Малоизвестные татарские разности - 88

***
Компиляции
***


Тазиев Гарун
Taziev Garun

***

(11.05.1914 года [Варшава] - 06.02.1998 года)
Франция (france)

Французский вулканолог.
***
Отец Гаруна Тазиева был русским доктором, мать полячка, врач по профессии. Родился будущий геолог в Польше. В своей жизни Тазиев был боксером, получил агрономическое образование, во время Второй Мировой Войны участвовал в движении Сопротивления. Для прикрытия он получил профессию геолога, и после войны стал работать геологом во французских колониях. Там он познакомился с вулканами, и вулканология стала его занятием на всю жизнь.

Он участвовал в экспедициях на многие вулканы мира. Изучал Этну, Эребус, Стромболи и другие известные вулканы. Открыл несколько лавовых озёр. Написал 23 книги, и снял несколько фильмов о вулканах. Много сделал для популяризации наук о Земле.

В 90-е годы активно выступал против экологической паранойи и природоохранных афёр. В частности сделал резкие заявления относительно так называемых "озоновых дыр":

"Все дело в том, что крупные химические компании хотели бы сохранить свою монополию на рынке. После того как хлорфторуглероды на протяжении полувека были защищены патентами, в ближайшем будущем они должны были стать собственностью государств. Дабы ни с кем не делиться этим пирогом, и решили добиться их запрещения! Ведь это потребует создания каких-то газов-заменителей со сложной технологией производства, а значит, сохранит возможность их выпуска только за крупными компаниями, которые обладают необходимыми технологическими ноу-хау..."

Библиография
***
Встречи с дьяволом
Кратеры в огне
Вода и пламень
Встречи с дьяволом
Этна и вулканологи
и другие.
Книги Тазиева часто печатали в СССР.
***
http://tululu.org/a16572/


Отец Гаруна Тазиева был татарин.
***
Эта фамилия происходит отличного имени Tai - Таджи, которое в татарском произношении звучит как Тази. Редукция Ж в З характерна только для татарского языка. Многие мусульманские имена претерпевают такое изменение в татарском языке. Джамалетдинов - Замалетдинов Ахметжанов - Ахметзянов.



Гарун Тазиев

***

вулканолог и путешественник, в прошлом году вновь приехал в Москву для участия в геофизическом конгрессе. Здесь он встретился с нашим корреспондентом.
— К вашему журналу у меня особое чувство. Благодаря публикации в «Вокруг света» («Это мои встречи с дьяволом», № 1 за 1971 год), — улыбается он, — меня разыскали двоюродные сестры. Они живут в Ташкенте, откуда был родом мой отец. (Отец Г. Тазиева, служивший врачом в русской армии, погиб в первую империалистическую, после чего мать с сыном уехала в Бельгию.)
Отвечая на вопрос о маршрутах последнего времени, Тазиев сказал, что весну и» лето он, как обычно, провел в своем «рабочем кабинете» — на вулкане Этна. Вулкан этот не переставая извергает лаву. В минувшем году его добычей стала деревушка Сан-Альфио. Нет, на сей раз обошлось без жертв. Но виноградарям, которые долгие годы буквально по кирпичику собирали свои домики, теперь надо было уходить. «Это как война», — сказал Тазиеву один из них. Деревенский священник размахивал крестом перед ползущей лавой — не помогло...
Дело осложняется тем, что по закону, принятому в Сицилии, запрещено отводить лавовый поток, иначе тот будет угрожать соседу. Закон этот датирован 1669 годом, но до сих пор действует. Попытки изменить его натолкнулись на сопротивление политиков: скоро выборы, и кое-кто из крупных собственников хочет в буквальном смысле «погреть руки» на извержении.
— Есть ли перспектива выявлять размеры грядущего извержения?
— Наша франко-итальянская группа занимается на месте изучением газов. Я убежден, что извержение дает о себе знать изменением состава газов. Регистрация этого явления очень сложна и требует особой аппаратуры, которую мы конструируем. Достаточно вам сказать, что температура и скорость выхода газов в кратере Этны меняются каждые двадцать пять секунд!
...Кроме Этны, у нас есть еще постоянная точка для полевых работ. Осень, как правило, я провожу в Африке, в Афаре, на границе с Эфиопией и Сомали. Это идеальный полигон для изучения разломов и движения земной коры. Неудобство по-прежнему одно: адская жара. Мы работаем там уже пятый сезон, неподготовленный же человек оказывается в сложном положении... Американский «Национальный географический журнал» послал к нам своего корреспондента Виктора Энглеберта. Это здоровяк, два метра ростом, побывавший в Антарктиде, прошедший с караваном всю Сахару — словом, и по виду и по существу, что называется, «бывалый» парень. В Афаре было бы пятьдесят градусов в тени, если бы таковая нашлась: котловина покрыта соляными отложениями толщиной до двух километров, и там ничего не растет. В дороге наш «джип» встал: как на грех, лопнул ремень воздушного охлаждения. Пошли пешком — двое моих спутников, Виктор, я и проводник-эфиоп. Через два часа Виктор не выдержал и упал без сознания. Мы дали ему воды, но нести журналиста (в нем сто килограммов веса) было нам не под силу. Разбили палатку для защиты от солнца, стали совещаться. Молчал только проводник-эфиоп. Когда все высказались, он вдруг встал... и побежал! Да, именно побежал к базовому лагерю в 18 километрах от вынужденного привала. К вечеру за нами прибыл вездеход. Не знаю, как бы все обернулось без этого уникального проводника... В лагере Виктор пришел в себя. Он сожалел лишь о том, что я не снимал в то время, когда он был без сознания.
— Как видите, — заключает вулканолог, — занятие нашей наукой требует не только хороших лабораторных навыков.
Сам Гарун Тазиев сухой, поджарый, по виду — прирожденный спортсмен. Оказалось, это действительно так. В университете он был чемпионом Бельгии по боксу, участвовал даже в Олимпийских играх в Берлине, затем много играл в футбол и регби, он мастер по альпинизму. «Кроме того, у меня есть маленький рекорд по нырянию... В будущем году мне стукнет шестьдесят, но я надеюсь по-прежнему выступать за международную команду регбистов-ветеранов».
Гарун Тазиев показал в Москве свой новый цветной фильм, снятый в жерле вулкана. «Этот вулкан — Нирагонго в Заире — мне особенно дорог. Спуск в его кратер стал моим боевым крещением в 48-м году. Двадцать лет спустя я вернулся, чтобы запечатлеть на пленку его «содержимое».
— Наука, спорт, кино... Вы перечислили все свои занятия?
— Ну, я еще пишу популярные книги, их вышло полтора десятка, и очень жалею, что остается мало времени заниматься живописью.
«Рыцарь XX века», — сказал о нем выдающийся французский биолог Жан Ростан. Профессор Тазиев, несмотря на всю лестность этого титула, предпочитает называть себя «человеком, который следует своему призванию».

