывая о настоящем времени – используются фрагменты прошедшего времени.  ( Проследи разницу – осознал, осознавал и осознает.)
6. Теперь он был свободен от каменных стен… Я понял – от каменных стен лифта!? Но лифт металлический.
7. Время бежало неумолимо быстро и снова наступил вечер. В моём понимании, если время бежало, то и вечер наступал, а если вечер наступил, то время уже пробежало, убежало и т.д. На пунктуацию и орфографию в тексте я не обращал внимания, потому что вообще точки и запятые игнорируются повсеместно.
8. Можно выделить из текста такие моменты, как – Стейл сел в первую попавшуюся электричку и ждал того момента, когда он будет с ней. Выделенное «он» лишнее.
9. Он очень устал и его ноги ели-ели шли по рельсам назад. В этом месте текста я долго решал ребус. Во-первых, ноги сами по себе ходить не могут. Стейл может с трудом передвигать ноги, потому что устал. Я бы сделал так: «Наконец-то вагон остановился. Кондуктор объявила конечную остановку, и Стейлу пришлось идти назад пешком. От сумасшедшего бега времени  его  ноги гудели. Кое-как передвигая их по замасленным шпалам, он сутулился как извечный вопрос «Что делать? Как жить дальше?» Шел, не обращая внимания на окружающий шум, на идущую вдалеке электричку,  шел навстречу судьбе, на встречу любимой Мэри. Разве мог он почувствовать сырость и этих, мешающих обществу, крыс? Нет. Ему было всё до лампочки, и она уже слепила  его не совсем ещё ослепшие глаза…»
     Можно было продолжать развитие надвигающейся трагедии. Это место должно читаться с мурашками на коже, если их нет, то результат нулевой. Нужно передать ситуацию, чувства и мысли героя как свои. Ставь себя на его место и делай так, как тебе хотелось бы, чтобы ТЫ думала, чтобы ТЫ делала, чтобы ТЫ кричала, и как???
    Юлечка, я думаю ты правильно поймёшь мои замечания и сделаешь соответствующие выводы. Нужно делать такой текст, под которым не стыдно будет ставить своё имя, а не псевдоним. Сделай так, чтобы твоё имя зазвучало. Юлия Мисько! Звучит? Должно звучать. Это в твоих силах. Ты можешь, ты сможешь!
      Единственное, это ремесло занимает столько времени!!! Но и то, когда читаешь свой текст и получаешь наркотический кайф!  И-и-их!!!  Его  может получить только настоящий писатель, другим это состояние неподвластно, а ты, управляя дозой (мастерством изложения) сможешь получать неописуемые очучения. (Ошибку сделал сознательно, опетросянился).
     Дерзай, твори и не забывай, я пытался полить ещё слабую жизнь твоих ростков. Первый полив состоялся, они окрепнут и быстро пойдут в рост. Желаю удачи.


9.12.2002 г.                В.Булич


Рецензии
Хорошая, полезная статья, и не только для племянницы! Успехов Вам! С уважением, Пётр.

Петр Чванов   20.08.2014 12:19     Заявить о нарушении
Спасибо за то, что оценили. Пусть маленькую пользу принесёт, но всё-таки пользу... Всего доброго.

Владимир Булич   21.08.2014 17:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.