The Beatles. Because. Из книги Ian MacDonald

[185]  Because (Lennon-McCartney)

Lennon: вокал, ритм-гитара.
McCartney: вокал, бас-гитара.
Harrison: гитара, синтезатор Moog
George Martin: электрический спинет
Записано: 1- 4 августа 1969 года в студии Abbey Road 2. 5 августа 1969 года в студии Abbey Road 3.
Продьюсер: George Martin. Инженер записи: Geoff Emerick, Phil McDonald
Дата выхода в Великобритании: 26 сентября 1969 года (LP: Abbey Road)
Дата выхода в США: 1 октября 1969 года (LP: Abbey Road )

     Композиция Леннона «Because» была записана последней для альбома Abbey Road. Построенная как трех-голосная гармония в До-диез минор, песня явилась на свет в результате вдохновения, посетившего Леннона от прослушивания исполненной Йоко Оно Adagio sostenuto,  14-ой сонаты Бетховена, опус 27, №2 (Лунная) (1). Вокальный трэк был переналожен дважды, в результате на треке оказалось девять голосов; исполнение гармонии в этой песни является одной из самых сложных из всех записей группы, и даже учитывая направляющюю и руководящюю роль Дж.Мартина, группе потребовалось много и долго репетировать, чтобы выучить все партии. Под аккомпонимент постоянных арпеджио на клавикорде (слева), гитары (справа) и синтезатора (в центре) мелодия создаваемая аккордами отдает леденящей грандиозностью, вызывая при этом минимум эмоций, вместо этого она величественно парит с потоком бриза, созданного вычурной игрой слов. Многие восхищаются особенным настроением этой песни, как эпитомией мечтательной отрешенности, не принимая во внимание тот героин, который тогда с прохладцей растекался по телу композитора. Пятьдесят дней спустя после завершения «Because», Леннон возвращается в студию, чтобы попытаться выреветь свою наркотическую зависимость в «Cold Turkey».

1) Леннон ошибочно утверждал, что «Because» построена на обратном порядке аккордов сонаты Бетховена. (Обсуждение гармонической схожести можно найти у O’Grady p. 161-2)

*************************

     В техническом отношении, а именно по качеству записи, альбом Abbey Road оказался самым удачным из всех, во-многом, благодаря использованию восьми-дорожечных магнитофонов. Не считая редкие огрехи сведения, все трэки на альбоме наполнены кристально чистым звуком и отличной эквализацией. Особенно выделенными оказались низкие частоты, над улучшением которых группа билась с 1966 года: они звучат на этот раз ярко и сочно. Ударник Стара звучит так глубоко и звучно, как никогда прежде (особенно бас-барабан, который наконец-то по праву занял свое место в частотном спектре). Налет объемного звучания был достигнут за счет использования синтезатора Moog (1), а также вездесущей гитары Харрисона, настроенной в тоне Лесли (2). Джордж Мартин, после анархии периода записи «The Beatles» и хаоса сессий «Get Back», снова стоит во главе продьюсирования, что обеспечивает организованный и дисциплинированный подход к процессу записи. Само содержание альбома, оказалось, однако, весьма беспорядочным и зачастую, пустотелым. Маккартни, Старр и Мартин (за исключением обычно надежного в своей сдержанности Харрисона) вспоминают время записи альбома с нежностью, хотя запись на самом деле происходила в необычайно накаленной атмосфере, где дружеская терпимость временами переходила в ребяческое насилие. Леннон дважды, например, жестоким образом спорил с Маккартни, и на каком-то этапе во время одной из перепалок он, весьма не по-дружески, замахнулся на его жену Линду (3). Другой разлад вспыхнул, когда Йоко Оно без разрешения взяла средство, способствующее усвоению шоколода, которое принимал Харрисон. Довольно продолжительное время Леннон вообще хотел поместить свои песни на одну сторону, а песни Маккартни на другую.(4) Накал и энергия творческого созидания, которые присутсвовали в ранних записях Битлз были однозначно утеряны – более трети песен на альбоме были написаны годом ранее (5) – и если бы не усилия Маккартни по составлению Long Meddly (которое Леннону не нравилось) альбом Abbey Road был бы лишен той видимой слитности и слаженности, которая создает ощущуние того, что он лучше, чем он есть на самом деле (6).


1) Синтезатор был тогда достаточно новым и первым инструментом, который был поставлен на коммерческий поток. До этого он был использован лишь на записях Walter (позже Wendy) Carlos, который был совместно с доктором Robert Moog, соавтором по разработке. Харрисон, который приобрел свой экземпляр в Калифорнии в 1968 году, впервые использовал инструмент на своем альбоме Electronic Sounds, выпушенный экспериментальным лейблом Zapple (принадлежащим Apple) в 1969 году. «Because» была первой композицей, в которой был использован синтезатор в процессе наложения дополнительного звука. Также инструмент был использован для наложения (по порядку) на [178] “Maxwell’s Silver Hammer” ( партия была исполнена Маккартни), [167] “I Want You” (исполнено Ленноном) и [177] “Here Comes The Sun” (исполнено Харрисоном).
2) [170]«Something», [171] «Oh! Darling», [172] «Octopus's Garden» ]173] «You never Give me your Money»[178] “Maxwell’s Silver Hammer”, а также различные другие гитары на Long Meddly.
3) Воспоминания Маккартни о сессиях по записи Abbey Road без всякого сомнения, окрашены в розовый цвет. Но даже он признает, что Старр и Харрисон упрекали его в тот период за чрезмерную властность (Musician. Oктябрь 1986). Gill Pritchard, один из  одержимых фанатов, которые проводили все свое время за воротами Abbey Road, вспоминает, что в один из завершающих дней работы над альбомом «Маккартни, весь в слезах, выбежал из студии, отправился домой и больше не возвращался. На следующий день он вообще не пришел, хотя студийное время было отведено для сессий Битлз» (Mojo. Октябрь 1996 г.). По факту неявки Маккартни в тот – или другой день? – разъяренный Леннон пришел к нему домой и после того, как тот не открыл ему двери, перелез через забор и устроил разборки на повышенных тонах в результате чего разбил подаренную им ранее картину ( которая была самой любимой картиной Маккартни) (Salewicz, p. 218-19).
4) Когда в интервью у Леннона спросили, всего месяц спустя после завершения работы над альбомом, о композиции [178] “Maxwell’s Silver Hammer”, он ответил: «Это песня Маккартни, как вы вероятно догадываетесь. Мы больше вместе не пишем песен». В этом же интервью (Mojo. Ноябрь 1995) он предполагал, что [170] «Something» и [179] «Come Together» будут выпушены на сингле, «С тем, чтобы я мог их слушать без того, чтобы слышать весь альбом».
5) [170]«Something»,[172] «Octopus's Garden»,[178] “Maxwell’s Silver Hammer”, [181]«Sun King» ]182] «Mean Mr. Mustard», [183]«Polythene Pam», [184] «She Came In Trough The Bathroom Window».
6) На определенном этапе, рабочее название альбома было «Эверест» (по названию любомой марки сигарет звукоинженера Geoff Emerick). Но когда поступило предложение поехать на Гималаи, чтобы сделать снимки для обложки альбома, участники группы обнаружили, что все на что они были способны в тот момент  – это лишь выйти за ворота студии – отсюда и фотогрфия на обложке и название альбома.


Рецензии