172. В. Агошков. Девятая земля. Муромец

172. В.Агошков.

Девятая земля.

Муромец.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ДЕВЯТЬ ДУБОВ. Впрочем, в книге "Историческое описание церквей, приходов и монастырей в Орловской Епархии" (1905г.) по этому поводу сообщается следующее: "По истории села Девять Дубов записано предание в церковной летописи, по которой это село считается древнейшим, и даже древнее самого г.Карачева…

На самой середине села Девяти Дубов, около дома крестьянина Фомина и находящегося же там глубокого колодца, на громадном дубовом пне росли когда-то девять дубов – отростков… В царствование императора Петра Великого были непроходимые леса и болота. А в самой густой чаще леса было девять дубов – отростков от одного дубового пня, и разрослись там, что было удобным местом для укрывательства известного разбойника Соловья, который с этого места три раза предавал Одринский монастырь огню и разграблению".

Легенда, как видим, ничего не говорит про Илью Муромца, а вместо него упоминает Петра Первого. Вместо девяти дубов рассказывается о пне, на котором росли девять дубов-отростков. К тому же дубы появляются то на середине села, то в густой чаще леса. Неправ В.А. Келтуяла, когда пишет о том, что село Девять Дубов находится от г.Карачева «в 25 верстах».

На самом деле, в 12-14 километрах. В 25 верстах от Карачева расположена д.Смородиновка, но принадлежит она теперь Шаблыкинскому району. Если здесь и протекает речка Смородинная, то на её берегах никакого села Девять Дубов нет, поскольку последняя находится севернее, в километрах 23-25.

Село Девять Дубов лежит у истоков реки Вытебеть, в одном из её верхов. Следует иметь в виду, что речек Смородинок на территории области несколько.

Илья Муромец мог следовать в Киев и через Новосиль-Долгое, т.е. по Муравскому шляху: вспомним, что дорога "заколодела, замуравела". Кстати, посёлок Муравский Шлях и до сих пор находится в Должанском районе. Недалеко от него и начинается ручей Смородинка, на берегах которой стоит деревня с таким же названием.

ОТ ЦИФРЫ 9 К … ЗАПЯТОЙ. Кроме Девяти Дубов, есть в Дмитровском районе село Девятино, которое тоже находится вблизи бывшего шляха – Свиного. Болхов называли городом "девяти холмов". Всё это заставляет присмотреться более внимательно к цифре «9». Если её уменьшить на письме до точки с небольшой "скобкой", то получим … запятую. В этимологических словарях происхождение запятой объясняют от глаголов "воспрепятствовать, задержать". Сравни: запонка, путо, препятствие.

В этом смысле село Девять Дубов действительно представляло препятствие: здесь сидел Соловей – разбойник. С другой стороны: запятая – это то, что за пятой!
Пядь земли?! Учёные пишут о том, что речка Смородинка и означала рубеж! На границе каких племён стояло село Девять Дубов? Возможно, что Илья Муромец – это представитель финского племени – мурома.
Их богатырь победил вятического Соловья-разбойника и доставил его в Киев, князю Владимиру Мономаху.

ОТКУДА ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Слышу возражения оппонентов: как это вдруг представить Илью Муромца нерусским богатырём?! Спешу успокоить таких читателей. Дело в том, что Киев так называемую Залесскую область, в которой находилось и Муромское княжество, освоил гораздо быстрее, чем вятическую территорию. Долгое время из Киева в Муром и Суздаль и обратно ездили кружным путём, через Смоленск и Москву. В своём "Поучении …" Мономах сообщает как об особом подвиге о походе через Землю Вятичей. Стал подвигом и проезд Ильи Муромца через наши древние земли.

Поэтому хотя Илья Муромец и мог быть представителем финского племени мурома, но на самом деле давно ощущал себя русским богатырём, поскольку боролся за единение Руси. И стремился доказать это на деле, хотя киевские князья и не всегда доверяют «иноземному» Муромцу, поскольку посадили его в подвал. Но когда приходит час беды, то богатырь не вспоминает своих обид: становится на защиту Родины.

Сын Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий осваивает вятическую территорию с … севера, от Москвы, водит через её территорию «целые полки». Есть сведения, что в городе Новосиле Долгорукий на два года оставлял свою жену, которая, не исключено, родила здесь Василька, в честь которого и был назван город Ново + Василий: НОВОВАСИЛИЙ, НОВОСИЛЬ.

По такой точке зрения выходит, что Соловей – разбойник олицетворял вятичей, которые долго не подчинялись Киеву, даже подговаривали другие племена напасть на столицу полян.

СОЛОВЬИ – КУРЯНЕ. Но не исключено, что черниговский, т.е. вятический богатырь Муромец (Муравец) боролся против князей Новгород-Северского княжества, границы которого доходили до села Девять Дубов. Вспомним, что курян до сих пор зовут "соловьями"; фирменный поезд на Москву так и называется – "Курский соловей". Снующие по трассе Орёл-Курск фургоны предлагают пиво из Соловьиного края.

Время раздора между Черниговом и Новгород-Северском – сороковые годы XII века. Именно в 1146г. появляются в летописях города Карачев и Мценск, в 1147г – города Кром, Москва. Однако читатель может задать вопрос: г.Чернигов находится на юге, почти у самого Киева, там быть и Илье Муромцу (Муравцу). Учёные так и поступают. Корреспонденты московских газет нынешнего времени тоже удивляются: зачем, мол, к орловцам попал богатырь!

А дело в том, что Черниговское княжество было вытянуто с юго-запада – от Киева на северо-восток почти до самой Москвы. С востока в эту территорию вклинивалось Новгород-Северское княжество, почти перерезая Черниговское княжество на две части. Вначале, когда отношения славянских князей были мирными, данная "запятая" не мешала. Потом, по мере раздора, черниговцам приходилось "кружить" вокруг, минуя землю северян, курских "соловьёв".

В таком случае вятический богатырь Илья Муромец бился с курским Соловьём-разбойником. П.Голубовский писал в XIX веке, что северяне жили на р.Суле (Соле). От слова Сола получаем Солова – Соловей. Не отсюда ли произошло и имя загадочного племени "суличи". Кстати, и недалеко от Куликовского поля есть река Солова!

 Тот же П.Голубовский упоминал «народ Савары», который жил в Северской земле. Кто такие Савары, сказать трудно: то ли это с+авары, пришедшие сюда из Урала, то ли Саари, то есть Сари-Цари, представители хазар? Тогда Муромец бился с богатырём Хазарии…

(С) В.И. Агошков.


Рецензии