174. В. Агошков. Девятая земля. Соловки. Велес

174.В.Агошков.

Девятая земля.

Соловки.

Велес.

ГОЛЯДЬ. СОЛЬВЕЙГ. СОЛОВКИ. Считается, что заметное культурное влияние оказали на славян и представители племени ГОЛЯДЬ, которое учёные располагают где–то в верховьях реки Оки. А не жило ли оно в районе села Девять Дубов?!

Вполне возможно. Об этом говорит следующее: есть в Знаменском районе село Голдаево, недалеко от которого находится деревня Бельдино. Не исключено, что деревни Холодково (Голодково?), Холодова, посёлки Холодковский, Холодная Вода (вспомним, что у славян – Добрая Вода!) также образованы балтским племенем голядь.

Голдаево – от "угол". Деревня Колки (Голки?) Кромского района в переводе тоже означает "угол". Недалеко от неё находятся деревни Большая Колчёва, Малая Колчёва. Существует деревня Голдаево и в Залегощенском районе. Есть в г. Орле Наугорское шоссе: то ли оно показывало путь «на угров» (угро-финнов), то ли на реку Нугрь. А может быть, Наугорское – от ney, ведущее в неведомый край?!

Если представить Соловья – разбойника "балтом", то какие же следы его можно найти сейчас на севере страны? Вспоминается Соловецкий монастырь, расположенный на одном из островов Белого моря. Монастырь – крепость, религиозный центр и крупное феодальное хозяйство на севере России, основан в конце 20-30-х годов XV века на Соловецком острове. Обратим внимание на то, что уединённая крепость посреди моря носит название Соловецкая.

Сослать на Соловки, т.е. на край света. У норвежского композитора Грига есть "Песня Сольвейг". Героиня поёт о том, что она поклялась Перу, своему любимому: "Тебе поклялась и верна душой!.." Сольвейг (Зольвейг – Золушка?) непоколебимо верит в возращение любимого, которого она ждёт в уединении…
Итак, в уединённых местах находятся и Соловецкий монастырь, и Сольвейг. В итальянском языке "соло" значит один. Солист – это артист, который исполняет музыкальное произведение, отдельные номера.

Не означает ли это, что и Соловей – разбойник есть существо, которое живёт в уединённом месте, один?! Былины подтверждают такой вывод.
 
КТО ЖЕ ТАКОЙ СОЛОВЕЙ – РАЗБОЙНИК?! Почему же в таком случае наши учёные делают вывод о том, что СОЛОВЕЙ – общеславянское слово, образованное от СОЛВЪ – серый, желтоватый (после развития полногласия – СОЛОВЫЙ). Птица названа так по цвету своего оперения (см. Н.М.Шанский и др.).

Правда, П.Я.Черных в раздумье: "Назван ли соловей по цвету оперения (так обычно объясняют происхождение этого слова), или по тому действию, впечатлению, которое производит на человека его пение, трудно сказать".

И далее: "…если соловьями у славян первоначально назывались дрозды (что, впрочем, мало вероятно!), то это наименование (соловей) можно этимологизировать и по-другому. Не происходит ли оно от …*sol – "прыгать"?.. Известно, что дрозды "передвигаются по земле прыжками с характерным приседанием".
 
Интересно, что настоящие разбойники также стараются нападать на людей скрытно, т.е. прыгая и приседая. Не отсюда ли и Соловьи-разбойники, которые «прыгали» на свои жертвы?! Иными словами: Соловьи-разбойники – это (sol) прыгающие и приседающие грабители! Былинный Соловей – разбойник тоже прыгает на деревьях. Кстати, и конь Ильи Муромца «с горы на гору» перескакивает, «с холма на холму» перемахивает…
 
ЗМЕЙ. ПЕРУН. ВЕЛЕС. В "Мифологии" (БСЭ, Москва, 1998г) сообщается о том, что Соловей-разбойник родствен Змею – рогатому Соколу (Соловью) в белорусском эпосе.
Илья Муромец разрубает Соловья – разбойника на части и сжигает его, что напоминает миф о поединке громовержца Перуна с его змеевидным противником. Само имя Соловья – разбойника связано "намеренным звуковым сходством" с именем бога Волоса, противника громовержца. Волос в обратном прочтении Солов.

Как известно, Волос, или Велес – это один из древнейших славянских богов. Вначале покровительствовал охотникам, обозначал также духа убитого зверя. Волос – это атрибут мужского начала, а посему наши предки считали, что "род ведётся от бога, который показывается лишь в образе зверя, а потом снова уходит в небесные чертоги (ср. созвездие Большая Медведица и т.д.). Славяне считали, что покойники тоже помогали плодородию земли, и поэтому оставляли на сжатом поле "жменю колосьев Волосу на бородку".

Составители очень полезной книги "Мифы древних славян" (Саратов, "Надежда", 1993г) писали, что "таким образом культ скотьего бога как-то связывали с предками, и с урожаем. Травы, цветы, кусты, деревья называли "волосами земли". Велеса чествовали с 20 по 25 марта, на масляничную неделю, и с 25 декабря по 6 января, на зимние святки. 6 января был Велесов день. В период христианства на Руси ему соответствовал Власьев день – 11 февраля".
 
Сейчас в России вводится Валентинов день – день всех влюблённых. Не есть ли день Валентина отголосок Велесова дня. Власьев день – день, когда властвовал языческий бог любви!

Культ Волоса-Велеса потому и связывали с предками и с урожаем, что он был символом мужского начала.
В указанные дни (в марте и в январе) природа после осенней и зимней "спячки" оживает, атмосферное давление постоянно идёт вверх, возбуждая всё живое. Как говорится, сам Бог велел именно в такие недели вспоминать Волоса, благодарить его за возрождение жизни.

Здесь мы волей-неволей подходим к неожиданному выводу: если Соловей – разбойник и Волос – это одно и то же, то тогда придётся признать, что и Соловей являлся в сознании наших предков носителем мужского начала.
 
Из польской хроники и Велесовой книги мы знаем, что славянский род на земле основал человек по имени Слава. Старославянское "-ла-" – это русское  "-оло-". Тогда Слава станет Солова – Соловей?! Волос – Велес – Власий – власть?! Власий – Славий. В таком случае христианин Илья Муромец бился с язычником Велесом – Власием – Славием – Соловьём!


(С) В.И. Агошков.


Рецензии