Руки прочь от российской попсы!

Война между попсой и роком банальна, и суть ее предельно ясна: рок музыка со смыслом, а попса – тупая колотушка для идиотов – два притопа, три прихлопа, типа ынца-ынца. Конечно же, говоря словами великого рокера «между землей и небом - война», но только попса воевать ни с кем не желает. Все равно ее аудитория численно подавляет замороченных и депрессивных подростков, гибнущих в заплесневелых кухнях от наркоты или алкоголя. Поэтому мрачную цоевскую формулу можно облегчить, сняв пессимистический серый налет – «между зимой и летом – весна».
Попробуем разобраться так уж тупы и бессмысленны тексты популярных песен. Понятно, что 99% стихов посвящены любовной теме, и это правильно. При катастрофической демографической ситуации в нашей стране приемлемы все возможные методы, заставляющие молодежь постоянно думать о репродуктивных проблемах. Музыка – не исключение. Относительная простота мелодий позволяет наиболее эффективно «вбить» текст в подсознание подростка. «Где же вы девчонки, короткие юбчонки…» - это микропрограмма способна взбодрить самых робких «ботаников».
Мы не будем, поэтому, останавливаться на «любовной» попсе, а обратимся к нескольким текстам относящимся к другим сферам социального общежития.



1) Краски «А вы не трогайте меня»

А вы не трогайте, не трогайте меня,
Не задавайте мне вопросов глупых зря,
И так сердито не качайте головой,
Сегодня к маме я приехала домой.

Где-то в городе, где-то далеко
Всю неделю мне было нелегко,
Всю неделю ненужные дела...
Ла-ла-ла ла-ла-ла ла-ла

Я устала без отдыха и сна,
Не учеба, не жизнь, беда одна,
Всю неделю я этот день ждала...
Ла-ла-ла ла-ла-ла ла-ла

А вы не трогайте, не трогайте меня,
Не задавайте мне вопросов глупых зря,
И так сердито не качайте головой,
Сегодня к маме я приехала домой.
(2 раза)

Не ругайте, сегодня мне везёт,
Буду делать я всё наоборот,
Всю неделю я этот день ждала.
Ла-ла-ла ла-ла-ла ла-ла

Завтра снова уеду далеко,
Всю неделю мне будет нелегко,
Всю неделю ненужные дела...
Ла-ла-ла ла-ла-ла ла-ла

Припев (3 раза)

В данном сюжете легко распознать типичную российскую ситуацию – провинциальная девушка уезжает в дальний город, видимо, Москву, для получения высшего образования и подзаработать. Натрудившись «без отдыха и сна» героиня спешит домой к маме. Ее терзает чувство вины, потому что современное экономическое положение в стране не позволяет бедной девушке заработать на жизнь легальным, нравственно безупречным способом. Встречая девушку, односельчане все прекрасно понимают и, негодуя, сердятся на молодую студентку, в каком-то смысле опозорившую весь поселок. Им сложно понять и принять тот факт, что иначе в этой стране не прожить – нет никакого выхода! Либо спивайся в родной деревне, либо езжай в Москву торговать телом.
Девушка до крайности измождена и морально и физически, она хочет просто отдохнуть и на заработанные деньги «делать все наоборот», т.е. хотя бы пару дней прожить в родном селении по-человечески – помогать больной матери по дому, поработать в огороде, обойти соседей – разузнать что да как... А потом опять садиться в проклятый поезд и мчаться в мегаполис, чтобы дальше нести нелегкий крест молодежной жизни.
Данная песня, вслед за нашими классиками, снова напоминает нам о тяжкой судьбе русской женщины. Смирение и жертвенность, ради блага ближних. Через позор и покаяние, через унижение и отверженность сохранять самое главное – любовь к ближнему.
А нам лишь остается верить и надеяться – покуда живы в стране Сонечки Мармеладовы – жива Россия. Потому что основной идеал христианского православия – жертвуя собой спасать других.
Мы искренне выражаем огромную благодарность группе «Краски» за сохранение и пропаганду в своих песнях главных идеалов человечества.
Аплодисменты!


2) Блестящие «Облака»
Слышишь, слышишь, это дождь стучит нам
В окна, в крышу, только ты молчишь всё.
Вижу, вижу, я в твоих глазах слова
Вижу крышу задевают облака.

Припев:
Ун-дару-дару ху, Ун-дару-дару ха задевают облака!
Ун-дару-дару ху, Ун-дару-дару ха задевают облака!

Тише, тише, я хочу услышать
Выше, выше, подними свои глаза.
Что же это, - не найду ответа
Вместо взгляда я увижу облака.

Припев:
Ун-дару-дару ху, Ун-дару-дару ха я увижу облака!

Выше, выше, подними свои глаза.
Где же, где же, где же эти облака.

Припев.

