173. В. Агошков. Девятая земля. Девять Невять

173.В.Агошков.

Девятая земля.

Девять=Невять.

ПОЧЕМУ ДУБОВ (ОТРОСТКОВ) – ДЕВЯТЬ. Цифра 9 для наших предков была "окутана тайной". Одно лишь выражение "в тридевятом царстве" говорит об этом.

В.И. Даль приводит такие выражения: девятый вал – наибольший, роковой; девятая пятница – праздник Святой Параскевы, пятницы, на девятой неделе по Пасхе (кстати, глубоко чтится в пгт. Кромы: на праздник приезжает руководитель Орловской и Ливенской Епархии Владыка Паисий); едем мы из Зарядья в Кремль девятый день; девятый месяц на свет награждает; девятерицы – девятилетние сроки человеческой жизни; девятины – поминки на девятый день кончины; киргизы дают калым девятками; - встарь вели у нас счёт со’роками и девяностами…
 
Итак, наши предки считали девятами. Девять Дубов – это полный набор цифр первого ряда. Посмотрим, как это отражено в былинах. В "Сборнике Кирши Данилова" (1804г.) написано:

Проезжает он через те леса Брынские,
Через те грязи Смоленские…
Наезжал Илья на девять дубов,
И наехал он, Илья, Соловья – разбойника…

В былине "Илья Муромец и Соловей – разбойник", напечатанной в книге "Русская народная поэзия" (Ленинград, 1984г.), мы видим следующее:

Сидит Соловей – разбойничек Дихмантьев сын
На семи дубах, в девяти суках…

Упоминается в былинах и словосочетание "за тридевять земель…" Кстати, не все знают о том, что цифра 9 произошла от слова... «новый»!

Учёные Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская так объясняют происхождение слова "девять": общеславянское, является производным с суффиксом *ent от индоевропейского *neu-. Таким образом, девять – это невять… начальное «н»  в общеславянском языке заменилось «д» под влиянием "десять". Этимологическая связь слов девять и новый объясняется, вероятно, тем, что существовало представление о 9 как о новом числе при счёте четвёрками.

Девять – это 3 раза по 3. Как отмечает Г.Бидерманн, цифра 9 много значила, в первую очередь, в религии и космологии Древнего Египта, где речь шла о системах богов под названием «песедьет» (группы из девяти, девятки). В Древнем Китае число 9 играет важную роль в "И – цзин", а также в "Книге ритуалов"… Девятый день девятого месяца был мужским праздником; девять провинций земли, девять гор, девять небесных полей. Центр Пекина обнаруживал 8 подъездных путей и один центр, следовательно, тоже девятку.

Запад знал 9 ангельских хоров, 9 космических сфер средневековой системы мира, и в "сверхумном" (буквально – девятикратноумном) усматривается воздействие в степень числа три. Согласно древнекитайской традиции, когда-то из Хоанхо пришёл квадрат, разделённый на 9 полей…
Как видим, все народы мира «прошли» через цифру 9. Не исключение и славяне.

ДЕВЯТЬ – НЕВЯТЬ… Итак, вместо названия Девять Дубов получаем Невять Дубов! Если допустить, что ДЕВЯТЬ – ДЕЯТЬ («в» как протетическое, вставное) означает нечто "большое, плодовитое, деятельное," то племя ВЯТИЧИ (ДЕ – ВЯТИЧИ: де "блуждало"; сравни: Де – Брянск, Брянск) как раз и соответствовало такому понятию: сильное, родовитое. До недавнего времени нам казалось, что вятичи и связаны с цифрой 9. А потому названия: Девять Дубов, город Девяти Холмов – Девятигорск и т.п. даны вятичами.

Однако этимология цифры 9 заставляет нас по-иному посмотреть на эти топонимы. Девять – Невять Дубов – НЕ ВЕДОМЫЕ (не известные) Дубы. Болхов – город «девяти неведомых» холмов. Следует вспомнить, что, по былине, прямоезжеей дорожкой до Киева Илье Муромцу – 500 вёрст. От Девяти Дубов столько и будет. В день на конях люди проезжали в среднем по 50 вёрст.

Следовательно, до Девяти Дубов нужно было пройти 9 раз по 50! Не означает ли это, что наш край и был для киевлян "новым, неведомым", откуда следовало бы начать новый счёт вёрстам?!

А теперь вспомним, что в древности вятичей называли ВЕНТЫ – ВЕНТИЧИ: носовое "я" звучало как "ен". Если девять было признаком вятичей – Девять – Девятичи – Вятичи (де – как частица), то НЕВЯТЬ – читается и как "НЕ ВЕНТЫ"; т.е. не вятичи?! Или вятичи были для тех же киевлян «неведомым» племенем, или кто–то другой жил у истоков реки Вытебеть?!
      
О ФИНСКОМ ПЛЕМЕНИ МЕРИ (МАРИ) мы уже говорили. Некоторые учёные утверждают, что наши финны своим спокойным характером превратили со временем воинствующих вятичей в людей со слишком "толстой кожей", которые очень уж терпеливо относятся ко всяким проводимым над ними "опытами". Не знаю, насколько всё это соответствует действительности, но именно эти молчаливые люди способны вытерпеть всевозможные лишения и "реформаторские потуги".

Одно можно сказать чётко: женский финский склад лица, вздёрнутый носик, русые до белизны вьющиеся волосы – пришлись по нраву вятичам – мужчинам.

Великую Россию населяли не только славяне, но и все те племена и народы, которые здесь проживали и живут.
 
(С) В.И. Агошков.


Рецензии