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4862/





Яруллин Искендер

***

Огненная гора
***
moltat.ru / Адреналин /
МТ
***
Казанский геолог спустился в жерло вулкана
***
Страх перед извержением вулкана сидит в сознании людей с доисторических времен. Но только не у выпускника географака КГУ Искандера Яруллина, посвятившего себя исследованию вулканов Камчатки. Он не боится cпуститься в жерло дремлющего вулкана.

Искандер Яруллин

- В первый раз я отправился на Камчатку в 1991 году как начальник геологической экспедиции, - поделился с корреспондентом «МТ» Искандер. - В конце экспедиции я решил остаться там еще на один месяц - попрощаться с самым живописным уголком земли было не под силу. Потом побывал на Камчатке еще четыре раза, но уже как фотограф.

«Зомби» инфразвука

- Откуда такая любовь к Камчатке?

-  Сложный вопрос. Думаю, характер человека дается ему свыше. Вот такой уж я уродился, что мне нравится ездить, смотреть на красоту природы. В этом моя сущность.

- Вы не раз становились свидетелем извержения вулканов…

- В одну из наших экспедиций на Камчатку  извергался вулкан Ключевский. А в 1993 году в Петропавловске-Камчатском нас застало землетрясение. Когда происходит землетрясение, человек на подсознательном уровне ощущает страх, так как все это действо сопровождается инфразвуком.

- А где вы находились, когда началось землетрясение?

- Землетрясение началось вечером, когда мы с товарищами были в квартире (на пятом этаже), где остановились на время экспедиции. Все люди выбежали на улицу и уже начали выносить мебель и домашнюю утварь, а мы решили - чему быть, того не миновать - и спокойно легли спать. Сильной тряски не было, дребезжали только стекла и посуда. Но, вообще-то, для собственной безопасности необходимо встать в проеме двери или окна.

Жерло - логово медведя

- Что берете в экспедицию?

- Основной прибор - фотоаппарат. Из продуктов берем большое количество сухофруктов, если ожидают дальние походы, а также сало и копченую колбасу.

- Пробы лавы берутся во время извержения вулкана… Как это удается сделать?

- Вулканологи в противогазах, касках и жаростойкой одежде подходят к потоку лавы на расстояние вытянутой руки и специальными приборами берут пробы. Но был на Камчатке один смельчак, который рискнул «прокатиться» в самом потоке лавы на камне. И остался жив.

- Спускались сами в жерло вулкана?

- Заглядывали в жерло дремлющего вулкана рядом с Петропавловском-Камчатским. Он относится к недействующим, но там периодически бывают выбросы пара и пепла. Также побывали в Малом Семячинском вулкане. Внутри его кратера оказалось большое кислотное озеро ярко-изумрудного цвета...

Кристина ДЕСЯТОВА

http://moltat.ru/exclusive/ognennaya-gora


Рецензии