Великолепный образ, очень глубокая метафора – задевающие крышу облака. Иносказательно под крышей понимается человеческий разум. Недаром про сходящего с ума человека говорят «у него крыша поехала». В данном случае разум задевают облака, заметим – не тучи, а именно облака. Очень интересный, позитивный образ – легкий и светлый. Как тут не обнаружить связь с горним миром, с райским эдемом, населенным порхающими ангелами и прочими блаженными существами. Солистки сначала нам сообщают, что наш разум как бы затушеван, замешурован звуками падающего дождя. Дождь бьет по окнам (взор, взгляд, вид), по крыше (разум), мешая видеть лучезарный радостный мир, полный беззаботности и светлого счастья. Сам дождь – образ суетливой мирской круговерти, которая на самом деле бессмысленна и бестолкова. Не затем человек рождается на свет, чтобы бегать на скучную работу, есть и спать. Душа человека страстно хочет созерцать величие божественной красоты. Озаренные золотыми лучами белоснежные облака, плывущие по ярко-голубому небу – что может быть прекрасней? Девушки из группы «Блестящие» как раз и пытаются пробудить в нас душу, замазанную серостью обыденных тоскливых дней. Сначала они указывают нам на стук дождя, потом они видят в нас истинное – слова в глазах (об евангелиевском  значении Слова распространяться здесь излишне). Потом указывают на независимо существующие облака и то, что они дразнят наш разум, нашу душу. А для закрепления этого процесса в припеве певицы очевидно используют какое-то древнее заклинание или мантру – «Ун-дару-дару-ху, Ун дару-дару-ха».
Второй куплет явно сообщает об удачном результате внедрения высших духовных проявлений в подсознание слушателя – облака полностью вытесняют все иллюзорное и мифическое в разуме. Больше нет никакой двойственности, противоречий, субъекта и объекта, эго и мира. Все спокойно – по ясному небу движутся белоснежные облака, т.е. чистые, светлые мысли. Но далее после повторного магического заклинания мы видим самое неожиданное и удивительное – если духовно поднапрячься еще (выше подними свои глаза), то и сами облака исчезают – полная нирвана.
Таким образом, в этом коротком тексте прослеживаются все стадии духовного совершенствования, в которое вовлекают очаровательные солистки группы. Это и психотерапия и мистическо-религиозный инсайд в одном флаконе. Поэтому совершенно очевидна смысловая связь этой песни с потерянным и депрессивным духовным состоянием современного обывателя.
От всей души поблагодарим самых красивых девушек российской сцены!
Аплодисменты!

3) Шура «Холодная луна»

По равнинам лунным я хожу, брожу
Что я потерял и кого ищу
Сам не знаю но-но-но, пока
Собираюсь здесь побыть я до утра

Но когда настанет утро - я не знаю
В кратерах луны часов не наблюдаю,
Но когда настанет утро, я не знаю
В кратерах луны часов не наблюдаю
Почему холодная луна
Мне не дарит утро
День и ночь, день и ночь
День и ночь, день и ночь

По равнинам лунным я хожу, брожу
Может, потеряю, может быть - найду
Но не знаю точно, сам кого пока
Может быть ее, а может быть тебя
припев

Холодная луна, холодная
Холодная луна, холодная
Холодная луна, холодная
Холодная луна, холодная
Одиноко видно ей одной
В тишине безлюдной
День и ночь, день и ночь
День и ночь, день и ночь

Герой песни одиноко бродит по безжизненной поверхности луны. Он совершенно не понимает потерял он что-то или ищет кого-то, что явно свидетельствует об амнезии или слабоумии. У него отсутствует представление о времени, поэтому, бродя в по кратерам в темноте, он горячо жаждет наступления утра. Иными словами герой сюжета хочет выйти на солнечную сторону луны, чтобы хоть что-то как-то прояснилось и вокруг и в его сознании. Тогда он вспомнит кто он и чего ищет. Холод, одиночество, бессмысленность – не это ли признаки судьбы современного человека? В сознании туман, в душе – тревожный озноб, колотун. Где же тот человек, который даст свет надежды, любовь и душевное тепло? Нет его на темной стороне луны, т.е. в иллюзорном, неподлинном мире машин, где каждый в полутьме, полусознательном состоянии идет туда, не зная куда, чтобы найти то, не зная что. Работа, карьера, деньги не дают того, что нужно человеку. Наоборот это все изолирует человека, делая его равнодушным эгоистом.
Здесь могут спросить – а почему выбран именно образ луны? Совершенно справедливый вопрос, потому что в данном контексте Антарктида подошла бы куда больше. Тут мы должны вспомнить о тех, кто побывал на луне. Шура в своей песни дает нам прямую ассоциацию с американским космонавтом, затерявшимся на спутнике Земли. И здесь на поверхность выходит основной смысл. Подстрочником в песне высмеивается природная тупость американцев – чего хожу, чего ищу? Космонавт не понимает кто он и зачем он прилетел сюда. С одной стороны – чего на Луну-то летели? Нефти и золота там нет, баксов не печатают. Просто доказали миру, что типа тоже круты, но первые-то все равно мы.
Иносказательно, находясь в туманном неведении и вечном поиске, американцы не способны осознать своего значения и смысла жизни. Поэтому они одиноки и вечно во тьме, ожидая когда же они выйдут на свет (ожидание утра). Общество потребления нежизнеспособно и обречено на деградацию. Американец делает деньги и валяется на диване перед ящиком, излучающим голливудскую кровавую муть, с сандвичем и колой, а его душа как бы блуждает во тьме на обратной стороне луны, на что еще сорок лет назад намекнули великие «Pink Floyd». Сухой, прагматичный расчет на материальную прибыль загоняет живую человеческую душу, имеющую божественную природу, в самые темные и глубокие кратеры пустоты и бессмысленности. А проникновение американского менталитета в сознание россиян в последние десятилетия было четко отслежено нашим отечественным певцом – Шурой. И за это ему отдельное спасибо! Так держать!
Аплодисменты!

4) Револьверс «Котенок»

Рядом с тобой, я рядом с тобой.
Тихо скажи мне "да"!
Маленький мой, я буду с тобой,
буду с тобой всегда!
Я за тобой, пойду за тобой
даже на край земли.
Маленький мой, Котенок родной-
Ангел моей любви!

Я по тебе скучаю,
нежный котенок мой.
Я все тебе прощаю,
все для тебя одной!

Ты не молчи, прошу не молчи
если любовь пройдет
тихо скажи, не бойся скажи,
что нас с тобою ждет.
Я за тобой, пойду за тобой
даже на край Земли.
Маленький мой, Котенок родной-
Ангел моей любви!

припев

Сверхгуманизм по отношению к домашним животным всегда вызывает особое восхищение и умиление. Молодой человек явно одинок и в котенке находит самое близкое понимающее существо. Он готов прощать ему все – оборванные обои, случайные лужицы и сброшенный цветок. Разве это провинности по сравнению с людскими злодеяниями? Ведь столько брошенных жестокими хозяевами собак и кошек бродит по улицам и помойкам! А если бы все относились к братьям нашим меньшим, как автор песни, то и зла было бы меньше на свете, и мир стал бы намного лучше и светлее. Люди и сами научились лучше понимать друг друга, а это в свою очередь – необходимый фактор для нормального развития общества.
Некоторые дурные головы улавливают зоофиличный мотив в этой песне. Но что тут скажешь… одно слово - извращенцы. Котенок нарочито асексуален, автор его называет и он, и она, и сравнивает его даже с бесполым ангелом. Это духовная, платоническая привязанность. Заботливый герой песни является примером для подражания. Он чист и производит впечатление светлого человека. Такое отношение к животному являет самые высшие идеалы христианской морали – жертвенность и всепрощение. А образ котенка – это ни что иное как гипербола - мол бывают люди, способные проявлять любовь даже к ближнему… животному. Поэтому, «потренировавшись на кошках», что же можно ожидать для человека?
Спасибо, тебе автор!
Господа, группа Револьверс! Аплодисменты!

5) Натали «Черепашка»
Это было прошлым летом-
Я лежала на песке.
Наслаждалась ярким светом,
Криком чаек вдалеке.
Вдруг из самого из моря
На горячий, на песок,
Чудо выползло такое,
Что я испытала шок.

Морская черепашка
По имени Наташка.
С очками из Китая,
Такая вот крутая.
 
И на лоб себе сдвигая
Эти чёрные очки.
Говорит, что я худая
И прозрачная почти.
Я была её словами
Глубоко возмущенна.
Но, что толку ведь со львами
Говорят дружна она

припев

А потом она сказала,
Что певицей хочет стать.
И урок ей по вокалу
Попросила преподать.
И с тех пор мы с черепашкой
Неразлучные друзья.
Только жалко, что Наташка
Не умеет петь как я.

Припев

По сюжету песни загорающая на пляже девушка встречает странное существо – антропоморфная черепаха с китайскими очками. Это событие ее шокирует, после чего существо сообщает девушке, якобы она очень худая, аж до прозрачности. Разумеется это не нравится героине, но каким-то образом она догадывается о опасной силе, которая скрывается за образом черепашки. Далее существо просит научить ее петь, однако девушка сожалеет о бездарности черепашки. Начнем с образа существа.
Черепахи относятся к классу рептилий, коих на Руси издревле принято называть гадами. Гад это еще и оскорбительное слово и гады – это наши враги. Происхождение из моря указывает на «нездешность», иноземность существа. А китайские очки подчеркивают это. Заморская гадина, видящая мир через китайские очки, потревожившая русскую девушку-певицу, это очевидно образ западной экспансии через китайский экономический проект. Черепахи известные долгожители. И вот этот вот живучий западный гад никак не может успокоится и желает погубить молодую, расцветающую Россию через концентрацию всего мирового производства на востоке. При бешено работающей экономической машине нашего соседа, производство собственных товаров потребления внутри страны не рентабельно. Отсутствие рабочих мест приводит к праздному безделью российского народа, спаиванию, деградации и окончательной гибели нации. Упрек в худобе, дистрофии девушки выглядит как намек и насмешка – мол нищие и голодные, и ничего у вас нет – голодранцы. А попытка возмущения сразу пресекается упоминанием о львах, символизирующих, очевидно, мощь штатов.
Этот сюжет отражает экономическую и политическую ситуацию в современном мире. Молодая, развивающаяся Россия не нужна никому. Она как бы насильно загоняется в тиски экономической модели, где ей отводится роль потребителя. Но что в замен? Черепашка просит научить ее петь, т.е. приобщить к высшим духовным сферам. Но тщетно – в этом вопросе, кроме России, никто более не может и не должен обладать пальмой первенства. Судьба России – всегда быть духовным центром всего мира (мудрый восток в этом вопросе здорово подломился под натиском сугубо материальных причин). Пускай мы нищие, пускай голодные – зато лучше нас никто петь не может - бездарности... Мы богаты совершенно другим. Это другое поважнее ваших гамбургеров.
В заключение проясним очень важный момент. Почему иноземную черепашку зовут русским именем Наташка? С одной стороны здесь можно узреть шпионское намерение выдать себя за своего. Но есть и другой, более тонкий аспект песни. При интровертизации сюжета в чудо-черепашке можно угадать зеркальное отражение русской души, альтерэго. Глобальные мировые процессы как бы трансформируются в данный образ – есть героиня-наблюдатель и невероятный сказочный синтез – заморский гад, несущий признаки необратимой глобализации. Русская душа видит его, как и видит то, что этот образ стал впитывать и ее саму – через имя. Но она сопротивляется этому чудовищному сплаву, желая сохранить аутентичность для нормального развития. Ведь превращение во всеобщую не дифференцированную гадину потребления («оранус» или «ротожопа» по  Пелевину (Generation П)) сопоставимо с падением в преисподнюю, где «стоны и скрежет зубовный».
Поэтому данная песня, на примере простых, вроде бы, образов, отражает глубокий кризис в современном мире и роль России, как единственно возможного источника спасения.
Молодец, Натали! Глубоко копаешь!
Аплодисменты!

Вот такая вот попса…
Так что делайте выводы сами. Со своей стороны хочется поставить жирную точку – руки прочь от российской попсы!


Рецензии
Если так рассортивать всё тексты песен, то можно отыскать вполне нормальный смысл. Но вот подозревали об этом смысле авторы текстов? Думаю, вряд ли. Но ваша задумка удалась. Во всяком случае, не буду больше нападать на поп-музыку, а хотя бы попробовать прислушаться к ней.

Но позвольте теперь сказать слово в защиту рока. Депрессивные подростки, гибнущие от наркотиков и алкоголя давно уже не слушают рок. Более того, теперь уже не важно, что слушал этот подросток. Ведь забиваются они даже если обожают рок, попсу, реп или хип-хоп. Это уже не важно. Приведу личный пример. Я слушаю рок, при этом не употребляю алкоголь, и не курю. И отношение эти вещи у меня вызывают резко негативное. Но это не мешает мне слушать депрессивный и замороченный рок. Как говорила одна довольно яркая личность из фильма "Брат", "главное тусовка". Извините, может сказал чего лишнего, но теперь уже не стоит связывать один лишь рок с распространением наркомании и выставлять главным виновником.
С уважением,

Максим Рыцарев   23.04.2013 23:29     Заявить о нарушении
Спасибо!
Это на самом деле ирония. Я стараюсь больше прикалываться в текстах. Любую проблему сводить на нет. Я не люблю попсу, но чтобы ее терпеть - придумал смысл текстам. Так игра ума...
На роке сам вырос. Очень уважаю. Считаю, что творчество группы Кино, например, имеет эпохальное значение. Сколько внутренне свободной молодежи появилось. Наркота - это совсем другие причины, очень сложные. тут копать и копать...
С уважением, Павел

Павел Гурачов   24.04.2013 00:07   Заявить о нарушении
Теперь понимаю вас. Знаете, раньше мать ругалась, когда целыми днями слушал Кино и другие группы. Теперь же даже сама просит найти из "моей" музыки что-нибудь послушать. Конечно приходится выбирать лирику, но ей нравится. Успехов вам и удачи,

Максим Рыцарев   24.04.2013 00:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.